Интонирование знаков препинания

 

У слова и у речи есть своя природа, которая требует для каждого знака пре­пинания соответствующей интонации... В этих интонациях есть какое-то воздей­ствие на слушающих, обязывающее их к чему-то: вопросительная фонетическая фигура — к ответу, восклицательная — к сочувствию и одобрению или к протесту, две точки — к внимательному восприя­тию дальнейшей речи и т. д. Во всех этих интонациях — большая выразительность.

К. С. Станиславский

Изучить соответствующую каждому знаку препинания интонацию — это значит познать природу живой, разговор­ной речи; сделать ее выразительной и воздействующей: спо­собной точно и ярко «рисовать» голосом мысль, выявлять подтекст, выражать чувства. Знаки препинания для драма­тического артиста — это все равно что нотные знаки для певца, в которых заключена мелодия фразы.

Рассказывая о работе над ролью Вассы Железновой, ак­триса В. Пашенная говорит, что только «много, много раз читая и перечитывая пьесу, изучая каждый знак препинания, построение каждой фразы, я проникла в самые сокровенные мысли Вассы»85 (подчеркнуто мною.— 3. С).

Овладеть интонационным выражением знаков препина­ния, чтобы уметь рельефно «рисовать» звуком фразу, соз­дать мелодию мысли необходимо артисту. Потому что «все задачи актера только тогда дойдут до зала, когда выльются в великолепно, старательно, с талантом написанной автором фразе. Фраза — это и есть самое главное по содержанию. Содержание этой фразы — источник всех ваших пережива­ний, тончайший смысл этой фразы — стимул для посыла нервам известной мысли. И все это возвращено в фразу»86.

Однако знаки препинания не могут заменить неповтори­мую индивидуальность, своеобразие речи каждого человека. В отличие от языка, который создается и хранится народом, речь создается человеком и принадлежит одной личности.

Речь — это сам человек. Но проявляется неповторимый интонационный строй речи человека на основе общих закономерностей звучащего слова, подобно тому как на основе общих законов грамматики и лексики раскрывается своеоб­разие языка письменной речи каждого. Рассматривать инто­нацию только как мелодическое изменение голоса при раз­личных знаках препинания и выделении ударных слов было бы неверно. Понятие «интонация» глубоко и сложно. Инто­нация рождается как результат проявления конкретной за­дачи речевого действия конкретного человека в конкретных обстоятельствах общения (кто, кому, где, зачем, с каким от­ношением, целью...). Но человек, голос которого не натрени­рован, затрачивает огромную нервно-мышечную энергию, а желаемого результата не достигает.

Знаки препинания не только группируют слова фразы и указывают речевые остановки (паузы), но и несут огромную эмоционально-смысловую нагрузку, придают речи воздей­ствующий характер: втягивают слушателя в процесс мышле­ния, заставляют его вместе с выступающим думать, искать ответ на поставленный вопрос, сопереживать с ним, действо­вать... И если артист хорошо владеет интонированием зна­ков препинания, если голос способен рельефно «рисовать» мысль фразы, так что она становится не только слышна, но и видна, ощутима для слушателя, то мысли его легче прони­кают в сознание людей.

Изучение интонирования знаков препинания преследует цель развить: а) тонкий речевой слух, улавливающий в про­цессе общения логические центры, паузу, мелодику мысли, звуковысотные и силовые изменения, тембральную окрашен­ность голоса определенным чувством, темпо-ритмические движения речи, с их смыслоразличительными и эмоциональ­ными функциями: б) голосовую подвижность, позволяющую ярко воспроизводить речевые интонации, более гибко поль­зоваться всеми свойствами звучащей речи.

Конечный же смысл познания знаков препинания заклю­чается в том, чтобы иметь возможность, зная эти законы, отходить от них. Надо «так воспитать чувство искусной речи, чтобы даже и правильная формула не удовлетворила нас, потому что это формула, и чтобы вместо нее слышалось каждый раз свежее и живое слово, творчески рожденное в акте языкового мастерства»87.

Особенно развивают модуляцию голоса, его способ­ность «переливать» звук из одного тона в другой такие зна­ки препинания, как запятая, точка, вопросительный знак.

Работая над вопросительной интонацией, надо знать, что типичным признаком ее является своеобразная звуковая фигура, которую Станиславский образно называет «кваканием». Оно совершается на самом верхнем голосовом подъеме. «Иногда высокая нота этой вопросительной голосо­вой фигуры остается наверху, в воздухе, в других случаях после своего взлета звук чуть-чуть опускается.

Высота и скорость голосового подъема при вопроситель­ной интонации, острота или ширина фонетической фигуры «квакания» создают разные степени и силу вопроса»88.

Вот несколько упражнений для выработки разных степе­ней и силы вопроса.

Упражнение 119

«На лекции»

Идет «лекция». У вас в руках стихи, написанные другом, который просил передать их понравившейся ему девушке. Пора передавать. Но надо проверить, не передумал ли друг? Спрашиваете его:

— Угу? (с подтекстом «передавать?» — Слышится стре­мительная острая фонетическая фигура с обрывчатым «ква­канием»).

— Угу,— отвечает друг («передавай».— Легкое повыше­ние и понижение голоса).

Вы удивлены небывалой решимостью друга. Переспра­шиваете его:

— Угу? («точно решил?» — Фонетическая линия подни­мается, изгиб стал шире, кончается закругленным «квака­нием»).

