Тренировка силы голоса

 

Я знаю... драматических артистов, с небольшими голосами и темпераментом, которые с помощью контраста рiапо и forte, речи умеют удесятерять иллю­зию силы своих природных данных.

К. С. Станиславский

 

Сила звука в речи артиста — это и сила убеждения, и си­ла чувств, и сила его желания достичь поставленной цели. При работе над развитием силы звука ставятся задачи: а) воспитать «мышечного контролера» — навык снятия мы­шечного напряжения с голосоречевого аппарата при эмоцио­нально-экспрессивной речи, б) научиться пользоваться си­лой звука как выразительным средством речи.73

Для снятия излишнего напряжения при сильно звуча­щей речи рекомендуется следующее упражнение:

Упражнение 101

«Сделаешь по-моему»

Подчините вашей воле человека, который совершает не­верный поступок: забирает не ему принадлежащую вещь.

 

Яблоко Алле. Сообщаете. Речь звучит свободно,

озвученное дыхание «само вытека­ет в природу».

Яблоко Алле. Предупреждаете с угрозой. Речь

звучит с силой, и воздух «выго« няется».

Алле яблоко! Приказываете. Воздух «выталки-

вается» в рывке.

 

Используйте другой текст. Например:

Ландыши Ларе. Напоминаете.

Ландыши Ларе. Предупреждаете.

Ларе ландыши! Приказываете.

 

Усиливая звучание голоса, следите за тем, чтобы не было перенапряжения в голосовом аппарате. «Мышечный контро­лер» пусть не дремлет. Характер речи отражается только на характере выдыхания, а в области глотки — никаких изме­нений! Растет активность действия (заставляете сделать то, что требуете) — растет и сила звука, а с ним и степень дав­ления воздушной струи. Это хорошо ощущается в области диафрагмы и межреберных мышц. При повторении упраж­нения фиксируйте внимание на действии «дыхательного пояска».

Если звук повышается при усилении громкости голоса — это естественно. Следите только за тем, чтобы не было слишком больших интервалов в повышении. Потому что слишком высокие и низкие звуки мало пригодны для усиле­ния. Выработайте в себе контролера, «знающего», какие то­ны вашего головного и грудного регистра способны к уси­лению. Рассчитывайте силовые возможности голоса. Осо­бенно остерегайтесь срывов на верхних тонах.

Надо уметь расчетливо и искусно пользоваться усилени­ем звука. Помните замечания К. С. Станиславского об отно­сительности таких понятий, как «громко» и «тихо».

«...Fогtе — понятие относительное. Допустим, что вы на­чали читать монолог очень тихо. Если б через строчку вы продолжали бы чтение несколько громче, это было бы уже не прежнее рiano... В этом постепенном превращении звука из рiano — рianissimo в forte — fortissimo заключается на­растание относительности громкости»74, — пишет К. С. Ста­ниславский.

Упражнение 102

«Народный шквал»

 

Почувствуйте необходимость владеть относительностью градаций силы звука в передаче такой картины:

Все ближе, все громче

рокочущий шум:

Трум-ту-ту-тум!

Трум-ту-ту-тум!

Сильней все

то тут

барабан бьет,

то там:

Трам-та-та-там1

Трам-та-та-там!

Трепещут враги;

задрожали враги.

Народ наступает.

Сдавайся!

Беги!

Народного гнева

бушующий шквал

Поднялся,

обрушился!

Враг злобный

пал.

Усиливая звук, постепенно повышайте его до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове «поднял­ся». Следующее слово «обрушился» опустите вниз (голос по-прежнему звучит с силой).

Чтобы избежать напряжения речевого и голосового аппа­ратов, помните о «мышечном контролере», о свободных ру­ках, не прижатых к бокам, о диафрагме — подвижной, под­чиняющейся характеру звучания.

Для укрепления дыхания, голоса тренируйте громкое звучание, но непременно внутренне оправдывая необходи­мость говорить громко.

Упражнение 103

«Скоморох»

Представьте, что вы скоморохи, которые весело зазыва­ют народ послушать русские сказки, шутки-прибаутки:

 

По селам и по городу

Не переслушать говору:

Из любого города

Новостей три короба,

Да и по селам вести

Не держатся на месте.

Богат наш край побасками

Да сказками Славянскими,

Горами и долинами,

Старинными былинами,

Парнями в деле хваткими,

Затейными загадками,

Ягодкой морошкой,

Шуткой скоморошьей.

Велик у народа запас

Веселых словесных прикрас,—

В народе нашем густо

Ума и балагурства.

А известно, умный смех

Омолаживает всех!75

Добивайтесь ощущения того, что говорите дыханием. Дыхание частое: быстрые, легкие и незаметные «доборы» воздуха.

