Атрибуты материи и их взаимосвязь.
Универсальным способом существования материальных предметов является движение. Существование конечных объектов обусловлено их взаимодействием, а всякое взаимодействие вызывает изменение взаимодействующих сторон. Поэтому быть, существовать — значит изменяться. Благодаря изменению мы можем говорить о реальном существовании тех или иных объектов. Одним из фундаментальных принципов современного взгляда на мир является утверждение о том, что материя и движение связаны неразрывно.
Движение есть особое свойство или атрибут материи, которое выражает ее способность изменяться и переходить из одного состояния в другое. Категория «движение» отражает любые изменения, происходящие в мире материи. Движение представляет собой коренной способ и условие существования всех без исключения предметов материального мира. В современной науке и философии рассматриваются следующие основные свойства движения:
Во-первых, единство движения и его носителя, т.е. невозможность их существования друг без друга. Во-вторых, универсальность движения, т.е. то, что все формы реальности находятся в изменении и развитии. В-третьих, противоречивость движения, т.е. то, что оно есть единство противоположностей: прерывности и непрерывности, устойчивости и изменчивости.
Наличие у материальных предметов определенной устойчивости, способность его сохранять свое состояние или положение относительно других предметов нашли свое выражение в понятии покоя. Нельзя найти ни одного предмета, пребывающего в состоянии абсолютного покоя. Во-первых, потому, что он всегда входит в структуру какой-либо движущейся системы, Во-вторых, потому, что в нем самом происходят постоянные изменения. Покой относителен, а изменение (движение) – абсолютно. Однако качественная устойчивость явления, относительный покой всегда имеется в структуре движущейся материи, что говорит о его объективности. Например, эволюционный процесс живой природы — итог взаимодействия изменчивости (приспособления) и устойчивости (наследственности).
Окружающий нас мир находится в непрестанном движении, охватывающем все протекающие во Вселенной процессы – от простейших механических перемещений до такого сложного процесса, как человеческое мышление. Движение существует в разных формах. В работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс дал простейшую классификацию форм движения материи. При этом он опирался на достижения в естествознании своего времени. Им были выделены с учетом конкретного материального носителя следующие формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.
В дальнейшем в науке ХХ века были открыты неизвестные ранее уровни организации материи и соответственно обнаружены и новые формы движения: в микромире – связанные с превращением элементарных частиц и взаимодействием субэлементарного уровня; в мегамире – связанные с галактическими взаимодействиями и расширением метагалактики. Изменились представления о механическом движении как генетической основе физических движений и фундаменте всех физических процессов. Механическое движение тел обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложным переплетением взаимодействий: сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных. Развитие естествознания внесло много нового в понимание природы биологического движения. Были уточнены представления о носителях живого вещества: в качестве носителей жизни помимо белковых молекул были выделены ДНК и РНК. Сложилось представление о целостности биосферы.
Идея философии о возникновении в процессе развития материального мира новых структурных уровней материи, а, следовательно, и новых форм движения, имеет большое значение для объяснения сущности самой эволюции Вселенной. На основании обобщенных результатов научного познания, была выдвинута гипотеза «Большого взрыва» и эволюции нашей части Вселенной, в результате которой возникла биосфера, а затем развитие биосферы породило, в конечном счете, социальную форму бытия. Каждое новое крупное открытие в естествознании заставляет изменять как число выделяемых форм реальности, так и формы их взаимосвязи.
При изучении форм движения материи необходимо опираться на два методологических принципа. С одной стороны, высшие формы движения несводимы целиком и полностью к низшим. Эта несводимость обусловлена тем, что каждая форма реальности порождает свою качественную специфику в результате взаимодействия своих элементов. Так, нельзя описать биологические процессы исходя только из физико-химических свойств, не учитывая качественную специфику биологического уровня организации, игнорируя процессы биоэволюции, естественного отбора и т.д. Точно так же развитие человеческого общества невозможно понять, опираясь только на биологические закономерности, без учета особенности социального развития, Но, с другой стороны, надо учитывать органическую связь между уровнями организации материи. Каждая высшая форма возникает, из низшей и поэтому ее нельзя понять, игнорируя эту генетическую связь: например, мы не сможем понять сущность человека, если не будем учитывать его биологическую природу. Несоблюдение этих принципов исследования качественной специфики форм движения может привести к искажению истины.
