И динамическая организация бытия.
Основой многих онтологических, прежде всего концепций выступает понятие «материя» (от лат. materia – вещество). Содержание этой категории претерпело существенную трансформацию в процессе развития философского знания.
Первый этап – наглядно-чувственные представления о материи. Он охватывает множество философских учений древности, утверждавших, что материальной основой вещей являются определенные природные стихии (вода у Фалеса, огонь у Гераклита и т. д.).
Второй этап – атомистические представления о материи. Материя здесь отождествлялась с веществом, с атомами, обладавшими комплексом свойств (массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью).
Третий этап – гносеологическое понимание материи. Из всего многообразия свойств в качестве самого главного было выделено свойство материи быть объективной реальностью, т. е. не зависеть от сознания человека.
Четвертый этап – субстанционально-аксиологические представления о материи. Он возник в середине XX века как реакция на сведение понятия материи только к одному ее свойству – объективной реальности, и утверждает, что у материи много атрибутов (несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, безграничность, структурность, движение, пространство, время и др).
Материя всегда определенным образом организована, она существует в виде конкретных материальных систем. Категория «система» фиксирует определенно организованную целостность, в которой существуют более или менее тесные связи между множеством взаимодействующих друг с другом частей (элементов). Элемент – далее не разложимый компонент системы при данном способе рассмотрения. Дело в том, что элемент может сам иметь сложное системное строение. С другой стороны, данная система способна входить в качестве элемента в более сложное системное образование. Категория «структура» характеризует совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. Под структурой понимается такой способ связи элементов, благодаря которому они функционируют по законам этой системы.
В целом мир рассматривается как особого рода система, где выделяют различного рода уровни, связи и структуры. Например, физическая материя может существовать на уровне вещества (частицы и тела, которым присуща масса покоя) и поля (вид материи, не имеющий массы покоя и связывающий частицы и тела между собой). Можно говорить и о других структурных уровнях бытия, прежде всего, о строении материи на уровне неживой природы и живой природы. В структуру материи на уровне неживой природы, с точки зрения современной науки, входят элементарные частицы, физический вакуум (особое состояние материи, где происходят сложные процессы появления и исчезновения элементарных частиц), атомы, звезды, молекулы, планеты, планетные системы, галактики (совокупность взаимосвязанных планетных систем и звезд), системы галактик, метагалактики (системы взаимодействующих скоплений галактик). Тайны строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и метагалактик, люди еще не познали. Уровень живой природы включает два подуровня: биологическую и социальную (общественную) жизнь. Познание всех структурных уровней организации материи осуществляется как внутри каждого из них, так и в целом. Оно ограничивается только нашими познавательными возможностями.
Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т.д. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство, время.
Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство нашего мира имеет три измерения, а потому его называют трехмерным. Оно является необходимым условием существования устойчивых систем, состоящих из двух тел. Если бы наше пространство имело бы больше размерностей, то планеты не смогли бы двигаться по замкнутым орбитам, а значит не было бы планетных систем. Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем.
Традиционно в классической философии различались реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Реальное пространство и время понимались как характеристики объективной действительности. Перцептуальное пространство и время трактовались как формы упорядочения человеческих восприятий, представлений, переживаний и т. д. Под концептуальным пространством и временем имелось в виду воспроизведение реального пространства и времени в содержании теоретических моделей.
В истории философии сложились два основных подхода к трактовке пространства и времени: субстанциальный и реляционный. В различных версиях субстанциального подхода пространство и время понимались как универсальные и абсолютные формы бытия. В идеалистической философии они определялись через соотнесение с духовным началом — абсолютным духом (Г. Гегель) или индивидуальным сознанием (И. Кант, Дж. Беркли). В метафизической традиции пространство и время рассматривались как независимые от материи сущности, вечные и неизменные вместилища предметов (И. Ньютон). Реляционный подход (Аристотель, Г. Лейбниц, философия марксизма) трактует пространство и время как формы отношений между объектами, явлениями и процессами. Сами по себе, вне этих процессов и независимо от них пространство и время не существуют. В начале XX века под влиянием достижений релятивистской физики формируется представление о пространстве-времени как континууме (неразрывном единстве) отношений и разного рода взаимодействий между материальными образованиями. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики характеризуется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). При рождении нашей Метагалактики только четыре из десяти измерений пространства-времени обрели макроскопический статус, а остальные оказались как бы свернутыми в глубинах микромира. Современные космологические представления допускают, что Большая Вселенная состоит из множества миров, аналогичных нашему. В этих мирах могут быть принципиально иные формы пространства и времени. Происхождение же нашей Метагалактики не означало творения времени и пространства как таковых, а лишь возникновение характерных для нашего мира специфических пространственно-временных структур. Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени.
В истории философии до XIX в. движение понималось как возникновение и уничтожение тел, а также их механическое перемещение. Не было представления о внутреннем движении и самодвижении, поэтому в картину мира добавляли божественный перводвигатель, который сам был неизменен и неподвижен, зато придавал импульс движения всем телам. Диалектический материализм отказался от сведения движения только к одной механической форме и определил его как любое изменение (Ф. Энгельс).
Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще.
Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянном движении, изменении. Есть такие состояния движения, которые не изменяют качественных характеристик предметов. Например, все знают, что внутри предметов происходит «бешеная пляска» электронов и других элементарных частиц, но при этом внешний вид, место расположения предметов сохраняются неизменными. Мы воспринимаем их как находящиеся в покос. Покой-- это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности.
Каждому структурному уровню материи соответствует своя основная форма движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Так, механическое движение обусловлено глубинным процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, сложными переплетениями сильных и слабых взаимодействий в микромире. Каждая последующая форма существует на основе предыдущей, но имеет и свои специфические черты, поэтому недопустим радикальный редукционизм - полное сведение закономерностей высших форм движения к низшим (биологизаторство и фрейдизм, социал-дарвинизм).
Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития мира. Пространство и время - такая структурная организация материи и движения, которая обусловлена взаимодействиями в масштабе Вселенной.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 893;