В работе над голосом
Непрерывная линия звучания... создается в речи только в том случае, когда гласные и согласные сами по себе поют, как в вокальном искусстве. Если же одни звуки — гласные — тянутся, а следом идущие согласные только стучат, то от этого образуется прорыв, провал, пустота, и в результате получается не бесконечная линия, а звуковые обрывки, клочки, восклицания.
К. С. Станиславский
Тренировка согласных звуков должна рассматриваться не только как развитие всех частей артикуляционного аппарата для четкости и чистоты дикции, но и как необходимое условие постановки речевого голоса. Положительную роль в голосовом тренинге играют так называемые взрывные согласные. Они образуются при активном прорыве воздушной струей препятствий: крепко прижатого кончика языка к верхним резцам (т—д), задней части спинки языка, крепко прижатого к твердому нёбу (к —г), затвора обеих губ (п-б).
В силу своей активной природы рождения взрывные согласные тонизируют работу дыхательного аппарата, особенно развивают подвижность диафрагмы (проверьте, произнося глухие согласные: п—пь! п—пь! п—пь! т—ть! т—ть! к—къ! к—кь! к—кь!, а также помогают приближать звук к губам, отдавая свою энергию идущим за ними гласным звукам. Произнесите с голосом ряд слогов: Па! По! Пу! Пэ! Пи! Пы! Ба! Бо! Бу! Бэ! Би! Бы! Да! До! Ду! Дэ! Ди! Ды! Га! Го! Г у! Гэ! Г и! Гы!..
Тренируйте такие сочетания: птка! птко! птку! пткэ! тки! пткы! бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдгй! бдгы! кпта! кпто! кпту! кптэ! кпти! кпты! гбда! гбдо! гбду! гбдэ! гбди! гбды!.. Тренировка этих согласных развивает весь артикуляционный аппарат: п—б — губы, т—д — кончик языка, к—г — спинку языка.
Оправдайте активность их произнесения задачей: «отчи- тать», «пристыдить», «остановить» мешающего вам работать товарища. Брови, голова, нос, лоб — все должно быть спокойным, недвижным. Это дает возможность перенести всю энергию на действие только дыхательного и речевого аппаратов.
Тренируя всевозможные сочетания согласных, отчитывайте, подшучивайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите... Но только не делайте упражнения формально, мертво, механически, без «душевного участия», как говорил К. С. Станиславский.
Закрепляйте взрывную природу согласных п—б; т—д; к—г в текстах.
Упражнение 31
«Взрываю»
Беззвучно (без голоса), четко артикулируя все слова, «взрывайте» согласный п в чистоговорке:
Пришел Прокоп — кипел укроп.
Ушел Прокоп — кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.
Согласный р не отрывайте от п. Пускай он беззвучно вибрирует. Следите за четкостью произнесения п в конце слова. Оправдайте утрированно четкое произнесение согласного п. Например: хотите, чтобы товарищ только по артикуляции губ понял все, о чем вы говорите, и мог бы сосчитать количество четко и активно произнесенных согласных п. Затем согласных т:
Трактор всюду поспевает:
Пашет, сеет, убирает,
Пилит лес, корчует пни.
Только дела — что смотри.
И наконец, согласных к:
Кукушка кукует! Кукует в леску:
Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!
Упражнение 32
«Стрелок»
«Стреляйте» из пистолета: пйф-паф! пйф-паф! пйф-паф!.. Чтобы добиться резкого взрыва звука п, выбрасывающего гласную (пулей вылетает), нажимайте пальцем на воображаемый курок. Легкое напряжение в пальце передается на губы (они сжаты) и служат сигналом для толчка воздушной струи, с силой разрывающей губы.
Упражнение 33
«Поезд»
Передайте стук колес поезда в разном темпе. Поезд отходит: Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук...
Прибавляет ход:
Туктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктук... {Быстрее! Быстрее! Быстрее!) И вот:
Вагоны вперед покатили, как мячики:
Так-чики, так-чики, так-чики, так-чики!
(Ю. Тувим)
Имитируйте пулеметную очеред: так-так-так-так-так-так...
—Так-так-так, — говорит пулеметчик.
—Так-так-так, — говорит пулемет.
Упражнение 34
«Жонглер»
Жонглируйте мячиками:
— Ду-тту! До-тто! Да-тта! Дэ-ттэ! Ди-тти! Ды-тты!
На ударный — первый слог (ду, до, да, дэ, ди, ды) — правая рука бросает «мяч» вверх, левая в это время передает «мяч» за «мячом» в правую для подбрасывания. Вспомните, а если'не знаете, то полюбопытствуйте, как это делют жонглеры. Непременно добейтесь координации движения рук и звука. Рука вверх — звук на ударном слоге — вверх!
А теперь бросайте друг другу (товарищ — тоже жонглер) «тарелки». Одна за другой летят «тарелки» к товарищу:
— Гду! Гдо! Гда! Гдэ! Гди! Гды!
Он посылает их вам обратно, сопровождая полет «тарелок» другими сочетаниями звуков, в произнесении которых необходимо тренироваться.
Меняйте темп движения — отсюда и темп речи.
Рука—свободная. Только кисть руки делает резкий рывок, пуская в полет «тарелки». Движение небольшое. Приноровитесь!
Если движение кисти руки напряженное — «тарелка» не полетит. Снимите напряжение с руки — снимется напряжение и с фонационных путей. Звуки полетят с «тарелками».
Упражнение 35
«Бадминтон»
Встаньте друг против друга. Ощутили вес «ракетки», которая находится в правой руке? (Вообразите, что она действительно есть.) «Волан» —в левой. «Пристройтесь» к партнеру. Начинайте игру:
— Ббу! — И «волан» летит к товарищу.
— Ббо! — И товарищ посылает его обратно к вам.
— Бба! — Удар рукой вперед и вверх.
— Ббэ! — Этим же отвечает товарищ.
— Бби!—Вы отбиваете «волан» ракеткой.
— Ббы! — Он делает то же самое.
Движение руки, отбивающей «волан», легкое, свободное. «Волан» летит вверх и вперед — так же летит и звук (в головной резонатор и в «зрительный зал»).
Добивайтесь правды в исполнении упражнения. Следите друг за другом, за направлением полета «волана» и т. д.
Меняйте сочетания согласных.
Упражнение 36
«Свинки»
Поиграйте в такую игру: вы — веселые шаловливые «свинки» — принялись печатать на машинке и приговариваете в такт ударов:
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки — туки — туки — тук!
Туки — туки — туки — тук!
И посту-кйвают, и похрю-кйвают:
Хрюки — хрюки — хрюки — хрюк!
Хрюки — хрюки — хрюки— хрюк!
(К. Чуковский)
Сначала темп речи не быстрый, а затем все шаловливее, все быстрее «печатайте» и говорите. Старайтесь договаривать слова: «тук», «хрюк», «постукивают», «похрюкивают».
Дыхание подвижное — движение диафрагмы идет в ритме ударных слогов (каждый слог она «держит», «подбрасывает») , взрывает глухие согласные в конце слов — к, т.
Упражнение 37
«Барабанщик»
С той же целью (чтобы свободно и активно работала диафрагма — была подвижной, держала звук) используйте такой текст:
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била
Бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов
Пара барабанов
Била
Бой.
(И. Сельвинский)
Представьте, что «играете на барабане». Ваши «палочки» (руки со свободными кистями) легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове. Не бейте грубо по барабану. Едва хотите коснуться «барабана», кисть руки отбрасывается вверх!
