Свободное звучание — основа постановки голоса

«Быть в голосе!» — Какое, блаженст­во для певца, так точно, как и для дра­матического артиста! Чувствовать, что можешь управлять своим звуком, что он повинуется тебе, что он звучно и сильно передает все малейшие детали, перели­вы, оттенки творчества!

К- С. Станиславский

Когда артист «в голосе», то речь его становится слышимой (с полетным и благозвучным голосом), понимае­мой (четкой по произнесению и ясной по передаче мысли), воздействующей (с экспрессивно-выразительными ин­тонациями). Приступая к работе над голосом, артист дол­жен помнить о законе «экономии сил» слушателей, зрите­лей, о том, что речь должна быть «дальнобойной», чтобы каждая интонация легко доходила до сознания и западала в душу зрителя.

Процесс речевого взаимодействия артиста и зрителей можно представить графически в виде объемных треуголь­ников, в основании которых лежат акты словесного дейст­вия и восприятия речи зрителями, а в вершинах—резуль­таты взаимодействия этих актов54.

 

Значит, если артист хорошо произносит слова (голос благозвучен, дикция четкая), то зритель хорошо слышит его. Если он ярко интонирует55, «рисует» голосом мысль, то зритель легко понимает смысл речи. Если же артист при этом еще и тонко тембрирует (накладывает на логическую интонацию тембральную окраску голоса, рожденную внут­ренней жизнью), то зритель чувствует речь артиста, сопере­живает с ним, заражается его чувствами.

Владение искусством произношения, интонирования и тембрирования делают речь артиста вдохновенной. Вдохно­венная речь артиста воспринимается зрителями как откро­вение, вызывая живой отклик в их сердцах.

Качество полетности голоса, его «дальнобойности» свя­зано с верностью формирования тембра голоса в процессе его развития.

Тембр — это природное свойство голоса. Он зависит от физической природы голосоречевого аппарата, определяется всем психофизиологическим складом человека и несет свои индивидуальные неповторимые тембральные признаки и ок­рашенность. Именно по индивидуальному тембру мы узнаем человека, даже не видя его, а только слыша. Но тембр это не есть что-то неизменное, неподвижное. У одного и того же человека тембр голоса меняется постоянно: в спокойном и возбужденном состоянии, например, при изменении отно­шения к объекту общения, при смене чувств и т. д.

Часто голоса людей звучат искаженно, потому что они не «поставлены», не развиты, не освобождены от мышечных зажимов. А многие воспринимают неверное звучание своих голосов за норму, за природное звучание. И мирятся с тем, что у них неприятный или слабый голос. А на самом деле оказывается, что голос-то хороший, но искажен неверным его владением.

Для сцены же надо развивать даже хороший от приро­ды голос. «Артисту, точно грудному ребенку, приходится всему учиться с самого начала: смотреть, ходить, говорить и так далее... Все это мы умеем делать в жизни. Но беда, в том, что в подавляющем большинстве мы все это делаем пло­хо, не так, как установлено природой. На сцене надо смот­реть, ходить, говорить иначе — лучше, нормальнее, чем в жизни, ближе к природе: во-первых, потому что недостатки, вынесенные на свет рампы, становятся особенно заметными, во-вторых, потому, что эти недостатки влияют и на общее состояние актера на сцене»56 .

Нередко мы сталкиваемся с таким явлением, когда, вы­полняя условия сценического диалога, артист начинает го­ворить четче, медленнее, громче и, не владея навыком «опо­ры дыхания» (дыхание не успевает «обслуживать» иной ха­рактер речи — сценический), актер напрягает голосовой ап­парат и искажает этим тембр голоса. В этом случае пропа­дает благозвучие голоса, эстетика звучащего слова, имею­щие огромное психологическое воздействие, голос лишается обаяния. И тогда, говорит К. С. Станиславский, к чему и си­ла, и гибкость, и выразительность голоса, «если Душа и ухо слушателя не принимают его...»57. Мало того, что пропадает приятность, эстетика звучания голоса, происходит еще более опасное явление, снижающее психологическую действен­ность речи.

