Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика — это «туалет» для создания хорошего физического и психического самочувствия. Она укрепляет дыхательные мышцы, особенно диафрагму. Диафрагма является как бы узлом нервных сплетений. В ее дей­ствии принимают участие и спинномозговые нервы, и вегетативноблуждающие нервы, и аорта. Поэтому диафрагму и называют солнечным сплетением: сплетением жизненно важ­ных нервов. Задача тренинга фонационного дыхания состоит в том, чтобы научиться легко, рефлекторно «переключать» дыхание в различные ритмы и условия работы, диктуемые различными характерами речи. Только при этом условии ды­хание будет способно «обслуживать» любой вид сценическо­го диалога или Монолога.

Попробуйте проверить на деле факт того, как трем раз­личным характерам речи соответствуют различные виды вы­дыхания.

Первый вид выдыхания — это обслуживающий спокой­ную, плавно льющуюся речь. Воздух при такой речи как бы «сам вытекает в природу». Прочитайте начальные строки из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»:

 

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася, бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел...

А теперь прочтите другие строки из этой же поэмы, где речь звучит медленно, со сдержанной силой (передавая кар­тину преддверия наводнения), и вы заметите, что воздух бу­дет как бы «с силой выгоняться»:

 

Редеет мгла ненастной ночи

И бледный день уж настает...

Ужасный день!

Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури...

И спорить стало ей невмочь...

Поутру над ее брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъяренных вод.

Но силой ветров от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова;

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь.,.

 

Продолжая читать данное Пушкиным описание картины наводнения, легко убедиться в том, что вслед за характером речи (ставшей более эмоциональной, экспрессивной, звуча­щей в более убыстренном темпе) изменяется и характер вы­дыхания. Воздух теперь «рывками выталкивается».

 

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Всё побежало; всё вокруг

Вдруг опустело — воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь как тритон,

По пояс в воду погружен.

Осада! приступ! злые волны,

Как воры, лезут в окна.

Челны с разбега стёкла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

Народ

Зрит божий гнев и казни ждет.

 

Эти три различных вида выдыхания, когда воздух «сам вытекает в природу», или «с силой выгоняется», или «рыв­ками выталкивается» (терминология С. Волконского), воз­можно тренировать уже в первых упражнениях дыхательной гимнастики.

Чтобы научиться правильно ощущать работу дыхатель­ных "мышц, распоряжаться дыханием, надо натренировать, а затем сделать привычным на всю жизнь такое положение тела, которое К. С. Станиславский назвал «тело на колок».

Упражнение 2

«На колок»

Держать свое тело в положении «на колок» — это значит как бы «надеть» его на позвоночник. Попробуйте: расслабь­те мышцы спины, плеч, рук,-потом приподнимите тело (пле­чи, грудь) и, откинув его назад и вниз, «наденьте» на позво­ночник. Вы должны почувствовать, что спина стала более прямой, крепкой, а руки, плечи, шея — свободными.

Приступим к тренировке первого вида выдыхания.

Упражнение 3

«Свеча»

(Ровный медленный выдох) Поднесите ко рту узкую полоску бумаги (шириной 1,5— 2 см, длиной 7—10 см) и дуйте на нее (это «свеча») с тем, чтобы «положить пламя свечи» и держать его в таком положении. Полоска бумаги позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемого воздуха. Выдох ровный — бумажка до . конца выдоха находится в отклонившемся положении. Выдох прерывистый — бумажка «неспокойна»: она колышется, «сигнализируя» о том, что мышцы речеобразующего аппарата зажаты. Выполняя упражнение, обратите внимание на естественное напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц, которые создают как бы крепкий дыхательный «поясок».

Упражнение 4

«Звукоподражатель»

(Медленный озвученный выдох)

 

Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Вот сви­стит ветер: ссссссссссссс... Шумит лес: шшшшшш... Звенит комар: зъзъзъзъзъзъ. Жужжит пчела: жжжжжжжжж... А вот появился шмель: жьжьжьжьжь...