Вырабатывайте в упражнениях так называемый речеручной рефлекс. Это хороший помощник в нахождении естественного звучания. Потом рука уберется. Речеручной рефлекс устанавливает связь между речью и движением. Движения должны быть ритмичны и совпадать с ритмом речи. «В результате в коре больших полушарий как бы создается контрольный пункт, который и является регулирующим началом в упорядочении речевой функции»61.
Упражнение 38
«Разговор лягушек»
На зеленой опушке повстречались две лягушки. Между ними произошел следующий разговор:
П е р в а я. Кума,
Ты к нам?
В т о р а я. К вам, к вам,
К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу!
П е р в а я. А кого, кого, кума?
В т о р а я. Рака, карпа и сома.
П е р в а я. Как поймаешь, дашь ли нам?
В т о р а я. Как не дать?
Конечно, дам.
(С. Маршак)
Следите за свободой тела. При каждом ударном слоге — легкое движение тела, рук (подпрыгиваете, как лягушка). Работайте своим голосом. Звук естествен, не искажен. Схвачен только характер лягушачьих прыжков.
Произнесите следующие сочетания:
— Кчку! кчко! кчка! кчкэ! кчки! кчкы!
Испытываете затруднение? Начали «спотыкаться»? Не слышите согласный к, стоящий перед гласной? Пропал первый к? В чем причина? В дыхании. Оно не подчиняется вам, не успевает «взорвать» три стоящие подряд согласные (кчк). Надо добиться цели! Сделайте еще и еще раз упражнение.
Упражнение 39
«Ножницы»
Резкими, короткими движениями пальцев руки разрезайте воображаемую бумагу. Сопровождайте движение паль-цев (ножниц) звуками «чик».
Чикайте: чик! чик! чик! чик! — медленно (приноравливаетесь) .
— Чик-чик-чик-чик-чик-чик-чик! — быстрее (приноровились).
— Чик!.— чикнули в последний раз.
Оправдайте движение (обрезаете края фотографической карточки или подрезаете челку и т. д.). Увидели себя в зеркале, оценили; «Челка! Чудно!» или «Челка! Чепуха!» — и т. д.
Упражнение 40
«Цокот копыт»
Прислушайтесь. Слышите? — Цок-цок-цок-цок! — цокают копыта. Передайте услышанный цокот копыт. Легче! Изящнее. Короче — звук!
Цбк-цбк!
Цбк-цбк!
Цбк-копытце!
Под копытцем пыль клубится!
Упражнение 41
«Трубочист»
Вы «моете» трубочиста. Делаете свободные движения рукой от плеча влево, вправо, влево, вправо... Приговариваете:
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
(К. Чуковский)
Скандируйте стихи, а рука, двигаясь, будет подчеркивать ударные слоги, которые легко «вылетают», «выскакивают». Четко заканчивайте слова с глухой согласной в конце: чист, будет, трубочист.
Приучайтесь к четкому произнесению концов слов, особенно глухих согласных. Это не только позволяет точнее донести смысл, «дорисовать картину», передаваемую зрителю, слушателю, но и воспитывает навык рефлекторного дыхания. Напоминаем: хорошо кончая слова (чист, будет, трубочист), невольно выбрасываешь вместе со звуком не использованный при фонации воздух, и сквозь раскрытую голосовую шель, которая вызывает рефлекторное расширение стенок бронхов, мгновенно втягивается наружный воздух, то есть происходит незаметный, быстрый «добор» воздуха.
Упражнение 42
«Воробьи»
Представьте, что вы «воробьи». Прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и «чирикаете».
П е р в ы й. Чик-чирик, чей червячок?
В т о р о й. Чей червяк?
Чирик, молчок!
На крючочке червячок.
Попадешься на крючок.
П е р в ы й. На крючок? Чего? Чего?
Не боюсь я ничего!
Червячка с крючка схвачу!
Чик-чирик! И — проглочу!
Хотя упражнение делается сидя, но при вере в то, что вы «воробьи», невольно рождаются быстрые, легкие характерные движения головы, тела, которыми сопровождается текст. Острый, быстрый поворот головы «шустрого воробья» и такие же острые, быстрые движения языка (в верхние зубы и — отскок на гласную), энергичный, короткий выдох при произнесении согласного ч, легкое движение диафрагмы.
Трудными звуками русской речи являются губнозубные в, ф. Они западают, их не слышно чаще всего в начале слова, что искажает смысл. «В — вообще очень нелюбимая буква. Она запирает звук, требует особой постановки говорильного аппарата, свойственной только ей да еще букве ф (верхние зубы на нижней губе)»62. Именно потому, что эти согласные действительно запирают звук, и надо тренировать особую активность их произнесения.
Вспомните знакомое по дыхательной гимнастике упражнение «Пульверизатор» и закрепите активное произнесение согласного ф в текстах. Например, покрыв волосы лаком, рассматриваете себя в зеркале и оцениваете новую прическу:
И в фас, и в профиль «фантази»
К физиономии Зизи.
Факт.
Проверьте звучание ф в таком тексте: Форма новая у Феди,
Фуражка в самый раз.
Нынче Федю все соседи
Провожают в первый класс.
Франт наш Федя.
(Е. Благинина)
Упражнение 43
«Воля»
Вы идете в метель и вьюгу. Ветер бьет в лицо, валит с ног...
Погрузите себя в атмосферу обстоятельств: вызовите дрожь в теле, в губах, которые, не переставая дрожать, издают тянущийся, дрожащий звук вввввввввввввввввв...
Начинайте действовать, призывая всю свою волю к преодолению препятствий.
— Эй, Ветрило-ветродуй,
Ветродуй, в лицо
не дуй!
Валишь с ног и в дрожь
вгоняешь,
Воешь, свищешь
и пугаешь?..
Не возьмешь!
Я волевой.
В страх не ввергнешь,
вой не вой!..
Вьюга взвилась, вьюга взвыла,
Вьюга вспять поворотила!
Верх взять воля помогла.
Воля все превозмогла.
Воспитывайте волю!
Сохраняйте дрожащее ввв... в стихах: удваивайте и утраивайте согласный в, дрожа от холода, когда разговариваете с Ветром.
Русская речь требует хорошо натренированного языка, потому что двенадцать согласных в нашей речи образуются при движении кончика или передней части языка по направлению к верхним зубам или передней части твердого нёба: Д, Т, Н, Ц, Ч, 3, С, Ж, Ш, Щ, Л, Р.
Надо натренировать хорошую вибрацию кончика языка, чтобы сонорный согласный Р не «проваливался» в слове среди звучания других согласных и гласных. И хотя в русской речи Р менее раскатистый, чем, допустим, в испанском языке, но он должен звучать определенно, не искажать смысла слова.
Вибрацию языка предлагалось тренировать упражнениями на звукоподражание, данными в разделе дыхательной гимнастики. Проделайте еще несколько упражнений.
Упражнение 44
«Переполох»
Передайте услышанный вами грачиный крик:
Слушай...
— КРажа!
— КРажа!
— КРажа!
— ГРабят,
БРАтцы!
Где же стРАжа?
— Что уКРАли?
— Два пеРА,
— БезобРАзие!
С утРА...
— Вы уКРАли?
— Мы не бРАли.
— БРАли!
— БРАли!
— КРАли!
— КРАли!
Это я
Грачиный крик Перевел
На наш язык.
(А. Шибаев)
Придумывайте упражнения, в которых можно было бы использовать прием звукоподражания или имитации. Например, в руках трещотка. Вертите ее, и она трещит: рррррр... Чем быстрее вращается кисть руки, тем быстрее трещит трещотка — и Р становится мягким: рьрьрьрьрьрь-рьрьрь!..