— Угу! — утверждает друг («да, решил окончатель­но!» — Голос поднимется вверх и падает вниз еще уверен­нее).

Произносится «угу» с закрытым ртом, поэтому хорошо слышны интонации вопроса и ответа, переспроса и утверж­дения.

Оправдывайте диалог другими обстоятельствами.

Диалоги без слов, одними только звуками, хорошо тре­нируют гибкость голоса, точность интонаций вопроса, опору звука, его направленность.

Затем интонацию вопроса и переспроса полезно трениро­вать в коротких словесных диалогах. При этом надо следить за тем, чтобы при словесном общении не «подрезался» диа­пазон голоса, интонационное выражение знаков препинания. По-разному звучит вопрос и переспрос. При переспросе или полном вопросе фонетический загиб «квакания» обязатель­но более высок и стремителен или, напротив, звуковое повы­шение замедляется и закругляется, иногда даже «ползет» вверх, как на крутую гору.

Упражнение 120

«Переспрос»

Чтобы можно было проследить за звучанием голоса в диалоге, возьмите только два коротких слова — «да» и «нет». Нафантазируйте обстоятельства действия. Например: «болеете» за друга, который поступает в институт. Увидели в списке принятых его фамилию и посылаете его убедиться в этом. Ждете. Идет. Вы к нему с радостным вопросом: «Да?»

И вдруг слышите в ответ: «Нет!»

Полный недоумения, переспрашиваете: «Нет?»

В вашем вопросе звучит и вера в то, что это неправда (вы видели в списке его фамилию), и упрек за возможный розыгрыш с его стороны, и изумление (как можно так шу­тить, если только он разыгрывает вас). Всем своим сущест­вом (то выражено в яркой интонации переспроса: «Нееет?») добиваетесь цели: вам говорят правду — «да».

Иные обстоятельства: ваш товарищ очень робкий — ни­как не может решиться сказать любимой девушке о своих чувствах. Обещал, что сегодня непременно это сделает. Он возвращается со свидания, вы к нему с вопросом: «Да?» И слышите в ответ: «Нет». «Нет?» — переспрашиваете вы, осуждая робость товарища, упрекая его в трусости. И вдруг слышите в ответ другое слово: «Да».

Как говорит Б. Шоу, интонации человека столь бесконеч­но разнообразны, неповторимы, богаты, тонки, что письмен­ное искусство, несмотря на всю свою грамматическую раз­работанность, не в состоянии передать их, что существует пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет», но только один способ это написать.

Вот и придумывайте бесчисленное количество диалогов из коротких слов:

Да? Нет. Нет? Да..,

Ты? Нет. Нет? Я.

Твоя? Нет. Нет? Моя.

Тебе? Нет. Нет? Мне... И т. д.

Затем берите в диалоги уже целые фразы и добивайтесь верного голосового интонирования знаков препинания.

Упражнение 121

«Добьюсь ответа»

Возьмите такой текст:

 

Первый. Видели ли Лидию?

Полили ли лилию?

Полили ли лилию?

Полили иль нет?

Второй. Видели ли Лидию?

Лидию мы видели.

Полили ли лилию?

Полили, мой свет!

Ваши вопросы встречаются молчанием (оправдайте). Поэтому настойчиво требуйте ответа.

Желание во что бы то ни стало получить ответ рождает вопросы с нарастающей силой. С каждым вопросом все вы­ше и выше поднимается голос, изменяется темп поднимаю­щейся фонетической линии, характер ее также меняется: от быстрого и острого «загиба» до широкого, округлого «квака­ния». А в последнем вопросе после самой высокой ноты: «Полили?» — звук идет вниз на словах «иль нет?».

После такого настоятельного требования нельзя не отве­тить. Вам отвечают:

Видели ли Лидию? («Ты это хочешь знать?»)

Лидию мы видели! («Успокойся»)

Полили ли лилию? («Это тебя особенно беспокоит?»)

Полили, мой свет! («Все, что надо, сделали, не вол­нуйся»)

Переспрос и немедленный ответ — это тренирует моду­ляцию голоса, переход звука с высоких на низкие тона.

Задавая вопросы, не увеличивайте силу звука, чтобы яснее ощутить движение голоса вверх и вниз.

Старайтесь «увидеть» вопросительные знаки и точно рисуйте их голосом.

Проведите еще диалог, оправдывая такой текст;

— Чей ты, чей, лесной ручей?

— Ничей!

— Но откуда ж ты, ручей?

— Из ключей!

— Ну, а чьи жа те ключи?

— Ничьи!

— Чья березка у ручья?

— Ничья!

(О. Бедарев)


В ходе диалога растет удивление, растет и меняется ха­рактер изгиба вопросительной интонации. Звук повышает­ся, переходя в головной регистр.

Существуют сотни способов интонационно выражать во­просительные знаки. Надо понять, почувствовать многооб­разие звучания этого знака, выражающего прямой вопрос, риторический, вскрывающего раздумье, приказ, удивление, недоумение, предупреждение, недоверие, негодование... Воспитывайте в себе острый слух, точно угадывающий, что выражает вопросительная интонация собеседника. Отбери­те с этой целью примеры из драматургических произведе­ний и попытайтесь определить действенный характер во­просов,

Упражнение 122

«Земля»

Почувствуйте, услышьте многообразие звучания вопро­сительных знаков (с нарастанием энергии, с изменением характеров фонетических линий «квакания») при чтении такого, например, стихотворения А. Прокофьеваа

 

Возле речки в тумане

Чуть звенят тополя...

