Основные гуманистические идеи В.А. Сухомлинского
В 20-30 годы ХХ века в педагогике господствовали две концепции: авторитарная, допускающая в воспитании разумную систему требований и наказаний, и гуманистическая, исключающая всякие наказания в школе. Гуманистическое направление в советской педагогике возглавлял Василий Александрович Сухомлинский – член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы УССР, автор многочисленных научно-педагогических трудов.
В повседневной практике В.А. Сухомлинский отстаивал и осуществлял главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм: «человека можно воспитать только добром». Он всем своим творчеством как бы противопоставляет технократическому вызову гуманистическую ориентацию, объявляющую человека высшей ценностью на земле. Средствами педагогики он пытался решать глобальные проблемы: Человек и мир, Человек и природа, Человек и общество, Человек и человек. Все его книги объединяют вера в общечеловеческие ценности и неповторимость человеческой жизни, талантливость и самобытность каждого («Сердце отдаю детям», «Письма к сыну», «Разговор с молодым директором школы», «Духовный мир школьника», «Павлышская средняя школа»).
Павлышская средняя школа является образцом гуманистической педагогики. Корнем воспитательной концепции Сухомлинского В.А. является отношение к ребенку. Суть отношения проявляется в принципиальном подходе к решению любой педагогической проблемы:
1) Любовь к детям: учитель должен, быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта – вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств – человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. «Педагогическая любовь» В.А. Сухомлинского – это, прежде всего, уважение к личному достоинству ребенка, постоянная забота о нем, это сложный процесс понимания, изучения ребенка, открытия в нем человеческой красоты, на основе которой происходит формирование личности. Основной принцип – воспитание добротой, основанной на любви к детям, то есть гуманность.
2) Воспитание без наказания было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Грубое отчитывание, разнос, удаления из класса, стояние у парты, оставление после уроков, запись жалобы в дневнике – это признаки бессилия педагога. Страх наказания отдаляет ученика от учителя. Прощение действует сильнее наказания. Наказание В.А. Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже: «самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде – это оценка». Говоря об оценке как инструменте наказания, В.А. Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов: в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка.
3) «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Каждый ребенок, по мнению В.А. Сухомлинского, совершенно особый уникальный мир. Необходимо создавать условия для развития каждого, поощрять творческое начинание и поддерживать успех ребенка в учении, верить в ребенка.
4) Выступал против приказных методов воспитания, взаимоотношения в коллективе должны строиться на человечности, дружбе, товариществе и взаимной требовательности.
5) В центре гармонического всестороннего развития стоит высокая нравственность.
Цель воспитания по В.А. Сухомлинскому – раскрыть в каждом ребенке индивидуальные задатки, наклонности, способности. «Внимание к каждой индивидуальности – основа основ процесса воспитания».
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово. Его занимали разные аспекты воспитания молодого поколения: гражданское, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое в их органическом единстве. Основные концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы В.А. Сухомлинского определяют гуманизм его педагогики.
Вопросы гражданского, гуманистического, нравственного, эстетического воспитания в наследии В.А. Сухомлинского
Основные концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы В.А. Сухомлинского определяют гуманизм его педагогики. На первое место в системе работы школы В.А. Сухомлинский ставил воспитание у школьников гражданственности и научного мировоззрения. Он считал, что нравственные убеждения и чувства формируются, прежде всего, в деятельности на благо общества.
Проблема превращения знаний в убеждения – одна из самых сложных в процессе формирования мировоззрения. Убеждения не передаются механически вместе со знаниями, они вырабатываются на основе деятельной жизни коллектива и личности. Необходимо, чтобы школа и семья открывали перед воспитанниками все источники, которые питают могучее чувство любви к Отчизне, – от любви к матери, отцу, к родному уголку земли (это самые первые ростки патриотизма) до готовности к самопожертвованию, если того потребуют интересы Родины.
В конечном счете, нормы морали должны превратиться в привычки – только при этом условии они становятся подлинным приобретением личности. Отсюда и задача школы – обогащение своих питомцев опытом борьбы за нравственные идеалы, создание такой обстановки, которая всемерно способствовала бы развитию гражданской, интеллектуальной, творческой активности учащихся.
Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по В.А. Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Не случайно он говорил, что самым главным в его жизни была любовь к детям. В монографии «Духовный мир школьника» он на большом фактическом материале проанализировал процесс интеллектуального, нравственного, эстетического формирования человека в годы детства, отрочества и ранней юности. На многочисленных примерах он раскрыл психологию мальчиков и девочек разного возраста и разной жизненной судьбы, охарактеризовал особенности развития их восприятия, мышления, чувств, интересов, потребностей, стремлений, волевых процессов, речевой деятельности.
