Гуманистическая педагогика Л.Н.Толстого
Л.Н. Толстой (1828-1910) известен не только как гениальный писатель, но и как создатель оригинальной системы педагогических взглядов, как убежденный борец за просвещение народа, как страстный учитель народной школы. Пожалуй, нет другого подобного писателя с мировым именем, который бы отдал столько сил делу народного просвещения. «Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе» [1. С.90-91], – писал Л.Н. Толстой.
Любовь к народу, стремление сделать все для образования простых людей и побуждало Толстого открывать школы. В Крапивенском уезде им было открыто более 20 школ для крестьянских детей, Для них написаны учебные книги, в том числе знаменитая «Азбука», и «Новая азбука»; издавался журнал «Ясная поляна», на страницах которого освещался опыт работы школы и теоретические педагогические позиции Л.Н.Толстого. Педагогические проблемы волновали его на протяжении всей жизни.
О своей педагогической деятельности Толстой вспоминает как о наиболее счастливом времени. Он пишет: «Школа… была вся моя жизнь. Это мой монастырь. Школа это мое детище, ребята – моя поэзия и любовь».
Педагогические взгляды Толстого носят на себе яркий отпечаток его мировоззрения, которому присущ противоречивый характер.
В педагогическом наследии Л.Н.Толстого прежде всего привлекает демократизм и гуманизм его идей. В центре педагогики Толстого – личность ребенка, с индивидуальной неповторимостью, с творческим потенциалом, и школа должна обеспечивать его свободное развитие.
В своих работах и педагогической деятельности в Яснополянской школе Толстой доказал, что дети не «маленькие глупыши», не наивные и безвольные существа, а личности, по-своему чувствующие, переживающие, мыслящие и действующие, и он защищает их право быть личностями.
Глубоко проникнув в мир ребенка, Толстой раскрывает естественность детского восприятия жизни, индивидуальность личности во всем ее богатстве. Он выступает против подавления личности ребенка, его инициативы и самостоятельности, призывает к чуткому и внимательному отношению к ним. Во всем этом величайшая гуманность писателя и педагога.
В современном обществе нарастает волна жестокости и насилия, в том числе и со стороны взрослых к детям. В этих условиях взоры мировой педагогической общественности, в том числе и нашей, обращаются педагогике Л. Н. Толстого, «педагогике ненасилия». Ее гуманистическая направленность созвучна идеям Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году, где излагаются личные, социальные, культурные и политические права ребенка. Среди них право сохранять свою индивидуальность, свободу от жестокости, нечеловеческого обращения или наказания и т.д.
В педагогике Л.Н.Толстого проблема свободы в воспитании и образовании детей занимает видное место. Он писал, что самый легкий путь воспитания – шлепки и насилие, а самый трудный, но верный – побудить ребенка к самовоспитанию, самоусовершенствованию.
Свобода в воспитании, по Толстому, – это результат педагогических усилий, когда создаются условия к проявлению лучших сил ребенка, когда он не подвергается давлению со стороны воспитателя и вместе с тем находится в сфере его нравственного и интеллектуального влияния.
Следует отметить некоторые противоречия Толстого в трактовке свободного воспитания и разного толкования этого понятия в течение жизни. Так, в 60-е годы он писал, что воспитание – это насилие над личностью ребенка и главная задача школы – не воспитание, а передача знаний. Но в 90-е годы он признает свою ошибку и пишет о том, что воспитание и образование неразделимы: «Хочешь наукой воспитывать ученика – люби свою науку и знай ее, ученики полюбят и тебя и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния» [1. С.90-91].
В Яснополянской школе Толстой показал преимущество духовного становления детей, основанного на идее свободного воспитания.
Надо отметить, что Яснополянская школа была живой, уникальной педагогической лабораторией, где писатель обучал, экспериментировал, творил. Его по праву можно назвать одним из первых русских педагогов-экспериментаторов, показавшим роль передового педагогического опыта для развития педагогической науки. «Только тогда, – пишет Толстой, когда опыт будет основанием школы, когда каждая школа будет педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса, и опыт будет твердым основанием для науки педагогики» [1. С.91].