Известно, что процесс восприятия речи — это не только слуховой процесс, это и с л у х о - м ы ш е ч н ы й процесс. Мы слушаем «мышцами» нашего речевого аппарата, который при нашем внимательном слушании непроизвольными мик­родвижениями дублирует речь говорящего. Поэтому зажатость актера непременно передается слушателям, зрителям, и те либо устают к концу спектакля, либо инстинктивно от­ключаются от восприятия происходящего на сцене, давая отдых мышцам своего голосоречевого аппарата.

Значит, свободное звучание голоса, его благозвучие необходимые условия публичного речевого воздействия. Это связано с психофизиологией восприятия речи, а также с психофизиологическим состоянием самого выступающего, Хорошо звучащий голос, легко подчиняющийся актеру, по существующему закону обратной зависимости, тонизирует всю его нервную систему, придает уверенность, вызывает творческое самочувствие.

Как же добиться того, чтобы голос был благозвучным? Прежде всего надо возродить к жизни истинно при­родный тембр голоса, освободив его от всевозможных за­жимов, найти естественное звучание на свойственной дан­ному человеку высоте основного тона — на «центре». Снятие мышечного напряжения теснейшим образом связано с на­выком пользования дыханием во время речи.

С развития дыхательных мышц, обеспечивающих мышеч­ную свободу голосового и речевого аппаратов, и начали мы голосовой тренинг. Поиски же свободного звучания связа­ны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало зву­чания, — это момент установки голосовых связок на опре­деленный тон звучания при различных видах их смыкания. Различают три вида атак: придыхательную, твердую, мягкую. Наиболее характерна для физиологически верного формирования звука мягкая атака, когда смыкание свя­зок совпадает с началом выдоха. Естественно сближенные и свободно колеблющиеся связки рождают плавный звук, без придыхания или резких толчков.

При твердой же атаке, когда связки до начала выдо­ха слишком плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха, голос, становится резким, «металлическим», малоподвижным. Перенапряженные связки быстрее изнашиваются.

Для придыхательной атаки характерно начало вы­дыхания воздуха до того, как сомкнулись связки. Не исполь­зованный в фонации «дикий» воздух слышится в речи. Го­лос тускнеет, быстро утомляется.

Пока виды атаки не усвоены, пока не выработано мышеч­ное чувство мягкого начала звучания, нельзя идти дальше в работе над голосом. «Это первый и непременный этап. Действительно, от этого этапа зависит все дальнейшее. Звук, неверно атакованный, позднее уже очень трудно исправить. Каким он зарожден в атаке, — таким будет и все звучание голоса»58.

Для того чтобы добиться свободного звучания голоса с мягкой атакой, с ощущением резонанса (отзвука) в «маске», рекомендуется ряд вариантов упражнения, названного на­ми «стон».

Упражнение 17

«С т о н»

Вообразите, что у вас болит горло или голова, или прос­то ощущается усталость. Возникла потребность «постонать», и вы на звуке м тихо стонете. Не кряхтите. При кряхтении звук глухой, короткий, голосовые связки напряжены. Стон — это именно такой звук, который беспрепятственно выходит из гортани. Он спокойный, тянущийся, монотонный.

Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, ног, рук свободные. Проверяйте свободу шейных мышц, слегка, пере­катывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз... Запо­минайте это мышечное чувство свободы (хочется спать). Не дремлет только дыхание. Оно действует — «стонет». Глубо­кое дыхание по задней стенке глотки направляется в голо­ву (высокое дыхание) и оттуда, «омывая» всю голову, движется в область «маски», получая в ней резонанс.

Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою серединку, «центр» голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос).

Подключайте к согласному м гласные звуки а, о, у, э, и, ы.

МммАмммОмммУ мммЭ мммИмммЫмм...

Тренируйте гласные в сочетании с остальными сонорны­ми (самыми звучными) согласными м, н, л, р, которые, уси­ливая резонаторную функцию носовой полости, придают го­лосу звонкость.

МнУлимнОлимнАлимнЭлимнИлимнЫли...

МмнУммнОммнАммнЭммнИммнЫмм...

РлУрмммРлОрммммРлА рмммРлЭ рмммРлИрммм РлЫ рммм...

Произносите гласные мягко, без толчков. Рот открывает­ся свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для продолжения «стона» на сонорных согласных.

А теперь произносите во время «стена» слоги с соглас­ными б или д:

БАмммБОмммБУмммБЭмммБИмммБЫммм...

ДАнннДОнннДУнннДЭнннДИнннДЫннн...

