Ознакомление с произведениями искусства как часть занятия по изобразительной деятельности (ри­сование, лепка, аппликация).

В первой части занятия, с учетом темы и вида изобрази­тельной деятельности, продолжается работа по ознаком­лению детей с изобразительным искусством. Рассматривая произведения искусства, дети учатся выделять выразительные средства, которыми пользуется автор произведения (цвет или композиция, или материалы). Например; какого цвета снег, небо и как это передает художник, какие цвета характерны для осени, зимы и т.п.

Во второй части занятия дети выпол­няют задание по рисованию, лепке или аппликации на тему, которая соответствует содержанию занятия.

Музыка затрагивает эмоции ребенка. Рассматривая кар­тину, скульптуру под музыку, ребенок тоньше чувствует, лучше понимает замысел художника (К. Тарасова).

В каждой части занятия музыка используется с разной целью. В первой части занятия воспитатель создает с по­мощью музыки возможность эмоционального отношения к изображаемому образу. Во второй части музыка чаще служит фоном занятия, ребенок попадает в мир изобра­жения. Здесь важно, чтобы музыка соответствовала теме, звучала не очень громко и не тихо. В третьей части занятия музыка помогает прочувствовать выразительность образа и найти ребенку решение этой задачи в своей работе.

О.П. Радынова подобрала музыкальные произведения в сборнике по темам: музыка, выражающая настроение, чувства, характер людей; музыка, помогающая «слышать» птиц, животных; музыка и природа; музыка и сказки; му­зыкальные инструменты и игрушки.

 

Все это поможет воспитателю использовать необходимый материал на заняти­ях.

К каждому занятию (книга Грибовская А.А.) дается конспект, куда входят сле­дующие плановые компоненты занятия:

  • программное содержание (задачи, которые решает воспитатель на занятии);
  • материал (подобран из: произведений изобразитель­ного искусства, музыкальных и художественных произ­ведений, диапозитивов, видео, а также изобразитель­ных материалов (гуашь, акварель и пр.), бумаги А4 (альбомный лист), А1 (лист ватмана), АЗ и т.д.);
  • ход занятия (включает в себя: выставки произведений искусства на занятиях, в какой последовательности и как рассматриваются: все сразу, чтобы создать общее впе­чатление или одно произведение, сравнение двух-трех произведений и т.д.);
  • рассказ воспитателя (скомпонован из материала, ко­торый воспитатель считает необходимым сообщить де­тям на основе программного содержания, дается опи­сание двух-трех картин, чтобы воспитатели могли выб­рать наиболее удачные при проведении занятия);
  • вопросы к детям (направлены на понимание содержания произведения искусства, выделение выразительных средств для передачи образа, а главное - чтобы научить детей формулировать свое отношение к прекрасному, свои чувства, которые оно вызывает); задания (по рисованию, лепке, аппликации только называются, но не раскрываются, их выбор зависит от впе­чатлений детей, их наблюдений);
  • советы воспитателю, родителям (направлены на то, чтобы воспитатели в предварительной работе, на заня­тиях, а родители - дома продолжали заниматься с детьми, музеи, выставки - это поможет лучшему решению задач по художественному воспитанию дошкольников).

 

Специфика этой работы требует от педагога опреде­ленного рода знаний, некоторой специальной подготовки.

 

В детских садах надо создавать художе­ственный фонд - подбирать произведения изобразитель­ного искусства: предметы народного декоративно-приклад­ного искусства; скульптуру малой формы, произведения графики, живописи (репродукции кар­тин и картины), а также дополнительный материал: диапо­зитивы, диафильмы, видеофильмы.

Необходимо определить ближайшие музеи, выставочные залы, памятники, интересные здания, которые находятся недалеко от детского сада в районе и могут быть рекомен­дованы родителям для посещения с детьми.

На основе этих материалов по каждому виду искусства целесообразно создать перспективные планы обучения для всех возрастных групп, чтобы работа проводилась последова­тельно, постепенно усложнялась, расширяя и уточняя зна­ния детей.