Упражнение 45
«Д р о б ь»
Приплясывайте, выбивая дробь, сопровождая движения текстом частушки (почти по А. Прокофьеву):
Дроля, дроля63
в круг идет!
Дроля дробно
дробь дает!
Дробь часта,
Дробь густа:
Тра-та-ти-та,
Тра-та-та!
Р — раскатистый, легко звучащий, без мышечного напряжения речевого аппарата. Легкость и свобода звучания Р передается от легкости движения ног, отбивающих «дробь». Не умеете делать «дробь»? Тренируйтесь и добейтесь свободы и ловкости в исполнении этого «колена» русской пляски. Свобода тела, ног, рук принесет свободу речевому аппарату, свободу вибрации языка.
Упражнение 46
«Чудо»песенка»
Весна. Ранним утром спускаетесь к реке, чудо-песенкой радостно приветствуете пробуждающуюся природу:
Тю-ри-рюшеныш! Рю-ре!
Трю-рю-рюрь!
Привет заре!
Трю-рю-рюрь!
Привет апрелю,
И реке, и птичьим трелям,
И березкам, и рябине,
Что стоят как на картине.
Те-ре! Ерь-ерь!
Трю-рю-рю!
Песней встретил я зарю.
Тю-рю-рюшеньки! Рю-ря!
Прелесть песенка моя!
Незамысловатая,
Даже глуповатая.
Ну ичто ж!
Зато язык
Мой вибрировать привык.
Если в самом деле вы действуете: приветствуете природу, делясь с нею радостным чувством удивления перед пробуждением жизни, и внутренним взором видите объекты общения, — то Р зазвучит легко, свободно. Ведь и дыхание и звук Р включается в активное действие.
Для тренировки координированной работы диафрагмы и ротовой артикуляции весьма эффективен материал частушек.
Упражнение 47
«Частушки»
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вышла кошка за кота!
За Кота Котовича —
За Петра Петровича!
Он усат, полосат,
Ну не кот, а просто клад!
Произнесите текст так, как будто действительно пляшете под него, хорошо чувствуя ритм частушки. Тело, руки, плечи — все свободно и даже легко подплясывает. Еще минута— встанете и действительно пойдете в пляс!
Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, «гармонь». Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы раздвигает меха своей «гармоники». Движения свободные. Не напрягайтесь! Как видите, при ударном слоге ребра расходятся, а диафрагма легко подбрасывает звук. Закрепите это ощущение в ряде частушек. Например, в таких:
— Милый, чо, милый, чо Навалился на плечо?
— А я, милая, ничо,
Я влюбился горячо!
— Ах, Антошка, наш Антошка!
Хороша твоя гармошка,
И частушки хороши,
И поешь ты от души!
Небрежность речи (вялость языка и «дикий» воздух) сказывается в неправильном звучании согласных т—д с мягкими (йотированными) согласными. Вместо т слышится тс; вместо д — дз:
«Гдзе растсяпа, да тсетсеря—
Там не прибыль, а потсеря».
«Не смотри как рот дзерет,
а смотри, как дзело идзет».
И вот стоит представить себе такую картину: актриса, исполняющая роль Ларисы (в пьесе Островского «Бесприданница»), увидев «Ласточку» — пароход Паратова, в страшном смятении чувств восклицает:
«Ай, ай, дзержитсе меня!»
Или выходит Гамлет и начинает свой знаменитый монолог:
«Бытсь или не быгсь...».
Борис Годунов:
«Достсиг я высшей властси...»;
Жанна д'Арк:
«Как, мне любовию пылатсь?..»;
Сальери:
«Нет! Не могу протсивиться я доле судзьбе моей...».
Как такое произношение не вяжется с характерами этих героев! А ведь речь и образ должны сливаться всегда в органическое единство.
Отчего происходит этот недостаток в звучании мягких согласных т—д?
Известно, что при произнесении согласных д — т язык, передней своей частью плотно прижатый к альвеолам верхних зубов, под сильным давлением воздушной струи отскакивает от них и опускается вниз, за нижние резцы. При мягком звучании ть—дь происходит больший подъем средней части спинки языка. Передняя часть языка большей своей частью прикасается к нёбу. При изменении позиции языка важно сохранить плотную смычку языка с нёбом. При малейшей щели между языком и нёбом ть—дь становятся «тсякающими» и «дзякающими».
Произнося «Дь-дь-дь-дь», попробуйте слегка двигать кончиком языка вверх и вниз по резцам (как бы «протирая их»). К согласному «Д» сразу же прибавляется призвук «З». Значит, для избавления от этого недостатка надо добиться того, чтобы язык не скользил (образуя щель, в которую выходит воздух, порождая звуки з—с), а, плотно прилегая к верхним альвеолам, мгновенно отскакивал, «взрывая» мягкие согласные д—т. Какие приспособления, ассоциации помогают излечивать этот недостаток? Их много, они различные.
Упражнение 48
«Ток»
Представьте, что нёбо у верхних зубов наэлектризовано. (Каким образом это случилось — фантазируйте.) Когда вы хотите прижать к нему кончик языка, то бьет, как током. Любопытно еще и еще проверить это ощущение, чтобы убедиться: существует ли оно?
— Дя! — Язык отскочил, вместе с быстро опущенной нижней челюстью. Попробуйте еще раз. Осторожнее — ток!
— Дя! — отскочил язык и т. д.
Продолжайте «исследовать» присутствие тока в нёбе. Заодно проследите за тем, как мало воздуха выходит при произнесении слога. Воздух устремляется как бы в голову (знакомое ощущение). Произносите осторожно, не торопясь, слоги, подставив ладонь ко рту:
Тю! Те! Тя! Те! Ти!
Дю! Дё! Дя! Де! Ди!
А теперь чередуйте слоги: чистого звучания «Тю» с призвуком «С»—«ТСю». Проследите за разницей выдыхаемого воздуха (ладонь около рта).
Тсё-Тё! Тся-Тя! Тси-Ти!
Дзю-Дю! Дзё-Дё! Дзя-Дя! Дзи-Ди!
Не торопитесь произносить слоги. Заинтересуйтесь тем, что делает ваш язык. Любопытно ведь прислушиваться к звукам, которые изменяются при малейшем движении языка.
Слуховой анализатор и мышечная память — вот главные врачеватели недостатков речи.
Чтобы выработать мышечную память, непременно чередуйте верное произнесение с неверным, следите за движением языка и количеством выдыхаемого воздуха в том и другом случае. «Ученики должны не только знать, понимать неправильное, но и воспроизводить его. Это наиболее исчерпывающий прием изучения ошибок, — пишет Станиславский. — Ими надо уметь владеть. Правильное лучше оценивается, когда до конца охватываешь не только его, но и неправильное»64.
Упражнение 49
«Звоночки»
В одной руке звонок побольше, и звонит он так (прислушайтесь): «дзинь-дзинь», а в другой — поменьше, звонит он выше и звонче, издавая такой звук: «динь-динь». Звоните то в один звонок, то в другой. Прислушайтесь к чистоте звука второго звоночка.
Позванивая то в один, то в другой звоночек, сыграйте «Чижика».
Дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!
Динь-динь-динь!
Дзинь-дзинь-дзинь!
Динь-динь-динь! Динь! Динь!
А теперь, непрерывно звоня во второй звоночек, созывайте друзей. Куда, зачем? — придумывайте сами. Действуйте.
— Динь-динь-динь-динь-динь-динь...
Кисть руки свободная, звоночек в ней звенит чисто и непрерывно. Заметили, чтозря, вне звука воздух не выходил: только озвученным?