Упражнение 104

«Крики уличных торговцев»

Представьте, что вы герои из сборника народной поэзии негров Соединенных Штатов Америки, составленного поэ­том Ленгстоном Хьюзом, веселые и добрые уличные про­давцы. Действуйте!

ПРОДАВЕЦ ВАФЕЛЬ

Подходи, прохожий

С черной кожей!

Подходи, прохожий

С белой кожей!

Беден ли, богат ли,

Прав ли, не прав ли,

Подходи, прохожий,

Покупай вафли!

Сначала вафельщик седой

Мыл руки мылом и водой,

Потом испек он вафли

В большой сковороде.

Таких прекрасных вафель

Не купишь ты нигде —

Начинка в них что надо:

Крем из шоколада!

Прохожий, налетай,

Вафли покупай!

ПРОДАВЕЦ РЫБЫ

Предлагает старый Джо

Только то, что хорошо:

В июле — мерлана,

В июне — сазана,

В апреле — креветок

Для мужа и деток,

Восемь центов дюжина —

Хороши для ужина!

Открывайте окна — покупайте окуня!

Не шагайте мимо — продаю налима!

Только то, что хорошо,

Предлагает старый Джо!

ПРОДАВЕЦ АРБУЗОВ

Красные арбузы в зеленой кожуре

Выросли на солнце, созрели на жаре!

Продаю их бедным,

Продаю богатым,

Продаю их даже маленьким ребятам,

Предлагаю леди,

Стоящей во дворе,

Красные арбузы в зеленой кожуре!

Подходите, леди,

Покупайте, леди,

Угостите, леди, мужа и детей,

Пригласите, леди, вечером гостей!

Красные арбузы в зеленой кожуре, —

Кто еще не пробовал, налетай скорей!

Покупайте гладкие зеленые шары,

Красные и сладкие

До самой кожуры!

Упражнение тренирует целый ряд навыков сценической речи. Действие — зазвать покупателей, увлечь своим това­ром, продать товар — вовлекает в активную работу дыха­тельный, голосовой и речевой аппараты. Здесь вырабатыва­ются: единая выразительная линия заучания (перечисляется товар без пауз в речи, но с конкретностью видений и отно­шений), автоматизм входа (весь текст произносится как бы «одним дыханием»), ясность и четкость дикции (надо, чтобы названия предметов были понятны).

Не напрягайте голосовые связки, глотку! Следите за сво­бодой голосового аппарата. Голос громкий за счет верной работы дыхательного аппарата, который быстрыми «добора­ми» постоянно поддерживает необходимый запас возду-ха в легких.

Но артист часто пользуется сдержанной силой звука. По­этому полезно тренировать и навык тихого звучания голо­са, при котором надо следить за тем, чтобы не снимать с «опоры» (с дыхания) голос (что часто бывает). Слух дол­жен контролировать чистоту звучания голоса при тихом раз» говоре. Оправдывайте необходимость тихо говорить.

Не путайте тихое звучание с шепотом, когда очень слы­шен выдыхаемый воздух. Научитесь, тихо разговаривая, не выпускать ни капли неозвученного «дикого» воздуха (при­дыхательная атака).

Упражнение 105

«У микрофона»

Прибегните к такому приспособлению: вообразите перед микрофоном надо прочитать стихотворение. Говорить громко не следует, микрофон сам усилит звук. Ваш голос «долетит» до отдаленных уголков зала при тихом его звуча­нии. Прочтите, например, стихотворение С. Маршака «Впол­голоса».

 

Это тихий, тихий стих,

Тише всех стихов других.

Кто по городу ночному

Держит путь от дома к дому?

Верно, принц уснуть не может,

Шум листвы его тревожит?

Иль во тьме разносят феи

Всем билеты лотереи?

Или, может быть, не спит

Тот, чей зуб всю ночь болит?

Нет, шагает вперевалку

Старый сторож с толстой палкой.

Он один не спит в квартале,

Чтоб другие крепко спали.

Если вы действительно прислушиваетесь (а не просто слушаете), то пристальное внимание заставит вместе с вами «слушать» и ваше дыхание. Заметили, как крепок, напряжен «дыхательный поясок»? Звук идет чистый, без придыха­тельной атаки. Ни один «милиграмм» воздуха не расходу­ется впустую. Никакого шепота! Вполголоса!

Проверьте чистоту тихого звучания в таком тексте:

 

Лес заснул. И, как во сне,

Сосны стряхивают снег.

И доносится сквозь сон

Медных сосен медный звон.

В сизой дымке тишина

Четких звуков лишена.

Мир тишайший из тишин

От корней и до вершин...

Мир покоя без границ

В тихом цвиньканье синиц.

Породнить его спеши

С тихой музыкой души.