Это напоминает звон колоколов: удар — бом! И от­звук — ммм... удар — дон! И резонанс — ннн. Вот и звоните в колокола:

БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! БУммм — БОммм!..

ДИньнь—ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн!..

Если сумеете снять напряжение с речевого и голосового аппаратов, то звук

голоса польется свободно и красиво.

Пробуйте произносить на «стоне» целые фразы, следя за тем, чтобы сохранялась та же свобода звучания, которая найдена вами во время «стона»:

Маму я молю упрямо: молока налей мне, мама.

При произнесении этой фразы сливайте все слова в одну непрерывную линию звучания: мамуямолюупрямомолоканалеймнемама. То есть «стоните».

Такой характер речи в состоянии мышечного расслабле­ния (релаксации) будем условно называть формой речи № 1, Она помогает снимать общее мышечное напряжение, а так­же напряжение с органов артикуляции и голосообразования.

Тренируя свободу звучания голоса формой речи № 1, полезно обратить внимание на ощущение резонирования в области «маски» (верхний резонатор) и груди (нижний ре­зонатор) при использовании в упражнениях сонорных зву­ков л, м, н, р, которые придают звонкость голосу.

Упражнение 18

«Фома неверный»

Погрузитесь в знакомое состояние мышечной свободы, найденное, в предыдущем упражнении «стон». Ведите диа­лог с товарищем, который, как «Фома неверный», подверга­ет сомнению каждое ваше слово. (Он тоже находится в сос­тоянии релаксации.) Отстаивайте правоту своих слов спо­койно, убежденно. Большую убежденность придает речи по­нижение тона голоса на ударном слове. Последите за этим в упражнении.

 

П е р в ы й. Мимозы Мила маме купила.

Второй. Мимозы Мила маме купила?

П е р в ы й. Мимозы Мила маме купила,

В т о р о й. Мимозы М и л а маме купила?

П е р в ы й. Мимозы М и л а маме купила.

Второй. Мимозы Мила м а м е купила?

П е р в ы й. Мимозы Мила м а м е купила.

В т о о о й Мимозы Мила маме купила?

Первый. Мимозы Мила маме купила.

 

Все слова фразы произносите слитно, спокойно. Не ро­няйте концы фраз. Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена. Всегда добивайтесь этого.

Используйте в этом упражнении и другие тексты, в кото­рых много сонорных звуков. Например:

На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.

Лавр рвал ландыши и давал их Ларе.

Ноннина няня Нонну на ночь намыла.

Во всех этих текстах тренируйте форму речи № 1, кото­рую обслуживает первый вид выдыхания: воздух «сам вы­текает в природу».

Формой речи № 2 назовем речь диаметрально противопо­ложного характера: волевую, уверенную, экспрессивную. Задача тренинга и состоит в том, чтобы при переходе от формы речи № 1 к форме речи № 2 сохранять ту же свободу мышц фонационных путей, которая уже натренирована в ва­риантах упражнения «стон».

Начните произносить на «стоне» знакомое сочетание сло­гов «ммаммоммуммэммиммыммм» и тут же переходите к волевому произнесению этих слогов: Ма! Мо! Му! Мэ! Ми! Мы! Проследите за тем, чтобы ничего не изменилось в речеобразующем аппарате (сохранилась бы та же свобода звучания голоса), а изменился бы только характер дыхания: выдыхание, когда «воздух сам вытекает в природу», смени­лось «выталкиванием воздуха» энергичными рывками.

Оправдывайте волевой характер произнесения, напри­мер, действием — «пристыдить» товарища за то, что он ме­шает работать. Только не сердитесь и не кричите. Спокойно, но убежденно «отчитывайте» его.

Для тренировки «переключения» дыхания с первого вида на третий (при переходе со спокойной речи к эмоциональ­ной) прибегните к упражнению, которое для лучшего запо­минания цели тренинга написано в стихотворной форме (мнемонические стихи).

Упражнение 19

«Две формы речи»

 

Напряженье с глотки снять

И свободно зазвучать,

Отыскав удобный тон,

Помогает тихий «стон».

Раскрепощусь, начну «стонать»,

На «стоне» маму буду звать:

МммАмммАмммАмммАмммМАм! МЁду нам!

От «стона» перешел к приказу.

И что ж? Как будто по заказу,

Звук диафрагма оперла

И напрягаться не дала.