Может, ими и манит

Человека земля?

Иль березкой кудрявой,

Не скупой на слова?

Или явором?

Явор

Всем лесам голова!

Иль плясуньей-калинкой,

Что сережкой трясет?

Или первой травинкой,

Пробивающей лед?..

Что ж, земля привлекает

Или этим, иль тем?

В суть вопроса вникая,

Я так думаю —

всем!

Надо действительно увидеть и березку кудрявую и явор, услышать, как «чуть звенят тополя», как первая травинка пробивает лед, как плясунья-калинка «сережкой трясет». Если видите, значит через интонацию передаете свое отно­шение к каждому конкретному объекту видения. А отно­шение окрашивает интонацию.

Тоньше, точнее, ярче, многообразнее отношения — бога­че, конкретнее, правдивее, выразительнее, разнообразнее интонации. Каждый вопросительный знак звучит по-своему.

Вот еще стихотворение Л. Татьяничевой: «Почему?»

 

Почему чернушкой назван

Голубой, как лен, цветок,

А поселок ясноглазый

Носит имя «Волчий лог»?

Почему назвали

Белой Реку, синюю до дна?

Почему назвали Верой

Ту, что вовсе не верна?

Почему нелюбую

Звать ты должен Любою?

 

Чувствуете, как с нарастанием удивления (на словах «Белой», «Верой», «нелюбую») идет вверх фонетическая линия вопросительного знака? Это естественно. Потому что с нарастанием удивления увеличивается диапазон голоса.

Причем при высшем удивлении вопросительную фигуру «квакания» можно повторять на каждом слове, что усилит действенность фразы. Такой прием К- С. Станиславский назвал «многоколенным кваканием».

Упражнение 123

«Многоколенное квакание»

«Бросайте» друг другу фразы, которые могли бы уди­вить, изумить, потрясти. Например:

— Тебя исключили из института!

— Меня? Исключили? Из института?

Меня? (отличницу?) Исключили? (самую крайнюю ме­ру применили?) Из института? (Без которого я не могу жить?)

Не правда ли, как естественно рождаются интонации вопроса на каждом слове? Почему?

Ведь так трудно поверить в правду сказанных слов, так велико потрясение!

А как сильно ваше изумление, когда услышали: «Пер­вая премия — твоя» (на конкурсе чтецов, допустим).

— Первая? Премия? Моя? — говорите вы, еще не веря
до конца, что это не шутка.

Натренированный голос выражает остроту и силу во­просов.

Прочтите последние строки стихотворения Н. А. Не­красова «Размышления у парадного подъезда»;

 

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил,—

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?

 

Или строки из стихотворения А. С. Пушкина «Клевет­никам России»:

 

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!

Иль старый богатырь, покойный на постеле,

Не в силах завинтить свой измаильский штык?

Иль русского царя уже бессильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясенного Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?

Если действие в этих двух приведенных примерах бу­дет доведено до абсолютной точности, то форма звучания этих строк, рожденная взаимодействием, обязательно по­требует голосовой подвижности, применения приема «мно­гоколенного квакания». Прием «многоколенного квакания» придает речи силу, убежденность, действенность. Разве не слышится фигура «квакания» на каждом слове в последнем шестистишии пушкинского стиха?

При ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОМ знаке голос, после звуко^ вого подъема, коротко или более продолжительно опуска­ется. «Чем выше вверх поднимается голос при интонации и чем ниже он опускается после своего взлета, тем сильнее или слабее звучит восклицание»89,— пишет К- С. Стани­славский.

Проверьте это наблюдение Станиславского в стихотво­рении Е. Винокурова «Скорость»:

 

Третью скорость! На самом деле!

Что ползти? Надо рваться!

Мчать! Чтоб в несущемся моем теле

Перестало сердце стучать!

Чтоб вокруг меня, словно в дыме,

Стерлись краски. Белым-бело.

Чтоб дыханье мое, как на дыбе,

Вдруг зашлось!..

Ветер, бей в стекло!

Бей! До судороги!

До тика!

Вой, мотор! Не мотор — тротил!

Третью скорость!

Я слишком тихо

До сих пор по земле ходил...

 

Все, что говорилось о характере звучания вопроситель­ных знаков, относится и к восклицательным знакам.

Упражнение 124

«Помирились»

 

«Ба! Кого я вижу здесь!

Здравствуй, друг!»

«А совесть есть?

Не зайти, не написать?!

А? Молчишь?»

«А что сказать?»

«Чувствуешь свою вину?»

«Сознаю вполне!»

«Ну-ну!»

«Что ну-ну?

Не веришь, брат?!»

«Верю, друг!»

«Я очень рад!»

Действуйте в диалоге: один укором, упреком, выгово­ром стыдит друга, чтобы неповадно было впредь подобным образом относиться к дружбе; другой—добивается проще­ния, чтобы восстановить дружеские отношения.

Чувствуете действенность и бесконечное интонационное многообразие звучания фраз? Меняйте . обстоятельства, уточняйте «если бы»... Кто вы? Почему не давали знать о себе? Где встретились? И т. д.