(М. Дудин)

Такие большие периоды тихого звучания позволяют удерживать звук «на опоре», лучше закреплять на слух одну силовую ступень звучности. Если в процессе тренинга удается добиться того, что самая интимная интонация услышана в самом отдаленном уголке зрительного зала, можно считать что голос и речь становятся сценическими. Поэтому в процессе работы над голосом

 

Надо навык закрепить:

Научиться по секрету —

По секрету — всему свету,

То есть залу говорить.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1 Почему надо воспитывать «мышечного контролера» в минуты высшего нервного и физического подъема?

2 Что вы знаете об относительности таких понятий, как piano и forte?

3 Какие условия обеспечивают качественное тихое звучание речи?

4 Придумывайте обстоятельства, рождающие тихое звучание речи. Создайте несколько упражнений для тренировки громкого и тихого зву­чания речи.

 

Одновременно с развитием таких свойств голоса, как тембр, диапазон, сила, идет работа и над четвертым свойст­вом голоса — скоростью.

Под скоростью подразумевается темп речи.

Темпо-ритм речи

Наша беда в том, что у многих ак­теров не выработаны очень важные эле­менты речи! С одной стороны, ее плав­ность, медленная, звучная слиянность, ас другой стороны — быстрота, легкое, четкое и чеканное произнесение слов.

К. С. Станиславский

Живая разговорная речь отличается бесконечным много­образием и сменой темпо-ритма. Это происходит потому, что «мы думаем, мечтаем, грустим про себя тоже в известном темпо-ритме, так как во все эти моменты проявляется наша жизнь. А там, где жизнь — там и действие, где д е й с т в и е — там и д в и ж е н и е, а там, где д в и ж е н и е — там и т е м п; а где темп — там и ритм»76.

Внутренниий ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в ее темпо-ритме. Когда же актер говорит долго в одном ритме и никак не может «соскочить» с него, изменить (замедлить или ускорить темп произнесения слов), речь становится бесцветной, неживой и усыпляет или утом­ляет слушателя.

Работа над темпо-ритмом речи — это глубоко творческий процесс, который нельзя оторвать от работы над ролью или художественным литературным произведением. Однако, как уже говорилось, интуиция откликается лишь на то, что на­тренировано. Значит, для того чтобы уметь в речи ярко и точно выражать внутренний темпо-ритм жизни, уметь легко переходить из одного темпа речи в другой, надо хорошо' на­тренировать речевой аппарат (совместно с дыхательным и голосовым), овладеть плавным, крупным, «увесистым сло­вом» и быстрым, легким, чеканным произнесением слов.

«Когда слово содержательно и внутренне насыщенно, оно становится увесистым и произносится медленно, — пишет Станиславский, — Это происходит, в тех случаях, когда актер начинает дорожить текстом, чтобы пропускать через него наибольшее количество внутренних ощущений, чувств, мыс­лей, зрительных видений,— словом, весь созданный внутри подтекст.

Пустое слово сыплется, как горох из решета, — насыщен­ное слово поворачивается медленно, точно шар, наполнен­ный ртутью»77,

Упражнение 106

«Словарь»

Решили прочитать товарищам стихотворение С. Марша­ка «Словарь», с тем чтобы они задумались над глубиной мыслей и чувств, картин и действий, заложенных в словах, чтобы они полюбили слово, понимали его силу, бережно и любовно относились к нему.

 

На всех словах — события печать.

Они дались недаром человеку. Читаю: —

Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...—

В словах звучат укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассьшанная повесть.

 

Как медленно побраниваются слова, какие они увесис­тые, крупные, наполненные вашими ощущениями, чувства­ми, видениями, мыслями, подтекстом! Если верно действуе­те (сами видите за каждым словом конкретное событие, картину жизни, понимаете, о чем говорите, знаете, для чего и кому предназначены ваши слова, ярко передаете свои ви­дения и подтекст), тогда именно так: «весомо и зримо» зву­чит каждое слово.

Скороговорки. — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специаль­но для тренировки движений речеобразующего органа, ко­торый был бы способен воспроизводить все звуки родного языка. Без звуков нет слов. Наши мысли оформляются зву­ками речи. Для точной передачи мысли надо владеть отлич­ным воспроизведением этих звуков. «Конечно, звуковая сто­рона строя речи является лишь подсобной смыслу, но и ее оставлять в небрежении было бы бесхозяйственно»78. Народ всегда заботился и заботится о сохранении точности звуков родной речи, о правильности произношения во имя сохране­ния ясности и яркости смысла слов, создавая, в частности, скороговорки.

