Теоретические основы постановки голоса

О новой теории голосообразования

Многие годы существовала так называемая миоэластическая (мышечно-эластическая) теория голосообразования. Эта механическая теория утверждала, что голос образуется путем колебания голосовых связок под действием силы подсвязочного давления воздуха и силы упругости напряжен­ных и сомкнутых голосовых связок. Сами же связки счита­лись пассивными, их действия приравнивали к поведе­нию упругой натянутой струны, не способной колебаться без воздействия внешней силы, которая отклоняет ее,струну, от положения равновесия.

Между тем еще в 1934 году руководителем фониатрической научно-исследовательской лаборатории Московской го­сударственной консерватории профессором Е. М. Милюти­ным было установлено, что голосовые связки могут прихо­дить в колебательное движение без участия механической силы подсвязочного давления воздуха, а возбуждаться под воздействием центральной нервной системы.

В период 1950—1957 годов французский ученый Рауль Юссон выдвинул новую, названную, им «нейрохронаксической», теорию голосообразования («нейро» — нервы, «хронос» — время, «аксис» — стоимость, что означает физиче­скую меру возбудимости живой, реагирующей ткани).

Новая теория доказала, что голосовые связки при образо­вании звука сокращаются активно в результате нервных импульсов головного мозга, идущих к голосовым связкам по нижнегортанному или возвратному нерву; который является моторным, то есть двигательным, нервом голосовых связок-, и что число импульсов в точности соответствует частоте ос­новного тона голоса. Выяснилось, что не воздух колеблет связки, как считалось раньше, а, наоборот, голосовые связки колеблют воздух. Периодически сокращаясь, они прерывают проходящий через них воздушный поток и образуют тем са­мым звуковые колебания.

Новая теория голосообразования показала, что колеба­тельная функция голосовых связок является целиком цент­рального происхождения, вскрыла авторегулирующую связь трех систем речеобразующего аппарата (между фонацион­ным дыханием, работой гортани и ротоглоточным резонато­ром), установила, что изменения звуковысотного диапазона (переход из одного тона в другой) определяются степенью возбудимости возвратного нерва и мышц гортани. Это зна­чит, что нерв может провести, а голосовые мышцы выпол­нить те звуковысотные задания, которые передаются из центра в соответствии с представлением о той или иной вы­соте звука.

Новая теория не отрицает полностью старую — миоэластическую, а существенно ее дополняет, утверждая, чтоцентральная нервная система регулирует все звукопроизводство, учитывая все акустико-механические факторы голосо­вого аппарата (длину связок, подсвязочное давление, длину резонаторов и т. д.).

Новая теория опирается на учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о рефлексах, которые являются ответными действиями организма на раздражение рецепторов (конце­вых аппаратов чувствительных нервов, воспринимающих и передающих в «центр» различные раздражения). Работа мозга — это и есть образование условных рефлексов, она построена на механизме так называемых анализаторов.

Двигательный анализатор — один из самых важных внутренних анализаторов; он заведует речевой функцией. В систему управления речевой функции «входят и области, ведающие движением мышц, участвующих в речеобразовании, и слуховые области коры, служащие для восприятия речевых Сигналов, и внутренние обратные связи от рабо­тающих органов речеобразования, и области, связанные с накоплением памяти на звуки речи, на мышечные движения и т. п.»10

Можно сказать, что мастерство владения голосом свя­зано с совершенствованием работы этой системы управ­ления речевой функцией. "Огромное значение в совершен­стве управления речью имеет так называемая система о б р а т н ы х связей, при которой органы чувств (слуховой, зрительный, двигательный, мышечный, вибрационный и другие анализаторы) постоянно сигнализируют в централь­ную нервную систему о результатах деятельности органов звукопроизношения. Причем главным в системе обратных: связей, при восприятии голосоречевых навыков, является слух, который обеспечивает «уничтожение рассогласован ния» между задуманным качеством звучания речи и дости-| гаемым результатом.