Двоеточие звучит как резкий обрывчатый удар пе­ред остановкой. Голос может слегка опуститься, или повы­ситься, или остаться на том же уровне. Этот силовой удар (как команда «внимание») показывает, что мысль будет продолжаться и что будет сказано что-то важное и значи­тельное. «Эта остановка что-то подготовляет, возвещает, рекомендует, выставляет или точно указывает пальцем на то, что следует. Такое указание передается звуком с помо­щью особого его подталкивания вперед»90.

«Да говори просто: ты достаточно умен для этого». (А. Пушкин).

 

Правилу следуй упорно:

Чтобы словам было тесно,

Мыслям — просторно.

(Н. Некрасов)

Упражнение 125

«Двоеточие действует»

Определите, какие действия выполняет двоеточие в этих двух пословицах:

 

Радивыми подмечено давно:

Ленивый дважды делает одно.

Не хвастайся успехами до срока:

Кто хвастается, тем до них далеко.

Вспомните слова городничего, с которых начинается комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»:

«Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

Двоеточие подготавливает действующих на сцене лиц и зрителей к восприятию события, которое заставит всех зашевелиться», искать выхода, совершать те или иные поступки.

Если обратить внимание на речь городничего, то легко заметить, что она изобилует двоеточиями. Посмотрите:

«Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов».

«О, я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются».

«Да. Таков уж неизъяснимый закон судеб: умный че­ловек или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси».

«Так сделайте милость, Иван Кузьмич: если на случай попадется жалоба или донесение, то без всяких рассужде­ний задерживайте».

Отчего же городничий так любит этот знак препинания? Он — голова, «шишка», начальник. Вот и приказывает, воз­вещает, поучает, выставляет, рекомендует, предупреждает, угрожает, запугивает... И т. д.

Обратите внимание на частое употребление Н. В. Гоголем знака двоеточия и в поэме «Мертвые души». Пользуясь %тиш знаком, писатель выставляет на публичный показ уродливые типы: Собакевича, Плюшкина, Ноздрева... Рас­крывает существо дам города N. описывая их на балу.

Безапелляционность суждений слышится в диалоге двух дам, когда они постоянно употребляют двоеточие в своих репликах:

«—Душенька! она статуя и бледна, как смерть.

— Ах, не говорите, Софья Ивановна: румянится без­божно.

— Ах, что это вы, Анна Григорьевна: она мел, мел, чис­тейший мел.

— Милая, я сидела возле нее: румянец в палец толщи­ной и отваливается, как штукатурка, кусками...»

Попробуйте заменить двоеточие другим знаком, и про­падет их главное действие — взять верх в споре, быть пер­вой, не уступить в этом «принципиальном» споре.

Придумайте сами короткий диалог и начинайте дейст­вовать. Это наиболее точный способ на себе понять, почув­ствовать действенную природу знаков препинания.

Работая над интонированием точки с запятой, на­до добиваться на остановке некоторого понижения голоса (этим самым приостанавливается внимание на важности детали, подробности отдельной картины, из которых состо­ит целое полотно) и в то же время едва ощутимого намека на звуковой загиб кверху, что позволит продолжать мысль, рисовать все «полотно» до конца (до точки). Следует избе­гать ошибки в звучании, когда точка с запятой подменяется либо точкой, и тогда мысль останавливается, обрывается, либо — запятой, и тогда внимание не фиксируется на важ­ности описываемой подробности.

Упражнение 126

«Попробуй, замени»

Попробуйте заменить в предложенных текстах знак — точку с запятой знаками — точкой или запятой. Что прои­зойдет?

«Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и ста­новится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и да­ют ей дорогу другие народы и государства» (Н. В. Гоголь, «Мертвые души»).

Сказали фразу с голосовыми загибами, как на запятых, которыми подменили точку с запятой, и не остановили внимание на подробностях картины; не дали возможность «услышать» чудный, заливистый звон колокольчика; гре­мящий звук разорванного в куски воздуха; ощутить его «дыхание», увидеть летящую тройку.

Прозвучала фраза с голосовыми понижениями на точ­ках (поставленных вместо точки с запятой), и живая, дви­жущаяся кинолента видений подменилась неподвижными, мертвыми «диапозитивами», высвечивающими лишь отдель­ные части, детали единого «полотна», и остановился «по-

лет тройки», и разорвался на части единый образ «летящей Руси».

Скажите пословицу с интонационным выражением за­пятых (вместо точки с запятой) и проследите, что исчезает в характере речи:

«Четыре черты человека приводят к четырем последст­виям: упрямство — к позору; вспыльчивость — к раская­нию; злословие — к вражде; лень — к унижению».

Знак—-точка с запятой останавливает внимание на важности последствий, к которым приводят четыре -черты человека. Слегка опускаясь, голос как бы указывает на необходимость понять, запомнить, верно воспринять ска­занное. Сильное же повышение голоса на запятой ослабля­ет действие: вспомнить примеры из жизни, задуматься над своими поступками, характером.

Обратите внимание на описание картины боя в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

 

Почуя смерть, взыграли кони,

Пошли стучать мечи о брони;

Со свистом туча стрел взвилась,

Равнина кровью залилась;

Стремглав наездники помчались,

Дружины конные смешались;

Сомкнутой, дружною стеной

Там рубится со строем строй;

Со. всадником там пеший бьется;

Там конь испуганный несется;

Там русский пал, там печенег;

Там клики битвы, там побег;

Тот опрокинут булавою;

Тот легкой поражен стрелою;

Другой, придавленный щитом,

Растоптан бешеным конем...

