О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга
Методика построения занятий основывается на понимании единства всех свойств голоса, то есть понимании того, что высота, сила, длительность, тембр голоса выступают взвучащей речи в органическом неразрывном единстве и в единстве тренируются (меняется лишь установка на формирование какого-либо из этих компонентов звучащего слова).
Работа над голосом входит в общий комплекс занятий по сценической речи. Занятие, на котором присутствуют десять — двенадцать человек, длится 80—90 минут. Время занятия распределяется примерно так: 20—25 минут используются для голосового и речевого тренинга, 25 минут — на проверку домашних заданий (по 2 минуты на учащегося), 20—25 минут на объяснение нового материала с обязательными записями заданий в тетради, 10 минут — для ответов на вопросы обучающихся.
Занятия по голосу на индивидуальных встречах с педагогом не должны превышать 10—12 минут (чтобы не утомлять голосовой аппарат).
Самостоятельная домашняя работа над голосом должна длиться (особенно на первом году обучения) не больше 10— 15 минут. Целесообразно проводить ее утром, сочетая с комплексом утренней гимнастики.
Последовательность в работе над голосом может быть следующая: начав заниматься с дыхательной гимнастики, надо включать упражнения на рождение свободного звучания, затем перейти к озвучиванию гласных и согласных; когда найден «центр» голоса и достигнута свобода фонационных путей, то есть «настроен», подготовлен голосовой аппарат к дальнейшему развитию, тогда можно начинать работу над интонированием знаков препинания.
От занятия к занятию из каждого раздела книги отбираются упражнения с учетом степени их сложности.
При этом надо помнить о том, что навыки звучания — это сложнейший комплекс условных рефлексов, которые образуются путем повторных сочетаний условных сигналов с ответными реакциями организма. Поэтому совершенство их зависит от частоты воспроизведения этих временных связей (длительные перерывы ведут к угасанию условных рефлексов, к исчезновению навыка). Тренируясь, следует не только постоянно возвращаться к старым упражнениям, но и находить к ним различные внутренние оправдания, приспособления, которые бы вновь и вновь вызывали эмоциональную реакцию организма. Потому что новизна и неожиданность приспособлений — активные возбудители чувств: «слабый новый раздражитель нередко дает большую реакцию, чем сильный, но ранее применяемый»50.
Большой запас упражнений, преследующих одну и ту же цель, позволяет полнее осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Значит, если какие-то упражнения не получаются, то надо дать учащимся другие упражнения, и они сами отберут для себя наиболее им понятные, с помощью которых они легче добьются нужных результатов звучания. Это и вызывает чувство радости, удовлетворения, стимулирует дальнейшую работу над голосом.
Занятия по голосу сложны и просты в одно и то же время, трудоемки и увлекательны. Здесь многое зависит от педагога, от его умения увлечь обучающихся. Ведь высокая степень увлеченности тренингом, занятиями по развитию голоса — основное условие творческого, глубокого овладения материалом.
Успех в работе зависит и от того, насколько верно осуществляется педагогический контроль за выполнением как творческих, так и технических задач тренинга. Причем с первых же занятий в работу по контролю за выполнением упражнений включаются сами учащиеся. Это позволяет воспитывать в них сознательное отношение к тренингу, воспитывать профессиональный речевой слух. Речевой слух определяется как способность воспринимать и воспроизводить звучащую речь (слышать, распознавать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с литературной нормой звучания).
С первых же дней занятий необходимо направлять внимание на овладение такими компонентами профессионального речевого слуха, как: физический слух (способность воспринимать звучащую речь в различных диапазонах громкости); фонематический слух (способность различать и воспроизводить все звуки речи в соответствии с фонетической системой языка и с орфоэпическими правилами звучащего слова); звуковысотный слух (способность слышать и воспроизводить мелодику речи); тональный слух (способность воспринимать изменения в тембральной окрашенности речи в зависимости от смены чувств, оценок, отношений; чувствовать общий тон роли, тон спектакля); ритмический слух (способность ощущать и воспроизводить в речи ее внутренний ритм в тесном единстве с темпом, чувствовать диалектическое единство темпо-ритма речи, рождаемого ситуацией диалога, монолога); диагностический слух (способность определять причины, вызывающие те или иные отклонения от норм звучания речи, ведущие к нарушению органики речевого взаимодействия, к снижению эстетики звучащего слова).
В этой связи групповые занятия имеют свои преимущества при работе над развитием голосоречевых данных. Это объясняется прежде всего психологическими факторами тренинга на группе, в процессе которого учитываются и индивидуальные особенности каждого, учащегося. В условиях коллективной работы по законам психологии все учащиеся заражаются единым положительным настроем. Это происходит потому, что успех одного непременно передается другим и стимулирует их работу, вселяя уверенность в свои силы.
Оценивая во время группового тренинга качество звучания голоса каждого занимающегося, анализируя причины верного и неверного звучания, давая рекомендации, которые ведут к нужному результату, педагог постоянно концентрирует внимание всех учащихся на цели упражнения, вырабатывая у них профессиональную направленность в восприятий звучащей речи.
.Переключение внимания с одного объекта на другой во время тренинга (с одного тренирующегося на другого) освежает восприятие, повышает продуктивность обучения. А повторяемые указания педагога и привлечение внимания всех к одному объекту (искомому качеству звучания речи) приводят к более прочному закреплению получаемых знании, к устойчивости тренируемого навыка.