Слух контролирует точность интонирования (высоту) звука, регулирует громкость, длительность звучания, тембральную окраску голоса, ритмический рисунок фразы. Внутренний слух, или слуховое представление интонации фразы, контролирует ее при звучании.

Хорошо натренированный слух позволяет актеру осуще­ствлять на сцене подлинное общение и взаимодействие с партнерами, со зрителем. Ведь именно «...на слух человека ложится исключительная и ответственная практическая за­дача, уходящая из границ физиологии: задача служить опо­рой и посредником в великом деле организации речи и со­беседовании»11

Зрительный анализатор также дает положительный эф­фект в формировании навыков звучания. Зрительное пред­ставление графического рисунка фразы, например, позволяет точнее интонировать, «рисовать» голосом мысли; зритель­ное представление о высоте тона помогает «взять» эту высо­ту. Словом, это свойство зрительного восприятия способ­ствует рождению наиболее точных, художественно вырази­тельных интонаций.

Велико значение обратной связи в педагогическом процессе. Все живое только потому и живет, что существует обратная связь. Обратная связь управляет нашим поведе­нием в обществе, регулирует наше словесное взаимодействие, рождение интонаций речи. Действительно, в жизни мы не сделаем грубого замечания ученику в присутствии това­рищей; мы будем подыскивать более деликатную форму замечания. Мы не позволяем «распускаться нервам», неуважительно разговаривать с окружающими нас людьми. Регуляция нашим поведением в жизни происходит рефлекторно: определяется воспитанностью, нормами поведения в обществе, отношением к собеседнику и т. п.

На сцене артист также должен регулировать свое поведе­ние, управлять интонациями речи в процессе словесного взаимодействия с партнерами по спектаклю. С помощью че­го же артист осуществляет этот акт управления?

Произвольным регулятором поведения артиста на сцене является образ. Через действия в образе артист произ­вольно управляет «произвольно неуправляемой системой»: мимикой, жестами, движениями, интонациями. И чем прав­дивее живет артист в предлагаемых обстоятельствах пьесы, чем конкретнее условия его существования «в шкуре дейст­вующего лица», тем конкретнее управление его поведени­ем, интонациями, тем точнее регулируется вся жизнь тела.

Не следует думать, что тело — это одно, а речь и го­лос — это совсем другое. Примечателен в этом плане диалог из черновой рукописи К. С. Станиславского, названный им «Работа над ролью» (физические действия). Диалог оканчи­вается следующими словами:

«...Вам предлагается самое легкое, простое и доступное, то есть физическое действие: войти в комнату, поругать Осипа, обратиться к нему со щекотливой просьбой.

— Это не физическое действие, — придрался Говорков.

— Почему? Потому что вы обращаетесь с просьбой не ногами, не туловищем, не руками, а голосом и языком?

— Хотя бы, знаете ли, потому.

— А разве язык и голосовой аппарат не являются частью нашего тела?»12

Действительно, мимика, жесты, движения, интонации — все это единый экспрессивный поток внутренней жизни че­ловека. Все в человеке едино и взаимосвязано, хотя и раз­лично по своим функциям. Значит, в воспитании техники владения голосом, речью необходимо учитывать не только авторегулирующую, рефлекторную работу всех частей еди­ного голосоречевого аппарата, но и привычки, и поведение, и психику, и настроение, и отношение к предмету ученика в условиях групповых или индивидуальных занятий. И если раньше в процессе обучения пытались непосредственно воз­действовать на те или иные отдельные части голосоречевого аппарата (на положение языка, гортани, грудной клетки, диафрагмы, мягкого нёба...), чтобы добиться желаемого ка­чества звучания голоса, речи, то новая, нейрохронаксическая теория голосообразования научно подтверждает прогрессив­ность и эффективность принципа опосредствованного, кос­венного воздействия на согласованную работу всех систем голосообразующего механизма.

Что же это за принцип опосредствованного воздействия на голосовой аппарат? Каким образом осуществлять его в педагогической практике?

 








Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 2010;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.