Повышение качества образования как духовно-нравственная проблема
В различных подходах и концепциях трудно выделяется высший смысл подготовки - существование Сущего как онтологического Абсолюта в образовательной конструкции мира, определяющего природу образовательного процесса через человека, ощущающего Его как Меру, Сущность и Истину всех вещей. Это Сущее постоянно творит и преобразовывает человека, в меру взаимодействия с ним. Его влияние зачастую (далеко не всегда) проходит через учителей, методистов, преподавателей, кураторов, администраторов.
Образования взрослых следует рассматривать как духовно-нравственную проблему. Проблема, представляет сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения или разрешения. В науке - это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, процессов и требующая соответствующей теории для понимания.
Для сохранения уникальности человека он помещается в центр системы образования, к которой два пути – антропологическая и онтологическая (предполагает центрирование образования на Сущем).
Центром образования как ядра человеческой культуры следует определить Сущее в Его действии через полноту мира и человека. Человек в Новой целостной педагогике - не преемник Сущего, в противном случае мы бы вновь оказались в путах антропоцентризма [12].
Как открытая система человек является приемником, идентификатором, реализатором информации, энергии Сущего в практических актах собственного творчеств и реализация человека как личности возможны именно на путях этого онтологического диалога. Для подготовки лидеров требуется качественно новая методологически обоснованная образовательная парадигма. Суть ее - в онтологизации образования: в выходе его за ограничительные пределы традиционно определяемых смыслов и просвещенческих отношений, вводе в лексикон трансцендентной терминологии, в опоре образования на инобытие как бытие Сущего в Его существовании для человека [12].
Для изменения подхода к образованию, на него следует взглянуть онтологически, то есть с позиции присутствия в нем Сущего в бытии для человека. Соответственно, образование взрослых (управленцев и лидеров) будет представлять собой процесс онтологически осмысленного или духовно осознанного развития и совершенствования людей (общностей) в их отношении к себе и к миру.
Образование - условие сохранения и развития материальной и духовной культуры, а образованность - личностное качество, характеризующее человека в той мере, в какой он освоил и превратил в свое достояние имеющийся в обществе социальный опыт. Для распознания образованности существенны два параметра[12]: а) количественный - объем знаний, их всесторонность, диапазон осведомленности; б) качественный - Как и все остальные, она определяется спецификой образовательного предмета - процессом развития взрослого человека, который готов получить важную для него информацию (знания, умения, опыт, квалификацию), стремится повысить свой профессиональный или общий личностный уровень. Образование взрослых чаще всего соотносят с непрерывным, а в ряде случаев с дополнительным, продолженным, пожизненным, рекуррентным (возвращающимся) и т.п. образованием.
Образование взрослых следует представить в виде процесса онтологически осознанного развития и саморазвития людей (общностей), духовно их обогащающего и связанного с овладением значимого для них опыта, воплощенного в знаниях, умениях, навыках, творческой деятельности и ценностно-смысловом отношении к миру.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 552;