VI. В мировом хозяйстве

Если Германия и Австро-Венгрия сольются экономически в одно целое, то они не будут представлять собой достаточно большой ми­ровой организм. Мы видели, как поднялись на нас гигантские госу­дарства, чтобы нас раздавить. Этого им не удалось, но мы не забудем, как двинулась на запад Россия и как Великобритания призвала сво­их индусов и канадцев. С движениями таких масс придется Считать­ся и в будущем. Не только центральная Европа, но и все остальные государства будут помышлять по окончании этой войны о средствах защиты и обороны. Такому приготовлению к будущим войнам не мо­гут воспрепятствовать усиливающейся в мире течения пацифизма. Человечество далеко еще не дошло до того исторического момента, чтобы слиться в одну общую, могущественную организацию. Обра­зованию «Соединенных штатов земного шара» должен предшество­вать, по всей вероятности, весьма продолжительный период време­ни, в течение коего отдельные группы человечества* сложившиеся вне соблюдения национальных разграничений, будут бороться за пра­во управления судьбой народов и за достояние человеческого труда. Как одна из таких групп намечается Срединная Европа, хотя и не­большая, но сильная и стройная.

Верховная власть постепенно сосредоточивается только в немно­гих местах земного шара. В настоящее время существуют всего не­сколько центров действительно сильного господства: Лондон, Нью-Йорк, Москва (Петроград) являются признанными центрами. Еще неясно, образуется ли также подобный мировой центр на Дальнем Востоке, в Японии или Китае. В Индии, Южной Америке или Афри­ке вряд ли когда-нибудь возникнет такой центр первого разряда. Те­перь идет кровопролитнейшая борьба из-за вопроса, может ли удер­жаться между Россией и Англией самостоятельный срединно-евро-пейский центр. Человеческая группа центральной Европы борется за свое мировое положение. Если мы проиграем, то мы, по всей веро­ятности, будем обречены навеки быть «народом-спутником»; если мы победим наполовину, то нам еще раз придется вступить в борьбу; если мы выиграем, то мы облегчим работу нашим детям и внукам и Срединная Европа будет внесена в поземельную книгу грядущих веков.

Что значит «народ-спутник»? Можно также сказать: планетное государство. Такие государства имеют свою собственную жизнь, свою культуру, свои заботы и свой блеск, но на великих мировых путях они не следуют более своим собственным законам, а служат усиле­нием руководящей группы, к которой они принадлежат. Таким об­разом, Севере-Американские Штаты стараются привлечь к себе все государственные формации в Северной и Южной Америке не для того, чтобы их поглотить, а чтобы руководить им. Также, но несколь­ко иным образом, Россия собрала вокруг себя все нации, находящие­ся на ее окраинах: финнов, поляков, малорусов, кавказские народно­сти, армян, туркменов, тунгусов и т. д. А Великобритания окружила себя африкандерами, австралийцами, индусами, египтянами, порту­гальцами и старается теперь в течение войны втянуть в свои круги также Францию и Италию, хотя обе эти латинские нации желают, на основании своего великого прошлого и своих собственных заслуг, оставаться еще независимыми центрами.

Вокруг планетных государств плывет еще неорганизованная мас­са мелкого национального элемента в виде комет, которые именуют себя нейтральными, потому что они не принадлежат ни к одной из великих солнечных систем. Они древнего политического рода и го­раздо старше побеждающих синдицированных государств. Но позд­но или рано каждой из них придется куда-нибудь примкнуть, потому что в мире великих державных групп вряд ли могут еще долго про­держаться столь крохотные государства.

Весь этот процесс только еще начинает намечаться, и отдельные комбинации еще твердо не сложились и не раз будут меняться. Пе­риод великих народных групп человечества еще не наступил, но он уже близится. В процессе образования этих групп мы наблюдаем то же самое явление, которое обнаруживается в малом виде при создании промышленных синдикатов: смычки постоянно меняются, но основной принцип слияния не умирает.

Раньше чем перейти к обсуждению человеческой группы Средин­ной Европы, нам надо познакомиться, с социологической точки зре­ния, с новыми сверхнациональными государственными организма­ми, каковыми мы можем считать Великобританию, Америку и Рос­сию. Каждый из этих организмов обширнее и громаднее, чем может когда-либо стать Срединная Европа. В наилучшем случае Средин­ная Европа может сделаться четвертым мировым государством.

Из числа трех первых русское мировое государство основано пре­имущественно на принуждении, американское — на вольности, Анг­лия занимает среднее положение. Невозможно вывести общий закон, прочнее* принудительная или добровольная формация, так как оба эти принципа ведут к разложению государства, если перешагнуть пре­делы. Каждое сверхнациональное великое государство — искусствен­ное создание, риск, ежедневно возобновляемый опыт. Оно является грандиозной машиной, которая требует постоянных исправлений, чтобы оставаться работоспособной. И как каждое художественное произведение находится в зависимости от художника и вещества, так и такое великое государство образуется из руководящей нации и сопутствующих ей народностей, из идей и нравов правящих и ка­честв управляемых, из таланта великих мужей и воли широких масс, из истории, географии, сельского хозяйства, промышленности и тех­ники. <...>

Каждое из трех старых мировых государств само по себе интерна­ционально. В них осуществляется на практике то, что в нынешний век может быть реализовано из интернациональной идеи.

Интернациональная идея была сначала религиозной: христианст­во восприняло как бы наследие римской империи. Все мысли хри­стианства были направлены на человечество как на целое: «И так идите, научите все народы». Папство осталось в Риме незаконченной попыткой духовного объединения всех народов. Христианство на зем­ле — идея, пророчество и молитва, но не осязаемая действительность, потому что оно стремилось организовать высшее и тонкое в человеке до того, как были организованы его мирские потребности. Нелов­кость догматики, громадные расстояния, самостоятельные стремления отдельных наций и человеческие погрешности в области заведывания сверхчеловеческим сломили католическое единство, христиан­ство распалось на множество различных толков. Но во всех вероис­поведаниях тихо звучит пророческое ожидание, что по воле Божьей когда-нибудь иными путями и новыми силами может осуществить­ся в более мирском образе то, чего не удалось достигнуть усилиями стольких апостолов, синодов, соборов и епископов.

Затем интернациональная идея воплотилась в философской мыс­ли. Почти все великие философы были носителями идеи мирового гражданства, развивая ее в различных литературных трудах. Однако в случае угрожавшей опасности столкновения народов и при пробуждении националистических стремлений философы и литераторы становились опять в ряды своей нации, как поступили, например, в Германии Фихте и Шлейермахер. То, чего не удалось осуществить церкви, не могла завершить также проповедь свободной науки. В ней, как и в христианстве, отражаются надежды человечества, но для ор­ганизации человечества отвлеченная мысль оказалась слишком сла­бой и немощной.

После провозглашения философских учений о мировом общении человечества интернациональная идея была воспринята и распро­странена в свете английской торговлей. Идея свободной торговли основывалась уже на реальной почве, но, несмотря на свою широту, она охватывала только производительные силы, покупателей и продавцов и ограничивала мировое общение человечества областью ком­мерческих сношений. При всем своем практическом направлении эта идея была не лишена все-таки известного интернационального идеа­лизма, намечая мирное соревнование наций, возможное предупреж­дение столкновений и содействие взаимному развитию. Нельзя от­рицать, что теория эта дала громадные положительные результаты благодаря создавшейся технике общения. Действительно, ныне су­ществует уже экономически объединенное человечество, человечест­во пароходства, железных дорог, почты и телеграфов, элеваторов, то­варных складов и коммерческих домов. Среди народов существует мировая торговля и разделение труда. <...>

При системе экономического международного общения продол­жают существовать старые военные и административные государст­ва, которые борются между собой за верховное управление мировым аппаратом.