Взаимодействие форм движения как способа существования реальности ставит перед философией и наукой вопрос об источниках и механизмах движения. В стремлении раскрыть сущность движения, его источник и причину в истории философии и естествознании сложились две противоположные точки зрения. С одной стороны, на протяжении веков господствовало метафизическое представление о материи как пассивной, инертной, лишенной самодвижения субстанции мира. Такое понимание вело к признанию первотолчка внешнего источника движения. Суть второго подхода заключается в стремлении объяснить движение материи из себя самой, как самодвижение.
На противоречие как источник самодвижения вещей впервые указал еще Гераклит, Г. Гегель использовал принцип противоречия как обоснование саморазвития Абсолютной Идеи. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали этот принцип в качестве основополагающего уже для понимания саморазвития, прежде всего материальных систем. Однако до недавнего времени принцип самодвижения применительно к материальному миру сохранял умозрительный характер, просто постулировался, поскольку отсутствовали естественнонаучные обоснования механизма самодвижения, в середине прошлого столетия кибернетика и синергетика (наука о самоорганизующейся системе) позволили создать новые мировоззренческие образы, конкретизирующие проблему самодвижения материи и ее самоорганизации.
Процессы самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами систем и носят естественный, спонтанный характер. В современном научном познании все формы реальности рассматриваются как существующие во времени и пространстве.
Пространство есть совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих протяженных объектов, их расположение относительно друг друга и величину.
Время есть совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (их последовательность и длительность).
Философское осмысление пространства и времени включает две фундаментальные проблемы: во-первых, проблему объективности пространства и времени; во-вторых, проблему взаимосвязи пространства, времени и материи. Первый вопрос (являются ли пространство и время характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания) решался с разных мировоззренческих позиций. Одни философы (прежде всего – материалисты) считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира (Р. Декарт, И. Кант и др.). Следует подчеркнуть, что в современном научном познании все формы реальности рассматриваются как существующие во времени и пространстве, что подтверждается накопленным опытным материалом. Экспериментальная проверка новых пространственных и временных представлений убедительно подтверждает тот взгляд, что эти понятия отражают объективное существование пространства и времени.
Относительно второй проблемы следует отметить, что в истории философии и науке существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Так, Демокрит полагал, что наряду с атомами, отдельно существует пространство (пустота). Элеаты, напротив, отрицали существование пустоты. В классической науке создателями фундаментальных концепций пространства и времени являются И. Ньютон и Г. Лейбниц. Первую из них можно условно назвать субстанциальнойконцепцией. Вторую – реляционной(от лат. «релятиве» - отношение).
В первой из них, сформулированной Ньютоном, пространство и время трактовались как самостоятельные сущности (субстанции), существующие наряду с материей и независимо от нее. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени как от характера протекающих в них материальных процессов, так и друг от друга. Представление об абсолютности пространства и времени господствовало в науке и философии до конца XIX века.
Вторая концепция, сформулированная впервые Лейбницем, трактует пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считалось несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. В начале XX века эта концепция получила подтверждение в связи с созданием теории относительности. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, направленную на раскрытие диалектических связей в природе. В соответствии с этой теорией — время, пространство и движение объективны и неразрывно взаимосвязаны. Теория относительности включает в себя две генетически связанные теории: специальную теорию относительности и общую теорию относительности.
Философское значение теории относительности состоит в том, что, во-первых, из науки были исключены понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружилась несостоятельность субстанциальной концепции; во-вторых, она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи. Иными словами, нет материи лишенной временных и пространственных характеристик, как и нет пространства и времени вне движущейся материи.
Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся трехмерность— положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин; однородностьпространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек; изотропность (равноправность всех возможных направлений). Общие свойства времени: одномерность, поскольку для фиксации положения события во времени достаточно одной величины; необратимость— время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное течение его невозможно; однородность — равноправие всех моментов времени.
Современная наука показывает, что пространственно-временные отношения специфично проявляются на разных уровнях реальности: в живой природе, в социальной действительности, в микропроцессах, макропроцессах и мегапроцессах, в связи, с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство-время и другие виды времени и пространства.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1880;