Соблюдать условие, которое заложено в самом названии (говорить быстро), оказывается очень трудно потому, что звуки в скороговорках распределены таким образом, что требуют осуществлять слишком сложную координацию дви­жений речевого аппарата. Трудность эта заключается в том, что в скороговорках сознательно нарушен правильный поря­док звуков во фразе. Например: «Шла Саша по шоссе...» (шсшшс). Попробуйте произнести эту скороговорку, и вы легко убедитесь в том, что язык торопится заменить слово «шоссе» на «соше», чтобы восстановить правильный порядок звуков (шсшсшс).

При быстром произнесении несколько раз подряд двух слов скороговорки «Либретто Риголетто» (лррл) обязатель­но «выскочит» слово «лигоретто», чтобы навести порядок в чередовании звуков (лрлр).

Эти скороговорки и другие подобного типа, как, напри­мер, «На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на тра­ве двора», «Купи кипу пик», «Говорили про Прокоповича...», построены так, что «возникающая у говорящего установка на правильный ряд звуков, усиленная ритмическим построе­нием фраз, как бы вводит в заблуждение речеобразующие органы и в первую очередь самый подвижный орган — язык»79.

Действительно, произнося «не руби дрова на траве дво­ра» (дрвтрвдвр), язык бежит впереди мысли и вопреки нашей воле «наводит порядок» в чередовании звуков (дрвдрвтрв), искажая при этом смысл скороговорки: «не руби дрова на драветрава». Произнося несколько раз «Купи кипу пик» (кпкппк), артикуляционный аппарат по инерции произносит иное последнее слово: «кип (кпкпкп); трижды произносимое сочетание «про Прокоповича, про Прокопови-ча, про Прокоповича твоего» вызывает замену согласного «к» согласным «п»: «про Пропоковича».

Особенно ощутима тенденция языка к восстановлению заданного вначале порядка звуков в известной скороговор­ке: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет» (клрклркрлкрл—клркрлкрлклр). Вот почему по­лезно перед тем, как работать над этой скороговоркой, тре­нировать такое сочетание согласных ЛР: рли-лри; рлэ-лрэ; рла-лра; рло-лро; рлу-лру; рлы-лры. Это приучит речевой аппарат к быстрому переключению от произнесения одного порядка звуков (рли) к другому (лри), что позволит точно, произносить и скороговорку.

Целый ряд скороговорок построен по принципу трудности произнесения большого количества звуков, оказывающихся в предударном или заударном положении в слове. Труд­ность произнесения слов, в которых много звуков оказыва­ются в предударном или заударном положении, заключает­ся в том, что в безударном положении речеобразующие дви­жения артикуляционного аппарата лишаются четкого ритма и активности работы. К такому типу скороговорок можно от­нести:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под п р о ­с т о к ваши;

Погода размокропогодилась;

Нашего пономаря да не пер епоном аривать стать;

Расчу вствовавшаяся Варвара расчу в с т в о вала нерасчу вствов а в- ше гося Вавилу;

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Преодоление всех трудностей скороговорок и делает их великолепным тренинговым материалом для развития арти­куляции. Ведь скороговорка обязательно должна быть ч и с т о г о в о р к о й, то есть все звуки должны быть при быстрой речи точно произнесены. Поэтому скороговорку и называют еще чистоговоркой или чистобайкой. Вот некото­рые из известных чистоговорок;

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Фрол прям, Пров крив.

Шли три попа, три Прокопья-попа, три Прокопье-вича;

Говорили про попа, про Прокопья-попа, про Про-копьевича.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Скороговорка, являясь народнопоэтическим произведе­нием, требует искусства произнесения. А искусство — это искушенность, опытность, мастерство владения материалом. Овладеть сценической скороговоркой — это значит: а) до­биться того, чтобы активно работали сознание, мысль, во­ображение, воля, не позволяя языку «забегать» вперед мыс­ли, искажать смысл слов; б) осуществлять словесное дей­ствие, умея в отпущенное малое количество времени «вло­жить» свои видения и мысли в сознание партнера, слушате­ля; в) выполнять условие сценической скороговорки: чем быстрее речь звучит, тем четче должно быть произнесение, ярче голосовая модуляция. Выразительность, «обострен­ность» интонаций при быстром темпе убережет речь от пус­той болтовни.

Надо тренировать не «американский» темп речи, который, по мнению известного актера М. Чехова, не темп, а спешка, которой в большинстве случаев прикрывается пустота и бес­содержательность происходящего на сцене, а русский темп. Настоящий темп — это живое, подлинное чувство актера. «...Внутренний темп выражается в быстрой или медленной смене душевных состояний героя, изображаемого вами на сцене... Этому, а не «американскому» темпу следует учиться русскому актеру, быстрой, но четкой смене образов, жела­ний, чувств и эмоций всякого рода»80.

Вырабатывается сценическая скороговорка через мед­ленную, преувеличенно четкую речь.