В этой небольшой части рисуемой картины боя только после шестнадцатой стихотворной строки Пушкин обрыва­ет описание многоточием. После девяти строк стоит знак — точка с запятой. Он-то и создает напряженность действия и в то же время непрерывность его развития. Невозможно заменить этот знак ни запятой (снимется важность дета­лей-подробностей боя), ни точкой (остановится динамика развивающегося события).

Пятьдесят семь раз повторяется точка с запятой в кар­тине сна Татьяны («Евгений Онегин»). Этот знак и помо­гает передать всю тяжесть и странность приснившейся Татьяне картины. Прочитайте тринадцатую, четырнадца­тую или пятнадцатую строфы и попробуйте почувствовать действенную силу знака — точки с запятой.

 

Она, взглянуть назад не смея,

Поспешный ускоряет шаг;

Но от косматого лакея

Не может убежать никак;

Кряхтя, валит медведь несносный;

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных;

Дороги нет; кусты, стремнины

Метелью все занесены,

Глубоко в снег погружены.

При многоточии голос не опускается и не подни­мается, а как бы улетает в пространство, не заканчивая фразы, заставляя слушателя угадывать «подтекст», само­му заканчивать мысль.

Изучите характер перерыва в речи, вызванный напря­женной внутренней жизнью. Обратите внимание на то, что голос после паузы, остановки в речи, вызванной сильным волнением, непременно меняется тембрально, темпово, то­нально, силово...

Вот, к примеру, речь Андрея Прозорова из «Трех се­стер» Чехова, в момент его объяснения с сестрами:

«...Я член земской управы и горжусь этим, если желаете знать... (Пауза.) В-третьих... Я еще имею сказать... Я за­ложил дом, не испросив у вас позволения... В этом я вино­ват, да, и прошу меня извинить... Меня побудили к этому долги... тридцать пять тысяч... Я уже не играю в карты, давно, бросил, но главное, что могу сказать в свое оправда­ние, это то, что вы девушки, вы получаете пенсию, я же не имел... заработка, так сказать... Когда я женился, я думал, что мы будем счастливы... Но боже мой... (Плачет.) Милые мои сестры, дорогие сестры, не верьте мне, не верьте... (Уходит.)».

А вот Маша признается своим сестрам в том, что по­любила Вершинина: «Мне хочется каяться, милые сестры. Томится душа моя. Покаюсь вам и уже больше никому, никогда... Скажу сию минуту. (Тихо.) Это моя тайна, но вы все должны знать... Не могу молчать... (Пауза.) Я люблю, люблю... Люблю этого человека... Вы его только что виде­ли... Ну, да что там. Одним словом, люблю Вершинина...»

Приведем часть разговора Татьяны с няней («Евгений Онегин»):

 

— Ах! Няня, сделай одолженье...

«Изволь, родная, прикажи».

Не думай... право... подозрение...

Но видишь... Ах! не откажи.

«Мой друг, вот бог тебе порука».

Итак, пошли тихонько внука

С запиской этой к О... к тому...

К соседу... да велеть ему —

Чтоб он не говорил ни слова,

Чтоб он не называл меня...

«Кому же, милая моя?

Я нынче стала бестолкова.

Кругом соседей много есть —

Куда мне их и перечесть».

Ведите диалоги на придуманные вами ситуации и тре­нируйте голосовую подвижность, чтобы он, голос, мог выра­жать движения чувств.

Много внимания и времени забирает работа над выра­жением таких знаков препинания, как ЗАПЯТАЯ И ТОЧ­КА. Наша житейская речь очень «рваная», без хороших голосовых загибов на запятых, без ярко выраженного по­нижения голоса на точке. Такой знак препинания, как за­пятая, усиливает общение, крепче связывает объекты об­щения друг с другом. «Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, за­ставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недо­конченной фразы... Со всеми другими знаками препинания происходит то же самое. Наподобие запятой, их интонации обязывают партнера... (к ответу, к сочувствию, к усилен­ному вниманию.— 3.С). Вот эти временные перекладыва­ния обязательств на другого гарантируют вам спокойствие при ожидании, так как остановки делаются нужны тому, с кем вы говорите, кто прежде вас нервил и торопил» 91.

Упражнение 127

«Заставлю ждать»

Придумайте фразы, которыми вы могли бы заинтриго­вать, запугать, раздразнить, предупредить... товарища. Стройте мысль так, чтобы можно было прервать речь, не договорив главного. Недоговоренность и будет притягивать партнера, а хороший голосовой загиб на запятой заставит ждать конца фразы. Вспомните, чем можете заинтересовать друга?

— Вчера, проходя мимо танцевального зала... О чем предупредить?

— Если ты не исправишь свой недостаток... Чем подзадорить?

— Ты ее проводить не решался... И т. п.

Действуя, не забывайте о голосовых загибах. В зави­симости от действия эти голосовые движения получают самые разнообразные изгибы и высоты или с коротким и резким повышением, или с широким плавным и невысоким размахом.

Хороший голосовой подъем на запятой дает возмож­ность ярче почувствовать понижение голоса на точку в кон­це фразы. Вот почему удобно тренировать эти два знака (запятую и точку) одновременно.

