Воспитание в труде как средство социального воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко
Необходимым фактором воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представать как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Придавая огромное значение воспитанию в труде, А.С. Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. А.С. Макаренко возражал против заимствованного из американской прагматической педагогики неправильного лозунга «труд как центр всей школьной работы», когда в школьной жизни главное внимание уделялось трудовым навыкам в ущерб приобретению систематических общеобразовательных знаний.
А.С. Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых А.С. Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени М. Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, А.С. Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских. Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники (старшего возраста) обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда.
В процессе трудовой деятельности детей, говорит А.С. Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Примеры развития таких умений мы находим в книге «Флаги на башнях».
Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управления производством.
Большого внимания заслуживают указания А.С.Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.
Вопросы воспитания в трудах А.С. Макаренко
А.С Макаренко уделяет большое внимание воспитанию чувства долга и чести, воспитанию воли, характера и дисциплины. В «Лекциях о воспитании детей» А.С.Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».
Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.
Воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено задачам социалистического строительства. А.С.Макаренко умел развивать у своих воспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием активной дисциплины, или, как он выражается, «дисциплины борьбы и преодоления». «В советском обществе, – говорил он, – дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное Поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности». Таким образом, дисциплина понимания А.С.Макаренко – это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.
А.С. Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления», – писал Антон Семенович. Он указывал, что школа умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но такие типы характеров, как «тихони», накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы... А на самом деле именно эти характеры вырастают в людей вредоносных.
Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Рассматривая ее как результат воспитания, А.С.Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. В лекции «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура». А.С.Макаренко возражает против этого и требует: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.
А.С. Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний А.С. Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.
А.С.Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.
Главнейшим условием семейного воспитания А.С. Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.
А.С. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ полных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорит А.С. Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок – член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.
Подробно осветил А.С. Макаренко на такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.
А.С.Макаренко – педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.). Сам А.С. Макаренко являлся педагогом, который все видит, знает каждого воспитанника, может применить способ воздействия наиболее подходящий для данного ребенка. Собственный пример поведения А.С. Макаренко всегда являлся лучшим методом воспитания. Он любил детей и верил в них.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключается вклад в теорию и практику отечественной педагогики А.С. Макаренко?
2. На каких принципах строился коллектив А.С. Макаренко?
3. Дайте аннотацию на книги А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».
4. В тексте «Педагогической поэмы» подберите примеры:
– иллюстрирующие методы воспитания;
– деятельность органов самоуправления в коллективе.
5. А.С. Макаренко писал: «Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности, пока она состоит в нем, беспрекословного подчинения». Прокомментируйте эту мысль.
Рекомендуемая литература
1. Виноградова М.В. Макаренко и современность – М., 2003.
2. Грищенко Л.И. Педагогические идеи Макаренко за рубежом. // Педагогика. 2004. №7, С. 76.
3. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования /В.И.Загвязинский, И.Н. Емельянова; под ред. В.И. Загвязинского. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
4. Левин Я.Н. Нужно ли учиться у Макаренко созданию общешкольных коллективов? //Педагогика, 2004, № 1.
5. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М., 1977.
6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8-ми тт. - М., 1984: Цель воспитания - т. 7
7. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания – т. 5; Методика организации воспитательного процесса - т. 5.
8. Морозов В. Сочетание коллективного и индивидуального в воспитательной методике Макаренко // Воспитание школьников, 2005, №7.
9. Наследие А.С. Макаренко // Народное образование, 2003, №2, С. 168, 175.
10. Фролов А. Наследие А.С. Макаренко //Народное образование, 2003, №2.
11. Хиллиг Гетц. Лаборатория и сцена воспитателя А.С. Макаренко //Народное образование, 2003, №2.
12. Хиллиг Гетцю Колония им. Горького – творческая лаборатория А.С. Макаренко //Педагогика, 2003, № 8.
ТЕМА 12.
ПЕДАГОГ-ГУМАНИСТ
Василий Александрович СУХОМЛИНСКИЙ (1918-1970)
1. Основные гуманистические идеи В.А. Сухомлинского.
2. Вопросы гражданского, гуманистического, нравственного, эстетического воспитания в наследии В.А. Сухомлинского.
3. Проблема воспитания в коллективе и через коллектив в теории и практике В.А. Сухомлинского.
Ключевые слова: «Павлышская средняя школа», воспитание без наказания, проблема превращения знаний в убеждения, «Духовный мир школьника», эмоционально-чувственная сфера.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 28107;