Миссия учителя в трудах великих зарубежных и отечественных педагогов
Вопрос о том, каким должен быть педагог, учитель, наставник, занимал умы учёных с момента становления педагогической науки. Уже тогда были сформулированы основные идеи о предназначении к профессии, специальном образовании, развитии, самосовершенствовании. Интенсивное развитие педагогической мысли Западной Европы и России в XVII-XIX вв. усилило стремление разобраться в проблемах воспитания и образования, привело к необходимости осознать место учителя, определить решаемую им сверхзадачу, миссию его существования.
В трудах ученых Нового (с XVII в. до 90-х гг. XIX в.) и Новейшего (с 90-х гг. XIX в. до середины XX в.) времени большое внимание уделяется именно личности педагога, его призванию. В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день.
Взгляд И. Канта на проблемы нравственного воспитания и его философская система в целом оказали огромное влияние на развитие педагогической мысли. Он признаёт: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…». По убеждению И. Канта, человек – то, «чтό делает из него воспитание», а «недостаток в дисциплине и обучении у некоторых людей делает их в свою очередь плохими воспитателями…».
Никто кроме Яна Амоса Коменского не подносил так высоко профессии учителя. Эту профессию он называет «самой почетной под солнцем». Население, по его мнению, должно с уважением относиться к учителям.
Я.А. Коменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность.
С профессией учителя совершенно несовместимы лень, бездеятельность, пассивность. Хочешь изгнать эти пороки из учащихся, прежде избавься от них сам. Кто берется за наивысшее – воспитание юношества, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и тяжким трудом, избегать пиров, роскоши и всего «что ослабляет дух».
Я.А. Коменский требует, чтобы учитель внимательно относился к учащимся, был приветливым и ласковым, не отталкивал от себя детей своим суровым обращением; а привлекал их отеческим расположением, минералами и словами, был для них не только руководителем, но и другом и охранником во всем добром. Учить детей нужно легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно».
«Плодотворным лучом солнца для молодой души» назвал учителя Я.А. Коменский. Учитель учителей предъявлял к народным наставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало. Надо иметь еще твердые убеждения. Без них нельзя стать настоящим учителем – воспитателем юношества: «…главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, и на убеждение можно действовать только убеждением».
В этой педагогической литературе выделялись такие главные качества педагога: чуткий, добрый, любящий детей, энтузиаст с сердцем, переполненным любовью даже к самому испорченному ребенку.
Ян Амос Коменский говоря об учителе, говорил, что учитель не должен быть ходячей энциклопедией, а должен помочь ученику ориентироваться в литературе, систематизировать её, выделять главные моменты.
Коменский ставит высокие требования к образованию учителя. Для учеников он должен быть живой библиотекой. «Малознаючий учитель – облако без дождя, лампа без света, без источник воды, тело без души».
Коменский ставит перед учителем триединую задачу: чтобы он умел, мог и хотел учить, то есть 1) чтобы сам знал, почему он должен учить; 2) чтобы мог обучать других тому, что сам знает (то есть был дидактом и умел быть терпеливым); 3) чтобы он потому, что знает и может также хотел учить других, чтобы мечтал поднять других к свету.
Учитель должен стоять выше всех предрассудков, для него ученик это главное, перед чем он преклоняется. Учитель, по утверждению Коменского, сравним с садовником, акушером, пастухом, полководцем, и счастливы те школы, которые имеют таких учителей.
Идеал – образ совершенства, олицетворение наибольших и возможно абсолютных жизненных ценностей. Я.Коменский говорил, что человеческое находится в человеке.
Четыре добродетельности учителя выделял Я. Коменский:
1) мудрость;
2) мужество;
3) справедливость;
4) рассудительность.
Я.А. Коменский считал, что идеальный учитель должен быть:
1) скромным;
2) трудолюбивым;
3) доброжелательным.
Чтобы учитель мог достойно выполнить почетные обязанности, ему следует расположить к себе учеников отеческим и сердечным отношением к ним, приветливостью и лаской, отличным знанием своей науки. Коменский советует наиболее прилежных учеников поощрять похвалой, а малышей можно угостить за прилежание яблоками или орехами. Относясь к ученикам с любовью, учитель легко завоюет их сердца, и тогда им больше захочется находиться в школе, чем дома. Он «должен быть не только руководителем своих питомцев, но также другом их». В таком случае учитель будет не только обучать детей, но и воспитывать их.