Я упражненье повторю

И навык этот закреплю:

На «стоне»: — МммАмммЁдуннАмм...

Приказ: — МЕду нам! МАм!

Все активнее:— МЁду! МЁду! МЁду нам!

Свободен голос, благозвучен?!

Так, значит, я уже обучен

Звук диафрагмой опирать

И напряжение снимать

При самой экспрессивной речи.

А это всех побед предтеча58.

При переходе к «приказу» сохранять мягкую атаку — вот цель данного упражнения. Сонорный согласный «м» способствует мягкости атакирования последующего ударно­го гласного.

Гораздо труднее добиться мягкого начала звучания на гласном звуке потому, что при образовании гласного воздух не встречает на своем пути препятствий речеобразующего аппарата в отличие от согласных звуков, в образовании ко­торых самое активное участие принимают язык, губы, соз­давая преграды звуковой волне. Поэтому при произнесе­нии гласных чаще (при непоставленном голосе) происходит сжатие голосовой щели. Это сжатие мышечно ощутимо и воспринимается на слух. Слышен «щелчок» в начале звука, который приобретает резкий, напряженный, металлический характер. Сравнить звучание гласного при слишком твер-' дой атаке можно с вырвавшимся от боли звуком «а!».

Для того чтобы скорее понять, ощутить разницу форми­рования звука мягкой атакой от слишком твердой, позво­лим себе обратить ваше внимание на простые жизненные явления. Ведь именно на природе слухового восприятия как слухо-мышечного процесса рождены матерями такие действия, как укачивание ребенка, сопровождаемое напеванием «колыбельной», вызывание у него позыва '«стула». И если в первом действии (при напевании. «колыбельной») мать стремится передать ребенку свою свободу, покой, сонливое состояние— и голос ее звучит непременно с мягким атакированием, то во втором действии — мать специально напряженно, со сжатием голосовой щели, произносит междо­метие «а! а!», чтобы ребенок напрягся и произвел необходи­мый акт. .

Упражнение 20

«Колыбельная»

Представьте, что у вас на руках или в коляске ребенок. Укачивайте его, напевая знакомый мотив сначала с закры­тым ртом:

А затем напевайте ту же музыкальную фразу «колыбель­ной» гласными:

 


 

 

Напевая колыбельную, следите за тем, чтобы была пол­ная мышечная свобода в области гортани (мягкая атака). Вам ведь надо передать ребенку свою телесную свободу. Раскрепощайтесь!

 

Упражнение 21

«Коварное «а м-ам»

«Больны». Зовете маму, чтобы она дала вам поесть. Пер­вый раз произносите:

Слитно, «на стоне»: Мам, а мам.

Затем более активно: Мам, а мам!',

Еще активнее: Ам-ам, мам!!

Коварное междометие «ам-ам» (сокращенное обозначе­ние слова «есть») может подвести вас. Если вы, активно требуя от мамы еду, напряжетесь и междометие зазвучит на твердой атаке, это дезориентирует маму, она превратно поймет вашу просьбу («А! А!»).

Пускай же это коварное «ам-ам» станет для вас своего рода рефлексом, напоминающим о необходимости мягкого атакирования звука.

Необходимо натренировать свободу звучания гласных звуков потому, что именно они создают мелодику, являются основой звучности речи.

Упражнение 22

«Не дам заснуть»

Левая рука ваша свободно, тяжело лежит на колене — «спит». Вы ее поднимаете правой рукой, а она снова падает на колено и «спит». Надо ее «размаять». Берете осторожно (надо не напугать) левую ладонь в правую и, делая два укачивающих движения влево и вправо, подхлопываете по тыльной стороне «спящей» кисти ладонью правой, подбра­сывая руку все выше и выше.

Графически движение голоса можно обозначить так:

 


 

 

«Развеселите» левую руку веселым подхлопыванием, все более энергичным подбрасыванием ее и покрикиванием. Не забывайте о том, что для избежания твердой атаки дыхание должно быстро «переключаться» на третий вид выдыхания (рывками выталкиваться), чтобы гласные легко «подбрасы­вались». Работает активно диафрагма, а в области гортани все свободно.