В перспективном плане на год учитывались разные фор­мы работы:

  • посещение выставок;
  • занятия по ознакомлению детей с искусством;
  • занятия по рисованию, лепке, аппликации.

Выставки по всем видам изобразительного искусства проводятся перед занятиями или после занятий, на кото­рых знакомят детей с данным видом искусства. Выставки постепенно обновляются, появляются новые произведения. На выставках предполагается индивидуальная работа с от­дельными детьми, с небольшой подгруппой, чтобы успеть побеседовать с каждым, понять, как он воспринимает про­изведение искусства. Родителям предлагают продолжить работу с ребенком дома.

Выставки организуются в детском саду в группе или им выделяется определенное место: коридоры, зал, мини-музей детского сада.

С детьми младшего и среднего дошкольного воз­раста сначала изучается произведение одного художни­ка, со второй половины года организуются выставки, где дети могут сравнить несколько произведений этого художника, а также увидеть работы других художников. Дети, рассматривая произведения искусства - графику, скуль­птуру малых форм, узнают знакомые образы, называют художников, сравнивают персонажи Е. Чарушина и Е. Рачева, Ю. Васнецова и Е. Рачева, Е. Чарушина и В. Лебеде­ва и т.д., учатся определять образы животных - реальные и сказочные, выразительные средства, которые исполь­зует художник (цвета, их тона, дальний и передний план, герои - главные и второстепенные, их одежда и пр.).

Детей учат видеть содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение (добрый, злой, хитрый, веселый и пр.) и как это передал художник, скульптор, народный мастер.

Вопрос

Методика ознакомления с книжной иллюстрацией.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3—4 года)

Задачи:

- вы­звать у малышей интерес к книжке, к содержа­щимся в ней рисункам,

- желание внимательно их рассматривать — «читать» рисунки, узнавать зна­комые образы,

- эмоционально откликаться на них, испытывая радость и удовольствие от встречи с ними.

- при рассматривании рисунков надо побуж­дать детей слушать текст и соотносить его с оп­ределенной картинкой;

- обращать внимание детей на некоторые средства художественной вырази­тельности — форму, строение, позу, жест, фактуру поверхности (пушистый, лохматый и т.д.), цвет, положение в пространстве;

- при чтении или рас­сказывании подражать голосам, позам, движениям знакомых детям зверей, птиц.

- У детей следует формировать представление о книге как особом предмете, к которому необходи­мо относиться бережно.

- Нужно доступно объяс­нять значение рисунков в книге, рассказывать о тех, кто создает эти рисунки, — о художниках.

Первая книжка для детей младшего возраста — это книжка с «сюрпризом». Раскрывая твердую об­ложку такой книги, ребенок видит нечто неожи­данное: возникает почти объемный образ щенка, белочки, петушка и т.д. Это вызывает удивление ребенка, радость, и он многократно открывает и закрывает книжку.

Книжка-образ обычно содержит плоскостное силуэтное изображение какого-либо предмета (со­бачка, матрешка, кукла), но на каждой страничке он предстает по-разному.

В младшем дошкольном возрасте дети с удоволь­ствием рассматривают книжку-альбом, каждая страничка которого посвящена изображению одно­го или двух героев. При этом текста может и не быть.

Основным видом деятельности детей 2—3 лет является игра с предметами. Взрослый, учитывая это, предлагает детям книжку-раскладушку, книж­ку-ширму. Прослушав текст и рассмотрев книжку, ребенок включает ее в свою игру: строит из нее домик, использует как ширму, прячась за нее и выглядывая. При этом он видит картинки в не­обычном положении.