В воспитании у детей человечности (а в этом цель школы – мастерской человечности) очень важен для учащихся пример учителя, которому они стараются подражать, дети – «самые настоящие обезьяны; ведь что бы они ни видели, это к ним пристает и они делают то же самое». Поэтому мало только объяснить, как надо поступать в жизни, нужно самим являть образцовый пример, нужно «остерегаться походить на тех прирожденных Меркуриев, которые только показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут». Учитель – живой пример для учеников, он должен быть добродетельным, ведь невозможно воспринять добродетель с помощью различных картинок и моделей, только пример педагогов и воздействует на детей.
Таким образом, такой учитель по Коменскому составляет гордость школы и ее учеников, ценится родителями и сможет достойно исполнять свою должность, выше которой нет другой под солнцем.
XIX в. вновь открыл Коменского, и его мысли не только разлетелись по свету, но и нашли широкое использование. Сочинения Коменского признали гениальными, а его самого причислили к ряду самых великих мыслителей человечества. Интерес к Коменскому с тех пор неизменен, каждое новое поколение учителей находит у него мудрые мысли и советы, а школа сохраняет то лучшее, что было им открыто и вошло в ее жизнь. Через века люди признали, как прав он был, желая использовать воспитание для преображения жизни, для достижения всеобщей гармонии. Продолжается жизнь педагогических идей Коменского и сегодня. Мир склоняется перед человеком, который «не переставал проповедовать всеобщее счастье и радость и никогда не уставал бороться за них»
Личности педагога, его профессиональным качествам и вопросам образования особое внимание уделяет Адольф Дистервег. Исключительно жизненными и полезными являются его идеи о подготовке народных учителей.
В «Руководстве к образованию немецких учителей» (1835 г.) одно из «Правил обучения, касающихся учителей» звучит так: «Никогда не останавливайся! … лишь до тех пор являешься способным начать образование других, пока продолжаешь работать над собственным образованием и видишь в самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство. Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершенным. Оно находится в становлении и изменении, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, роста. Если верно, что образование других состоит преимущественно в их возбуждении, а это возбуждение зависит от самодеятельности возбуждающего, то отсюда следует, что подобное обучение для самого учителя является школой самообразования в высшем смысле слова».
Как и Коменский, он придает большое значение в обучении четко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, но в отличие от чешского педагога он подчеркивает, что в конечном счете успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом.
Хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. Надо, чтобы на уроке царила атмосфера бодрости, чтобы энергичное преподавание будило умственные силы учащихся, укрепляло их волю, формировало их характер. Учащиеся все время должны чувствовать, что они двигаются вперед. Хороший учитель, указывает Дистервег, твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от них. Учитель постоянно работает над собой. Только при этих условиях он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать встречающиеся на их пути трудности. Он говорит о воспитательном значении сильной воли учителя, который должен иметь твердый характер. Строгий и требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым, только тогда он может завоевать авторитет со стороны своих учеников. Он должен быть гражданином, иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество.
Огромное значение Дистервег придавал систематической работе учителя над собой. Обращаясь к учителю, он пишет: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием...» Он давал учителям ряд ценных советов в отношении их самообразования, рекомендовал им в первую очередь приниматься за труды, связанные с их учебным предметом, и в то же время указывал, что учителю надо знать историю, литературу, а также все время следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике. Он придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками.
Таким образом, дан ответ на вопрос об образовании учителя. Намечены две важнейшие темы: самообразование и непрерывность образования. По мнению Дистервега, «только человек решительный, энергичный, с твёрдым характером, знающий чего он хочет, почему он хочет и какие средства ведут к выполнению его воли, – только такой человек может воспитать решительных, энергичных, сильных характером людей».
На идеи Дистервега опирался в своих трудах российский общественный деятель, педагог, правовед П.Г. Редкин. Особое внимание он уделял нравственным качествам учителя: «Кроме научной и педагогической способности учительская должность требует ещё и способности, которую можно назвать нравственной и которая состоит в умении обращаться с учениками». И здесь налицо две составляющие в требованиях к учителю: образование и призвание.