Естественную потребность в коллективном творчестве обусловливают и сами новые приемы тренинга, осуществляемые в условиях действия, игры, которые воспитывают с ц е нически звучащее слово, слово — д е й с т в и е, направленное на партнера, зрителя, то есть подготавливают учащегося к публичным выступлениям.
Осуществляя целостный, творческий подход к организму обучающегося, занимаясь тренингом в увлекательных игровых ситуациях, в близких условиях сценического действия, опосредствованно воздействуя на работу голосоречевого аппарата, педагог быстрее, легче и точнее выявляет естественное, природное звучание голоса ученика, полнее развивает его природные голосовые данные и, самое главное, доводит навык владения голосом до степени подсознательной, рефлекторной деятельности.
Для того чтобы охватить, понять круг вопросов, которые встают при работе над голосом, для более удобного их восприятия излагаемый материал разделен на несколько самостоятельных звеньев, размещенных в девяти разделах: Дыхание в звучащей речи. Свободное звучание — основа постановки голоса. Согласные в работе над голосом. Междометия в развитии голоса. Речь в движении. Развитие диапазона голоса. Тренировка силы голоса. Темпо-ритм речи. Интонирование знаков препинания.
Для большей доходчивости методических советов и рекомендаций к упражнениям выбрана форма полудиалога с учеником.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каким образом изменяется форма сценического диалога от участия третьего заинтересованного лица — зрителя?
2. На чем основывается построение занятий по развитию речевого голоса?
3. Какова длительность голосоречевого тренинга во время групповых занятий по сценической речи?
4. Почему не рекомендуется в первые дни занятий добиваться точно^ го выполнения всех предлагаемых упражнений всеми учащимися?
5. Какие условия способствуют качественному проведению голосового тренинга?
6. Каковы положительные стороны групповых занятий по голосу?
7. Какой главной цели служат приемы тренинга, построенные на целостном, творческом подходе к организму обучающегося?
Дыхание
в звучащей речи
Человеческий речевой аппарат — это своего рода скульптор. Правда, скульптор создает художественные образы из глины и высекает его из мрамора, говорящий же человек «лепит» звук речи из особого материала — из волн движущегося воздуха.
Ю. Фролов
Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности, и особенно в речи. Это легко проверить. Вспомните, как первой вздрагивает грудобрюшная мышца (диафрагма), реагируя на оскорбление, нанесенное нам, как она «замирает», вместе с нами «прислушиваясь», как, вдохнув, задерживаем дыхание, быстро соображая, каким образом ответить на вопрос собеседника. Поэтому дыхание и называют «началом общения», «праматерью речи и мелодии», а речевой аппарат сравнивают со скульптором, который «лепит» звуки речи из волн «движущегося воздуха».
Дыхание, связанное со звуком, называют фонационным (от греческого слова «рhоnе» — звук). Оно отлично по своему характеру от дыхания во время покоя (молчания). Если физиологическое дыхание состоит из ритмически чередующихся вдоха и выдоха, равных по длительности, то в фонационном дыхании вдох значительно короче выдоха.
Для того чтобы проверить эти изменения в характере дыхания во время речи в отличие от физиологического (жизненного — во время молчания) дыхания, проделайте следующее упражнение:
Упражнение 1
«Спать хочется»
Представьте себе, что вы — на берегу моря, отдыхаете в шезлонге. Сядьте поудобнее на стуле, откиньтесь на его спинку, ноги свободно вытяните, расслабьте мышцы тела: шеи, рук, плеч... Постарайтесь «вздремнуть», спокойно, ритмично и глубоко вдыхая воздух через нос: вдох, выдох, вдох, выдох, вдох, выдох...
Действительно, как будто захотелось спать. Глаза открываются с трудом — веки тяжелые смыкаются снова... Знакомое состояние, не правда ли? Надо заставить себя открыть глаза, встать.
Волн спокойный мерный шум
Усыпляет праздный ум...
Но на солнце вредно спать. Встать!
Не читайте эти строки бодро и весело! Вам ведь дремлется. Речевой аппарат расслаблен: язык, губы, челюсть двигаются медленно. «Боритесь» со сном и одновременно проследите за тем, что делается с вашим дыханием: начинаете говорить на вдохе или на выдохе? Одинаковы ли по времени вдох и выдох? Где возникает момент остановки дыхания?
Во время речи дыхание гибко подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани, которые формируют звуки нашей речи, произносимой с той или иной экспрессией. В зависимости от того, какой звук образуется (произносится ли гласный У или взрывной согласный Я), с какой силой он должен прозвучать, определяется и количество воздуха и необходимое давление его.
Значит, дыхание важно не только для верного звучания голоса, но и для разборчивости речи, для выработки хорошей дикции. Дело в там, что дыхание одновременно дает энергию для голоса и выступает в роли регулировочного механизма, который автоматически выравнивает силу звучания всех звуков нашей речи. Это можно проверить, произнося поочередно, например, гласные а и и: более сильное напряжение в области диафрагмы будет при произнесении гласного и, потому что он забирает больше энергии, чтобы «не отстать» в громкости звучания от гласного а. Такое «выравнивание» звуков речи — необходимое условие ее разборчивости.
Смысл работы над дыханием состоит в том, чтобы саморегулирующий процесс трех систем речеобразования (работа диафрагмы, глотки и артикуляционного аппарата) развить, довести до совершенства. Тогда выработанный с детства автомеханизм голосообразования не подведет, а будет действовать безотказно и четко в усложненных условиях публичного выступления.
Для этого необходимо овладеть четырьмя качествами фонационного дыхания.
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 1422;