Тема: Методика ознакомления детей дошкольного возраста с книжной графикой.
План.
- Понятие книжная графика.
- Значение книжной графики для развития ребёнка.
- Задачи ознакомления детей с книжной графикой.
- Общие вопросы организации занятий.
- Методика ознакомления с книжной иллюстрацией.
Вопрос
Графика - это вид изобразительного искусства, включающий изображение, рисунок, выполненные художником на бумаге, картоне карандашом, пером, углем, пастелью, кистью, а также с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих большое количество экземпляров (гравюра на дереве, на металлической доске, линолеуме и пр.; литографию, монотипия и др.).
Виды графики:
1. Станковая графика.
2. Книжная и газетно-журнальная графика.
3. Плакат.
4. Промышленная графика.
5. Компьютерная графика.
Особенность книжной графики как вида изобразительного искусства состоит в том, что ее образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен определенной задаче — освещению и пояснению текста. Как средство наглядности иллюстрация находится в тесной зависимости от идейно-образной структуры литературного произведения, выступает в синтезе со всеми элементами книги, и главное — с текстом произведения, его сюжетом, жанром и стилем.
Основными средствами выразительности иллюстрации как вида графики являются: линейный рисунок, штрихи, точки, пятно. При помощи этих средств книжная иллюстрация передает особенности характера и состояния изображаемого объекта (покой и движение, психологическое состояние).
Цвет в графическом изображении более плоскостен, условен, чем в живописи. Цвет — это не только способ украшения книги, но и средство передачи настроения героев, их состояния, отношения автора к изображаемому. У каждого художника своя манера использования цвета. Например, в иллюстрациях Ю. Васнецова удивительно точно определены пропорции реалистического и фантастического цвета. Цвет у него «привязан» к предмету: волк — серый, гуси — белые, лиса — рыжая. Васнецовский цвет конкретен, его легко назвать. Это цветовая азбука, помогающая ребенку осмыслить цвет и его значение. Впечатления сказочности художник добивается с помощью своеобразного приема, условно названного «принципом волшебного фонаря». Радостно и празднично освещая желтым, красным, синим или розовым «светом» забавные сценки, художник привлекает внимание зрителя неожиданностью цветового фона страницы, используя близкий детям прием быстрой смены впечатлений. Но каждое цветовое пятно иллюстрации, «настроенное» в соответствии со звучанием цветового фона, живет собственной жизнью, включаясь в общую композицию.
Композиция в книге играет большую роль. Важна не только композиция отдельных страниц, но и всего макета книги. Рисунки в детской книге тесно связаны с текстом, размещаются рядом с соответствующими строками. Художники-иллюстраторы избегают сложных ракурсов, тактично применяют перспективу, светотень (что вызвано особенностями восприятия детей), выделяют в иллюстрации самое основное, четко строят композицию. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детей различны: книжка-игрушка, книжка-образ, книжка-ширма, книжка-сцена, книжка-альбом и, наконец, книжка-тетрадка. Особые черты имеет и оформление детской книги. Так, например, в книге для детей не обязательно сохраняется вся структура книги для взрослых (суперобложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист и т.д.). Особый характер оформления — его наглядность, стройность, занимательность — отличает книжную графику для детей.
Вопрос
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 2181;