Задача взрослого — привлечь внимание ребенка к иллюстрации, ее художественным образам. Здесь существенную роль играют вопросы: «Кто это?», «Какой он?». Ответ на вопрос «Какой?» требует оп­ределенного описания как внешнего вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или лохматый и т. д.), так и эмоционального состояния, характерных черт героя (веселый, забавный, груст­ный, хитрый и т.д.). Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательно вглядываться в образ, устанав­ливать некоторые связи (в том числе и с собствен­ными чувствами), делать несложные выводы. Обра­щая внимание ребенка на главное, мы усиливаем его эмоциональное отношение к изображаемому. При рассматривании картинки можно попросить малыша выполнить ряд игровых действий: «погла­дить зайчика», «покормить цыплят», «покричать как петушок» или «помяукать как котенок» («Как лает собачка? Как мычит коровка?»); принять опреде­ленную позу, чтобы почувствовать состояние героя.

Можно предложить ребенку игру «Расскажи, что ты видишь». Взрослый, поощряя вниматель­ность малыша, говорит: «А я еще вот что вижу...», — вовлекая его в своеобразное соревно­вание, побуждая к наблюдательности и разговору. При этом важно использовать образные слова, на­родные выражения: «травушка-муравушка», «сол­нышко-ведрышко», «зайчик-побегайчик» и др.

Некоторые книжки содержат стихи-игры, «иг­ралки». Чтение их сопровождается рассматривани­ем картинок и игровыми действиями(например, игры «Ладушки», «Коза», «Сорока-белобока» и др.). Взрослый учит ребенка играть в соответствии с текстом, привлекая его внимание к тому, что на­писал автор и что нарисовал художник.

На следующем этапе мы познакомим детей с книжками, где один герой повторяется в каждом эпизоде, на каждой иллюстрации, а новые персо­нажи вводятся постепенно, например: «Кто сказал „мяу"?» (автор текста и художник В.Сутеев), «Щенок» (автор С. Михалков, художник В. Сутеев) и др. Слушание и рассматривание этих книжек научит ребенка распределять свое внимание, ви­деть и слышать одновременно, связывать в единую цепь действий ряд образов. И при этом следует помнить, что наглядный образ в младшем возрасте очень долго играет доминирующую роль.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(4—5 лет)

Задачи:

- продолжать развивать у детей интерес к книге и книжной иллюстрации,

- формировать ра­дость от общения с книгой, ожидание встречи с ней, эмоциональный отклик на ее содержание, на­строение героев, сопереживание им,

- бережное от­ношение к книге.

- подвести к пониманию того, что рисунок связан с текстом, поясняет его, наглядно показывает происходящие события, ге­роев и дает оценку их поступкам.

- Помочь детям внимательно рассматривать иллюстрацию, видеть и узнавать заключенные в ней образы.

- Обращать их внимание на средства выразительности, с по­мощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему; на рисунок, отражающий характер героя через изображение формы, стро­ения, позы, движения, жеста, мимики.

- Познакомить детей с цветом как средством передачи эмоционального состояния героев, се­зонных и суточных изменений в природе.

- Привле­чь их внимание к построению изображения на страницах книги: где и как художник рисует глав­ного героя, как рисунок сопровождает текст, по­ясняя его.

- Познакомим с ролью иллюстрации в книге, с тем, что создает иллюстрации художник-иллюстратор.

Можно провести беседу «Зачем в книжках нужны картинки».Для этого подберем несколько книг, проиллюстрированных художниками В. Су­теевым, Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным, В.Лебе­девым, и несколько книг без иллюстраций. Разло­жим эти книги на столе и дадим детям возмож­ность рассмотреть их. Затем предложим одному из детей выбрать книжку, которая ему больше всего понравилась. Спросим: «Чем понравилась книга? Почему ты не выбрал книгу без картинок?» Рас­смотрим внимательно выбранную ребенком книгу, поговорим с детьми о нарисованных персонажах: какие они, чем нравятся или не нравятся. Посмот­рим еще одну-две книги. Затем спросим, кто ри­сует картинки в книжке, как называют такого ху­дожника; расскажем, что художник-иллюстратор не только создает рисунки к тексту, но и офор­мляет всю книжку: обложку, каждую страничку, заглавные буквы в начале текста.