Упражнение 107 «Вдолбить»

Вы «учите» своего друга верно произнести скороговор­ку: «Погода размокропогодилась». Надо, чтобы друг понял смысл сложного для произнесения слова, а значит, «увидел», как сыро и серо за окном. Не торопясь, точно по звукам, по ударности в слове повторите дважды текст скороговорки: «Погода размокропогодилась, размокропогодилась погода». Если у друга не получается, не переставайте «вдалбли­вать» текст, пока не добьетесь хорошего результата. Жела­ние «вдолбить» вызовет естественно медленное и четкое про­изнесение фразы. Друг подыгрывает вам «тупость», чтобы дать возможность действовать глаголом, «вдолбить». Толь­ко не пускать в ход руки, голову, брови, лоб. Действует лишь речевой аппарат.

Упражнение 108

«Я — педагог- речевик»

Вы педагог, диктуете текст трудной скороговорки. «Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколов-ски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, на­до колокол переколоколовать, перевыколоколовать».

Диктуете, четко артикулируя слова, подчеркивая окон-чания слов, ярко интонируя знаки препинания. Особенно точно указывается на ударения в трудных словах: не по-ко-локоловски, переколпаковать, перевыколоколовать и т. д. Старайтесь почувствовать перспективу во всем: в слове, фразе, мысли, помня и понимая, что существует свой темп произнесения каждого звука, слога, слова во фразе...

В самом деле, как различны по длительности звучания гласный Е и ударный А в слове переколпаковать!

Помогите себе выработать это внутреннее стремление к ударному слогу в слове приемом «дирижирования».

Упражнение 109

«Лепка слова»

«Дирижируйте» таким образом: вспомните, как ввинчи­вается электрическая лампочка в патрон. Оборот кисти руки I слева направо. Еще и еще раз. Лампочка ввинчена. А теперь «ввинчивайте» слова с одного оборота кисти. Легкое, быст­рое движение руки слева направо — и «ввинчено» слово «колпак». Кончается движение на ударном А, безударное же О звучит как короткое А, на нем вы не задерживаетесь. «Ввинтите» слова «не по-колпаковски». Ясно звучит ударный О, все остальные безударные гласные редуцируются и произносятся без излишней на них задержки.

Слышите, как все слоги «бегут» под ударный? Где бы ни стоял ударный слог — в начале, в середине или в конце сло­ва, он звучит шире, весомее, слышнее всех остальных слогов. «Перевыколпаковать», — как только «ввинтили» слово (ос­тановилось движение руки после ударного гласного Ы), так ни один слог после него не «выскочил», не растянулся, не отстал.

Возьмите слова, в которых много, безударных гласных О, А, Я, Е, и поработайте над их редуцированием подобным приемом.

Упражнение 110

«Дирижер»

Подобно тому как ощущалось движение к ударному слогу в слове, нужно почувствовать движение к выделяемо­му слову во фразе, а также различную длительность зву­чания слов, различный «объем» их.

«Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала». Скажите эту скороговорку, желая донести до нас мысль о том, что ничего не получилось у Маланьи. Слышите: слово «не выболтала» звучит шире остальных слов? Оно — ударное. Оно — центр мысли. Все слова «бе­гут», стремятся к нему.

Сделайте упражнение таким образом: сопровождайте произнесение слов движением кисти руки («лепите» слова), а ударное слово — движением руки от локтя. Шире движе­ние — шире звучит слово. Движение руки — круг по солнцу (снизу — вверх, направо — вниз).

Назовите условно движение кисти руки — «лепка сло­ва», от локтя — «рубка слова», от плеча — «ковка слова».

«Лепите» маленькие, собранные, четкие слова, «срубите» слово средней величины, «выковывайте» большие, широкие, насыщенные глубоким содержанием слова.

Разные длительности слогов в слове, слов во фразе, фраз в куске, в мысли и создают бесконечное многообразие ритмов речи. Научитесь чувствовать различную «объем­ность» слов.

Затем возьмите какой-нибудь хорошо знакомый всем текст стихотворения, например «Парус» М. Лермонтова. «Продирижируйте» его. Заставьте слушателей произносить слова так, как этого хочется вам. Меняйте характер произ­несения слов. Смелее! Не только по фразам, но и в самой фразе. Следите за тем, чтобы не отставать в произнесении короткого слова (оно звучит в соответствии с движением вашей кисти руки), не торопиться произносить слово, когда движение широкое — от плеча.

Смелые переходы (даже в середине фразы) от крупного (ударного) к короткому слову и наоборот будут развивать у вас и ваших слушателей быструю реакцию, переключение темпа, подчинение речевого аппарата воле.

После такого чисто технического приема (темпо-ритм не рожден; не подсказан действием, видением, чувством) по­пробуйте продирижировать стихотворение, слушая свою природу, то есть исходя теперь из смысла стихотворения, из видений, из поставленной перед собой цели...