От буржуазного торгово-экономического либерализма интерна­циональная идея перешла к социал-демократии, которая углубила ее, стремясь превратить общество экономического обмена в мировое объединение рабочего труда. Ввиду того, что социал-демократия по своему существу является пролетарской организацией, она обладает умением организоваться, и поэтому ею был вполне понят организационный дух наступающей мировой эпохи. Развивая теории соци­альной организации, она наметила конечной целью создание госу­дарственного управления, охватывающего все народы. <...>

...Идея мировой организации не исключительно экономическая, она осуществляется не только синдикатами, биржами и профессио­нальными союзами, ибо основой порядка и всякой человеческой ор­ганизации, права и принуждения является государство. Государство же не переходит скачком от национального или территориального государства к мировому человечеству, потому что оно не есть отвле­ченное понятие, а органически реальная величина, которая растет, расширяет свои границы и не отказывается от своих приобретений и своего достояния, пока она не покорена. Мировая организация чело­вечества без государственного характера может существовать только в коммерческой или финансовой области, государства же живучи и борются за свое существование, т. е. за сохранение своей территории и своих производительных и финансовых сил, а также за все свое внутреннее экономическое хозяйство.

В этой борьбе отдельных государств между собой возникают те увеличивающиеся мировые центры, о которых мы говорим. Военная борьба государств не есть какая-то игра, повторяющаяся на одной и той же шахматной доске с теми же фигурами. Требования, предъяв­ляемые к каждому государству, растут, благодаря усовершенствова­ниям военной техники, увеличивающимся массам войск и росту во­енных расходов, и государство, которое не в состоянии продолжать это соревнование, принуждено отступить во второй или третий ряд. Многие государства уже утратили свою самостоятельность или всту­пили в союзы государств. Основание Германской империи является классическим примером процесса государственно-экономического расширения. Подобное развитие не зависит от индивидуальной воли отдельных личностей. Существуют растущие государства, которые двигаются все дальше вперед благодаря своей собственной вели­чине. <...>

Нас интересует вопрос, и это наш интернациональный вопрос: бу­дет ли Срединная Европа в состоянии развиться в такой мировой экономический организм на государственной основе? <...>

Что касается существующих торгово-экономических отношений между Германией и Австро-Венгрией, то мы можем сказать, что Ав­стро-Венгрия является для Германии поставщиком сырья, но однако не в такой степени, чтобы она могла быть единственным ее постав­щиком. Германия получает от нее также некоторые специальные продукты, которые она, впрочем, могла бы добывать в одинаковом коли­честве и качестве в других местах. Австро-Венгрия служит страной вывоза для произведений германской промышленности, но при этом, она сама производит или старается производить однородные изде­лия. В общем, состояние это можно скорее сравнить с отношениями между двумя братьями, чем с отношениями между мужем и женой; соревнование между братьями может быть лучше всего урегулирова­но равным участием их в одном общем предприятии. <...>

VIII. Конституционные вопросы

С точки зрения техники государственного строительства Средин­ная Европа должна образоваться путем централизации известных государственных функций, т. е. созданием новых центров, в которых объединялась бы общая для всей увеличенной области правительст­венная работа. Но раньше чем говорить о подобной централизации, желательно выделить то, чего она не должна и не может касаться, по­тому что многие возражения против новых планов возникают из опасения, что влияние чужого иностранного правительства может распространиться и на такие дела, которые безусловно не должны выходить из собственных рук данного государства. Ни одно государ­ство, которое составит часть нового высшего государственного орга­низма, не пожелает пожертвовать своей независимостью и своим суверенитетом. Например, венгерцы, без участия которых нам не об­разовать Срединной Европы, несомненно, поймут экономические выгоды срединноевропейского плана, но они не пожелали бы участ­вовать в его осуществлении, если бы чем-либо была затронута само­стоятельность их государственного существования. Одинаково от­рицательное отношение встретил бы этот проект и в самой Германии. Все готовы согласиться на известные уступки в пользу осуществле­ния плана Срединной Европы, но при этом не должна быть затрону­та самостоятельность отдельных государств. Создание Срединной Европы не означает образования нового государства, в заключение союза между существующими независимыми государствами. Сре­динная Европа будет не союзным государством, а союзом государств: хотя первая форма и представляла бы больше реальных выгод, но она неосуществима. <...>

Срединноевропейским союзом не должна быть также затрону­та организация отдельных внутренних управлений, общинных и го­сударственных. Так как в состав Срединной Европы войдут страны различных степеней развития, то самобытный их строй должен быть сохранен. Ни австрийская, ни венгерская конституции не должны касаться конституции Германской империи, равно как и последняя не может иметь какого-либо отношения к той или другой. Ни Прус­сия, ни Венгрия никогда не пожелают пожертвовать своим историче­ски сложившимся строем.

То же самое относится и к законодательным постановлениям, ко­торыми урегулированы соотношения между народным представи­тельством и короной. При образовании Срединной Европы никоим образом не должны быть задеты права короны. Парламентские и не­парламентские формы правления также не подлежат изменению. Венгрия, например, является на основании своей выборной системы строго парламентарным государством, Австрия с постоянными ус­тупками большинству — страна принципиально непарламентарная. Германская империя — формально государство не парламентарное, но с возрастающим влиянием парламентского большинства; отдель­ные германские союзные государства весьма разновидны, начиная с Мекленбурга и кончая Баденом. Все эти государства будут продол­жать развиваться согласно своим внутренним законам, но можно пред­видеть, что после окончания войны в крупных финансовых дебатах обнаружится усиленное влияние парламента; однако все эти вопро­сы не должны подлежать решению срединно-европейского союза, <...>

Мы уже упомянули выше, что площадь мировой экономической области «Срединная Европа» должна превзойти территориальный объем Германии, Австрии и Венгрии. Однако, по причинам военного положения, мы воздержались назвать возможных участников средин­но-европейского союза, указав только на необходимость присоеди­нения еще других членов. К чему придется примкнуть этим соседним странам? К военному и экономическому союзу. В этом заключается все, и больше ничего не надо. Следовательно необходимо выделить элементы военного и экономического союза из общей массы прочих государственных функций таким образом, чтобы эти элементы сами по себе могли служить связующим звеном. Сначала остановимся на экономическом союзе. Ни одна из центральноевропейских наций, да­же немецкая, недостаточно велика, чтобы образовать экономическое мировое государство. Это является последствием международного капиталистического общения. Такое мировое экономическое госу­дарство имеет свои таможенные границы, как военное государство свои окопы. В пределах этих границ государство старается развить наиболее обширный и разнообразный товарообмен. Для этого долж­но существовать хозяйственно-экономическое управление, которое являлось бы, с одной стороны, ответственным за разработку и со­блюдение экономических законоположений, а с другой — вдохнов­ляло бы своими советами отдельные национальные правительства. Непосредственному ведению правления экономического государст­ва должны подлежать пошлины и тарифы, синдикаты, урегулиро­вание вывоза, патентное право, защита фабричных клейм, контроль над магазинными запасами и проч. <...>

Новая срединноевропейская федерация будет нуждаться в буду­щем в экономической хозяйственной конституции. В какую форму выльется такая конституция, теперь еще решить невозможно, но она должна явиться чем-то новым, созидательным и не скопированным
со старых шаблонов, как например с системы парламентских делега­ций. <...> ' ,