Расскажем о том, что прежде чем придумать рисунки, художник внимательно читает текст, который написал писатель, поэт. Потом он делает наброски, придумывает, как нарисовать героев: добрых или злых, хитрых или простодушных, сме­лых или трусливых. Иллюстратор думает над офор­млением всей книги. Часто он придумывает много интересных подробностей и деталей, о которых не говорит писатель. А иногда художник сам сочиня­ет рассказ или сказку и сам рисует рисунки. На­пример, так сделал художник Владимир Григорье­вич Сутеев, который придумал историю под на­званием «Кто сказал „мяу"?». Евгений Иванович Чарушин часто рисовал иллюстрации к своим рас­сказам: «Про Томку», «Вот они какие» и др.

Над созданием каждой книжки работает много людей: писатель, художник-иллюстратор, редакто­ры, а печатают ее в типографии рабочие-печатни­ки. Вот как много труда и забот требует каждая книга! Поэтому с книгой нужно обращаться очень бережно и аккуратно. Это произведение искусства. Книги доставляют большое удовольствие. Книжку можно много раз читать и рассматривать, и каж­дый раз она будет нас радовать, рассказывать об интересных событиях; на ее страничках, в иллю­страциях, мы увидим героев этих событий, пой­мем, какие они.

Детей этого возраста мы познакомим с творче­ством художников Юрия Васнецова и Евгения Ча­рушина, покажем особенности их творчества, об­ратим внимание на средства выразительности книжной графики. При знакомстве детей с твор­чеством Ю. Васнецова расскажем о том, ч т о он иллюстрировал (произведения русского фольклора: стихи потешки, прибаутки, сказки) и к а к. Обратим внимание на особенности его рисунков — наряд­ность, сказочность, декоративность образов (рас­тений, животных и т.д.), юмор, доброе отношение к изображаемым героям. Прочитаем некоторые произведения и соотнесем их с рисунками. Вызо­вем у детей интерес к творчеству художника, эмо­циональный отклик на его рисунки, желание их рассматривать, высказывать к ним свое отношение.

Знакомя детей с творчеством Евгения Ивано­вича Чарушина, расскажем им о добром и внима­тельном отношении художника ко всему живому. Обратим внимание на своеобразие его художест­венной манеры в изображении животных.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(5—7 лет)

Задачи:

- Продолжать знакомство детей с книжной гра­фикой.

- развивать у них устойчивый интерес к книге, желание постоянно общаться с ней, бе­режно к ней относиться.

- вызывать у детей эмоциональный отклик на содержание книги, сопереживание ге­роям; будем учить их соотносить чувства героев со своими чувствами, своим опытом, общаться по поводу увиденного со взрослыми и сверстниками.

- подвести детей к пониманию того, что иллюстрация в книге сопровождает текст, по­ясняя его, и соответствует жанру литературного произведения. Художник-иллюстратор доступным графике языком помогает нам увидеть сказоч­ность, необычность или, наоборот, реалистичность происходящего, серьезность или комизм ситуаций.

- Обратить внимание детей на средства вырази­тельности книжной графики — рисунок и цвет. Показать выразительность формы — кон­тура, силуэта, созданных с помощью линий, штри­хов, пятен, точек и передающих характер образа, его позы, движения, жесты,— и колорита (цвета, цветосочетаний), помогающего понять эмоциональное состояние героя, его настроение, а также говорящего о времени суток, сезоне, по­годе, географическом положении местности и т. д. Отметим и значение композиционного построения не только каждой отдельной страницы, но и всей книги в целом, ее макета. Рассмотрим его орга­низацию, оформление. Покажем разные типы ма­кетов книги: книга-образ, книга-альбом, книга-театр, книга-тетрадь.

Можно обратить внимание детей и на индиви­дуальную творческую манеру того или иного худож­ника, особенности их почерка, предпочтение в иллюстрировании определенных жанров литератур­ных произведений (например, Е. Рачев, Н. Кочергин, Т. Юфа — «сказочники», Ю. Васнецов боль­ше всего иллюстрировал русский фольклор, Е. Ча­рушин, М. Митурич — книги о животных, о природе и т.д.). Дети запоминают имена некоторых иллю­страторов и книги, которые они оформляли.