О необходимости подготовки таких учителей писал в свою очередь выдающийся врач и педагог Н. И. Пирогов. При этом он говорил об учителях, которые смогут по-новому строить воспитание и обучение ребёнка, учитывая индивидуальность, внутренний мир каждого. В его представлении учитель – человек с нравственной свободой мысли, верящий в правду, готовый за неё к самопожертвованию. Отсюда и требование возвышения личности педагога, оказания ему доверия со стороны общества. Только истинно знающий свой предмет учитель, искренно любящий детей, может обучать и воспитывать. По мнению Н.И. Пирогова главное – «в обучении детей состоит не в том, что им сообщается, а в том, как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушенные ребенку, для него во сто крат полезнее в будущем, чем самые высокие истины, худо изложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям».
По счастью, в отечественной педагогике есть личности, значение которых равно значению Пушкина в русской литературе. Понятно, что речь пойдёт о творческом наследии К.Д. Ушинского, основателя научной педагогики и народной школы в России, авторе ряда известных трудов по вопросам обучения и воспитания, таких как: «О пользе педагогической литературы» (1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), «Три элемента школы» (1857), «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (в 2 т., 1868-1869). Разрабатывая педагогику как науку, К.Д. Ушинский особое внимание уделил личности учителя и системе его подготовки.
Уже в начале своей педагогической деятельности К.Д. Ушинский утверждает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей».
В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К.Д. Ушинский ставит задачу поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. Здесь представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему. Во-первых, К.Д. Ушинский настаивает на мысли о том, что учитель – самый важный элемент в педагогическом процессе, что «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Во-вторых, К.Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя ... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения».
Высокое общественное значение учителя предопределяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является дар убеждения, учитель обязан воспитать у своих подопечных определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он сам имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением». Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, ни какими-либо программно-методическими указаниями, в противном случае, он превращается в слепого исполнителя.
Во многих своих работах К.Д. Ушинский высказывает твердую уверенность в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании подготовки учителя. Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в учительской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение специальной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли ему определить цель воспитания и руководить процессом воспитания на всех этапах. Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе.
Перед педагогическими факультетами К.Д. Ушинский ставил следующие задачи:
1) разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением к искусству воспитания»;
2) подготовка широко образованных педагогов;
3) распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений.
Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и семинарии.
Разрабатывая проблему подготовки учителя, К.Д. Ушинский рассматривает роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом – преподавательницами таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия».
Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.
Неоценимо влияние К.Д. Ушинского на формирование общественного сознания в области оценки значения педагога. Его работы проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Значительную часть своих произведений он посвятил именно народному учителю. Ушинский высоко поднял значение педагога, разработал систему научной и профессиональной подготовки учителя.
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своём имении Ясная Поляна в начальной школе для детей крестьян практически реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. В трудах Л.Н. Толстого прослеживается оригинальная мысль о педагогической совместимости воспитателя и воспитанника: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик». Удивительно само название произведения – «Общие замечания для учителя». Замечания общие, а налицо мысль о необходимости индивидуального подхода, причем в высокой степени творческого, психологического. И всему этому учителю, в понимании Толстого, надлежит постоянно учиться, как нам надлежит учиться педагогической мудрости у Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Как и Ушинский, Толстой выступал за то, чтобы учитель постоянно работал над собой, чтобы его деятельность граничила с искусством, носила творческий исследовательский характер. Толстой выступал против авторитарной позиции учителя, говорил об уважении к учителю, о необходимости предоставления ему свободы для творчества. «Помочь ученику найти ответы на жизненные вопросы, вести его от незнания к знанию, к самостоятельному творческому поиску – главное предназначение учителя».
Особое внимание в своей педагогической практике и попытках её теоретического обобщения А.С. Макаренко уделял роли учителя в образовательном процессе, считая, что лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим.
А.С. Макаренко требовал от учителя глубокого и всестороннего знание своего предмета на современном научном уровне. Он справедливо отмечал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Нельзя стать хорошим учителем, если в совершенстве не овладеешь своей специальностью.