Требование единства военной организации обусловливается по­нятием мировой экономической области. Если таковую область же­лательно создать, то она должна представлять собой замкнутое целое, обладающее необходимыми средствами обороны. Эти требования должны найти себе после войны конституционное выражение как в объединенной и расширенной английской империи, так и в срединно-европейской конфедерации. Участие в мировых группах повлечет за собой для входящих в них государств и территорий известное ограничение в области их особых политических задач, так как им придется отказаться от возможности ведения самостоятельных войн. Однако это ограничение должно предоставить им, с другой стороны, надежное обеспечение их существования, так как они не могут более подвергнуться нападению по отдельности. Кто принадлежит к воен­ному союзу, тот стоить под защитой объединенных военных сил. <...>

Вытекающие из образования экономического и военного союза последствия, разумеется, будут иметь громадное влияние на направ­ление внешней политики, и в этой области придется также преодо­леть целый ряд технических и конституционных затруднений. Но все эти сложные вопросы лучше всего могут быть выяснены не преж­девременной теоретической формулировкой, а общей совместной ра­ботой и создающимися традициями.

Между Австрией и Венгрией существует полное единение в во­просах внешней политики. В основных законах сказано: «Общими являются внешние дела с включением дипломатического и консуль­ского представительства за границей, а равно и необходимые решения относительно международных соглашений, причем санкция международных договоров, если таковая в данном случае требуется конституцией, зависит от представительных палат обеих половин монархии (т. е. австрийского рейхстага и венгерского рейхстага). Между тем как каждая из двух половин монархии имеет по всем остальным отраслям государственного управления отдельные мини­стерства, у них один общий министр иностранных дел, который яв­ляется ответственным перед двумя самостоятельными палатами. На этот пост министра иностранных дел назначались как австрийцы, так и венгерцы. Несомненно, что с исторической точки зрения эта систе­ма представляется далеко не удовлетворительной, но в действитель­ности с ней удавалось все-таки работать благодаря выдающейся лич­ности императора Франца Иосифа.

В Германской империи руководство внешней политикой принад­лежит союзному совету, а представителем иностранного ведомства является имперский канцлер. В целях же обеспечения участия дру­гих союзных германских государств в делах внешней политики бы­ла образована под председательством Баварии в союзном совете из уполномоченных Баварии, Саксонии и Вюртемберга и представите­лей двух других союзных государств особая комиссия по иностранным делам. Эта комиссия собирается довольно редко, но ее существова­ние является уже как бы гарантией против преобладания односто­роннего прусского влияния. Но и здесь практика пробила себе более простой путь, чем-то предуказывает теория государственного права. В действительности все внешние сношения ведаются зависящим от имперского канцлера департаментом иностранных дел, действия кое­го подлежат одобрению союзного совета и рейхстага.

Как в Австро-Венгрии, так и в Германии сама собой установилась практика сосредоточенного в одном ведомстве заведывания внешними делами. Вопрос, каким образом воля народа могла бы проявляться во внешней политике, в обоих случаях не нашел удовлетворительно­го разрешения, но до сих пор ведь ни у одной нации не решен этот вопрос ни писанной, ни неписанной конституцией. Технически не­возможно посвящать народные представительства во все незакончен­ные еще международные переговоры. Кое-что может быть сообщено в парламентских комиссиях, что все чаще и практикуется в Германии, однако выбор подлежащего сообщению материала предоставляется всегда ответственному руководителю ведомства. Здесь обнаружи­вается недостаток самой системы демократической формы правле­ния, который не устраняется даже признанием за народным предста­вительством права решения о войне и мире или требованием обна­родования всех тайных соглашений. Мы видели в августе 1914 г., что все совершилось бы тем же порядком, если бы упомянутые выше права народа были даже буквально оговорены в конституции. Одоб­рение военных кредитов и законопроектов о военном положении страны равносильно парламентскому голосованию о войне, но все это происходит в самый момент величайшего военного напряжения и является, собственно говоря, актом войны. Народы охраняются от необдуманных объявлений войны не какой-либо статьей конститу­ции, а сознанием ответственности государственных деятелей, что в настоящее время нельзя вести войну без согласия на нее большинст­ва населения/Демократия фактически участвует в решении этих во­просов, хотя это и не сформулировано письменно. Точно так же об­стоит дело и с международными договорами. Разумеется, было бы лучше публиковать больше договоров и тем самым привлекать нации к своей же собственной гарантии, но тем не менее некоторые секретные архивы все-таки останутся закрытыми, как то почти всю­ду бывает. Заведование внешней политикой, это первейшее, самое трудное и наиболее ответственное дело государственного управле­ния, остается по своей природе вопросом доверия. Действительно, для всех граждан неприятно сознание, что им, может быть, придется расплачиваться кровью или золотом за ошибки ведомства иностран­ных дел, но это вряд ли можно изменить. Все конституционные по­становления касательно этой высшей отрасли правления являются не более чем попытками контроля.

Из вышеизложенного явствует, что составление какого-либо на­каза для общего ведения внешней политики имело бы мало пользы и для будущей Срединной Европы. Можно попробовать это сделать, но ответственные руководители военных государств и стран отложат такой документ в сторону и заглянут в него, пожалуй, только в том случае, если в данный момент он может быть им на руку. Кроме того, внешняя политика сама по себе слишком многогранна и разнообраз­на, чтобы было возможно направлять ее по заранее составленному и выработанному общему плану Мы это видим в течение нынешней войны: в Вене и Берлине совместно работают, спорят, сталкиваются, примиряются и стараются добросовестно и с наилучшими намерениями преодолевать недоразумения. Дуализм на лицо, но он не является безусловным препятствием. Насколько можно предвидеть, подобное положение вещей/вряд ли может быть изменено, по крайней мере, в ближайшем будущем; но постепенно совместная работ?! будет все лучше налаживаться и обе стороны станут лучше понимать друг друга. В этом отношении не предвидится каких либо конститу­ционных нововведений, достаточно создания известных традиций.

Кто не считается с реальной действительностью, тот может требо­вать учреждения одного общего иностранного ведомства для будущей Срединной Европы наподобие того, как существует один министр иностранных дел для Австрии и Венгрии. Но при этом упускается из виду, что Австрия и Венгрия имеют одного и того же монарха. Без этой личной унии общий министр иностранных дел был бы немыс­лим, так как отсутствовало бы единство воли. Если бы Срединная Европа была республикой, то, может быть, многое могло бы быть иначе, но достаточно высказать подобное предположение, чтобы ощу­тить это как историческое противоречие. Собственно говоря, вполне естественная мысль об одном общем иностранном ведомстве не мо­жет быть, кроме того, предметом серьезного обсуждения до тех пор, пока взаимные отношения между союзными государствами сами принадлежат еще к области внешней политики. При договорной сис­теме, как мы ее рассматривали выше, предполагается как у одной, так и у другой стороны наличие органов, обладающих правом за­ключать соглашения. Новый порядок выразится, таким образом, не в учреждении какого-либо нового министерства иностранных дел для Срединной Европы, а в постоянно возрастающем числе общих задач и.совместных установлений между двумя уже существующими ве­домствами.