В.А. Сухомлинский прекрасно понимал и постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как целостном и системном образовании. Определяющее значение он придавал системообразующему фактору – нацеленности всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств. Гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, немыслима без центрального стержня – это человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает он все, что приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности.
«Без нравственной чистоты теряет смысл все – образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство». При этом Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что сосредоточием нравственности является долг. Одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга: человека перед человеком, обществом, Отечеством; отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями; отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами. В центре нравственности он ставит патриотизм, в центр патриотизма – человечность. Человечество любить легче, чем любить конкретного человека, он говорит о том, что бессердечность порождает: равнодушие – себялюбие – жестокость. Необходимо помочь воспитаннику усвоить азбуку моральной культуры.
В своих работах автор запечатлел длительную деятельность школы в украинском селе Павлыш. Школа становится подлинным очагом духовно-нравственного становления личности и культуры. В ней царят 4 культа: Культ Родины, Культ Человека, Культ Книги и Культ Родного слова. Коллектив педагогов – коллектив единомышленников, организовавших педагогическую среду, где создаются стимулы и возможности для удовлетворения интересов учеников.
С этим тесно связаны мысли Сухомлинского о мудрой власти наставников детей, об умении дорожить детским доверием, щадить беззащитность ребенка, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. Особый интерес вызывают такие суждения В.А. Сухомлинского: не следует идеализировать детей, необходимо уже с первых дней школьного обучения ставить перед ними четкие, ясные и твердые требования.
В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы и использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным должно основываться на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним. Особое внимание уделял воспитанию посредством природы как вечного источника прекрасного.
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...». Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо от человека, но отражается его познанием, В.А. Сухомлинский строит систему эстетического воспитания. Свой идеал эстетического воспитания педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Столь же большое значение в эстетическом воспитании педагог придавал живописи и музыке. Искусство, открывая глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго.
Важной проблемой всестороннего развития личности В.А. Сухомлинский считал воспитание культуры потребностей как материальных, так и духовных. В.А. Сухомлинский, не отрицая важности материальных потребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иного порядка. Первая из таких потребностей – потребность познания. Высшей потребностью человека он считал «потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладанию духовными ценностями». Поэтому главная задача народного учителя, по мнению В.А. Сухомлинского, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого воспитанника была его потребность в другом человеке.
В своей книге «Родительская педагогика» В.А. Сухомлинский говорит о том, что мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – все это постигается, прежде всего, в семье». Каким человеком вырастит ребенок, во многом зависит от взаимоотношений в семье между матерью и отцом, родителями и детьми. В основе семьи должна лежать любовь, а нравственный облик родителей, их гражданские и моральные качества являются образцом поведения для их детей. Моральные ценности семьи закладывают основу будущей семьи каждого ребенка. Особое место педагогом отводится матери. Для В.А. Сухомлинского культ матери – это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры. Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать – это не только тепло, уют, внимание. Это – мир солнца, любви, добра ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он – этот мир, зависит, каким вырастет человек.
Сущность гармонического развития личности В.А. Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания – нравственного, эстетического, интеллектуального, физического.
Гуманистические убеждения В.А. Сухомлинского неотделимы от его убежденности в могущественной силе воспитания. Он заявлял, что нет ребенка, который бы не мог стать, при надлежащих усилиях воспитателей, человеком образованным, морально воспитанным, трудолюбивым. Вера в ребенка, говорил он, – это фундамент педагогического оптимизма.
Нельзя воспитать человека, считал В.А. Сухомлинский, ничего не требуя от него, не формируя в его сознании понятий «нужно», «должен», «обязан». Воспитание долга и ответственности перед коллективом, обществом невозможно без высоких требований к личности.
В подходе В.А. Сухомлинского к проблеме наказаний имела место определенная эволюция его взглядов. В начале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказанием.
Для дидактических воззрений и практики В.А. Сухомлинского было характерно единство процессов воспитания и обучения детей. Он придавал первостепенное значение развитию у школьников сознательного отношения к учению, к овладению знаниями как важнейшей жизненной потребности.
Сам процесс обучения, по В.А. Сухомлинскому, неизменно должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации, доступные для решения школьниками соответствующего возраста.
В.А. Сухомлинский считал очень важным держать педагогический процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, чтобы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы.
Методы преподавания, по В.А. Сухомлинскому, должны быть разнообразны, и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного детского коллектива и т. п. Метод не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным путем.
Органической частью дидактической системы, применявшейся В.А. Сухомлинским, является трудовое воспитание в широком смысле этого понятия и практическое осуществление принципов политехнического обучения во всем их многообразии. Он считал, что уже в школьные годы должна практически решаться задача сближения труда умственного с трудом физическим. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физического труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 22807;