Учитель, поэтому, должен обладать известной научной перспективой, быть «впередсмотрящим», учить своих питомцев постоянному совершенствованию и пополнению приобретенных знаний. Поэтому А.С. Макаренко утверждал, что учитель должен знать намного больше того, чему он стремится научить своих учеников, обладать более широким научным кругозорем. Без этого он не сможет вызвать и развить у учащихся интерес к предмету, удовлетворить их запросы. Учителю надо не только обладать знаниями, но и уметь сделать их достоянием своих учеников.
Очень ценным и весьма желательным является наличие у учителя педагогического таланта, т.е. высокой одаренности, обеспечивающей ему успешное выполнение своих обязанностей. Но, как в любой другой области, педагогический талант встречается не так уж часто. Однако каждый учитель может и должен владеть педагогическим мастерством, т.е. приобретаемыми и постоянно совершенствуемыми знаниями, навыками и умениями обучения и воспитания. А. С. Макаренко по этому поводу писал: «...можем ли мы строить воспитание всего нашего советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении».
Успех овладения мастерством во многом зависит от наличия у учителя педагогических способностей и призвания к своей деятельности, которые часто проявляются уже у учащихся средней школы. Эти качества следует тщательно выявлять и всемерно способствовать их развитию.
Теоретическую основу мастерства учителя составляет основательное изучение системы педагогических наук: теории и истории педагогики, психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, методик воспитания и обучения.
Составной частью мастерства учителя является педагогическая техника, представляющая совокупность умений и навыков, необходимых для эффективного применения системы методов педагогического влияния на учащихся. Педагогическая техника включает в себя умение учителя выбрать правильный тон и стиль общения с детьми, умение управлять вниманием, как своим, так и воспитанников, чувство темпа в педагогических действиях и решениях, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и его эмоциональной окраски. А. С. Макаренко видел настоятельную необходимость «в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем...».
«Не может быть хорошим воспитатель, – говорил он, – который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».
При анализе особенностей детей Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления. Его главнейшими компонентами выступают личность ребёнка и личность педагога, ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства, условия; им соответствуют результаты. Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, – наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.
Успеху педагогического опыта Макаренко в немалой степени способствовало то, что он в своей деятельности руководствовался собственной «программой – минимум», то есть системой реальных, совершенно необходимых и практически достижимых в данных условиях конкретных задач воспитания. «Нужно принять геройские меры, чтобы удовлетвориться этим минимумом…. Без достижения указанного минимума все разговоры о чём-либо ином смешны. И, напротив, достижение этого минимума открывает широкие просторы по всем направлениям», – писал Макаренко.
Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Именно вариативность каждого приёма делает возможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплину постоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждом конкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.
Развитие педагогического мастерства учителя идёт по логике: от подражательного переноса приёмов в свой опыт до творческого его преломления, к вариативности и созданию новых собственных средств прикосновения к личности воспитанника.
Вот некоторые из приемов, которые применял Макаренко:
а) метод – «атака в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.
б) метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен весь коллектив. Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я против него, и человек может сломаться…»,
в) важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился произносить самые простые слова и фразы («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.
г) «метод переключения страстей» или перспектив.
Талантливый советский педагог, директор Павлышской средней школы В. А. Сухомлинский, оставивший богатое литературно-педагогическое наследие, характеризуя важнейшие требования к учителю, писал: «Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком».
В.А. Сухомлинский развивал теорию и практику формирования педагогического коллектива. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришёл к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А. Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчётливее коллектив воспитанников выступает как активная, действительная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель.
Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В.А. Сухомлинский писал: «Справедливость – это основа доверия ребёнка к воспитателю… чтобы стать справедливым, надо знать духовный мир каждого человека».
В.А. Сухомлинский считал, что «мастер педагогического дела насколько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе учебного материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».
Вопрос о роли и значении педагогического стиля для формирования коллектива и личности не нов, он неоднократно поднимался в психологической и педагогической литературе и, прежде всего, в работах В.А. Сухомлинского. Особенно серьезной критике подвергался авторитарный стиль, злоупотребление учителей властью.