Кроме упомянутых выше, смешанных экономических комиссий следует иметь в виду еще устройство других совместных организа­ций. Каждая из обеих империй обладает своей собственной закон­ченной системой дипломатической и консульской службы. По всей вероятности, это так, в общем, и останется; однако и здесь мыслимы попытки сближения и некоторого слияния. Так, например, в консуль­ской службе, где уже теперь допускается в различных местах совме­щение представительства, следовало бы принципиально поощрять на более мелких постах такое сочетание обоюдных интересов в лице одного общего агента. Уроженец Срединной Европы, находящийся за границей, должен проникаться сознанием общности интересов, и было бы также весьма желательно создание, со временем, централь­ных бюро для обмена консульскими донесениями. Что же касается посольств и миссий, то при настоящих условиях вряд ли может под­лежать рассмотрению вопрос об осуществлении какой-либо общей организации, но тем не менее вполне мыслимо установить постоян­ный обмен получаемыми общими сведениями и сообщениями.

Разумеется, нельзя утверждать, что впредь союзные государства должны будут совместно заключать все договоры; на самом деле многие вопросы касаются исключительно только того или другого государства. Например, соглашения касательно судоходства по Ду­наю до Черного моря являлись бы австро-венгерским делом, между тем как германо-шведский договор о судоходстве принадлежал бы к числу вопросов, исключительно зависящих от компетенции Герман­ской империи. В случае же, если оба государства будут заинтересова­ны в одном и том же вопросе, то принципиально необходимо будет добиваться тождественных условий. Таким желанием должны быть одушевлены обе стороны.

Итак, мы дошли до конца нашего изложения. Мы посвящаем его государственным деятелям и народам. Мы не даем в заключение краткого обзора всего нашего труда, полагая, что читатель сохранил в памяти главнейшие положения. Мы надеемся, что читатель усвоил взгляд, что централноевропейские государства должны сознательно отнестись ко всем этим вопросам и принять твердое решение, жела­ют ли они стать Срединной Европой. Если нет, то они займут иное положение на мирной конференции, чем желали бы. Решение каж­дого связанного с войной вопроса находится в зависимости от этого главного решения. В том или другом случае политика Германской империи должна будет иначе ориентироваться; в одинаковом поло­жении окажется и политика Австро-Венгрии. Достаточно подумать о Польше, положении дел на Балканах, о Турции, Средиземном море и о торговых соглашениях, включаемых в мирный трактат; все это на­ходится в зависимости от срединноевропейского решения.

Ввиду того, что решение стремиться к образованно Срединной Европы является весьма серьезным и ответственным шагом со сто­роны всех участвующих держав, каждое государство в отдельности, несомненно, будет взвешивать все шансы и возможности. Мы впол­не признаем, что подобное решение будет в особенности тяжело для Венгрии. Может быть, Венгрия несет при этом самую большую долю ответственности. В руках этого ненемецкого государства находится до известной степени вся будущая судьба германской нации, ибо ес­ли Венгрия откажется от участия в образовании Срединной Европы, то она вряд ли сможет вообще создаться. Венгерцы это знают и гото­вятся к тому, что от них ожидается исторически решающее слово. Ес­ли они его не произнесут, то для нас и для них безвозвратно будет утеряна возможность мирового исторического Значения. Но надо полагать, что идея Срединной Европы встретит мощную поддержку со стороны монархов обеих союзных империй. Австрийский и Гер­манский императоры стоят вместе со своими народами перед важ­нейшим решением, которое потребует забвения многого старого и восприятия многого нового. Верность Нибелунгов должна быть воз­ведена в принцип общей государственной системы. Былые, спорные и решенные уже вопросы всплывут вновь. Но не внушает ли всем нам эта неимоверная война, что мы не должны останавливаться на полпути? Мы выйдем иными из этой войны, чем мы в нее вступили. Мы вернемся с войны гражданами Срединной Европы. <...>

К. Шмитт (1888-1985)

Земля и Море. Созерцание всемирной истории

1

Основателем учения о происхождении всего живого из водной стихии чаще всего называют греческого натурфилософа Фалеса из Милета (ок. 500 г. до Р. X.). Но это воззрение одновременно моложе и старше Фалеса. Оно вечно. В XIX в. о происхождении людей и все­го живого из моря учил крупный немецкий ученый Лоренц Окен. И в генеалогических схемах, сконструированных естествоиспытате­лями-дарвинистами, рыбы и наземные животные идут рядом и один за другим в различной последовательности. Обитатели моря фигури­руют здесь как предки людей. Древнейшая и древняя история чело­вечества, по всей видимости, подтверждают эту гипотезу о происхо­ждении жизни. Авторитетные исследователи открыли, что наряду с «автохтонными», т. е. родившимися на суше, существуют также «автоталассические», т. е. исключительно морем определяемые народы, никогда не бывшие путешественниками по земле и не хотевшие ни­чего знать о твердой суше, которая являлась границей их чисто мор­ского существования. На островах Тихого океана, у полинезийских мореплавателей, канаков и самоа еще можно обнаружить последние остатки такого рода людей-рыб. Все их бытие, мир представлений, язык складывались под определяющим воздействием моря. Все на­ши представления о пространстве и времени, сложившиеся в условиях твердой поверхности суши, казались им настолько же чужды­ми и непонятными, насколько для нас, жителей суши, мир тех чисто морских людей означает едва постижимый иной мир.

В любом случае возникает вопрос: что есть наша стихия? Мы — дети земли или моря? На этот вопрос невозможно ответить одно­значно. Доисторические мифы, естественнонаучные гипотезы Ново­го времени и результаты исторического исследования эпохи первых письменных памятников оставляют обе возможности для ответа от­крытыми.

Слово «стихия» в любом случае требует небольшого дополни­тельного пояснения. Со времени вышеупомянутого философа Фалеса, начиная с эпохи ионийской философии, т. е. примерно с 500 г. до н. э., у европейских народов принято говорить о четырех стихиях или элементах. С тех пор это представление о четверке элементов — Земле, Воде, Воздухе и Огне — осталось живо и неискоренимо до се­го дня, несмотря на всю научную критику. Современное естествозна­ние упразднило эти четыре изначальные стихии; оно различает сего­дня более девяноста совсем иначе структурированных «элементов» и понимает под этим словом каждый исходный материал, нераз­ложимый и нерастворимый посредством методов сегодняшней хи­мии. Таким образом, элементы, исследуемые сегодня естествознани­ем экспериментально и теоретически, имеют с теми четырьмя изна­чальными первоэлементами лишь общее название. Ни один физик или химик не решится сегодня утверждать, что какой-либо из четы­рех первоэлементов является единственной первопричиной, исход­ным материалом вселенной, как то говорил о воде Фалес Милетский, об огне — Гераклит Эфесский, о воздухе — Анаксимен Милетский, а Эмпедокл из Акраганта учил о соединении стихий, которые назы­вал «корнями всех вещей». Один лишь вопрос о том, что, собственно, означают здесь слова «первопричина, исходный материал, корни ве­щей» — вовлек бы нас в обсуждение необозримого количества физи­ческих, естественнонаучных, метафизических и гносеологических проблем. Для нужд нашего исторического созерцания мы можем все же ограничиться представлением об этой четверке элементов или стихий. Ибо для нас эти стихии суть простые и наглядные имена. Это обобщающие значения, указывающие на различного рода фун­даментальные возможности человеческого бытия в мире. Поэтому мы вправе еще и сегодня использовать их, в особенности когда ведем

речь о господстве посредством моря и о господстве посредством су­ши, о морских и континентальных державах, имея в виду стихии во­ды и земли.

