Исходные положения педагогической теории и практики А.С.Макаренко о целях воспитания
В педагогике ХХ в. одной из самых эффективных педагогических систем на мировом уровне признана система Антона Семеновича Макаренко. Макаренко А.С. вскрыл и научно обосновал объективные закономерности и принципы формирования личности как социального феномена и блестяще претворил их в практике педагогической деятельности.
А.С.Макаренко подверг острой критике традиционную педагогику. Он писал, что она металась от муштры детей и подавления их личности к абсолютной свободе детей от, обязанностей, от авторитарной педагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободного воспитания».
В те годы, когда А.С.Макаренко начинал свою работу в колонии имени М. Горького, многие педагоги не освободились еще от отношения к детям в духе «свободного воспитания». А.С.Макаренко предостерегал от сентиментального любования детьми. «Дети – цветы жизни», – любили повторять педагоги и многие родители, однако, многие из них не задумывались, какие плоды могут развиваться из этих цветов. Некритичное следование теории «свободного воспитания» развивает у детей эгоизм, лень, барство, избалованность и расхлябанность, считал А.С.Макаренко. В обращении необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.
Непосредственный опыт работы с воспитанниками колонии им. М.Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского укрепили его в мысли о том, что воспитание успешно только тогда, когда оно осуществляется как целостный процесс формирования личности. Теория коллектива, разработанная А.С. Макаренко, пронизана идеями социалистического гуманизма. Педагогические принципы, положенные в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Этими принципами являются оптимизм, гуманизм, коллективизм. Исходными положениями педагогической системы А.С. Макаренко определяет позицию педагога по отношению к воспитанникам:
– к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой;
– истинным стимулом человеческой жизни является человеческая радость;
– только в коллективе и через коллектив возможно воспитание человека-коллективиста;
– как можно больше требования и уважения к человеку;
– в воспитательной системе труд должен быть одним из самых основных элементов;
– прикасаться к личности нужно с особо сложной инструментовкой, чтобы воспитанник чувствовал себя, прежде всего, гражданином.
Гуманизм, проходящий через всю педагогическую систему А.С. Макаренко, является одним из ее основных принципов. А.С. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.
С идеей гуманизма у А.С. Макаренко тесно сочетается оптимизм – умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы. А.С. Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания. Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.
А.С.Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Педагогика определяет цель воспитания как подготовку всесторонне развитых членов общества.
Начальным этапом воспитательного процесса Макаренко А.С. называет определение целей воспитания. Цель воспитательной работы предусматривает «программу человеческой личности», образец, идеал, к которому стремится в своей работе педагог: воспитание боевого, активного, жизненного характера. А.С.Макаренко конкретизировал эту цель и говорил о необходимости воспитать патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных.
Воспитанник должен ощущать свои обязательства перед обществом, должен уметь подчиняться товарищу и приказывать ему, быть вежливым, суровым, добрым в зависимости от условий жизни, способным бороться и сроить, жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. Чтобы воспитательные цели были достигнуты, педагог должен выбрать соответствующие средства, определить содержание жизни и деятельности детей.
А.С. Макаренко считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Большое место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 1732;