Впервые Толстой стал заниматься педагогической деятельностью в 1849 году, но занятия носили эпизодический характер. Серьезно же взялся за организацию школы и обучение в 1859 году и сам вел занятия в течение 1861-1862 гг.
Надо отметить, что педагогической деятельностью Толстой занимался с перерывами до конца своей жизни, однако, самым интересным и плодотворным периодом педагогической деятельности был первый период 60-х годов, где Толстой раскрылся как педагог-мыслитель, педагог-художник, как видный деятель народного образования.
В эти годы Толстой едет за границу, уделяя много времени изучению постановки народного образования. Он был в Германии, Франции, Бельгии, Англии, Италии, посещал уроки, беседовал с А. Дистервегом. Свои впечатления записывает в дневнике: «Был в школе. Ужасно! Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети».
Возвратившись, Толстой изучает русскую народную школу и приходит к выводу, что «...лучшая берлинская народная школа с портретом Песталоцци и русская сельская школа недалеко от Ясной Поляны совершенно одинаковы и равны. Эти школы лишают ребенка всякой свободы, притупляют творческие силы и способности, далеки от их интересов» [1. С.91-93]. Такую школу он назвал «учреждением для мучения детей».
По утверждению Толстого, народная школа должна, прежде всего, отвечать потребностям и запросам народа, строиться на идее народности. Создавая Яснополянскую школу как школу для народа, Толстой реализовал следующие идеи:
1. Отсутствие всяких средств подавления личности ребенка, полная свобода. Главный принцип – не понуждать, а побуждать.
2. Искренняя любовь к детям, уважение к личности ребенка, гуманное отношение к ним.
3. Вера в творческие силы детей, стремление сохранить их индивидуальность.
4. Постоянное создание в школе «наивыгоднейших условий» для развития познавательной активности и творчества учащихся.
Толстой великолепно охарактеризовал свою школу в знаменитой работе «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы»: «С собой никто ничего не несет – ни книг, ни тетрадок. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру...» [2. С.235]. Именно такого ученика Толстой ждал в школу.
Яснополянская школа была бесплатной. В ней не было строго регламентированного расписания, обязательного посещения занятий, экзаменов; отсутствовали наказания. Ученикам никогда не делали выговоров за опоздание, но они никогда и не опаздывали. Толстой считал, что навязывать силой порядок невозможно. Дети, по мнению Толстого, очень скоро почувствовали потребность в порядке и постоянно поддерживали его сами. Н.Г. Чернышевский, оценивая работу Яснополянской школы, сумел увидеть, как он назвал, «добрый и полезный» беспорядок – великую силу этой школы, где дети учились со всей энергией и даже страстью.
Среди всех начал, определяющих полное духовное развитие детей, Толстой считал создание в школе реальных условий для свободного их воспитания и обучения. Это, во-первых, создание в школе определенного настроения, духа, который способствовал творческой работе, атмосфере жизнерадостности. Именно «дух напряженного оживления» он называл необходимым условием «принятия умственной пищи». Вторым условием должно стать естественное и доброжелательное отношение между учителями и учащимися. Залогом успешного обучения Толстой считал интерес к знаниям, так как процесс учения – всегда открытие мира, новое видение его.
Основная задача школы – восприятие творческой личности ребенка и создание условий для ее творческого самовыражения. Средствами развития творческих сил детей Толстой считал тщательно подготовленные и интересные уроки, на которых создается атмосфера творческих исканий и используются такие методы, как художественное рассказывание (на уроках истории, географии и др.); писание сочинений; рисование, пение, музыка; игры, прогулки, экскурсии; физкультура и труд; физические эксперименты и опыты.
Много внимания Толстой уделил вопросам дидактики и методам обучения. Огромное внимание уделяет Толстой методике писания сочинений. Писать сочинения было любимым занятием детей Яснополянской школы (они писали два раза в месяц по отдельным предметам). В практике Толстого были сочинения-рассказы, сочинения на свободные темы, сочинения на пословицы и поговорки, которые особенно хорошо давались детям. Толстой был крайне удивлен тем, что описание простых предметов, как хлеб, изба, дерево и др., доводило учащихся почти до слез тем, что давалось им трудно. Он ставит новый эксперимент: пробует давать описание каких-нибудь событий. В результате пробуждается интерес.