Таким образом, «элементы» Земля и Море, о которых идет речь ниже, не могут мыслиться лишь как естественнонаучные величины. В этом случае они бы немедленно распались на химические состав­ляющие, т. е. обратились бы в историческое ничто. <...>

Всемирная история — это история борьбы континентальных дер­жав против морских держав и морских держав против континенталь­ных держав. Адмирал Кастекс, французский специалист по военной науке, предпослал своей книге о стратегии обобщающий заголовок: «Море против Земли» (1а Метеопате 1а Тепе). Тем самым он пребыва­ет в русле давней традиции.

Изначальный антагонизм земли и моря был замечен с давних пор, и еще в конце XIX в. имевшуюся тогда напряженность в отношениях между Россией и Англией любили изображать в виде битвы медведя с китом. Кит обозначает здесь огромную мифическую рыбу, Левиа­фана, о котором мы еще кое-что услышим, медведь же означает одно­го из многих представителей наземных животных. Согласно сред­невековым толкованиям так называемых каббалистов, всемирная история суть не что иное, как борьба между могущественным китом, Левиафаном и столь же сильным наземным животным Бегемотом, которого представляли себе в виде быка или слона. Оба имени — Ле­виафан и Бегемот — заимствованы из книги Иова (главы 40 и 41). Итак, каббалисты утверждают, что Бегемот старается разорвать Ле­виафана своими рогами и зубами, Левиафан же стремится зажать своими плавниками пасть и нос Бегемота, чтобы ,тот не смог есть и дышать. Это предельно наглядное, какое только и позволяет дать миф, изображение блокады континентальной державы морской дер­жавой, которая закрывает все морские подходы к суше, чтобы вы­звать голод. Так обе воюющие державы убивают друг друга. <...>

Бросим же беглый взгляд на некоторые события всемирной исто­рии под углом зрения этой борьбы между землей и морем.

Мир греческой античности возник из путешествий и войн наро­дов-мореплавателей, «недаром вскормил их бог моря». Господство­вавшая на острове Крит морская держава изгнала персов из восточ­ной части Средиземноморья и создала культуру, все необъяснимое очарование которой было явлено нам при раскопках Кносса. Тысяче­летие спустя в морском сражении при Саламине (480 г. до Р. X.) свободный город Афины оборонялся от своего врага — «всем повеле­вающих персов» — за деревянными стенами, т. е. на кораблях, и спас­ся благодаря этой морской битве. Его собственное господство было побеждено в Пелопонесской войне континентальной Спартой; по­следняя, однако, именно в силу своего континентального характера оказалась не в состоянии объединить города Эллады и возглавить греческую империю. Рим, напротив, бывший с самого начала италь­янской крестьянской республикой и чисто континентальным госу­дарством, превратился в настоящую империю в процессе борьбы с морским и торговым господством Карфагена. История Рима, как вся в совокупности, так особенно и в этот период долгой борьбы между Римом и Карфагеном, часто сравнивалась с другими историческими ситуациями и катаклизмами. Такие сравнения и параллели могут быть весьма поучительными, однако они часто приводят к странным противоречиям Например, параллели всемирной английской импе­рии находят то в Риме, то в Карфагене. Сравнения такого рода в большинстве случаев являются палкой о двух концах, которую мож­но взять и повернуть любой стороной. Из рук угасавшей Римской империи морское господство вырвали вандалы, сарацины, викинги и норманны. После множества неудачных попыток арабы покорили Карфаген (698 г.) и основали новую столицу Тунис. Тем самым нача­лось их многовековое господство над западным Средиземноморьем. Восточноримская Византийская империя, управляющая из Констан­тинополя, была береговой империей. В ее распоряжении был силь­ный флот и таинственное боевое средство — так называемый грече­ский огонь. Впрочем, все это служило исключительно оборонитель­ным целям. Во всяком случае, в своем качестве морской державы она могла предпринимать нечто такое, чего не могла себе позволить им­перия Карла Великого — держава чисто континентальная; Византия была настоящим «удерживающим», «катехоном», несмотря на свою слабость, она «удерживала» ислам много веков, предотвращая тем самым возможность завоевания Италии арабами. В противном слу­чае с Италией случилось бы то же самое, что произошло тогда с Се­верной Африкой, — антично-христианская культура оказалась бы уничтоженной и Италия была бы поглощена миром ислама. В хриг стианско-европейском ареале впоследствии возникла новая морская держава, возвысившаяся благодаря крестовым походам: Венеция. <...>

Эта сказочная царица моря сияла все ярче с 1000 по 1500 г. <...> Между этими двумя датами лежит эпоха венецианского морского господства над Адриатикой, Эгейским морем и восточной частью Средиземного моря. <...>

В эту эпоху возникла легенда, привлекшая в Венецию еще в XIX-XX вв. бесконечное множество путешественников и знаменитых ро­мантиков всех европейских наций...

Ив области техники кораблестроения республика Венеция «не покидала» Средиземного моря и Средневековья вплоть ,до своего упадка в 1797 г. Как и народы Средиземноморья, Венеция знала толь­ко гребное судно, галеру. Судоходство на больших парусниках при­шло в Средиземное море из Атлантического океана. Венецианский флот был и остался флотом больших галер, движимых гребной си­лой. Парус использовался лишь в качестве дополнительного элемен­та при благоприятном попутном ветре, как это было уже в античную эпоху. .<...>

В античном морском сражении гребные суда атакуют друг друга и пытаются протаранить и взять на абордаж один другого. Морской бой поэтому всегда представляет собой ближний бой. «Корабли хва­тают друг друга словно пары борющихся мужчин.» В битве при Милах римляне сперва брали вражеские суда на абордаж, перебрасывая настилы из досок, и устанавливали таким образом мост, по которому могли вступить на вражеский корабль. Морской бой превращался тем самым в сухопутное сражение на кораблях. <...>

Последнее крупное морское сражение такого рода оказалось вме­сте с тем последним славным подвигом венецианской истории — то был морской бой при Лепанто (1571). Здесь испано-венецианский флот встретился с турецким и одержал самую убедительную победу на море из всех, когда-либо одержанных христианами над мусульма­нами. Битва произошла в том же самом месте, у Акциума, где неза­долго до начала нашей эры (30 г. до Р. X.) вступили в бой флотилии Востока и Запада, Антония и Октавиана. Морская битва при Лепан­то велась в основном теми же корабельно-техническими средствами, что и сражение у Акциума полтора тысячелетия назад. <...>

Изменение способа ведения войны на море произошло лишь не­многими годами позже битвы при Лепанто — именно при разгроме испанской армады в проливе Ла-Манш. Маленькие парусники анг­личан обнаружили свое преимущество перед большими кораблями испанского флота. Однако ведущими в области техники корабле­строения были тогда не англичане, а голландцы. За время с 1450 по1600 г. голландцы изобрели новых типов кораблей больше, чем все остальные народы. Просто открытия новых частей света и океанов было недостаточно для того, чтобы заложить основы господства на мировых океанах и обеспечить выбор моря в качестве стихии суще­ствования. <...>

Тогда, в XVI столетии, на нашей планете два различных вида охот­ников одновременно находились во власти пробуждения стихий. На земле то были русские охотники на пушного зверя, которые, следуя за пушным зверем, покорили Сибирь и вышли по суше к восточно-азиатскому побережью; на море — северо- и западноевропейские охот­ники на кита, которые охотились на всех мировых океанах и, как справедливо указывает Мишле, сделали видимым глобус. Они — первенцы новой, стихийной экзистенции, первые настоящие «дети моря».