Заметили, что дирижируете своему чувству? Так и долж­но быть. «Вы прислушивались к своему внутреннему пере­живанию и внешне выявляли его темпо-ритм с помощью ди­рижирования»81.

«Дирижирование» дает свободу для проявления чувства в голосовом звучании, в подвижности интонаций. Поэтому широко пользуйтесь этим приемом в работе над словом. Ди­рижирование тренирует как «крупное» слово, так и четкую чеканную скороговорку.

Упражнение 111

«Растеряха»

Оправдывайте медленное, а затем быстрое произнесение скороговорки. Каким образом? Например: вы «ворона», ле­тите и «каркаете», пугая птиц.

 

В огор-роде

Огор-рошены —

Р-растер-рял

Гор-рох

Гор-рошины.

Огор-род

Не огор-рожен —

Не р-разыщете

Гор-рошин.

Кар-р!

Кар-р!

(Г. Усач)

А теперь вы «сорока-сплетница». Влетели и «выпалили» слова чистоговорки! Слова сыплются «горохом» — часто-часто! Но все должно быть понятно, о чем сообщаете. Речь четкая, слова «огорошены» и «огорожен» не путаются, интонации точны по мысли и выразительны по подтексту. Все ясно из вашей речи: хотите ли вы вызвать сочувствие к яв­лению, или высмеять его, или призвать на помощь... Помни­те о том, что «вы можете очень спокойно вкладывать в душу другого одно видение за другим, можете вкладывать их бы­стро, но непременно вкладывать, а не просыпать»82, — учил К. С. Станиславский (подчеркнуто мною. — 3. С).

Для тренировки умения при быстрой речи «не подрезать» интонационное звучание проделайте следующее упражне­ние:

Упражнение 112

«Модуляциограмма»

Движением руки (слева направо) на воображаемой сте­не или на реальной бумаге рисуйте «модуляциограмму» с тем, чтобы зрительно увидеть движение голоса, развитие «логической мелодии» фразы, мысли. Условно графически это будет выглядеть таким образом:

Конечным согласным П, активно произнесенным, фикси­руйте повышение и понижение тона голоса при развитии мысли («пики» высоты обозначены вертикальными черточ­ками). Смелое движение руки вверх и вниз, а за нею и дви­жение голоса! Избегайте «прямого как палка» голоса. Чем больше он гнется, вибрирует, движется в диапазоне, тем вы­разительнее будет речь.

Упражнение 113

«Глобус кружится»

Вы любознательный мальчишка. Подошли к глобусу, рассматриваете его:

Круглый-круглый

Глобус школьный,

Словно мячик

Волейбольный.

Вот он

Шар земной

Какой!

Я толкнул его

Рукой.

Поехали

Материки,

Поплыли

Две Америки,

Африка,

Австралия,

Европа

И так далее...

Меридианы

Линии,

И океаны Синие...

Закружилась

Вся земля:

И леса,

И поля,

И деревни,

И мосты,

И деревья,

И кусты,

И дорога,

И народ,

И собака

У ворот,

И дом,

И комната моя,

И шкаф,

И стол,

И стул,

И я.

(Генрих Сапгир)

Легко представить, как постепенно убыстряется темп речи, доходит до самого быстрого: закружился и стол, и стул, и сам мальчишка. Разделите стихи на четыре части — четыре темпа.

Первая часть — подошли, рассматриваете. Темп речи умеренный до слов: «Я толкнул его рукой».

Во второй части темп убыстрился: «Поехали материки» до слов «И так далее...».

Третья часть (надо предположить, что еще раз толкнули шар и он закрутился быстрее) — еще ускорился темп речи со слова «Меридианы» до слова «Синие».

Четвертая часть (еще раз толкнули уже быстро вращаю­щийся шар) — самый быстрый темп речи: «Закружилась вся земля...».

Упражнение 114

«Спринтер»

Вы бегун на короткую дистанцию (спринтер), а сейчас, призвав на помощь свое воображение и веру, помогаете вы­работке сценической скороговорки, используя свой спортив­ный опыт. Вспомнили, как активно работает у вас весь орга­низм во время бега: и мысль, и воля, и мышцы ног, тела, рук? Почему бы не пробежать мысленно, приводя тем са­мым весь организм в активное состояние? И со словами:

 

Темпу речи помогу —

Стометровку пробегу.

Пробегу я не ногами,

Мне полезнее словами,—

начали действовать:

Старт. Сигнал. Рывок! Бегу!..

Сил своих не берегу:

Коротка ведь стометровка —

Сразу темп взять — тренировка.

Я несусь быстрее ветров,

Что секунда — десять метров...