Расскажем детям о процессе труда художников-иллюстраторов над книгой, о том, кто принимает участие в ее создании. Будем способствовать тому, чтобы дети высказывали свои суждения и отно­шение к увиденным рисункам, использовали по­лученные знания в собственном творчестве.

Познакомим детей с таким выразительным эле­ментом рисунка, как контурная линия. На примере книг, проиллюстрированных Тамарой Григорьевной Юфа, покажем возможности ис­пользования контурной линии художником в за­висимости от характера образа и жанра литератур­ного произведения. Поговорим о творческой ма­нере художницы. Рассматривая книгу (начиная с обложки), обратим внимание детей на изящество и чистоту тонкой линии, четко и певуче очерчи­вающей контур фигур — домов, цветов и т.д., на узорчатость и нежность цветовых тонов.

Предложите детям внимательно рассмотреть сначала разворот «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, а потом — разворот книжки «Царевна-лягушка».

Предложите детям выполнить рисунок-иллю­страцию к прочитанным сказкам, подражая ма­нере художницы. Материалы — на выбор детей. Рассмотрите рисунки с точки зрения выразитель­ности образов, отметив при этом роль выбранно­го материала.

Доставим детям радость и удовольствие от встречи с шотландскими народными песенками, пересказанными Ириной Токмаковой, и вырази­тельными рисунками к ним художника Льва Ток­макова, передающими национальный колорит Шотландии. Будем развивать у детей наблюдатель­ность, воображение, образную память. Познако­мим их с особой техникой создания графического образа — силуэтом. Обратим внимание на гар­моничное сочетание характера рисунка и других элементов оформления страницы — фона, шрифта.

Перед чтением и рассматриванием иллю­страций доступно расскажите детям о Шотлан­дии.

Мотивы народных росписей в рисунках Татьяны Алексеевны Мавриной

Познакомим детей с творческой манерой худож­ницы. Обратим внимание детей на декоративность рисунков, их праздничность, жизнерадостность, на ощущение в них света, пространства и ритма, на связь рисунков с русским народным творчеством, традиционными мотивами северных росписей на подносах, прялочных донцах и сундуках.

Предварительно можно познакомить детей с на­родным искусством Городца, Полхов-Майдана, се­верными росписями прялок, шкатулок, туесов и т. д.

Вызовем у детей интерес и желание вниматель­но рассматривать рисунки художницы, радоваться ее удивительным находкам. Будем развивать у них зрительное внимание, навыки восприятия образ­ного языка книжной графики, умение видеть общие черты в технике росписи народных масте­ров и технике художницы. Обратим внимание на удивительную манеру создания силуэтного цвето­вого пятна, ярко обрисованного черной контурной линией, на свободную композицию рисунка — во всю страницу, на множество деталей, характери­зующих образы, их сказочность, на крупные за­главные буквы текста, гармонично сочетающиеся с характером рисунка.

Геннадий Дмитриевич Павлишин

Вызовем у детей радость от встречи с нарядной книгой, удовольствие от рассматривания рисунков художника. Обратим их внимание на своеобразие, необычность оформления книги: декоративность, стилизацию образов (деревьев, цветов, зверей, птиц), присутствие национальных орнаментов, яр­кость, нарядность, особенности техники (контур­ное и силуэтное изображение).

Виктор Чижиков

Постараемся вызвать у детей интерес к творче­ству художника Виктора Александровича Чижико­ва, удовольствие от встреч с его веселыми рисун­ками. Обратим внимание на графические средства выразительности рисунков — линию, штрихи, пятно, передающие забавные позы, пушистость котов, их настроение. Подчеркнем удивительное единство образа, придуманного художником и вы­раженного в стихах и рисунке. Вызовем у детей эстетические суждения и оценки.

 








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1809;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.