Толстой постепенно вел учащихся к искусству выражения мыслей, потребности их художественного выражения. Опыт этот описан в статье, которая признана художественно-педагогическим шедевром и называется «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?». В статье показан процесс руководства развитием творческих способностей детей. Толстой вспоминает, что испытывал глубокое волнение, наблюдая за творческой работой своих учеников в процессе написания сочинений, когда они проявляли художественное чутье, глубину переживаний. Он был потрясен своим откровением, когда увидел «зарождение таинственного цветка поэзии у детей». Толстой пишет, что учился у крестьянских детей тонкости видения окружающего мира.
Любил Толстой прогулки с детьми, во время которых «особенно ярко раскрывались души детей, и их пытливый ум задавал массу вопросов, когда нет предела доверию и любви к своему учителю». «Вне училища, – писал Толстой, несмотря на всю свободу его, на воздухе между учениками и учителями устанавливаются новые отношения – большей свободы, большей простоты и большего доверия, те самые отношения, которые представляются нам идеалом того, к чему должна стремиться школа» [2. С.241].
Толстой по-новому подошел к определению сущности процесса обучения. Он считал, что обучение – многосторонний процесс активного, сознательного, творческого, а не механического усвоения знаний и навыков. «Ум человеческий, – подчеркивал Толстой, – только тогда понимает обобщение, когда сам его сделал или проверил» [2. С.247-248]. Критерий осознанности понятий – умение выразить их словами. Толстой на практике проверял сравнительную эффективность индуктивного и дедуктивного методов, умело сочетая их в учебном процессе.
Особое место в дидактике Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. По мнению Толстого, в учебные книги для начальной школы необходимо включить материалы из жизни своей страны, из истории своего народа, быта, русской природы, трудовой деятельности людей, что оживляет учебный процесс и делает его интересным.
Толстой обосновывает и принцип доступности обучения, требующий сообщения ученикам сложного учебного материала в доступной форме. Толстой разрабатывает целый ряд требований, раскрывающий суть принципа. Например, избегать двух крайностей: не говорить ученику о том, что он не в состоянии понять и усвоить, и не сообщать того, что ученик уже знает; избегать непонятных для детей объяснений, непонятных русских и иностранных слов и др.
Высоко ценил Толстой и роль наглядности в обучении. Ученикам необходимо давать как можно больше сведений и вызывать у них наибольшее число наблюдений по всем отраслям знаний. В Яснополянской школе ставились опыты по физике и естествознанию, особенно большое значение придавалось непосредственному изучению предметов и явлений в естественной обстановке.
В тесном единстве со всеми предыдущими выступает и проблема интереса, пробуждения любознательности, что является основой успешного овладения знаниями. «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:
1) чтобы то, чему ученика учат, было понятно и занимательно,
2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях» [2. С.245].
Толстой приходит также к выводу о неотъемлемости обучения и воспитания. Отчеты Толстого о работе Яснополянской школы полны приемов воспитывающего обучения. Он приводит ряд примеров индивидуального подхода к детям, когда забитая девочка, молчавшая месяц, вдруг заговорила, благодаря осторожным психолого-педагогическим приемам учителя.
Толстой дал глубокие психологические характеристики детей. Несколько штрихов, и перед нами как живые встают ученики Толстого: Федька – мальчик лет девяти, нежная, восприимчивая, поэтическая натура; Пронька - болезненный, кроткий, чрезвычайно даровитый мальчик; Семка – здоровенный и физически и морально малый лет двенадцати.
Толстой тем и велик, что глубже, чем кто-либо из педагогов, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов, потребностей.
