Демократическая направленность педагогической системы К.Д.Ушинского

 

К.Д.Ушинский (1824-1870),как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.

Современники Ушинского, утверждали, что его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике, а его самого называли отцом этой науки.

Ушинский универсален как педагог-мыслитель синтетического склада ума и перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на выдвинутых им антропологическом принципе и концепции народности воспитания, отражающих специфику развития этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.

Ушинский – теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека.

Ушинский как дидакт и методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники «Родное слово» и «Детский мир», которые, по словам исследователя Белявского, составили целую эпоху в детской педагогической литературе.

Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли).

Ушинским выдвинута программа преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.

И, наконец, Ушинский – историк педагогики, изучал труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, А.Дистервега, И.Гербарта, и др.

Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя.

Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.

После окончания Московского университета Ушинский преподавал в Ярославском юридическом лицее, плодотворно занимался педагогической деятельностью в Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц, редактировал «Журнал министерства просвещения».

Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Без прочной научной базы педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др. На основе анализа педагогических теорий прошлого, критического рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат «Человек как предмет воспитания или Опыт педагогической антропологии» (I ч. - 1867 г., II ч. - 1869 г.).

Антропологический принцип стал исходным и основополагающим принципом в построении научной педагогики. На основе этого принципа Ушинский подошел к научному решению вопроса о целостном формировании личности в процессе воспитания. Впервые в развитии мировой педагогической мысли Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [4. С.277]. Наиболее успешно осуществить изучение личности ребенка педагог может только опираясь на данные других антропологических наук, ближайшими из которых для педагогики являются психология и физиология.

Таким, образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень.

Другой ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. В статье «О народности в общественном воспитании» Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими ценностями и идеалами.

Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. При этом педагог не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям. Его понимание народной педагогики не страдает ни национальной ограниченностью, ни великодержавным шовинизмом.

Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе органической связи с жизнью народа. Отсюда и требования:

– воспитание должно быть самобытным, национальным;

– дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;

– народ определяет содержание и характер воспитания;

– все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;

– воспитание женщин должно осуществляться наравне с мужчинами;

– подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке.

Гимном родному языку является статья Ушинского «Родное слово», написанная вдохновенно, эмоционально. В ней он сравнивает язык народа с распускающимся цветом всей духовной жизни нации, утверждая, что в языке одухотворен народ и его родина, что язык – самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно, откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие. Недаром Ушинский назвал его удивительным педагогом;

Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, эстетического отношения к жизни. Поэтому в школе он должен быть реализован через преподавание отечествоведения: истории своей страны, географий, изучение русских писателей и поэтов, природы России и др.

Идея народности, являясь идеей демократической, определяла новый прогрессивно-творческий подход к развитию педагогики и как нельзя лучше отвечала потребностям народа и народного образования.

Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство педагогической теории и практики. «Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли», – писал он в статье «О пользе педагогической литературы» и обращал внимание не только на теоретическое, но и большое практическое назначение педагогики [2. С.201]. Неразрывность законов педагогической науки и практической деятельности позволила ему назвать педагогику «искусством воспитания». В педагогической деятельности, которая строится на научной основе, нельзя отрицать индивидуальное мастерство и творчество педагога, что обогащает саму науку педагогику.

Ушинский отмечает, что «воспитатель – есть художник, воспитанник – художественнее произведение, школа – мастерская». В процессе обмена педагогическим опытом «передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт» [2. С.202-203].

Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и активности личности. Стремление детей к разнообразной деятельности заложено в самой природе человека, это основной закон детской психики. Деятельность Ушинский рассматривал как основу воспитания и обучения, ибо без творческой самостоятельной деятельности, без активности самого ребенка успешность воспитания и обучения невозможна.

С деятельностью связано развитие и формирование всех явлений психической жизни, важнейших качеств человеческой личности. Отсюда особое внимание к активным методам обучения, к побуждению учащихся к постоянному труду.

Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал труд. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он показывает, что труд – это прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека, необходимое условие гармонического развития – физического, умственного, нравственного, эстетического. К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка. Школа должна вызывать у ребенка «жажду серьёзного труда», формировать привычку трудиться и находить счастье в наслаждении трудом [2. С.217-226].

К обоснованию процесса воспитания Ушинский также подходит с научных позиций, подводя под него психологический и естественнонаучный фундамент.

Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого – подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества.

Главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно – центр его педагогической концепции. Воспитание, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, эгоизм, карьеризм, лицемерие, праздность и др. Важными задачами нравственного воспитания являются формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский называет главнейшей дорогой человеческого поведения. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее» [1. С.41-43].

Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания или утомительных «словесных назиданиях». По его мнению, основой правильного воспитания должно стать формирование навыков и привычек поведения. Человек, благодаря хорошей привычке, «воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше» [1. С.41-44].

Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений.

Одним из сильных средств воспитания Ушинский считает природу: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [1. С.41-44].

Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики. Особое внимание он уделял проблемам содержания образования. Содержание образования должно включать прежде всего изучение родного языка, так как «родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний...» [2. С.212], даже предметов, раскрывающих человека и природу: историю, географию, естественные науки, математику. Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из «великих наставников человечества», не только потому, что логика природы наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного значения.

Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального образования (цель обучения – развитие умственных способностей учащихся), так и материального (цель – приобретение знаний) за их односторонность. Показывая несостоятельность формального образования, он подчеркивал, что «рассудок развивается только в реальных знаниях... и что самый ум есть не что иное, как хорошо организованнее знание» [1. С.44-45]. Материальное направление критиковал за его утилитаризм, за преследование непосредственно практической пользы. Ушинский считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью.

Исходя из того, что в школе изучаются не науки, а основы наук, Ушинский различал понятия наука и учебный предмет и определил соотношение между ними. Заслуга его в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую. Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей под руководством учителя. Учение должно быть трудом, развивающим и укрепляющим волю детей.

Великий педагог научно обосновал и всесторонне развил дидактические принципы наглядности (связывая её с проблемой мышления, речи (особенно, младших школьников) и в целом развития личности), сознательности, посильности, последовательности, прочности.

Обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою структуру:

– первая ступень – познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления), учитель должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать;

– вторая – познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения), когда учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения.

– третья ступень идейного (разумного) познания, учитель приводит в систему знания, способствует формированию мировоззрения;

– четвертая ступень освоения приобретенных знаний – закрепление.

Преподавание и учение связаны в единое целое тогда, когда преподавание начинается своевременно, развертывается постепенно и органично, сохраняет постоянство, возбуждает самодеятельность учащегося, избегает как чрезмерной напряженности, так и чрезмерной лёгкости занятий, обеспечивает нравственность и полезность материала и его применения.

Преподавание осуществляется двумя главными методами – синтетическим и аналитическим. Методы дополняются приемами, их четыре: догматический (или предлагающий), сократический (или спрашивающий), эвристический (или дающий задачи), секро-сематический (или излагающий). Все они, сочетаясь или соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с учётом возраста учащегося и содержания предмета.

Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей воспитывающего и развивающего обучения. Обучение он считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство: «К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные достоинства выше случайных преимуществ» [1. С.61-62]. По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.

Большое внимание Ушинским уделялось уроку, разработке требований к организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский выступает против трафарета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма; который сковывает творческую инициативу учителей. Им дана типология уроков.

Особое место в работах Ушинского отведено проблеме первоначального обучения. Он пишет, что «чем меньше возраст, тем больше должна быть педагогическая подготовка лиц, которые воспитывают и обучают детей» [1. С.68-69]. Начальная школа должна закладывать фундамент общего образования и воспитывать положительные качества личности. Ушинский написал для начальной школы учебные книги: «Родное слово» и «Детский мир», в которых реализовал свои методические принципы. В эти книги он включил обширный материал из естественной истории (природы), а также, связанные с изучением Родины жизненные факты и явления, способствующие воспитанию любви к простому народу; подобрал материал для умственных упражнений и развития дара речи; ввел поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, Русские сказки, чтобы развивать чуткость к звуковой красоте языка.

Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический метод обучения грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития личности школьника, воспитания наблюдательности, развития логического мышления, т.к. логика природы – самая доступная и самая полезная логика для детей.

В правильно организованной школе, связанной с жизнью и современностью, ведущую роль Ушинский отводил учителю. В статье «О пользе педагогической литературы» Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней предстает яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему: «Воспитатель, стоящий в уровне с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо... его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории» [2. С.205].

Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [2. С.204-205].

Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по тем наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию, физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое дело и беззаветно ему служить. «Для народного учителя, писал Ушинский, необходимо всесторонне широкое образование, важно развивать в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора» [1. С.68-70]. В 1961 году Ушинский пишет большую работу «Проект учительской семинарии», в которой излагает систему подготовки учителей. Многие принципиальные положения этой работы являются актуальными и в наше время.

 








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 1980;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.