Точка! Как редко услышишь теперь хорошее голосовое понижение з конце фразы! А выделение главного слова в предложении? Оно выделяется повышением голоса, уси­лением, паузами, растяжкой слова и реже всего характер­ным для русской речи понижением тона.

Еще в 1913 году С. Волконский в своей книге «Вырази­тельное слово» указывал на «ошибочное представление об ударении как повышении голоса».

Для верного интонирования точки используйте посло­вицы, в которых имеется противопоставление. Почему? В противопоставлении происходит естественная модуляция голоса — переход от высоких к низким тонам, и наоборот.

Глуп не очень,

да ум подмочен.

Есть мозги,

да в мозгах —

ни зги.

Разуменье детское,

а самомненье молодецкое.

Никуда не гож,

а повсюду вхож.

Лучше делать и молчать,

чем не делать да болтать.

Чем выше поднимается голос на запятой, тем дольше по времени выдерживается пауза, тем определеннее зву­чит точка (голос кладется «на дно»). Надо тренировать это умение «положить голос на дно», чтобы слушатель хорошо чувствовал окончание мысли. Если мысль развивается в не­скольких фразах, следует владеть законом «градации то­чек»: голос на точках идет вниз, но кладется «на дно» толь­ко при окончании мысли — в последней, завершающей мысль фразе.

«Представьте себе,— пишет Станиславский,— тяжелый камень, который стремительно летит в пропасть и там уда­ряется о самое ее дно.

Так же стремительно летит вниз звук последнего перед точкой выделяемого слога и ударяется о самое дно голосо­вой гаммы говорящего. Это звуковое падение и удар харак­терны для точки. Чем больше голосовой диапазон, тем длиннее линия движения вниз, тем стремительнее и силь­нее удар, тем типичнее звуковая фигура точки и, наконец, тем законченнее, увереннее и определеннее звучит переда­ваемая мысль.

Наоборот, чем короче голосовая гамма, чем слабее па­дение, стремительность и удар, тем неопределеннее пере­дача мысли»92.

Чтобы ощутить взлет и стремительное, сильное падение голоса, берите в работу тексты, в которых запятая стоит как бы на «переломе» мысли и требует особо отчетливого голосового загиба.

 

И песня,

и стих —

это бомба и знамя,

и голос певца

подымает класс.

И тот,

кто сегодня

поет не с нами,

тот

против нас.

(В. Маяковский)

Последняя перед точкой запятая (после слов «не с на­ми») обладает тем чудодейственным свойством, которое заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения не­законченной фразы.

После хорошего голосового загиба — повышения на за­пятой—нетрудно осуществить завершающее мысль голо­совое понижение на точке.

Для тренировки интонирования знаков препинания, по­нимания их действенной силы (одновременно надо следить

и за четкостью произнесения), для воспитания навыка го­лосовой «лепки» фразы, «рисунка» мысли удобно взять в работу короткие басни.

Рекомендуем несколько басен из книги С. Смирнова93.

 

ОСА

Оса жужжала,

Обнажала

жало,

А встретила

Шмеля

И хвост поджала.

 

ЮНЫЙ НИГИЛИСТ

Глядит

сквозь черные очки

На все хорошее:

«Апчхи!..»

Вся жизнь ему наскучила.

Не человек,

А чучело!

 

СВИНЯЧЕСТВО

Был Поросенком,

Чтил

свое лишь «Я»,

Из Поросенка

выросла

Свинья.

 

ХАНЖА

Я «за»,

в глаза

сказал Ханжа.

А за глаза

зарезал...

без ножа.

 

АТТЕСТАЦИЯ

Каковы стихи поэта?

Сам народ

сказал про это!

«Цикал-цикал

мотоцикл

И нацикал целый цикл».

 

ВЕРНАЯ ПРИМЕТА

— С чего — не понимаю, хоть

убей! —

Сказал ошеломленный воробей,—

Вдруг

Сам Индюк

мне... руку пожимает?

Его, наверно,

с должности снимают?!

 

ИНДЮК-ЦИТАТЧИК

Боясь

обмолвиться

некстати,

Он

Выезжает

На цитате.

 

ОБИДЧИВЫЙ БАРАН

На душе

у Барана —

Смертельная рана,

Оттого, что

бараном

Назвали Барана.

 

ШАКАЛ-СЕБЯЛЮБЕЦ

Любил шакал

свой собственный

оскал

И лучших идеалов

Не искал.

 

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ГЛУХОТА

— Слушай,

ты разводишь Грязь!

— Ась?

— Ты поддерживаешь Мразь!

— Ась?

 

СТРАТЕГ И ТАКТИК

Является

ретивее ретивых

И первым выступает на активах,

Но тут же

выбирает

для присеста

«Удобоубегаемое» место.

В работе над этими баснями добивайтесь точного выра­жения мысли путем выделения только необходимых удар­ных слов и яркого интонационного рисунка знаков препи­нания. Пытайтесь передать и свое отношение к «героям», выведенным в баснях.

Не опускайте раньше времени голос вниз. Развивая мысль, повышайте голос, заставляйте слушателя ждать окончания мысли. Для русской речи (в повествовательном предложении) характерна восходяще-нисходящая мелоди­ка единой звуковой волны.