На эту смену эпох приходится важнейшее событие в области тех­ники. И здесь голландцы оказываются впереди всех. В 1600 г. они были бесспорными мастерами кораблестроения. Они изобрели но­вые приемы парусной техники и новые типы парусных кораблей, ко­торые упразднили весла и открыли возможности для навигации и судоходства, отвечающие размерам вновь открытых мировых океа­нов. <...>

Они унаследовали также торговлю немецкой Ганзы. Даже мировая держава Испания была вынуждена фрахтовать голландские суда для обеспечения своих трансатлантических перевозок.

В XVI в., кроме того, появляется новый военный корабль, и этим открывается новая эра морской военной стратегии: оснащенный ору­диями парусник с бортов обстреливает залпами противника. Тем са­мым морское сражение становится артиллерийским боем с дальнего расстояния, требующим большого искусства управления парусни­ком. Только теперь можно по-настоящему говорить о морском сра­жении, ибо сражение экипажей гребных галер, как мы видели, пред­ставляет собой только сухопутный бой на корабле. С этим связана совершенно новая тактика морского боя и ведения войны на море — новое искусство «эволюции», необходимое до, во время и после мор­ского сражения. <„.>

Все западно- и центральноевропейские народы внесли свой вклад в общее достижение, заключавшееся в открытии новой земли и имев­шее следствием всемирную европейскую гегемонию. <...>

Королева Елизавета вполне заслуженно считается великой осно­вательницей английского морского господства. Она вступила в борь­бу с мировой гегемонией католической Испании. Во время ее прав­ления была одержана победа над испанской армадой в проливе Ла-Манш (1588); она воодушевляла и чествовала таких героев моря, как Френсис Дрейк и Уолтер Рэлли; из ее рук в 1600 г. получила торго­вые привилегии английская Ост-Индская торговая кампания, поко­рившая впоследствии под английское владычество всю Индию. За 45 лет правления Елизаветы (1558-1603) Англия стала богатой стра­ной, какой прежде не являлась. Раньше англичане занимались овце­водством и продавали во Фландрию шерсть; теперь же со всех морей к английским островам устремились сказочные трофеи английских пиратов и корсаров. Королева радовалась этим сокровищам — они пополняли ее богатства. В этом отношении все время своего деви­чества она занималась тем же самым, чем занимались многочислен­ные английские дворяне и буржуа ее эпохи, — все они участвовали в большом деле добычи. Сотни тысяч англичан и англичанок стали то­гда «корсар-капиталистами», согзат шрйайхй. Это также относится к тому стихийному повороту от земли к морю, о котором мы здесь ведем речь. <...>

Англичане сравнительно поздно добиваются успехов в океаниче­ских плаваниях. Португальцы стали заниматься мореплаванием на сто лет раньше, однако плавали они в основном вдоль побережья. С 1492 г. испанцы начинают великую Конкисту, покорение Америки. За ними быстро последовали французские мореплаватели, гугеноты и англичане. Но лишь в 1553 г. с основанием Мшсоиу Сотрапу Анг­лия начинает проводить трансатлантическую политику, с помощью которой ей удалось несколько потеснить прочие великие колониаль­ные державы. <...>

Так Англия стала наследницей, универсальной наследницей ве­ликого пробуждения европейских народов. ...Англия осуществила превращение стихий в совсем иной момент истории, совсем иным образом, нежели прежние морские державы. Она действительно от­делилась от земли и основала свое существование в стихии моря. Благодаря этому она выиграла только многие морские сражения и войны, но одержала верх в чем-то совсем ином и бесконечно большем, — в революции, а именно в уникальной революции, в планетар­ной революции пространства. <...>

Что это такое — революция пространства?

Человек обладает определенным представлением своего «прост­ранства»; это представление изменяется под влиянием крупных ис­торических преобразований. Различным жизненным формам соот­ветствуют столь же разнообразные пространства. <...>

Но государства и силы истории не дожидаются данных науки точ­но так же, как Христофор Колумб, не дожидался Коперника. Каждый раз, когда ввиду новой атаки исторических сил, через высвобожде­ние новых энергий в поле зрения всего человечества попадают Новые земли и океаны, изменяются также пространства исторической экзи­стенции. Тогда возникают новые масштабы и измерения политико-исторического действия, новые науки, новые устроения, новая жизнь новых или возродившихся народов. Это распространение может быть настолько интенсивным и поразительным, что меняются не только меры, масштабы и пропорции, не только внешнее окружение челове­ка, но и сама структура понятий пространства. Тогда уже можно го­ворить о революции пространства. Впрочем, с каждым историческим изменением в большинстве случаев связано видоизменение картины пространства. Это является истинной сущностью той всеобъемлю­щей политической, научной и культурной трансформации, которая тогда разворачивается. <...>

Всякое привычное упорядочивание представляет собой упорядо­чение пространства. О составлении, конституировании страны или части света говорят как о его основном, первичном упорядочивании, его номосе. <...>

Столь поразительная, беспрецедентная пространственная рево­люция, какая имело место в ХУ1-ХУП вв., должна была привести к столь же неслыханному, не имеющему аналогий захвату земель. Европейские народы, которым открылись тогда новые, казавшиеся бесконечными пространства и которые устремились в даль этих про­сторов, обходились с открытыми ими неевропейскими и нехристиан­скими народами как с бесхозным добром, которое становилось соб­ственностью первого попавшегося европейского захватчика1: <...>

Португальцы, испанцы, французы, голландцы и англичане бо­ролись между собой за раздел новой земли. Борьба велась не толь­ко силой оружия; она протекала также в форме дипломатического и юридического спора за получение более выгодного права собствен­ности. <...>

До тех пор пока Португалия и Испания, две католические держа­вы, определяли положение дел в мире, папа римский мог выступать в качестве творца правовых актов, инициатора новых колониальных захватов и арбитра в споре колониальных держав. Уже в 1493 г., т. е. по прошествии почти года после открытия Америки, испанцам уда­лось добиться издания тогдашним папой Александром VI эдикта, в котором папа силой своего апостольского авторитета даровал коро­лю Кастилии и Леона и его наследникам только что открытые вест-индийские страны в качестве мирских ленных владений Церкви. В этом эдикте была определена линия, проходившая через Атланти­ческий океан в ста милях к Западу от Азорских островов и островов Зеленого Мыса. Испания получала от папы все земли, открытые за­паднее этой линии, в ленное владение. В следующем году Испания и Португалия условились в договоре у Тордесильяс о том, что все зем­ли восточнее линии должны принадлежать Португалии. Так немед­ленно с огромным размахом начинается раздел Нового Света, хотя Колумб открыл к тому времени всего лишь несколько островов и прибрежных областей. В то время еще никто не мог представить себе реальную картину всей Земли, однако передел Земли начал осущест­вляться в полной мере и по всем правилам. Папская разделительная линия 1493 г. оказалась в начале борьбы за новое исходное упорядо­чение, за новый номос Земли.