Удерживать язык от егоскольжения при произнесении мягких согласных д—т, сохранять плотную смычку кончика языка с альвеолами помогают сонорные согласные л, н. При произнесении ль передняя часть спинки языка прикасается к альвеолам верхних зубов. У верхних зубов образуется и согласный нь. Вот и надо «здякающий» звук поставить «под конвой» — между согласными л, н.
Упражнение 50
«Под конвоем»
Произносите тянущийся звук «ЛЬ»: льльльльльль... Язык как будто «прилип» к альвеолам верхних резцов. Пытаетесь его оторвать для произнесения слогов ДИ, ДЕ, ДЯ, ДВ, ДЮ, но он опять «прилипает» к альвеолам:
ЛьльльДИльльльльДЕльльльльДЯльльльльДЕльльль...
НЬньньДИньньньньДЕньньньньньДЯньньньньнь...
Думайте о «прилипшем» языке, пытайтесь его «отлепить», то есть думайте о произнесении сонорного согласного, тогда мягкое произнесение взрывных согласных — ТЬ, ДЬ будет верным, — без призвуков свистящего согласного, потому что добьетесь плотной смычки языка с нёбом.
Делайте различные звуковые рисунки из сочетаний тренируемых согласных. ДилИльльдеЛЕльльдяЛЯльльдёЛЁль-льдюЛЮльльльль...
Затем используйте различные тексты для игры в звоночек. Например:
Мне в звонок звонить не лень:
Динь-делень! Динь-делень!
И в ушах звенит весь день:
Динь-динь-динь! Де-ле-ле-лень!
Динь-делень!
Звоня в звоночек, делайте соответствующие ритмические движения кистью правой руки (в ней звонок). Звон идет непрерывный, слитный. Хорошо звучат сонорные ЛЬ, НЬ. На них и переключайте внимание. Конечное «НЬ» в каждом слове тянется. И язык, сделав соответствующие артикуляционные движения на других согласных и гласных, «прилипает» к альвеолам верхних зубов.
Упражнение 51
«Балалайка»
Играйте «на балалайке», напевая знакомый мотив припева песни Г. Пономаренко «Коля-Николаша»:
«Дирлинь! Дирлинь! Дирлинь-дирлинь-дирлинь!
Дирлинь! Дирлинь! Дирлинь-дирлинь-дирлинь!
Дир-лир-линь-динь! Дир-лир-линь-динь!
Дир-лир-линь! Дирлинь-дирлинь!»
Напевайте веселый припев известной песенки о короле:
«Тирьям-тирьям, тирьям-тирьям,
тирьям-тирьям, тирьям-тирьям,
тирьям-тирьям, тирьям-тирьям,
тирьям-тирьям, трям-трям!
Замените согласные и напевайте тот же мотив:
Дирлинь-дирлинь, дирлинь-дирлинь,
дирлинь-дирлинь, дирлинь-дирлинь,
дирлинь-дирлинь, дирлинь-дирлинь,
дирлинь-дирлинь, дринь-дринь!»
Напевая, стремитесь к произнесению ударных слогов (в первом случае — ям, во втором — линь). Не задерживайтесь на первом слоге (та, ди),
Упражнение 52
«Утки»
Окликаете, зовете торопливо ковыляющих по двору уток:
Ути, ути! Уть-уть-уть!
Что спешите?
Есть хотите?
К речке держите свой путь?
Уть-уть-уть-уть-уть-уть-уть!
Здесь 19 раз повторяются мягкие «ть» и «дь». Тренируйте четкое их произнесение. Особенно хорошо тренируется верное—без «тсяканья»— произнесение ТЬ в междометиях— коротких, сокращенных названиях уток, которыми мы окликаем их. Звук направлен как бы «к себе» — воздух идет вверх. Отсутствие пауз между словами не позволяет воздуху просачиваться и выходить вне звука. Цель — призвать уток к себе, чтобы покормить, — рождает активность работы всех частей речевого аппарата, «тсяканье» исчезает.
Упражнение 53
«Тянучка»
У вас и товарища недостаток в речи «тсяканье» и «цзя-канье». Нашли хороший текст для тренировки и решили продиктовать его' другу. Но... во рту «сливочная тянучка», которая прилипла к передней части нёба. Сосете и диктуете одновременно. Всасываете сладость тянучки особенно в моменты произнесения мягких согласных!
— Тетя Мотя, дядя Петя, —
Обратились тихо дети. —
Вы теперь не уходите,
Вы здесь с нами посидите.
Дети любят дядю, тетю:
Дядю Петю, тетю Мотю.
«Всасывая тянучку» во время произнесения мягких согласных ть-дь, невольно сохраняешь плотную смычку кончика языка с альвеолами и добиваешься точности произнесения.
Какие еще можно найти приемы, приспособления, чтобы избавиться от «дзяканья» и «тсяканья»? Попробуйте поддразнить кого-нибудь. Помните, как мы часто в детстве дразнили трусов: дю-дю! дю-дю-дю! дю-дю-дю-дю-дю-дю! Говорили ему «слабо» (заменяющее слова «не хватает сил, смелости» и т. п.) И тут же стыдили, подзадоривали: дю! дю-дю!
А как мы играем с ребенком, чтобы привлечь его внимание к себе, помните?
— Тю-тю? (с подтекстом «угадай-ка, где я?»)
— А-а-а! (Вот я! — Нашел меня, молодец!)
Произнося «тю-тю», мы привлекаем к себе внимание, значит, голос звучит высоко и как бы «на вдохе» (как «эхо»). А-а-а! — говорим мы, устремляясь навстречу ребенку, и голос звучит ниже, ближе к губам. «Эховое» звучание слогов «Тю-тю» удерживает от излишней затраты воздуха, от образования щели, что способствует верному произнесению согласных.
Прислушайтесь и передайте тиканье часов:
Тихо тикают часы.
Тикают вот так;
Тик-так! Тик-так!
Тиктак-тиктак! Тиктак-Тиктак!
Работайте над чистотой произнесения всех согласных звуков. Ведь непрерывная линия звучания, музыкальность речи не могут быть достигнуты, если вы не поймете, что «...не только звучащие, ноидругие — шумовые, шипящие, свистящие, зыкыющие, цыкающие, ха-кающие, рыкающие — согласные должны также участвовать как своим гудением, так и шумами в создании непрерывной линии»65.
Научитесь слышать звуки речи, полюбите их, почувствуйте их значение для выразительности звучащего слова, овладевайте «звукописью».
Упражнение 54
«Прислушайтесь к звукам»
Шипящий звук «ша»
зашуршал, зашептал,
А «жэ» — словно жук, закружасm,
Зажужжал.
Завеяли ветры весенние в «вэ».
Зафыркал вдруг «эф», расфуфырился: «Фэ!»
Свистящий согласный звук «эс» —
засвистел,
За ним звонко, звонко звук «зэ» —
зазвенел.
Раскатистый «эр» — не напрасно «сонорный»!
Рычит и рокочет в работе упорной!..
Бьет бурю и бой в барабан бравый «бэ».
Пришел попросить быть потише звук «пэ»...
Прислушайтесь к звучанию согласных, например, в таком тексте:
Мне по сердцу метелица.
Завьюжится колючая.
То кружится, то стелется,
То вьется белой тучею...
Стало все белым-бело,
Белым снегом замело.
Послушайте еще раз и почувствуйте этот переход к величественному покою в природе — к звучанию согласного л.
Не произносите текст формально. Непременно старайтесь видеть то, о чем говорите.
Читайте побольше произведений поэзии и старайтесь услышать, уловить в них тонкий, искусный прием «звукописи». В настоящей поэзии он так четко не выступает, как в наших специально подобранных или сочиненных текстах.
