Фонационного дыхания
В фонационном дыхании участвуют многие мышцы — вдыхатели и выдыхатели. Главными мышцами вдоха являются диафрагма (мышца, отделяющая грудную и брюшную полость) и целые группы мышц, поднимающих и раздвигающих в стороны ребра грудной клетки. К выдыхателям относятся мышцы, которые опускают ребра и мышцы брюшного пресса. В дыхании важнейшую регулирующую роль играют также мышцы бронхиальной системы.
Обычно люди дышат смешанным дыханием, в котором участвуют и грудная клетка и диафрагма при разном их соотношении. Однако в зависимости от того, какими преимущественно мышцами осуществляется дыхание, оно делится условно на несколько типов: верхнее (ключичное), грудное, брюшное, нижнереберно-диафрагматическое. Причем последний тип дыхания (нижнереберно-диафрагматический) наиболее выгоден для разговорной речи. Он позволяет быстрее натренировать фонационное дыхание и продуктивнее пользоваться четырьмя его необходимыми качествами: г л у б и н о й, в ы с о - т о й, ч а с т о т о й и б л и з о с т ь ю»
Остановимся на объяснении этих четырех качеств фонационного дыхания.
Источником звука, как известно, являются расположенные в гортани голосовые связки. Образующиеся в гортани звуковые волны распространяются вверх.и вниз по воздухоносным путям и по тканям, которые окружают гортань. И только незначительная часть звуковой энергии выходит через ротовое отверстие наружу. Основная же часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что и вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса состоит в том, чтобы повысить «коэффициент полезного действия голосового аппарата», то есть при меньшей затрате мышечной энергии речеобразующего механизма добиться максимума звучности.
Важную роль в повышении коэффициента полезного действия голосового аппарата играют названные качества фонационного дыхания. Под глубоким дыханием имеется в виду нижнереберно-диафрагматический тип дыхания. Он позволяет осуществлять глубокий и полный вдох. Кроме того, раздвинутые в, стороны ребра грудной клетки могут сохранять это положение «вдоха» и во время речи, что позволяет легче пополнять воздух движением одной диафрагмы. Достаточное количество забираемого воздуха при нижнереберно-диафрагматическом дыхании, оптимальные условия для активной и подвижной работы диафрагмы и делают глубокое дыхание наиболее целесообразным для речи.
Когда верно зарожденный в гортани (голосовой щели) звук получает резонанс (отзвук) в соответствующих полостях верхнего резонатора51, то голос обогащается, приобретая такие качества, как звонкость, яркость, полнозвучие.
Ощущение вибрации в разных точках головного резонатора является сильнейшим стимулятором голосовой функции. Овладеть высоким дыханием — значит выработать ощущение посыла воздушного потока по вертикали — вверх (в голову), а не по горизонтали — прямо по направлению ротового отверстия.
Частое дыхание — это легкие, быстрые, незаметные «доборы» воздуха во время речевого действия. Частое дыхание позволяет легко распоряжаться выразительными средствами речи (интонацией, темпо-ритмом, паузами), делает звучащее слово наиболее действенным. И чем чаще добирается воздух, тем вдох делается короче, незаметнее, создавая впечатление, что человек говорит, «не переводя духа», на одном дыхании. При этом добор воздуха осуществляется автоматически, рефлекторно, не разрушая смысла фразы, потому что физиологическая пауза (если только она не связана с интонационной) не воспринимается как пауза. Поэтому частое дыхание (умелые незаметные доборы воздуха) является ценным качеством в разговорной речи, особенно быстрой, экспрессивной.
Под близостью дыхания подразумевается отчетливая артикуляция, которая оформляет рожденный в гортани голос в звуки речи родного языка: в гласные и согласные. Любое движение частей артикуляционного аппарата (губ, языка, нёба, зева, глотки, мускулатуры нижней челюсти), необходимое для формирования того или иного звука речи, непременно отражается в дыхании. Значит, нельзя забывать о дыхании, тренируя дикцию. Только при этом условии четкость артикуляции будет вырабатываться в органическом единстве с действиями глотки и диафрагмы, которые по-своему дублируют процесс, происходящий в ротовой артикуляции. Этим и объясняется, что работу над дикцией сознательно называем воспитанием близости дыхания.
Если речь будет верно начата (на глубоком дыхании), обогатится резонансом (с помощью высокого дыхания), получит слитную, выразительную линию звучания (за счет частого дыхания), станет отчетливой (из-за близости дыхания), то она приобретет такие качества, как полетность, благозвучие, интонационную гибкость, которые обеспечивают хорошую слышимость и выразительность.
Надо оговориться, что термин «озвученное дыхание» условен. Воздух является лишь средой, которая передает звуковые колебания. Звук же «бежит по воздушной струе», мало завися от направления его движения. «Следует всегда помнить, что звук распространяется в воздухе, заключенном в голосовой трубке по акустическим законам. Воздух же протекает по ней, следуя другим, аэродинамическим законам, то есть «озвученного дыхания» как некой особой единой субстанции в действительности не существует»52. Однако этот термин продолжает существовать в педагогической практике потому, что с его помощью легче активизировать работу учащихся над воспитанием навыка владения фонационным дыханием, опорой звука. Вот почему мы пока не отказываемся от него.
Воспитание этих четырех качеств фонационного дыхания возможно лишь в органическом единстве со звучанием. В каждом упражнении в единстве тренируются дыхание, звучание и дикция, но только со сменой установки53 на различные компоненты речевого комплекса. Меняя установку, можно делать доминирующим то дыхание, то свободное звучание, то звуковысотные изменения в речи, то четкость произношения, то силу звука и т. д.
Однако, перед тем как начать работу над голосом, полезно «разогреть», «подготовить» дыхательные мышцы упражнениями дыхательной гимнастики.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 3958;