Более ста лет испанцы и португальцы ссылались на папские раз­решения в своем стремлении отклонить все притязания следовав­ших за ними французов, голландцев и англичан. Бразилия, открытая Кабралем в 1300 г., стала естественным образом собственностью Пор­тугалии, ибо эта выступающая часть западного побережья Америки попала в восточное, португальское полушарие вследствие поздней­шего переноса разделительной линии к Западу. Однако другие дер­жавы-колонизаторы не чувствовали себя связанными условиями со­глашения между Португалией и Испанией, а авторитета Римского Папы не хватало для того, чтобы внушить им уважение к колониаль­ной монополии обеих католических держав. Благодаря Реформации народы, принявшие протестантизм, открыто порвали с любой зави­симостью от римского престола. Так борьба за колонизацию новой земли превратилась в борьбу между Реформацией и Контрреформа­цией, между всемирным католицизмом испанцев и всемирным про­тестантизмом гугенотов, голландцев и англичан. <...>

В то время как на береговой стороне исторического свершения с большим размахом шел процесс захвата новых земель, на море за­вершилась другая, не менее важная часть нового передела нашей пла­неты. Это происходило посредством английского покорения моря, что было результатом общеевропейского пробуждения этих столе­тий. Им определена основная линия первого планетарного упорядо­чения пространства, сущность которого состоит в отделении земли от моря. Земная твердь принадлежит теперь дюжине суверенных го­сударств, море принадлежит всем или, наконец, в действительности лишь одному государству — Англии. Устроение земной тверди, су­ши, состоит в том, что она поделена на территории государств; от­крытое море, напротив, свободно, это значит свободно от государ­ственных образований и не подчинено никакому территориальному верховенству. Таковы решающие факты устроения пространства, на основании которых развивалось христианское европейское между­народное право трех последних столетий. Это был основной закон, номос земли этой эпохи.

Только в свете этого изначального факта британского покорения моря и отделения моря от земли многие знаменитые и часто цити­руемые слова и выражения обретают свой подлинный смысл. Таково, например, высказывание сэра Уолтера Рэлли: «Тот, кто господст­вует на море, господствует в мировой торговле, а тому, кто господ­ствует в мировой торговле, принадлежат все богатства мира и факти­чески сам мир». <...>

Начиная с XVI в. государства европейского материка выработали определенные способы ведения сухопутной войны, в основе которых лежит представление о войне как о взаимоотношении государств. По обеим сторонам линии фронта находится государственно структури­рованная, военная власть, и армии борются между собой в открытом полевом сражении. В качестве врагов противостоят друг другу лишь участвующие в битве войска, при том, что мирное гражданское насе­ление не участвует в боевых действиях. Оно не враг и его не считают врагом до тех пор, пока оно не участвует в войне. Война на море, на­против, предполагает уничтожение торговли и экономики противни­ка. Врагом в такой войне является не только воюющий противник, но и любой подданный враждебного государства и, наконец, даже нейтральная страна, ведущая торговлю с неприятелем и имеющая с ним экономические отношения. Наземная война имеет тенденцию к решающему открытому полевому сражению. Конечно, и во время войны на море дело может дойти до морского сражения, но ее типич­ными средствами и методами является обстрел и блокада берегов не­приятеля и захват вражеских и нейтральных торговых судов соглас­но призовому праву. <...>

На взгляд, определяемый исключительно морем, земная твердь, суша, есть всего лишь берег, прибрежная полоса плюс «хинтерланд» (незахваченная территория). <...>

После битвы при Ватерлоо, когда Наполеон был побежден в ре­зультате 20-летней войны, настала эпоха бесспорного морского вла­дычества Англии. Эта эпоха продолжалась весь XIX в. Своей куль­минации она достигла в середине века, после Крымской войны, окончившейся Парижской конфедерацией 1856 г. Эпоха свободной торговли была также временем свободного расцвета английского ин­дустриального и экономического превосходства. Свободные морские просторы и свободная мировая торговля, свободный рынок соеди­нились в представлении о свободе, олицетворением и стражем кото­рой могла быть только Англия. В эту эпоху своего апогея достига­ет также восхищение и подражание английскому примеру во всем мире. <...>

...Ибо Левиафан превратился теперь из огромной рыбы в машину. На деле то было сущностное превращение, неслыханное в своем ро­де. Машина изменила отношение человека к морю. Отважный тип личностей, определявший до сих пор размеры морской державы, ут­ратил свой старый смысл. Смелые подвиги моряков парусных кораб­лей, высокое искусство навигации, суровое воспитание и отбор опре­деленной породы людей — все это утратило всякое значение ввиду надежности современного технизированного морского сообщения. Море все еще сохраняло свою силу. Но ослабевало и постепенно окончилось действие того мощного импульса, который превратил народ овцеводов в пиратов. Между стихией моря и человеческой эк­зистенцией встал аппарат машины. Морское господство, основанное на индустрии машин, очевидно, представляет собой нечто иное, чем морская держава, ежедневно возрастающая в ожесточенной и непо­средственной борьбе со стихией. <...>

Промышленное развитие и новая техника не могли оставаться на уровне XIX в. Прогресс не закончился с изобретением парохода и железной дороги. Мир изменился быстрее, чем того ожидали проро­ки машинной веры, и вступил в эпоху электротехники и электроди­намики. Электротехника, авиация и радио вызвали такой переворот во всех представлениях о пространстве, что явно началась новая ста­дия первой планетарной пространственной революции, если даже не вторая, новая революция пространства.

За короткий период времени с 1890 по 1914 г. Германия, государ­ство европейского материка, догнала и даже перегнала Англию в важ­нейших областях деятельности, в машиностроении, кораблестроении и локомотивостроении, — после того, как Крупп уже в 1868 г. проде­монстрировал свое преимущество перед англичанами на поприще про­изводства вооружений. Уже Мировая война 1914 г. проходила под знаком нового. <...>

Когда появился самолет, было покорено новое, третье измерение, добавившееся к земле и к морю. Теперь человек поднялся над по­верхностями земли и моря и приобрел совершенно новое средство передвижения и столь же новое оружие. Меры и соразмерности вновь изменились, а возможности человеческого господства над природой и над другими людьми расширились до необозримых пределов. По­нятно, почему именно военно-воздушные силы получили наимено­вание «пространственного оружия». Ибо производимые ими революционные изменения пространства особенно сильные, непосредст­венные и наглядные.

Но если, кроме того, представить себе, что воздушное пространст­во над землей и морем не только бороздят самолеты, радиоволны станций всех стран... беспрепятственно пронизывают атмосферное пространство вокруг земного шара, то есть все основания поверить в то, что теперь не просто достигнуто новое, третье измерение, но прибавился даже третий элемент, воздух, в качестве новой стихии человеческой экзистенции. Тогда к обеим мифическим животным — Левиафану и Бегемоту — стоило бы добавить и третье: большую Птицу. <...>

К.Шмитт

Планетарная напряженность между Востоком и Западом и противостояние Земли и Моря

Противостояние Востока и Запада, совершенно очевидное сего­дня, включает в себя противоречия различного рода: экономические интересы, качественное различие правящих элит и несовместимость основополагающих интеллектуальных установок. Все эти противо­речия возрастают, взаимно усиливая друг друга. Однако связь эко­номических, социологических и духовных напряжений проявлялась во всех великих войнах человеческой истории. Особенность Совре­менного антагонизма состоит в том, что эта напряженность стала глобальной и охватывает собой всю планету. Поэтому сегодня совер­шенно необходимо адекватно разобрать ту историческую и геополи­тическую подоплеку, на которой основано это напряженное противо­стояние.

Мы ведем речь о противоположности Востока и Запада. При этом, очевидно, что речь не может идти лишь о географических различиях. В ходе нашего исследования мы обстоятельно разберем, о каком ви­де противоположности здесь идет речь, и покажем, что существует два различных типа напряженного противостояния: историко-диалектическое и статично-полярное.

Противоположность Востока и Запада не есть полярная противо­положность. Земля имеет Северный и Южный полюсы, но не имеет ни Восточного, ни Западного. В условиях нашей планеты географи­ческая противоположность Запада и Востока не является чем-то фиксированным и статичным; это только динамическое отношение, связанное с суточным «убыванием света». В географическом смысле Америка является Западом по отношению к Европе; по отношению к Америке Западом являются Китай и Россия; а по отношению к Ки­таю и России Запад — это Европа. В чисто географическом смысле четкие полюсы отсутствуют, а следовательно, исходя только из гео­графии, совершенно невозможно понять реально существующую пла­нетарную враждебную напряженность между Востоком и Западом и осмыслить ее основополагающую структуру.