Прислушайтесь к четырем строчкам из «Сказки о царе Салтане»:
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Не правда ли, повторенная четырежды ударная гласная а в первых двух строчках рисует образ царевны? Как же мягко, благородно, плавно, красиво, напевно должна звучать эта гласная. Не создашь образ, не «нарисуешь картину», если а резкое, «крякающее» звучит далеко в глотке, вырывается с напряжением.
Если вместо легкого, острого, изящного ч слышится вялое, ленивое щ (рещенька), вряд ли мы поверим, что речь царевны четкая, слитная, ласкающая ухо, звучит как музыка.
Или отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:
Грозой несется, колет, рубит,
В ревущий рог, летая, трубит...
То был Руслан. Как божий гром,
Наш витязь пал на басурмана;
Он рыщет с карлой под седлом
Среди испуганного стана.
Ярко не только видишь, но и слышишь картину боя! А резкий переход от раскатистого р к глухому согласному с сразу же рисует «испуганный стан» врагов.
Таких примеров можно привести бесконечное множество66. Займитесь этим сами. Выписывайте отдельные строки, четверостишия, фразы из поэтических произведений. Это воспитывает острый слух, чутье, любовное обращение со словом, со звуками, составляющими это слово.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какова роль согласных в сценической речи?
2. Почему в работу над постановкой голоса полезно включать тренировку взрывных согласных?
' 3. Почему при тренировке согласных звуков полезно прибегнуть к приему «речеручного рефлекса» и приему имитации и звукоподражания?
4. Что дает тренировка согласных Ч, Ц в сочетании с взрывным К?
5. Какие вы знаете трудные, «запирающие звук» согласные русской речи?
6. Расскажите о причинах возникновения такого недостатка речи, как «тсяканье» и «дзяканье», и способах исправления этого недостатка.
7. Придумайте упражнения для исправления недостатков своей речи.
Междометия
В развитии голоса
Научимся завлекать в творчество свою душевную органическую природу и сделаем чутким и отзывчивым наш речевой, звуковой и иные аппараты воплощения.
К. С. Станиславский
Для тренировки согласных звуков, а также и всех необходимых навыков звучания, таких, как «мягкая атака»; «опора звука»; навык «переключения дыхания» (с формы речи № 1 на форму речи № 2); «звонкость голоса»; «собранность звука»; «свобода мышц нижней челюсти»; нахождение «центра» голоса, направленных на мышечное освобождение голосоречевого аппарата, обогащение тембра (индивидуального природного) голоса, то есть на воспитание полетного благозвучного голоса, весьма эффективными являются упражнения, построенные на эмоционально-волевой природе междометий.
Мы уже говорили о том, что, выражая чувства и волевые импульсы, междометия рождаются естественно и непринужденно, приводя в действие весь организм человека, что нахождению основного тона голоса особенно способствует свободное, легкое восклицание, окрашенное приятной эмоцией или оттенком удивления:
«Ах, «свободный» я какой!
Так и льется голос мой!»1
Упражнение 55 «Прыгуны»
Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сделав «сальто», вылетаете на арену. Разумеется, «прыжки-перевороты» делаются в воображении. Вместе с тем помогайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают легкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием «алле!», а на междометии «гоп!» руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке) — «Алле-гоп!». Делать все надо артистично, без напряжения. Легко выбрасывайте руки и вслед за ними так же легко «выбрасывайте» звук голоса на междометии «гоп». Вместе с широко поднятыми вверх руками голова возвращается из наклонного положения в нормальное (уверенно смотрите на зрителей, гордясь своей ловкостью). Следите за тем, чтобы при звучании слова «алле» гласная А рождалась с мягкой атакой — без пересмыкания связок, без «щелчка». Держите темп, заданный первым прыгуном. Если он убыстрил, то все убыстряют темп.
Упражнение 56 «Иллюзионист»
Вы — «иллюзионист». Можете отвинтить и забросить свои руки: сначала одну, потом другую. Действуйте: встаньте, раскрепостите правую руку. Начинайте телом свободную, болтающуюся вдоль бока, руку вращать, «развинчивая ее». Круговые движения руки от плеча, все более и более энергичные, сопровождайте звуками: Ээ-Ээ-Ээ... А с последним активным звуком Э\ запустите руку далеко вперед вверх. «Отвинченная» рука легко со звуком отлетает от вас. Теперь проделайте то же самое с левой рукой. Добейтесь полной свободы в упражнении. Будут свободны тело и летящая рука — будет свободным и звук голоса. Проделайте упражнение со всеми гласными, добиваясь их свободного звучания.
Упражнение 57
«Раззадорю!»
Подхлопывайте ладонями, сопровождая хлопки междометиями; «Гоп-ляля! Гоп-ляля! Гоп! Гоп! Гоп! Гоп-ляля! Гоп-ляля! Гоп! Гоп! Гоп!»
Активными хлопками и эмоциональными выкриками раззадоривайте людей, чтобы они «пустились в пляс».
Звуки междометий вылетают легко и свободно, как бы «подбрасываемые» диафрагмой вверх — в головной резонатор.
Упражнение 58
«Бабушки»
Для верного звучания гласного А (это значит — близкого, собранного, «опертого») полезно «передразнить» подруг, ахающих по любому поводу:
«Ахти! Ахти! Ахтушки!» —
Разахалися бабушки.
«Ахти — ах! Ахти — ах!»
Не держатся на ногах.
Передразнивайте беззлобно, весело, как часто мы, желая успокоить «разошедшегося» человека, передразниваем его междометиями: «Ах-ах-ах! — скажите, какой хороший! Ой-ой-ой! Как страшно». Или что-нибудь в этом роде.
Если верно выполняется задание, то обязательно ощущается очень активная работа диафрагмы: она как бы подбрасывает вверх, в головной резонатор, ударные гласные. Здесь, в этом тексте, за исключением одного ударного гласного «е» (в слове «не держатся»), все ударные падают на гласный «А». Надо следить за мягким началом звука при произнесении гласного «А».
Упражнение 59
«Хохлатки»
Представьте, что вы «хохлатки». Встаньте, немного нагнитесь вперед. Руки — это крылья хохлатки, которые отходят от боков при словах и движении. Разбежались и куда-то спрятались цыплята. Надо их найти, Ищете и «кудахчете», но не искажая тембра голоса:
Кудах-тах-тах!
Кудах-тах-тах!
Кудахтают хохлатки.
Куда?
Ах-ах!
Куда?
Ах-ах!
Попрятались цыплятки?
На ударных гласных руки отходят от боков. Особенно широко отходят «крылья» на междометии «Ах-ах!», как будто звук отбрасывает в стороны от боков «крылья». Это приносит свободу звучанию. Ищите и «кудахтайте» с верой в то, что делаете. Упражнение хорошо раскрепощает глотку, опирает звук на диафрагму, естественно открывает рот, тренируя свободу нижней челюсти. Хорошо подключается в работу грудной резонатор.
Упражнение 60
«Птичий двор»
Приехали на отдых в деревню. Встали рано утром: разбудил разноголосый хор животных. Вышли на крыльцо. О, какая приятная неожиданность! Кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и куры, и петух, и кролики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались — хочется всех позвать к себе, разглядеть, приласкать и т. д. Без остановки призываете всех животных: Уть-уть-уть-уть-уть... Тега-тега-тега-тега-тега... Тель-тель-тель-тель... Цып-цып-цып-цып... Тип-тип-тип-тип... Петь-петь-петь-петь... Трусь-трусь-трусь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис- кис! — и т. д.
Отлично тренируются «опора дыхания», губы, язык, направленность звука, если действительно хотите призвать к себе животных и птиц. Тренируйте звучание в различной тональности. Оправдывайте это разными отношениями к каждому из животных, хорошо видя их. Одно дело — зовете гуся, другое — голубя, крякающих медлительных уток или быстрых цыплят, важно шагающего петуха или боязливых кроликов...