При произнесении гласных добивайтесь не только мяг­кой атаки, но и единого качества звучания. Надо убрать пестроту звучания, когда «...звук а вылетает из живота, звук е — из голосовой щели, и — протискивается из сдавлен­ного горла, звук о гудит, точно в бочке, а у, ы, ю попадают в такие места, из которых их никак не вытащишь»59 . Надо выучиться «собирать» звук ближе к губам при произнесе­нии любого из гласных. Для тренировки собранности звука прибегните к гласному «у».

Упражнение 23

«Э х о»

Попробуйте трижды произнести знакомое с детства «Ау-у-у!» Первый раз активно посылая звук, призывая кого-то к себе. Второй раз воспроизведите услышанное вами эхо на ваш призыв. А в третий — еще более активно откликнитесь. При выполнении упражнения проследите за тем, что проис­ходит с мышцами щек и губ, как звучит голос.

Заметили, что при звучании голоса на «эхо» губы и щеки несколько расслабляются и звук резонирует где-то далеко (в затылке)? Но как только откликаетесь на «эхо», так ще­ки и уголки губ становятся более напряженными (они в по­ложении «рупора»). А звук как бы собирается в этом «рупо­ре» — в вытянутых губах.

Проверьте еще раз близость и собранность звука, умение приближать звук к губам и отдалять его в свободное «эховое» звучание в таком тексте:

 

Это кто там каждый раз

Передразнивает нас?

Кто кричит там, вот поте-еха?!

Э х о.

Эхо? Эхо, замолчи-ишь ты?

И ш ь т ы?

Ну дразни! Ты дразнишь скла-адно!

Л а д н о!

Первая кто в мире де-ева?

Е в а.

А жила в каком краю-ю?

Р а ю.

Шутишь, эхо, так всегда-а?

Д а.

За игру благодарю-ю!

Д а р ю.

Для воспитания собранности звука выполните еще ряд упражнений с использованием гласного «у».

Упражнение 24

«Гудок»

Слитно, как гудок, тяните гласный: уууууу... «Гудок» не громкий, без напряжения, губы в положении «хоботка». А теперь к гласному у прибавьте гласный о: ууоууоууоуо-ууо...

А теперь с гласным а: ууаууаууаууаууаууа...

Затем с гласным э: ууэууэууэууэууэ...

Потом с и: ууиууиууиууиууи...

И, наконец, с ы: ууыууыууыууыууы...

Цель этих упражнений состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных о, а, э, и, ы. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при про­изнесении других гласных) в положении гласного «у» (ощу­тимы лишь легкие движения губ и языка).

А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию зву­чания все шесть гласных у, о, а, э, и, ы: ууоууаууэууиууы.

Переходите к тренировке формы речи № 2, произнося отдельные слоги: У о! У а! Уэ! У и! Уы! Слоги звучат как при­казы. Следите за качеством звучания гласных, чтобы не бы­ло «пестроты»: все гласные звучат собранно и близко к гу­бам. Звук держится «на губах».

Упражнение 25

«Дудочка»

Люблю в саду дудеть в дуду!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Я иду, иду, иду

И дую в дудочку — дуду!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Следите за собранностью губ «в рупор», за легким воз­вращением губ из положения их при произнесении гласных а, и, я— в положение на гласном «у».

«Держать звук на губах» помогает также гласный «о».

Упражнение 26

«Охающее О»

 

Передайте увиденную картину:

Не по тропе,

а около

катилось «О»

и охало,

«О» — охало,

«О» — окало,

не по тропе,

а около…

Добивайтесь мягкой атаки при произнесении гласных «о» и «а», Стремитесь к тому, чтобы все. безударные глас­ные в слове «бежали» под ударный слог (указаны черточка­ми сверху), тогда гласный «а» не будет «заваливаться», а приблизится к гласному «о».

Кроме звонкости голоса, которая воспитывается при тре­нировке сонорных согласных, дающих возможность ощутить работу резонаторов и собранности звука, чему способствуют упражнения с гласными «у», «о», необходимо воспитывать свободу мышц нижней челюсти. Ведь единственным источ­ником «излучения», голоса, который доходит до уха слуша­теля, является рот. Свободное раскрытие рта естественно способствует лучшему выведению звуковой энергии наружу. Поэтому и надо воспитать свободу мышц нижней челюсти, чтобы избежать существенного недостатка, когда человек говорит, почти не разжимая челюстей. Однако, тренируя на­вык свободного раскрытия рта, надо учитывать, что здесь не может быть точно установленного норматива. Все зависит от индивидуальных особенностей речевого аппарата и ха­рактера голоса каждого человека. Степень открывания рта должна определяться наилучшим качеством звучания речи. В противном случае чрезмерное открытие рта, не свойствен­ное данной индивидуальности, ведет к еще более напряжен­ному.состоянию голосоречевого аппарата и отрицательно сказывается на качестве звучания голоса.