Можно пойти по пути исследования исторической, культурной и моральной специфики нынешнего Востока и нынешнего Запада и таким образом вычленить целый ряд антитез, которые, без сомнения, имеют очень важное значение. Здесь я бы хотел употребить один термин, введенный в оборот географом Джоном Готтманом в его бле­стящей работе Ьа роШгдие с1е$ Е1а& е11еигз {*ёо§трЫе, — понятие ре­гиональной иконографии (иконографии пространства) — гсопо§га-рЫе гё%юпа1е. Различные картины мира и представления, возникшие как результат различных религий, традиций, разного исторического прошлого, разных социальных моделей, образуют автономные про­странства. В этом смысле к иконографии определенного пространства принадлежат не только картины и произведения пластического искус­ства, но также и все видимые формы общественной и частной жизни. На существенное значение искусства в данной связи указал недав­но Луис Диес дель Корраль в своей книге «Похищение Европы», которую можно назвать энциклопедией европейской иконографии. Различие между пониманием формы в тех или иных культурных регионах, и особенно в сфере структуры власти и государственно­го устройства, исследовал Карлос Ольеро. В понятие «иконография пространства» мы можем включить помимо различных форм обще­ственной жизни также и все прочие типические формы проявления человеческого бытия, системы характерных импликаций, аллюзий, символический язык чувств и мыслей в том виде, в котором они характерны для определенных территорий с особой неповторимой культурой.

Сюда же относятся образы прошлого, мифы, саги и легенды, точ­но так же, как и все символы и табу, топографически локализован­ные в одном определенном пространстве и только в силу этого об­ретающие историческую действительность. Готтман говорит в этой связи о «циркуляции иконографии», т. е. о динамическом влиянии территориальных культур друг на друга в течение времени. Таким образом, на место знаменитой теории «циркуляции элит» Парето приходит не менее важная теория циркуляции иконографии»

Употребление слова (и понятия) «иконография» кажется мне в данном случае вполне уместным и плодотворным, прежде всего по­тому, что этот термин точнее всего вскрывает сущность противостоя­ния Востока и Запада. Отношение к образу, иконе обнаруживает сущ­ностные качества Востока и Запада в их наиболее глубинном изме­рении.

Восток традиционно выступает как противник зрительных изо­бражений, картин и икон, Запад же, напротив, — как оплот почита­ния иконописи и, шире, живописи.

Когда речь идет об иконоборчестве или запрете на изображение Бога, образованный европеец вспоминает события из истории Ви­зантии, о борьбе вокруг иконоборческой ереси времен короля Льва (717-741) и о признании иконописи Карлом Великим. На память приходит также запрет изображать Бога в Ветхом Завете и в исламе. Некоторые зашли так далеко, что обнаруживают здесь изначальное противоречие между словесным и зрительным выражением, которое они, в свою очередь, возводят к еще более общему противоречию ме­жду слухом и зрением, акустикой и визуальностью, причем слово и слух однозначно отождествляются с Востоком, а изображение и зре­ние — с Западом. <...>

Если предпринять исследование такой взаимосвязи, сопоставив ее с актуальным противостоянием Востока и Запада, можно прийти к поразительным, сенсационным выводам. Единственной преградой на этом пути является невозможность строго отождествить Восток с иконоборчеством, а Запад — с иконопочитанием. Чтобы до конца осознать структуру мирового дуализма, Запад — Восток, нам все же следует исходить из иных критериев.

История планетарной конфронтации Востока и Запада во всей своей полноте сводима к основополагающему дуализму элементов: Земли и Воды. Суши и Моря.

То, что мы сегодня называем Востоком, представляет собой еди­ную массу твердой суши: Россия, Китай, Индия — громадный кусок Суши, «Срединная Земля», как назвал ее великий английский гео­граф сэр Хэлфорд Макиндер. То, что мы именуем сегодня Западом, является одним из мировых Океанов, полушарием, в котором распо­ложены Атлантический и Тихий океаны. Противостояние морского и континентального миров — вот та глобальная истина, которая ле­жит в основе объяснения цивилизационного дуализма, постоянно порождающего планетарное напряжение и стимулирующего весь процесс истории.

В кульминационные моменты мировой истории столкновения воюющих держав выливаются в войны между стихией Моря и сти­хией Суши. Это заметили уже летописцы войны Спарты и Афин, Рима и Карфагена. Однако до определенного времени все ограничи­валось областью Средиземного моря. Люди еще не знали громадных пространств, великих океанов, планетарных конфликтов. <...>

Тем не менее между морской цивилизацией, являющейся внутри-материковой, и океанической цивилизацией существует значительная разница. Та напряженность между Востоком и Западом, та планетар­ная постановка проблемы конфликта, которые характерны для наше­го периода истории, не имеют аналогов в прошлом. Окончательного всемирно-исторического объема противостояние Суши и Моря (как Океана) достигает только тогда, когда человечество осваивает всю планету целиком.

Планетарный характер битвы между Сушей и Морем впервые об­наружился во времена войн Англии против революционной Фран­ции и Наполеона. Правда, тогда деление на Сушу и Море, Восток и Запад не было еще столь четким, как сегодня. Наполеон был в конце концов разгромлен не Англией, но континентальными Россией, Ав­стрией и Пруссией. «Номос» Земли еще заключался тогда в равнове­сии между силами Суши и Моря; одно Море не могло добиться свои­ми силами решительной победы. В 1812 г., когда столкновение до­стигло своего апогея, Соединенные Штаты объявили войну не На­полеону, а Англии. Тогда произошло сближение между Америкой и Россией, причем оба этих молодых государства стремились дистан­цироваться как от Наполеона, так и от Англии. Противоречие между Землей и Морем, между Востоком и Западом еще не выкристаллизо­валось тогда в чистое противостояние стихий, что произошло лишь в момент заключения Североатлантического союза в 1949 г. <...>

Если бы противостояние между Сушей и Морем, выраженное в современном планетарном дуализме, было исключительно статично полярным, т. е. включенным в цепь природного равновесия и вечно­го возвращения, то оно было бы лишь фрагментом чисто природного процесса. Стихии в природе разделяются и воссоединяются, смеши­ваются и расслаиваются. Они сменяют друг друга и переходят друг в друга в беспрестанном круговороте метаморфоз, который открывает все новые и новые образы и формы сущности всегда тождественного полярного напряжения. Если бы дело сводилось только к такому при­родному статическому дуализму, актуальное противостояние Восто­ка и Запада было бы лишь особой формой выражения вечной цирку­ляции элит, проблемой иконографии. <...>

При переносе дуальности Суша — Море на человечество, каза­лось бы, речь должна идти о морских конфликтах между людьми Моря и сухопутных конфликтах между людьми Сущи. В действи­тельности дело обстоит совершенно иначе, начиная с того момента, когда историческое планетарное напряжение достигает определен­ного критического уровня. В отличие от животных, люди — и только люди — способны вести войну между народами Сущи и народами Моря. Когда вражда достигает своей высшей точки, военные дейст­вия захватывают все возможные области, и война с обеих сторон раз­ворачивается как на Суше, так и на Море. Каждая из сторон вынуж­дена преследовать противника в








Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 672;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.062 сек.