Особо следует остановиться на таком виде междометий, как звукоподражательное «Ав-ав!» (собачий лай). Подобно тому как «стон» должен стать отправной точкой для поисков свободы мышц фонационных путей, — точно так же «лай» используется в качестве упражнений для тренировки естественной «опоры звука», рефлекторности фонационного дыхания. При «лае» брюшные мышцы выполняют как бы роль «буфера». Они подбрасывают вверх диафрагму, расширяют ребра, выбрасывают звук в расширенные резонирующие глоточную и ротовую полости. Рефлекторно берется воздух.
Каким образом следует пользоваться приемом «лая», чтобы он принес максимальную пользу в тренировке голоса?
Прежде всего лай наш, по существу, является «очеловеченным» лаем. Ведь мы будем «лаять» с подтекстом, думая в это время, общаясь и действуя. Звуки «ав-ав-ав» сами по себе активизируют работу голосового аппарата («запирающий» звук «б» требует активной подачи воздуха для его произнесения), а ассоциация с лаем еще более естественно родит легкий, без усилий, звук голоса. Следует выполнять только два условия при тренинге: не изменять тембра своего голоса, действовать в радостных эмоциях, «не облаивая» зло вашего собеседника. «Собака» наша будет другом человека: добрая и готовая оказать услугу.
Упражнение 61
«Собака»
Вообразите, что вы стали... «собакой». Жарко, скучно, вокруг такая тишина, что не на кого даже полаять. (Найдите это самочувствие. Раскрепостите свое тело: руки, плечи, шею, мышцы лица). От скуки и жары клонит ко сну...
Вдруг скрипнула садовая калитка... Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: «ав-ав!» С подтекстом: «Я здесь». Не искажайте только тембра голоса. Не «облаивайте» зло хозяина. Радостно «подайте голос».
Почувствуйте разницу звучания голоса при выполнении действий: «облаять» и «подать голос». «Подать голос»— это главное в упражнении «лай». «Ав-ав!» — вылетает легко, радостно, звонко. Никакого напряжения в глотке. Движения диафрагмы очень ощутимы.
Проверьте еще раз свободу звучания. Например: преданно смотрите в глаза «хозяину» и на его команду «голос»! с готовностью отвечайте: «ав-ав!» (пожалуйста, всегда готов).
— Голос! — Ав-ав! — Голос! — Ав-ав!
А теперь сосчитайте, сколько человек присутствует на занятиях: — Ав-ав-ав-ав-ав-ав... (раз-два-три-четыре-пять-шесть...).
Сколько в аудитории стульев? Хватит для гостей, которые сейчас появятся? — Ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав...
Скорее пересчитать! — Ававававававававав!
Успевайте и в быстром темпе «подлаивать». Не забывать о третьем виде выдыхания (воздух выталкивается рывками).
Упражнение 62
«Цирковая собака»
Один из вас — дрессировщик, а другой — «цирковая собака». Встаньте. Поднимите «лапы» перед грудью. Кисти свободные, мягкие, локти не прижаты к бокам. Ничто — шея, гглечи, руки, лицо — не напряжено. Нашли свободу тела? Поверили, что «собака»? Действуйте.
Дрессировщик: Голос!
Собака: Ав-ав!
Дрессировщик: Звонче лай!
Быстро, Динга, отвечай:
Сколько будет три плюс два?
Собака: Ав-ав-ав-ав-ав1
Дрессировщик: Права!
Что за цифра?
Посмотри!
Собака: Ав-ав-ав!
Дрессировщик: Все верно — три!
Прыгай, раз веселый нрав!
Алле!
Собака: Ав! (прыжок)
Дрессировщик: Алле!
Собака: Ав! (прыжок)
Дрессировщик: В пляс пускайся веселей
С «песней» звонкою своей!
«Собака» пляшет, подлаивая себе ритм мелодии танца. Какого? Какого желаете: польку, «летку-енку», краковяк, яблочко, цыганочку, современные танцы, которые требуют четкого ритма и легко «подпаиваются». В танце следите за свободой тела, движений, за свободой звучания. Не петь, а «подлаивать»!
Упражнение 63
«Шутка»
Представьте, что вам запрещено говорить и петь «по-человечьи». Только «по-собачьи». Послушно и радостно выполняете приказы своего «дрессировщика». Ведь он помогает вам закрепить навык «опоры звука».
Дрессировщик: Приветствую, друзья!
Группа: Ав-ав!
Дрессировщик: Спокойнее. Не напрягаться!
По одному мне откликаться!
По одному: Ав-ав! Ав-ав1 Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!..
Дрессировщик: Ну что ж, у вас веселый нрав.
На месте — марш!
Эй, запевала!
Споем, как пели мы бывало!
Все «поют»: Ав! Ав-ав! Ав-ав-ав-ав-ав! (на мотив маршевой песни)
Дрессировщик: Стой!
Поняли, как «лаем»
«Опоры звука» достигаем?
И навык закрепили прочно?
Группа: Ав-ав!
Так точно!
Ритм марша возбуждает организм человека, делает ритмичным дыхание, снимает напряжение. «При ходьбе в работу включается весь организм сразу. Она как бы настраивает нервную систему и подготавливает мышцы для последующих упражнений»68.
Упражнение 64
«Команды»
Подавайте команды: «Налее-вО!», «Напраа-вО!», «Круу-гОм!», «Шагоом-Арш!», «Раз-два!», «Раз-два!», «ЛЕвой! ЛЕвой! ЛЕвой!»... «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!»
При усилении звука голос естественно стремится к повышению тона. Но сдерживайте голос от больших интервалов в повышении, иначе можно «пустить петуха». Для этого первую часть команды (приготовительную) надо несколько повысить, чтобы во второй части — исполнительской — голос пошел вниз. Так как команда произносится в восклицательной интонации, то голос все равно несколько повысится.
Упражнение 65
«Сони»
Уговорились с товарищами идти гулять. Зашли к ним в комнату, а они... спят. Надо немедленно их разбудить!
Эй, вы, ну ли!
Что заснули?
Ну и ну!
Ну и ну!
Вы зачем нас обманули?
Что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!
Поднимайтесь,
одевайтесь,
И айда скорей гулять!
Ну же!
Эй, вы!
Хватит спать!
Не посылайте звук далеко. Товарищи — рядом. Они могут подыграть вам «сон». Конкретность же «адреса» (к кому обращены слова) удержит от ненужного крика, напряжения. Будите не криком, а «приказом», поднимая товарищей с постели. Если подвижная диафрагма успевает быстро «подпереть» ударные слоги в словах-приказах, то голос зазвучит свободно. Снимать мышечное напряжение с фонационных путей (в области глотки) помогут междометия с сонорными согласными (в стихотворении 15 сонорных звуков). Не делайте больших пауз — весь текст звучит слитно. Слитность речи оправдайте действием: во что бы то ни стало поднять друзей! Скорее разбудить! Действуйте!..
Заговорили очень быстро, без пауз, и голос не успевает «нарисовать» различной силы вопросы, различное звучание восклицательных знаков. Сохраните выразительную «линию звучания». Ведь дважды повторенное восклицание «Ну и ну!» в третьей и четвертой или два вопроса в пятой и шестой строках по своему характеру, силе и тону звучат по-разному. Поэтому сначала «будите» не торопясь, успевая оценить, увидеть, родить слово. Затем убыстрите темп, но не за счет пробалтывания слов, а за счет энергичного движения мысли, видений, оценок. Быстрый темп, слитность речи хорошо будут тренировать автоматизм вдоха, ровность звучания голоса на протяжении всего текста.