Для тренировки свободы мышц нижней челюсти полез­но использовать тексты с многократно повторяющимся гласным звуком «а».

Упражнение 27

«Хочу молока»

Представьте, что вы больны. На «стоне» обращаетесь к маме с просьбой:

«Ах, больной я. Ай-ай-ай!

Молока мне, мама, дай!» .

Полная мышечная свобода фонационных путей; монотон; первый вид выдыхания. Нижняя челюсть свободно, мяг­ко, лениво опускается на ударных гласных «а» (только вниз, а не в сторону, что иногда случается). Стоните на раз­ных высотах тона. Оправдайте повышение тона голоса зада­чей: все более активно «канюча», добиться своего. Опускание тона оправдайте отказом от попытки добиться цели. Повышая и понижая тон голоса, работайте на «центре» (трех-четырех тонах голоса, наиболее легко, естественно звучащих). Не занижайте голос, чтобы «не сесть на горло», не завышайте, чтобы не потерять найденную свободу звуча­ния. Все естественно.

А теперь «на стоне» скажите фразу еще раз. Но, «уви­дев», что мама несет маленькую чашечку молока, останав­ливаете ее приказом:

«Мало! Мало! Поскорей Молока еще налей!»

Переходя к приказу, не забывать о «переключении» вы­дыхания в третий вид (рывками выталкивается). В горле — все свободно: нельзя тревожить «больное» горло.

Заметили, что на словах «Мало! Мало!» рот открывается шире? При разных характерах речи различный (шире, уже) раствор рта. Его как бы открывает диафрагма. Ведь все в речевой деятельности скоординировано: рефлекторно и вза­имосвязанно работают диафрагма и ротовая артикуляция60.

Еще несколько упражнений для тренировки свободы мышц нижней челюсти.

Упражнение 28

«Наша река»

Вы — два ленивых флегматичных человека — ведете диалог:

 

Первый: Наша река широка, как Ока.

Второй: Наша река широка, как Ока? Как, как Ока?

Первый: Так! Как Ока, широка наша река!

 

Вы настолько ленивы, что, открыв рот, не закрываете его.

Ведь все согласные звуки (я, ш, р, т, к) можно произне­сти без участия губ — только языком (пускай не совсем точ­но они звучат). Так и делаете: открыли рот и «ворочаете» языком еле-еле.

Ощущение такое, что, открыв и не закрывая рот, говори­те дыханием. Это хорошо ощутимо и в диафрагме, и в меж­реберных мышцах, и мышцах живота. Особенно при выделе­нии ударных слов: «Ока», «как», «так».

После того как будет найдена свобода звучания, меняй­те обстоятельства. Например, вы очень темпераментные люди — холерики. Изменился темп речи, язык «заворочал­ся» быстрее, быстрее заработал и дыхательный аппарат. Диафрагма по-прежнему (теперь движения ее более час­тые) успевает «подпереть» каждое слово.

Полезно тренировать свободу движения нижней челюс­ти и верное звучание гласного а в словах, которые начина­ются с йотированного звука я (если перед гласным а произ­нести быстро й, получается йотированный звук я). Звук й считается гласным, однако с функциональной точки зрения его надо отнести к согласным, так как он произносится толь­ко с гласным звуком, то есть не является слогообразующим. При произнесении й язык прижимается к верхним боковым зубам. Вот почему я произносится легче, мягче, «ближе», чем а.

Й держит гласный а ближе к зубам, не пускает его дале­ко в глотку.

Проверьте это в текстах:

Ялик с якорем у Яшки, Якорь есть и на тельняшке. Моряк Яшка!

(Е. Благинина)

Глянул — яблоньки стоят. Яблочки на них горят. Ярких яблочек нарвал, Яде яблоки я дал.

Упражнение 29

«Радист»

Вы — «радист». Налаживаете радиосвязь с ушедшими в тыл противника разведчиками. Что случилось? Почему так долго молчат? Настойчиво, не прекращая, подаете им свои позывные. Действуйте!