Поэтому надо начинать говорить в среднем тоне, чтобы голос имел возможность повышаться и «лечь на дно» при точке, завершающей мысль. Если же начать говорить на очень низких тонах голоса (что свойственно мужчинам с низкими голосами), то голос невольно (ему ведь надо куда-то двигаться) поднимется в конце фразы, и она (фраза) зазвучит не по-русски.

В работе над такими короткими баснями удобно воспи­тывать многие навыки сценической речи: точное несение мысли, яркое выражение знаков препинания, чистоту зву­чания гласных и согласных, логическую и художественную перспективы, видение, отношение, зерно характера, обще­ние, воздействие словом.

Упражнение 128

«К маночку»

После того как понята суть басни, разобрано логиче­ское ее построение, скажите басню прозой: слитно, без пауз, как одно слово, с активным стремлением к главному удар­ному слову — тому «маночку», который волнует, о котором хочется скорее сообщить зрителю.

Например: ГлядитсквозьчерныеочкинавсехорошееапчхиВсяжизньемунаскучила

нечеловекаЧУЧЕЛО.

Или: БылПоросенкомчтилсвоелишьяизПоросенкавырослаСВИНЬЯ.

Или: ЯзавглазасказалХанжаазаглазаЗАРЕЗАЛБЕЗНОЖА.

Однако, передавая слитность мысли, не забывайте о звучании знаков препинания, с тем чтобы мысль была пре­дельно точно выражена.

Построение строки «лесенкой» не случайно. Оно про­диктовано смыслом, заложенным автором в слова басни. Таким образом, автор сам подсказывает паузы, чтобы эти слова лучше запечатлеть в сознании слушающего.

После того как поняли, ощутили главное, манящее сло­во, можно вводить паузы, предложенные автором. Напри­мер:

 

Над ним (пауза)

одним (пауза)

все нимбы, нимбы (пауза)

Побольше (пауза)

Терниев (пауза)

Над ним бы!

При внутреннем стремлении к главному слову «терни­ев», но при внешней сдержанности рассказа (с большими паузами, наполненными жизнью, подтекстом) активно дей­ствуют голосовой и речевой аппараты. Дыхание находится в рабочем состоянии до тех пор, пока не рассказана вся басня, не проверено, «дошла» ли она до слушателя. Лишь убедившись в достижении цели, мышцы дыхательного ап­парата расслабляются: ребра, диафрагма возвращаются в исходное положение.

Зафиксируйте активную работу дыхания, а также голо­совую подвижность, интонационное богатство, проделав упражнение на «тататирование». Что это такое?

«Тататирование» — это прием работы, предложенный Станиславским с целью оживления интонации, расширения диапазона голоса и освобождения его от скованности. В этом приеме слова заменяются какими-нибудь произ­вольными слогами, вроде «та-та-ти», как иногда мы,в песне заменяем этими слогами забытые слова. Отсюда и прием называется «тататирование».

Упражнение 129

«Угадай»

Передайте смысл какой-либо знакомой басни одними слогами — «протататируйте». При этом «тататируйте» так, чтобы по логической интонации можно было узнать, какую басню вы рассказываете. Начинайте игру «Угадайка»!

Та та,—

тата!

татататат!

Тататата

татата...

тататат!

Узнали? Ну конечно, это же «Ханжа»!

Я «за»,—

в глаза

сказал Ханжа.

А за глаза

зарезал...

без ножа.

Слышите, как свободно звучит голос?Какие вырази­тельные голосовые загибы на запятых, какие точные по мысли и подтексту интонации! Все слова ушли в подтекст: их вы выражаете только через интонацию — голосовое зву­чание мысли и тембр.

Свобода, гибкость звучания голоса, который точно вы­ражает смысловое и эмоциональное содержание басни, — результат голосового тренинга и подлинного желания до­стичь цели (басня непременно должна быть узнана).

Почувствовали, как легко, свободно течет озвученная струя воздуха («строительный материал»), и вы, как скульптор, «лепите» выразительные интонации, то подни­мая, то опуская тон голоса, то убыстряя, то замедляя темп произнесения. Какая «опора дыхания»! Оно (дыхание) ак­тивно до конца басни, до «маночка», до главного выделяемо­го слова.

«А лучшее в искусстве — перспектива», — говорит Шек­спир в одном из своих сонетов. С первых же занятий при­учайтесь чувствовать перспективу речи.

«Перспектива — это видимая сквозь что-то даль»,— чи­таем мы в толковом словаре; это «расчетливое гармониче­ское соотношение и распределение частей при охвате всего целого»,— определяет перспективу Станиславский.

«Нет игры, действия, движения, мысли, речи, слова, .. чувствования и проч. и проч. без соответствующей перспек­тивы... Произнесение фразы, слова, монолога (...) должны иметь перспективу и конечную цель (сверхзадачу). Без них нельзя сказать самого простого слова, вроде «да» или «нет»94.

Вот почему техника звучащей речи подчиняется пер­спективе, диктуется ею. Чувство перспективы заставляет более верно работать голосовой и речевой аппараты; реф­лекторным становится дыхание; точно и выразительно вос­производится мысль; речь приобретает легкость, устрем­ленность к главному в произведении.

Работа над перспективой пронизывает все разделы го­лосового и речевого тренинга. В самом деле, разве нет пер­спективы в том, чтобы «накачать шину»? Есть! А в «стоне»? А в упражнении «Хочу молока»? Произнесли «Ах», а ду­маете и стремитесь к главному слову «молока».