Чтобы закрепить мышечное чувство свободы в области гортани, формирование звука мягкой атакой при произнесении гласных, проделайте следующие упражнения:
Упражнение 66
«Айда гулять»
Обращаетесь к своим подругам с предложением пойти гулять:
Ия! Эля! Аля! Оля! Уля! Юля! Айда гулять!
Следите за тем, чтобы все слова-обращения (специально подобранные имена, начинающиеся на гласные) звучали бы волево, но тем не менее с мягким атакированием. Междометие «айда» (с ударением на последний слог) употребляется как призыв или приказание идти куда-либо; пойдем, пошли.
Упражнение 67
«Победительницы»
Приветствуете своих друзей (девушек-волейболисток), выигравших очередную очень трудную игру;
Айда Аля! Ай да Уля!
Ай да Оля! Ай да Юля!
Ай да Эля! Ай да Ия!
Спорт — родная вам стихия!
Просто чудо — мастера!
Браво, девушки! Ура!
Слова-приветствия звучат с оттенком восхищения, изумления, гордости, торжества. Напоминаем о том, что приятные эмоции раскрепощают организм, в том числе, и голосо-речевой аппарат, а отрицательные, наоборот, закрепощают. Вот почему в начальных упражнениях мы все время стараемся прибегать к положительным эмоциям. «Ай да» тождественно смыслу «Вот так», «Вот так Аля...».
Упражнение 68
«Добьюсь цели»
Надо послать «упрямого» друга, допустим, в булочную за хлебом. Добивайтесь того, чтобы желание ваше было выполнено, действуя различными глаголами:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете) .
Нут-ка!
Добежать одна минутка! (приказываете)
Проследите за тем, достигли ли различного звучания глаголов: просить, умолять, приказывать. Подчиняется ли вам голос? Выражает ли ваши чувства? Попробуйте переставлять глаголы: сначала приказываете, а затем просите и умоляете.
Упражнение 69
«На рыбалке»
Используйте такие тексты:
1. Я ершей, ершей ловлю,
Из ершей уху люблю.
Из ерша ершистого
Ах, уха душистая!
Ох! Ершистый ерш какой!
Фи! Колючий! Ой-ой-ой!
Ох, уж эти мне ерши!
Лишь в ухе и хороши!
2. Эй, лови еще одну:
Поплавок пошел ко дну!
Эй, ты1 Эй, ты! Не зевай!
Поскорее подсекай!..
...Эх ты, горе-рыболов!
Где же твой большой улов?
Фантазируйте обстоятельства. Добивайтесь органичного рождения слова, гибкости голоса, выражающего все ваши эмоции и волевые проявления. А здесь они разнообразны.
Упражнение 70
«Море»
Отдыхаете на берегу моря. Оно разбушевалось. Захотели побороться с волнами:
Ох, волна! Ну и волна!
Своенравная она!
Ух, как на берег плеснула!
В море глубоко нырнула.
Вновь на нас несется! Ой!
Нас накроет с головой! Эй!
Поспорим мы с волною!
Не позволим взять с собою!..
...Эх, волна! Ты нас накрыла,
В море нас с земли не смыла!
Не кричать, не «залезать» на верха! Держитесь среднего регистра, грудного. Больше уверенности в своей победе над силами стихии. Не говорите весь текст на одной ноте. Ощущайте голосовую гибкость. По-разному звучат, например, первые слова («Ох, волна!») и последние («Эх, волна!»).
Упражнение 71
«Попался»
Оправдайте рождение такого текста:
— А-а! Попался, наконец!
Молодец?!
Уловите, как интонационно изменяется это простое словесное действие при изменении обстоятельств и отношения к объекту.
Ощутите «душу» каждого междометия, характер выражаемого им чувства или воли, обусловленных содержанием предложения. Для этого придумайте фразы или найдите их в драматургических и литературных произведениях. Попробуйте определить (и выразить интонационно), какие чувства и волевые проявления человеческой психики выражены в следующих текстах:
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави!!!
Ах ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Ага! догнал тебя! постой!
Кричит наездник удалой!
(А. Пушкин)
«Э!.. да никак колосистую рожь
Переросла наша дочка!» —
«Так что ж?»
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я.
(Н. Некрасов)
Упражнение 72
«Футбол»
Прочитав строки детского стихотворения, передайте с помощью междометий различные отношения людей к футболу:
Сказала тетя:
— Фи, футбол!
Сказала мама:
—Фу, футбол!
Сестра сказала:
—Ну, футбол!..
А я ответил:
— Во, футбол!
(Генрих Сапгир)
Добейтесь того, чтобы в ваших интонациях выражалось и презрение (фи), и негодование (фу), и сомнение (ну), и одобрение (во). Точно определите, какие действия героев стихотворения сопровождаются тем или иным чувством. Говоря о выражении чувства, надо не рассматривать чувство в отрыве от действия, а помнить, что, говоря о чувстве, мы говорим о действии, говоря о действии, говорим о чувстве. Чувство и действие взаимопроникновенны и составляют единый процесс поступка человека.
Упражнение 73
«Болельщик»
Вы «болеете» за свою футбольную команду, живо реагируете на все, что происходит на поле, страстно желаете победы своей команде. Но матч пока проходит неинтересно, вяло, ни одного гола не забито. Подходит к концу первый тайм:
Тайм кончается. И что же?
Ну, на что это похоже?!
Даже гола не забили?!
Игроков как подменили!
(с интонацией горечи и недоумения)
А! Досада—не везет!
Мяч в ворота не идет!
(с интонацией досады)
А! Что ждать напрасно гола?!
Нет красивого футбола.
(с интонацией разочарования)
Э! Кому ты мяч послал?!
Столько вел и потерял!
(с насмешкой)
Мяч у нас! Удар!
А! Гол!! Начинается футбол.
(с интонацией неожиданной радости)
Нут-ка, братцы, так держать!
Гол за голом забивать.
Оживилася игра...
(с радостной надеждой))
А!! Второй влетел! Ура!!!
Ну и ну! Вот это класс!
Нет, недаром любим вас!
(с интонацией торжества
Гонг. Надежда не пропала.
Веселей на сердце стало.
Во втором покажут братцы,
Что такое — ленинградцы!
(с интонацией счастливой гордости)
Действуя, добивайтесь интонационного разнообразия. Добившись, прислушайтесь к звучанию. Когда будете понимать и чувствовать мелодику той или иной интонации, владеть ею, тогда в моменты творчества интонация сама родится интуитивно. Интуиция откликается только на то, что натренировано. Если голос, речь, тело будут натренированы у актера, они непременно откликнутся на внутреннюю жизнь «человека-роли».
Старайтесь точно видеть, что делается на поле и жить «в шкуре» болельщика, ярко выражая свое отношение к картинам внутреннего, видения. Не забывайте о том, что тело должно быть включено в активность действия, «пропитано» видениями. Только при этом условии голос способен будет выразить внутреннюю жизнь. По-разному зазвучат междометия.
Упражнение 74
«Кончил дело — гуляй смело»
В этом упражнении попытайтесь оправдать и интонационно выразить пять способов мелодического звучания ударной гласной в русской речи. Напоминаем о том, что при выделении ударного слога в слове тон голоса может звучать ровно, постепенно повышаться к концу слога, понижаться; сначала повышаться, а потом понижаться и, наоборот, сначала понижаться, затем повышаться. Для того чтобы легче ощутить это движение голоса в звучании одного лишь слога, мы заменим слово «мама» одним слогом — «ма». Этим междометием (условным, сокращенным .названием, часто употребляемым нами) будем обращаться к маме с просьбой отпустить погулять.