Десять, двадцать, тридцать, сорок...

Никаких нет оговорок.

Темп свой быстрый не спускаю.

Финиш! Ленту обрываю!

После слова «бегу» сразу же берется быстрый темп ре­чи. Причем темп ради темпа ничего не дает, только приуча­ет к пустой болтливости. Старайтесь передать точно все, что проделываете мысленно. Работайте для зрителя. Интонации должны быть ясными, определенными по мысли. Ярко пе­редавайте видение и при скороговорке.

Слова четкие — в стремлении к ударному слогу, фразы собранные — в стремлении к выделяемому слову: все «бе­жит» к финишу. Язык подчиняется вашей воле, мыслям, цели.

Упражнение 115

«Три круга»

В этом упражнении добейтесь постепенного нарастания темпо-ритма речи. Мысленно пробегая дистанцию, коорди­нируйте скорость бега со скоростью произнесения: чем бы­стрее с-каждым, кругом бег, тем больше убыстряется темп речи.

 

Темп речи убыстрять учусь.

Сейчас три круга я промчусь.

Вот в ПЕРВЫЙ круг пустился я.

Хоть речь и быстрая моя,

Но до предела далеко.

Я говорю слова легко.

И на пути ни оговорки,

В том помогли скороговорки.

Вот в круг вступил теперь ВТОРОЙ.

Ускорился темп речи мой.

Все собранней, короче слово.

Точна предельно мысль моя.

А интонация готова

Все выразить, что вижу я.

Вот ТРЕТИЙ круг! Еще быстрее,

Чтоб финиша достичь скорее!

Слова «строчат из пулемета»:

«Тра-та-та-та!» Язык наметан.

Весь речевой мой аппарат,

Готовый к бою, только рад,

Когда пред ним трудней задача.

Тренировался — есть удача!

Кто ж тренингом пренебрегал,

Тот в мастерстве своем отстал!

Рассчитывайте свои возможности. Не начинайте гово­рить сразу в быстром темпе. Прибавляйте его постепенно с «каждым кругом». Мастерство владения сценической скоро­говоркой покажите в последней части стихотворения.

Устройте игру: вдвоем «пускайтесь в бег» словами. Бо­лельщики (товарищи) фиксируют победу. Кто первым без оговорок, четко по мысли и произношению закончит текст, кто будет более убедителен, тот и победит. Умейте сосредо­точить внимание на выполнение своего задания. Пусть вас не сбивает товарищ, который тоже говорит и «бежит» вмес­те с вами. Это хорошая тренировка сосредоточенного и мно­гоплоскостного внимания.

Действуйте! Не получилось? Сбились? Естественно. Для того чтобы выполнить задание, нужна тренировка, приспо­собление организма к новым обстоятельствам.

Для четкого произнесения скороговорок в самом быст­ром темпе должен быть натренирован и готов к действию весь организм, а не- только мускулы языка: и дыхание, и голос, и мускулатура тела.

Упражнение 116

«Репортаж»

Вообразите, что вы как спортивный комментатор ведете радиорепортаж о футбольном матче;

 

Шастает мяч бросками,

Мечется меж носками

Кожаных бутс пудовых, Средний темп

Сплющить его готовых. произнесения.

То он уходит здраво

Прямолинейно вправо.

То он уходит влево

Краткой дорогой гнева,

То он встает со звоном

Свечкой над стадионом,

Дерзко приподнимая

Доброе небо мая.

Вот его вновь погнали Темп речи

Вниз по -диагонали. убыстряется.

Вот его завернули,

Держат на карауле.

Вот он, попав в болтанку,

Скачет вдоль стадиону, Самый быстрый

Вот он ударил в штангу темп

Лбом со всего разгона. произнесения

Прыгнул назад с капризом, речи.

К центру рванулся с лёта,

Но воротился низом

И угодил в ворота!

(В. Васильев. «Стадион «Динамо»)

Слушатель не видит игры, поэтому надо очень точно пе­редать мысль: все движения мяча. Для этого необходимо ос­вободить свою речь от лишних ударений, выделяя только са­мые важные слова (выделены). Здесь, при описании того, каким образом забивается гол, явно ощущаются три ступени нарастания темпа речи: от среднего до самого быстрого. «Доборы» воздуха частые и незаметные.

Упражнение 117

«Кулик»

Вы «кулик». Живете на болоте. Прогуливаясь, встрети­ли «цаплю», приглашаете ее в гости. Во всех подробностях и деталях описываете приметы, по которым «легко» найти ваш дом:

 

— Я живу за пятой кочкой,

За двенадцатым листочком,

Возле первого сучка,

Там, где лужа велика,

Где стоит корявый пень,

Гриб со шляпкой набекрень,

Где поломанная ветка,

Где лягушка-домоседка.