А «Колыбельная», когда вся линия гласных тянется к последнему звуку,— разве это не чувство перспективы?

В упражнениях «Гудок» (с выделением слогов), «Ба­бушки» (с главными словами: «не держатся на ногах»), «Радист» (с желанием во что бы то ни стало наладить связь) и многих других — везде тренируется перспектива мысли, действия: физического и словесного. Без чувства перспективы невозможно развивать и диапазон голоса: постепенность повышения голоса в упражнениях «Чудолесенка», «Этажи», «Спор», «Самолет», «Девятый вал». Пользо­вание модуляцией голоса в пословицах, баснях возможно развивать только при условии, если понимаешь значение перспективы 95.

Дело в том, что для русской речи характерна так назы­ваемая прогрессивная последовательность, когда ударные слова стремятся занимать конечное место с синтагме96 (или речевом такте). Это можно объяснить тем, что слова, кото­рые стоят перед паузой, отличаются наибольшей напря­женностью и воспринимаемостью слушателем, потому что они находятся как бы «на вершине». Проверьте «вершин­ную» позицию ударных слов в такой фразе: «Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хоро­шую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-ни­будь изречение (В. Гёте). Владеть перспективой речи — непременное условие выразительности и действенности зву­чащего слова.

Еще одну характерную особенность мелодики русской речи надо воспитать актеру (задача которого состоит в убеждении) — это понижение тона голоса при утверди­тельной интонации. Причем понижение голоса начинается со слога в ударном слове, где бы оно ни стояло — в конце, середине или в начале.

«Мир необходим народу» (здесь понижение голоса на­чинается с первого слога-слова «Мир»).

В книге приведены упражнения и советы, которые раз­вивают и укрепляют голос, сохраняют его.

Сберечь голос поможет и соблюдение гигиены голосо­вого аппарата.

Краткие советы по гигиене голоса. Физическая норма голосовой нагрузки не должна превышать четырех акаде­мических часов в день (с 10—15-минутными перерывами между ними).

После выступления, которое сопровождается естествен­ным волнением и разгоряченностью организма, не следует сразу же, «не остыв», выходить на холодный воздух да еще громко, возбужденно разговаривать на улице. Холодный воздух (особенно в сырую погоду) попадает на разгоря­ченную слизистую оболочку голосовых связок, а это и при­водит к заболеваниям верхних дыхательных путей.

Причиной сухости голосовых связок, ведущей к изме­нению тембра голоса, делающей его более низким, хрип­лым и менее выносливым, как правило, является злоупо­требление алкогольными напитками.

Отрицательно влияет на голосообразование никотин. Вызывая спазм гладкой мускулатуры бронхов и трахеи, он нарушает нормальный процесс дыхания. Голосовые связ­ки, травмируемые частым сухим кашлем, теряют свою эла­стичность: появляется сипота, исчезает легкость и мягкость звучания.

Хронический насморк нарушает дыхание через нос, а ведь нос предохраняет дыхательные пути от пыли и инфек­ции, согревает и увлажняет воздух. Если же воздух брать только ртом, то может появиться сухость связок, а в голо­се— хрипота.

Сердце и желудок непосредственно связаны с дыхатель­ной функцией, которая имеет прямое отношение к голосообразованию. Потеря активности дыхания, чрезвычайной подвижности диафрагмы во время речи отрицательно влия­ет на звучание голоса.

Особенно связана с функцией речеобразования нервная система. Известно, что от тяжелого потрясения, пережи­вания или страха голос может начать срываться, перестать звучать совсем или потерять такие профессиональные ка­чества, как чистоту, выносливость, интонационную подвиж­ность. Чтобы избежать заболеваний организма, в том числе и голосового аппарата, необходимо делать утреннюю за­рядку, совершать прогулки на свежем воздухе с глубоким дыханием через нос; соблюдать режим дня и сна. Для за­каливания голосового аппарата рекомендуется ежедневно полоскать носоглотку и глотку холодной водой, снижая по­степенно температуру от 20 до 10 градусов тепла.

Перед выступлением не следует переполнять желудок, чтобы не затруднить работу диафрагмы. Для сохранения мышечной энергии надо посидеть в состоянии мышечного расслабления, а затем вновь с помощью голосовой и рече­вой «разминки» привести организм в рабочее состояние. Полезно выпить теплого чаю.

Среди советов по гигиене голоса первостепенное значе­ние имеет каждодневная голосовая зарядка. Вначале она должна состоять из упражнений:

а) тренирующих дыхательные мышцы (пу­тем дыхательной гимнастики);

б) рождающих свободное звучание голо­са (с помощью тренировки формы речи № 1 — в состоянии мышечного расслабления);

в) активизирующих работу диафрагмы,укрепляющих «опору» звука (тренировкой фор­мы речи № 2 — волевой, экспрессивной);

г) разогревающих артикуляционный ап­парат (особенно на взрывных согласных).

Затем, когда голос звучит свободно и легко, можно включать в голосовую зарядку упражнения: на р а з в и ­т и е д и а п а з о н а, с и л ы г о л о с а, т е м п а, и н т о­ н а ц и о н н о г о и т е м б р а л ь н о г о б о г а т с т в а р е ч и.

23.








Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 3094;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.191 сек.