В.А. Сухомлинский писал: «Властвование над детьми – одно из труднейших испытаний педагога, один из показателей педагогической культуры… Дорожить доверием, а значит, и беззащитностью ребенка – эта педагогическая мудрость должна преисполнить всю нашу работу».
Сухомлинский считал, что перед каждым ребенком, даже самым посредственным и тяжелым, учитель должен открыть сферы, где он сможет достичь своей вершины, сформировать свое человеческое достоинство, свою душу. Поэтому и создал «Азбуку морали», учившую постигать суть добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и обмана. Эта азбука стала средством преодоления эмоциональной неразвитости. В ребенке необходимо открывать способность ощущать состояние других, умение ставить себя на место другого человека.
Самого серьезного внимания заслуживают рекомендации В.А. Сухомлинского о способах общения на занятиях. Он бескомпромиссно выступал против излишнего возбуждения психики учащихся повышенным тоном, напряжением, против перегрузки речи учителя информацией, против ненужных повторений и вопросов. Учитель, по мнению В.А. Сухомлинского, должен делать с учащимся «то, что подсказали ему мудрые размышления», а не то, «на что его толкает сиюминутное, скоропреходящее настроение».
Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Под авторитетом Василий Александрович понимал не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями беспрекословного послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. «Важнейший источник воспитания чувств педагога – это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ».
Пытаясь найти ответы на многие жизненно важные вопросы, В.А. Сухомлинский, его коллеги и ученики размышляли над этическими и эстетическими проблемами. Так, для В.А. Сухомлинского проблемы жизни и смерти, памяти и забвения, трагического и прекрасного были постоянным предметом размышления. В.А. Сухомлинский считал, что в беседах с учащимися учитель обязан затрагивать вопросы жизни и смерти, объединяющие биологическую и социальную сущность человека, хотя это почти не исследованная область воспитания. Поэтому такие беседы требуют очень бережного и тщательного обращения с материалом и должны опираться на знание, понимание и чувствование состояния ребенка, его характера, эмоционального мира. Учитель, который по складу своего мышления не чувствует в себе склонности к размышлению и беседам на эти темы, должен просто опускать их в процессе работы.
Соблюдение этических принципов обеспечит успех педагогической деятельности учителя. Этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. И основным условием здесь является педагогический такт. Учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей – ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения. Бестактность, оскорбительное отношение к детям наносит глубокие душевные травмы, вредит всему делу обучения и воспитания.
«Будьте доброжелательны!» – советовал Сухомлинский учителям, относя этот совет к азбуке педагогической культуры.
Таким образом, современная педагогика, безусловно, находится под влиянием идей учёных XVII-XX вв, т.к. в них можно узнать повторение многих современных инновационных направлений. Главная ценность наследия великих педагогов заключается именно в красоте, в умении сказать, в поэтике педагогической мысли. Они учат нас думать, чувствовать, становиться профессионалами и оставаться людьми. И если попытаться составить собирательный образ учителя в том виде, в каком он представал перед глазами великих педагогов-мыслителей, мы ещё раз задумаемся о себе и что-то важное поймём.
Итак…
· «…Человек может быть воспитан только человеком – людьми, точно так же получившими воспитанием…».
· «…Воспитателями вообще не являются именно те, кто обладает наибольшими знаниями…».
· «… уважение к человеческой природе дитяти, предоставление ему свободного, нормального развития, старание внушить ему прежде всего и более всего правильные понятия о вещах, живые и твёрдые убеждения, заставить его действовать сознательно, по уважению к добру и правде…».
· «… уважайте ребёнка, уважайте его самым серьёзным образом, но уважайте и самих себя…»
· «Никогда не останавливайся!»
· «… первая и главная работа учителей <…> работа над самовоспитанием».
· «… лучший учитель тот, кто всю жизнь, не останавливаясь, учится и ищет …».
Учитель …:
· «… человек решительный, энергичный, с твёрдым характером, знающий чего он хочет …»
· «… добросовестно и сознательно выполнял долг свой …»
· «… должен быть таким членом коллектива, …, который также радовал коллектив …»
· «… должен быть эстетически выразителен …»
· «… должен быть весел, бодр …»
· «… должен остерегаться слишком низко ценить себя и относиться к <…> себе с презрением …».
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 6845;