Я живу — недалеко,

И найти меня легко,

Приходите, если запомнили.

(С. Струин)

Не торопитесь в передаче подробностей «адреса» — спе­шить некуда, потому что вы прогуливаетесь.

А теперь измените обстоятельства с тем, чтобы умень­шить время для действия. Вы бежите через болото — торо­питесь домой и на ходу сообщаете «адрес». Добейтесь того, чтобы речь была быстрой, но точной по передаче мысли, ви­дений, подтекста. Действие остается то же самое, но време­ни для достижения цели отводится гораздо меньше.

Значит, надо сдвинуть внутреннюю жизнь, чтобы быст­рее заработала мысль, быстрее задвигалась кинолента ви­дений, быстрее задействовал внешний аппарат воплощения. Только от сдвига внутреннего темпа изменяется внешний темп — скорость речи. Иначе — пустая, бездейственная бол­товня, и только!

Еще одно упражнение для тренировки темпа речи, по­зволяющее вырабатывать скороговорку «выдержанную в темпе, четкую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли»83.

Упражнение 118

«Королевская считалка»

Успокойте разволновавшегося товарища, прочтя ему «ко­ролевскую считалку» английского писателя А. Милна (в пе­реводе Н. Воронель):

 

Король империи Перу

(Точнее — император)

В делах знал толк и меру,

Ума имел палату

И повторял считалку,

Полезную для всех.

Когда очки, к примеру,

Терял владыка Перу,

Когда, съезжая с горки.

Он падал носом в снег,

Когда горшок с цветами

Ронял на платье даме,

Когда на шляпу новую

Садился невзначай,

Когда, бродя по лужам,

Он забывал про ужин,

Опаздывал в столовую

И пил остывший чай;

Когда он был не в духе,

Когда кусались мухи,

И никому не жалко

Бывало короля,

В любом подобном случае,

Пока не станет лучше,

Король шептал считалку,

Губами шевеля:

«Шестью восемь — сорок восемь,

На два делим, пять выносим;

Пятью девять — сорок пять,

Три прибавить, семь отнять,

Прочитать наоборот —

Выйдет время пить компот!»

Когда его супруга

(Мадам императрица)

Брала стирать кольчугу

Для праздника в столице

И тут же забывала

Отдать ее в крахмал,

А в день его рожденья

Шел дождь, как наводненье,

И буря бушевала,

И ветер крыши рвал,

Когда владыка Перу

Искал в палате пэров,

Так, что ронял корону,

Основу всех основ;

Когда он против правил

На подпись кляксы ставил,

Когда он падал с трона

В присутствии послов;

Когда король пугался,

Когда он спотыкался,

И никому не жалко

Бывало короля,

В любом подобном случае,

Пока не станет лучше.

Король шептал считалку,

Губами шевеля:

«Шестью восемь — сорок восемь,

На два делим, пять выносим,

Пятью девять — сорок пять,

Три прибавить, семь отнять,

Прочитать наоборот —

Выйдет время пить компот!»

 

Читая текст этого стихотворения, помните: «Наш голос вверх идет, чтоб мысль не оборвать, не уронить. И вы ее не обрывайте, на запятых звук «загибайте», звучат пусть выше, выше строчки; потом спускайте голос к точке. Когда «волна­ми» мысль идет, тогда любой ее поймет».

Здесь три «волны» мысли: первая точка стоит после 6 строк, второй знак окончания мысли (восклицательный) стоит после 26 строк и третий — после 32 строк. Учитесь владеть большими периодами мысли.

Мы не останавливаемся на таких моментах проявления темпо-ритма, при которых внутренний темпо-ритм чрезвы­чайно высок, а внешнее его проявление замедленное, и на­оборот. Это все относится к творческим вопросам работы над ролью.

Предложенные упражнения используются лишь с целью тренировки речевого и голосового аппаратов, способных в дальнейшем точно выявлять внутренний и внешний темпо-ритм в их диалектическом единстве.

Диалектическое единство темпо-ритма заключается в том, что часто «внутренний и внешний темпы могут и не совпадать при игре. Нередко это дает изумительные по не­ожиданности и силе эффекты...»84.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте понятие «темпо-ритм» речи.

2. Расскажите о принципах построения скороговорок, наиболее спо­собствующих выработке четкой дикции.

3. Что значит овладеть сценической скороговоркой?

4. С чего следует начинать работу над скороговоркой?

5. Что вы знаете о приеме дирижирования «объемностью» слов?

6. Прочтите главу «Темпо-ритм» в 3-м томе сочинений К. С. Стани­славского, стр. 140—191.

7. Найдите диалоги из драматургических произведений, примеры из художественной литературы, которые требуют от исполнителей владения сценической скороговоркой.








Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 2503;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.193 сек.