Делайте все спокойно, свободно, чтобы воздух на этих звуках беспрепятственно «вытекал в природу».

Возьмите в работу несколько упражнений, тренирующих второй вид выдыхания (воздух «с силой выгоняется»).

Упражнение 5

«Насос»

У вас в руках «насос». Накачивайте «шину», сопровож­дая движения рук звукоподражательными: сссс! сссс! сссс! сссс!

Координируйте звук с движением рук. Добивайтесь прав­ды в исполнении упражнения. Небольшое мышечное нап­ряжение в руках, преодолевающих сопротивление воздуха в «насосе», координируется с интенсивностью выдоха на зву­ках: сссс!

Превратите упражнение в игру. Встаньте друг против друга. Один из вас будет накачивать модель «резинового человека». Второй — со свободной шеей, руками, корпу­сом — сидит на корточках. Он ненадутый «резиновый человек». Действуйте. Следите за партнером. Слышен звук «на­соса» — «модель» в движении: поднимается с корточек, выпрямляет корпус, затем шею, поднимает руки. Движение каждый раз останавливается, как только прерывается звук выходящего из «насоса» воздуха на ссс... (пока работаю­щий с «насосом» поднимает «поршень» вверх, чтобы втя­нуть в него воздух, который со следующим движением «пор­шня» вниз будет перекачен в «резинового человека»). Ког­да «модель» надута до отказа, ' тогда «выдергивается шланг», и воздух вначале с резким звуком пш! с силой про­рывается, а потом все медленнее выходит из него, и «мо­дель» возвращается в свое .исходное положение (на корточ­ки). Меняйтесь ролями.

Упражнение 6

«Пильщики»

Взяли «пилу», проверили, как лежит «бревно на козлах». Начали распиливать его с! с! с! с! Вначале звук с отрывис­тый, короткий, как и движения рук, потому что пила «вхо­дит» в древесину. Чем шире амплитуда движения рук, тем длиннее тянущийся звук ссссс... ссссссс... ссссс…

Упражнение 7

«Проколотый м я ч»

У вас в руках на уровне груди воображаемый большой резиновый литой мяч. Если на него нажимаешь — слышен звук выходящего воздуха. Нажимайте на мяч ладонями и имитируйте выходящий воздух звуком: ссссссс... Руки схо­дятся медленно: они как бы ощущают сопротивление «мя­ча». И так же, медленно, с силой, выгоняется из «мяча» (ва­ших легких) воздух: сссссс... Все ближе руки, все меньше воздуха в «мяче». Наконец ладони рук в активном движе­нии сошлись. И с этим движением «выбросился» неисполь­зованный в фонации (звучании) воздух.

Упражнение 8

«М о т о ц и к л»

Завели мотор и поехали на мотоцикле: р! р! ррр!... рррррррррр... Кто дальше отъедет? Быстрее, быстрее еде­те, и звук переходит в мягкое рьрьрьрьрьрьрьрьрь...

Упражнение 9

«Звонок»

С силой и много раз нажимаете на кнопку электрическо­го звонка, настойчиво добиваясь ответа: рьрьрьрьрь... рьрь рърь... рьрьрьрьрь… рьрърьрърь... рьрьрьрьрьрьрьрьрьрь...

А теперь проделайте упражнения, тренирующие третий вид выдыхания (воздух «рывками выталкивается»).

Упражнение 10

«Пульверизатор»

(Интенсивный прерывистый выдох)

Сжимая в руке «грушу» пульверизатора, посылаете «пыль» раствора далеко вперед, сопровождая движение ру­ки звукоподражательными ф! ф! ф! ф! ф! ф!„, «Груша» сжи­мается короткими энергичными движениями пальцев руки, так же энергично звучат согласные ф! ф! ф! ф! ф!.. Если же на «грушу» нажимаете с силой, но медленно, то и звуки сли­ваются в одну энергичную тянущуюся линию: фффффффф...