Интересные мысли были высказаны Толстым по методике преподавания истории, географии, чтения, математики, рисования, пения в работе «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы». Всего в школе преподавалось 12 предметов, и в разделе «Священная история. Русская история. География» писатель делится опытом преподавания этих предметов, и приходит к выводу о том, что для преподавания истории необходимо предварительное развитие в детях исторического интереса. «Возбудить интерес - это знать про то, как живет, жило, слагалось и развивалось человечество в разных государствах, интерес к познанию тех законов, которыми вечно двигается человечество...» [1. С.107].
Толстой дает следующие советы: в первую очередь знакомить со своим отечеством; далее, так как исторический интерес возникает большей частью после интереса художественного, то необходимо вызывать у учащихся яркие исторические впечатления путем живого рассказа, который должен иметь интересный сюжет, динамичность действия, живость показа действующих лиц, их внутренних переживаний и проявлений, краткость и законченность изложения, образность и художественность языка, силу морально-психологического воздействия на слушателей. Таким образом, художественное чувство поэзии и патриотизм являются лучшими средствами пробуждения интереса школьников к истории. Эти советы касались и уроков географии, которую нельзя преподавать сухо, холодно и скучно, необходимо сделать ее художественной и интересной. Толстой приходит к выводу о том, что начинать преподавать географию надо со своей деревни, а первый шаг в изучении этой науки - географические путешествия.
Преподавание естествознания в Яснополянской школе строилось в виде бесед из «естественных наук», которые были любимы учениками. Они включали сведения из физики, зоологии, ботаники, химии, астрономии. На занятиях проводились эксперименты. В школе был физический кабинет, естественнонаучный музей с коллекциями, собранными самими учащимися. Занятия часто проводились на лоне природы.
Толстой был новатором в области преподавания математики, сам очень ею увлекался. Любимое его сравнение: «человек – это дробь, числитель которой – его достоинства, а знаменатель – его мнение о себе». Толстой перенес тяжесть в обучении арифметики на изучение арифметических действий и решение задач, в частности, «задач жизни».
Велики заслуги Л.Н.Толстого в области создания учебных книг и литературы для детей. По мнению Толстого, учебные книги должны быть занимательны, доступны детскому восприятию, написаны простым, немногословным и высокохудожественным языком, иметь научную ценность материала. Сам Толстой был автором 28 рассказов по физике, таких как «Тепло», «Магнит», «Гальваниум», «Кристаллы» и др. Ради уяснения вопроса Толстой прочитал многие тома литературы на эту тему. Так, работая над небольшим детским рассказом о газах, он прочитал 9 томов сочинений английского химика Дэви. Учебная книга – не только источник знаний, но и средство воспитания культуры речи. В соответствии с этим требованием Толстой создает свою знаменитую «Азбуку» (4 книги), объемом в 47 печатных листов. В одном из писем Толстой писал: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских детей: от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получают из нее и, что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».
В «Азбуке» напечатаны рассказы по истории, естествознанию, заставляющие думать о причинах явлений, наблюдаемых ежедневно детьми. В нее вошли басни на сюжеты Эзопа: «Муравей и голубка», «Черепаха и орел», «Лев и мышь», которые заставляли детей думать над тем, хорошо ли поступили люди, формировали у детей нравственные качества. В детских рассказах, написанных самим Толстым, таких как «Кавказский пленник», «Ермак», «За ягодами» и др., отражены мысли, которые волнуют детей, обладают силой морального воздействия
Учебные книги Толстого явились замечательным педагогическим памятником 2-й половины XIX века.
Толстой отводил определяющую роль в формировании духовного мира детей человеческим и профессиональным педагогическим качествам учителя. Его работа «Общие замечания для учителя» представляет собой педагогические рекомендации, многие из которых не потеряли значения для учителей современной школы. К основным качествам учителя Толстой относил: любовь к детям, к педагогическому труду; педагогическое искусство и талант учителя.
Толстой требовал от учителя непрестанной работы над собой, совершенствования своего мастерства. Учитель – это творец исследователь. «Всякий учитель – говорил Толстой, – должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую он должен становиться для того, чтобы идти дальше».
Поистине крылатым стало высказывание Л.Н.Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» [2. С.248].
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 7726;