Фантазируйте, чем занимаетесь, почему мама упорно стоит на своем и не пускает вас гулять. Чтобы оправдать различное интонационное звучание фраз, продумайте, какими глаголами будете действовать, пытаясь добиться своей цели: уйти к товарищам на улицу. Допустим, используете такие глаголы: прошу, напоминаю, упрекаю, умоляю, проверяю, поражаясь, окончательное ли решение матери — не пустить на улицу:
— Ма, охота погулять. (Тон голоса — ровный. Это простое обращение с просьбой отпустить погулять.)
— Сядь!
— Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминаете маме с интонацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повышается к концу слога.)
— Не уйдут.
— Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон голоса.)
— Помолчишь?!
— Ма, ну я прошу — пусти! (Умоляете, «канючите», «прогибая» голос в гласной а, сначала поднимая, затем опуская тон).
— Не канючь и не грусти.
— Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяете, окончательное ли это решение мамы. В интонации Наивысшая степень удивления — голос опускается и тут же поднимается в слоге «ма».)
— Да.
Кончишь дело — гуляй смело.
Делайте упражнение в движении. Пустите в действие руки и тело. Пусть в диалоге участвуют не только слово, но и весь телесный аппарат. Допустим: потянулись, чтобы расправить уставшее тело, и обращаетесь с просьбой отпустить. На приказ «сядь» реагирует тело — невольно от удивления поднимаются плечи и руки. Сопровождаете это движение словами: «Ма, меня друзья ведь ждут!» На ответ матери: «Не уйдут» — плечи и руки от недоумения (никотда такого не было) пошли вниз со словами упрека: «Ма, зачем так говоришь?!» И так далее.
Приучайтесь «...одновременно наблюдать за разными областями своего существа. Такая работа тоже весьма полезна для артиста, так как она упражняет и вырабатывает очень важное в процессе творчества многоплоскостное внимание, которое тоже следует доводить до подсознательной работы, до механической приученности», 69 — учит К. С. Станиславский.
Приучайтесь «одновременно наблюдать за разными области внимания, их возможно совмещать, работая над исправлением недостатков. Округлость рук, вывернутые ноги, положение «тело на колок», свобода мышц, шеи, рук — за всем этим возможно и нужно следить в моменты работы над голосом и речью. Ведь телесная свобода несет свободу фонационным путям. Телесный и голосовой аппараты воплощения взаимосвязаны и тренируются одновременно. Перенося внимание сначала на положение тела, потом на голос, речь, контролируйте затем то и другое вместе, и опять раздельно, и снова вместе.
Большое место занимает в развитии свободы звучания раздел работы «Речь в движении».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Почему полезны упражнения, построенные на приеме междометий?
2. Что вы знаете о приеме «лая» в постановке голоса? Каким образом следует пользоваться этим приемом?
3. Что делается со звуком при усилении громкости и чего следует добиваться в упражнениях?
4. Какие упражнения этого раздела особенно.закрепляют мышечное чувство формирования звука мягкой атакой?
5. Расскажите о способах мелодического выделения ударного слога в слове, В каких упражнениях воспитывается голосовая гибкость?
Речь в движении
Надо так развить свое тело идвижения и все то, что дает возможность выявлять переживания артиста, чтобы инстинктивно, быстро, ярко воплощалась эмоция. Первое условие для этого — не должно быть непроизвольного напряжения ни в теле, ни в голосе...
К. С. Станиславский
Задачи тренинга речи в движении многообразны70. Главное же — добиться свободного звучания голоса при любых физических действиях, когда есть мышечное напряжение организма и неудобное для звучания положение тела. Для этого надо: 1) научиться останавливать иррадиацию (распространение) мускульного напряжения на голосоречевой аппарат, владеть изолированным сокращением мускулатуры; 2) научиться переключать жизненное (физиологическое) дыхание в фонационное — речевое, чтобы они не конфликтовали, уживались, то есть чтобы не было кислородного голодания организма (одышка) в процессе большой речевой и физической нагрузки.
Вот ряд упражнений на одновременную тренировку звучания и движения.
Упражнение 75
«Хватай мяч»
Сядьте на стул, свободно откинувшись на его спинку. Вообразите, что отдыхаете в шезлонге на берегу реки. Греет солнце. Невдалеке ребята играют в волейбол. У всех отличное настроение. Всем весело. И вдруг
Ай! Ай-ай-ай-ай-ай!
Мяч скачет прямо в речку!
Держи его! Хватай!
Как только «увидели» эту картину, естественно (вместе с первым восклицанием «Ай!») отрываетесь от спинки стула, вскакиваете, бежите на помощь, «хватаете мяч». Звук рождается свободно. Дыхание? Оно берется само автоматически.
Сделайте еще раз упражнение и проследите за процессом дыхания. Убедитесь в том, что все делается непроизвольно. О дыхании, оказывается, и думать некогда. Чтобы удобнее было проследить за чистотой звука, рассчитайте движения и распределите текст таким образом:
— Ай! (тело слегка вздрогнуло — увидели «мяч»).
— Ай-ай-ай-ай-ай! (оторвались от спинки стула).
— Мяч скачет прямо в речку! (вскочили со стула).
— Держи его! (бежите).
— Хватай! (нагибаетесь в броске за «мячом»). Сначала делайте упражнение неторопливо — добейтесь
синхронизации движения и речи. Затем убыстряйте темп. Следите за тем, чтобы звук «не убегал» в высокие тона — в визг. Держитесь «центра» голоса, особенно в слове «хватай».
Выполняя те же методические советы, проделайте еще одно упражнение.
Упражнение 76
«Дождик»
Идете по улице и вдруг... пошел дождь. Скорее укрыться от него!
— Эй, дождик озорной,
Ты гонишься за мной?
А я скорей в кусты!
Но здесь уже и ты...
А я к забору — прыг!
Но ты и тут настиг...
А я домой, за дверь,
Достань меня теперь!
(А. Шибаев)
Упражнение 77
«Скакалка»
Легко прыгаете со скакалкой и говорите
Со скакйлкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы
Звук держать оно моглб бы,
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
Й не чувствую одышки,
Голос звучен, Льётся ровно,
И не прыгаю я словно.
Раз-два! Раз-два! Раз-два!..
Раз!..
Можно прыгать
целый чйс!..
Прыгайте на одной или двух ногах, делая согласованные движения руками: крутите воображаемую скакалку. Произносите стихи, скандируя их, то есть по слогам, четко выделяя ударный (выделенный черточкой). Добейтесь синхронности прыжков, движения рук и речи. Прыжок совпадает с произнесением ударных слогов в словах. В этом тексте 48 ударных слогов, значит, 48 прыжков. Не задерживайте дыхание во время прыжков! «Подлаивайте» ударные слоги, чтобы они легко, вместе с прыжками отскакивали вверх — в резонаторы! Гордитесь своей ловкостью!
Затем берите другой текст, произносите его уже не скандируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи.
Заканчивая прыжки, скажите себе: «Кончу прыгать — сяду я. Речь легко звучит моя». И тут же проверьте свободу звучания в чтении каких-либо стихов, прозы или в диалоге.
Добейтесь свободы звучания голоса при неудобном положении шеи (запрокинутой голове) в следующем упражнении:
Упражнение 78
«Яблочко»
Ах, яблочко румяное,
Тебя сейчас достану я,
Висишь вот только высоко —
Сорвать тебя не так легко.
Раз!
Не допрыгнул...
Два!
Опять!..
Нет, должен я тебя сорвать!
Три!
Есть!
Ага, в ру
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 2641;