Упражнение 11

«Дровокол»

Колете дрова. Удар «топора» сопровождаете междоме­тием «э!» С этим звуком воздух выбрасывается из легких и мгновенно наполняется вновь, потому что плотность остав­шегося в легких воздуха (он выброшен наружу в энергич­ном звуке) гораздо меньше, чем наружного. И воздух как бы сам «входит» в легкие без явно видимого движения вдо­ха. Проверьте это еще раз, сделав упражнение. Только «ру­бите» легко, «играючи топором».

Упражнение 12

«Боксер»

Тренируете удары по воображаемой «груше», сопровож­дая их возгласами: Э! Э-э! Э! Э-э-э! Заметили, как воздух будто бы сам «заглатывается» легкими без вашего вмеша­тельства?

Упражнение 13

«Кучер»

Погоняете «лошадь»: Нно! Нно! Ннно! А теперь резко ос­тановите ее: Тпру! Тпру! Следите за тем, чтобы, не завышать звука и излишне не напрягаться. .

Упражнение 14

«Сорока-сплетница»

Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-трр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр!

Нафантазируйте, о чем говорите. Ощущаете резкие дви­жения диафрагмы? Хорошо. Только не пытайтесь управлять ею (втягивать внутрь или выпячивать). Она сама делает движения такие, какие указаны ей природой.

Упражнение 15

«Лыжник»

«Стоите на лыжах» (ноги вместе), готовясь к бегу по слегка наклонной дороге. «Поехали», отталкиваясь слегка то одной, то другой палкой. Лыжи скользят хорошо. Движе­ние все ускоряется. Весело, свободно сопровождаете движе­ние рук («отталкиваетесь палками») счетом: раз! два! три! четыре! пять!.. Все глубже приседания, все активнее движе­ния рук, все энергичнее и быстрее счет: шесть! семь! во­семь! девять! десять!..

Голова не опущена — взгляд вперед на дорогу: восемнад­цать! девятнадцать! двадцать!..

Если не было одышки после упражнения, значит верно его выполняли, легко выбрасывая неиспользованный в фо­нации (при произнесении цифр счета) воздух, и он быстро, пополнялся.

Упражнение 16

«В море»

(Управление выдохом)

Вообразите, что стоите по грудь в море. Морская вода держит на поверхности руки, вытянутые в стороны. Поуп­равляйте руками, преодолевая сопротивление воды. Энер­гично опустили руки вниз — к бокам, одновременно выдохнув. Вода опять подняла на. поверхность руки (в это время осуществляется естественный вдох). Теперь опускаете руки, подчиняя их команде: раз! два! три! На счет «три» — руки внизу. Вода опять их подняла (вдох). Опускаете их на счет до шести, до девяти, до двенадцати, до пятнадцати (прибав­ляя каждый раз по три цифры). Затем проделайте в обрат­ном счете: от пятнадцати до одного, убыстрив в два раза темп счета и движения рук. Счет энергичный, волевой.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Расскажите о роли дыхания в звучащей речи.

2. Какие четыре качества фонационного дыхания следует воспиты­вать?

3. Что вы знаете о трех видах выдыхания?

4. Назовите по одному из упражнений дыхательной гимнастики, развивающих каждый из трех видов выдыхания.

5. Что вы понимаете под навыком «переключения дыхания»?

6. Почему дыхательную гимнастику следует рассматривать лишь как «туалет актера»?

7. Придумайте сами упражнения для тренировки дыхательных мышц.

Итак, разогрев в процессе тренинга мышцы дыхательно­го аппарата, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается втом, чтобы добиться сво­бодного звучания голоса — верного формирования исходно­го тембра (окраски) голоса в гортани (голосовой щели).








Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1288;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.022 сек.