Я «Аист»! Я «Аист»! Я «Аист»! Как слышно? Как слышно? Приём...

Я «Аист»! Я «Аист»! Я «Аист»! Как слышно? Как слышно? Приём...

Молчание! Еще и еще раз!.. Даете позывные до тех пор, пока наконец не услышите в ответ:

Я «Астра»! Я «Астра»! Я «Астра»! Слышу вас хорошо.

Я «Астра»! Я «Астра»! Я «Астра»! Перехожу на прием.

Правдиво живите в предложенных обстоятельствах. Од­на рука около рта «держит микрофон», другая — прове­ряет изредка «наушники» — все ли в порядке. «Астра», по­томите «Аиста»! Пускай он подолыше поработает. Настой­чивое желание добиться цели — услышать в ответ позывные «Астры» — родит различное интонационное звучание: по­зывные будут произноситься то тише, то громче, то быстрее (показалось, что кто-то отвечает), то медленнее (нет, ошиб­ка: молчание в наушниках!), то выше, то ниже по тону го­лоса, с различным тембрированием.

Помните —никакого мышечного "напряжения! Собрано внимание, слух. Это раскрепощает мышцы тела, кроме ди­афрагмы, которая вместе с вами «слушает» и «действует»: подает сигналы. Мягко, без мышечного напряжения, опуска­ется челюсть на словах «я аист», «я астра». Диафрагма опирает звук. Свободно, активно звучат подряд три гласные аи, четко заканчивается слово согласными — ст.

Замените позывные другими словами, которые также на­чинаются на гласный а. Например: «я айсберг», «я арфа» «я альфа».

Упражнение 30

«Диктовка»

Четко, неторопливо диктуйте слова такого четверости­шия:

 

На атом, на атом, на атом

В атаку идет атакующий класс.

Он атом, он атом, он атом

Заставил работать на нас.

Первый раз диктуйте по словам (чтобы успели запи­сать). Точно несите интонационно-смысловой рисунок зна­ков препинания. Второй раз диктуйте по стихотворным строчкам, третий — по фразам. Спокойный посыл звука при диктовке на аудиторию будет снимать зажатость в глотке, убирать заниженность голоса, чем особенно грешат мужчи­ны с низкими голосами.

Сонорные согласные (их в этом четверостишии 17—м, н, л, р) помогут ощущать резонанс (вибрацию) в «маске».

При диктовке «на аудиторию» не посылайте звук далеко вперед. Это может вызвать напряжение голосового аппара­та, и шея потянется вперед, что особенно свойственно жен­щинам. Надо выработать в себе ощущение того, что посы­лаешь звук как бы «к себе», а не «от себя». Вспомните, как мы даем команду далеко вперед убежавшей собаке: «Ко мне!» Вы как бы «обхватили» звуком (как обняли ру­кой) собаку и «притянули» ее к себе. Так точно «притяги­вайте» к себе внимание людей, сидящих в последних рядах аудитории, внутренне давая им команду: «Внимание к то­му, о чем я говорю!» Следите за свободой нижней челюсти при произнесении гласного а в ударном слоге.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие акты словесного действия и восприятия речи лежат в про­цессе речевого взаимодействия артиста и зрителя?

2. Что вы знаете о законе «экономии сил» слушателей?

3. Что лежит в основе развития такого свойства голоса, как «по­летность»?

4. Что вы понимаете под тембром голоса и какова его роль в сце­нической речи?

5. Что вы знаете об атаках голоса?

6. Почему упражнения, построенные по типу упражнения «стон», яв­ляются основными в формировании мягкой атаки голоса?

7. Какие упражнения способствуют выработке резонаторных ощуще­ний, звонкости голоса?

8. Что вы знаете 0 двух формах речи? Что дает их тренировка?

9. Какие упражнения и почему помогают воспитать собранность звука?

 

10. Что вы знаете о тренировке свободы мышц нижней челюсти?

11. Почему йотированный звук «Я» способствует тренировке близос­ти звучания гласного «А»?

12. Какой навык надо воспитать при посыле звука на аудиторию?

Добившись свободы звучания гласных и сонорных сог­ласных, необходимо включать в голосовой тренинг и дру­гие согласные звуки, которые также способствуют созданию музыкальной речи.

Согласные








Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 6674;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.078 сек.