Основным приемом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством на первом этапе является искусствоведческий рассказ педагога.
Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой:
- сообщение названия картины и фамилии художника;
- о чем написана картина;
- что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение);
- что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения);
- что красивого показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.
Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.
На занятии искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение.
Искусствоведческий рассказ помогает дифференцировать в сознании детей такие понятия, как «тема» (о чем картина), «содержание» (что изображено), «выразительные средства» (как выражено), понимать эстетическую ценность картины, а также способствует формированию образной связной речи дошкольников.
Затем воспитатель задает им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником, а также активизации творческого воображения и эмоций, возникающих при восприятии изображенного на полотне.
2. На первом этапе ознакомления дошкольников с живописью на занятии (сразу после искусствоведческого рассказа) правомерно предлагать конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание ее, с тем чтобы подвести ребят к пониманию содержания произведения.
- Что изображено на картине?
- Где расположены изображенные на картине предметы, люди?
- Как вы думаете, что самое главное в картине?
- Как это изобразил художник?
- Что в картине самое яркое, сразу бросается в глаза?
- Что этим хотел сказать художник?
- Какое настроение передал художник?
- Как вы догадались, что именно такое настроение отражено?
- Как это художнику удалось сделать?
- О чем вам думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?
Поэтому в процессе ознакомления детей с живописью, особенно на первых этапах, оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий.
«Ребята, вы все внимательно рассмотрели, что изображено на картине, о чем она. А теперь давайте мысленно перенесемся на это место (показать на картину) и вслушаемся в рабочий, трудовой шум на строительной площадке. Что вам слышится? С чем можно сравнить шум на этой площадке?».
4. Рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Как и искусствоведческий рассказ, он используется на первом этапе ознакомления с живописью.
Этот рассказ имеет определенную структуру:
- сообщить, кто написал картину и как она называется;
- рассказать, о чем произведение, какими красками написано, какое в нем передано настроение,
- что особенно понравилось, какие возникают чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.
Это примерная структура оценочного рассказа педагога.
Второй этап
Здесь решается задача: целостно воспринимать картину (развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины, выделять выразительные средства, формировать умения «читать» картины, мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению).
Приёмы:
1. Рассматривание картин начинали с постановки вопросов более обобщенного характера (по сравнению с первым этапом работы). Они строятся с учетом более высокого уровня восприятия картины детьми и их умения анализировать произведение. Например:
- О чем картина? Почему думаете так, расскажите.
- Как бы вы назвали картину? Почему именно так?
- Сравните с авторским названием.
- Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
- Как он изобразил это в картине?
- Какое настроение вызывает картина?
- Отчего возникает такое настроение?
- Что хотел сказать художник своей картиной?
· Что он особенно выделил, чтобы мы увидели это в картине?
2. Прием точных установок о выполнении ребенком мыслительных действий в определенном порядке при ответе на вопрос: «Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина».
Применение точных установок как приема ознакомления детей с живописью позволяет научить их логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, учит рациональному восприятию живописи, а также видению эстетических достоинств произведения.
3. Использование приемов композиционных и колористических вариантов. Суть данных приемов заключается в том, что педагог словесно или наглядно показывает, как меняются содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине. Например: «Что изменилось в картине между людьми, предметами, изображенными художником? (При этом педагог закрывает часть композиционного построения листом бумаги, подобранным под общий тон картины и соответствующим по форме силуэту закрываемого изображения.) О чем бы рассказала картина, если бы художник расположил хлеборобов во время обеда не по кругу, а отдельными группами? Сравните по величине изображение человека на картине с силуэтным изображением на карточке. (Педагог несколько раз накладывает на изображение образа в картине силуэтное изображение фигуры на карточке, увеличенное или уменьшенное в зависимости от изображения на картине.) Прием колористических вариантов, суть которого состоит в изменении колорита картины путем словесного описания или наложения цветной пленки на цвет художника. Воспитатель задает вопросы: «Что изменилось бы в настроении изображенных людей, в их отношениях, если бы художник написал картину в холодных тонах, а не в теплых? Сравните, какой цвет в картине «звучит» более красиво — красный, выбранный художником, или, скажем, синий. Что хотел передать этим цветом художник?» (Педагог закрывает пленкой другого цвета изображенную художником форму.)
4. Метод формирования личностного отношения детей к живописи. Вместо рассказа образца личностного отношения педагога к понравившейся картине используются расчлененные вопросы.
Третий этап
Формируется творческое восприятие детьми произведений живописи.
Приёмы:
- сравнение,
- классификация картин,
- мысленное создание собственной картины по названию картины художника,
- различные дидактические игры.
В основе указанных приемов лежит сопоставление произведений разных художников, жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительностью. Это сопоставление дает возможность вызвать у ребенка разнообразные ассоциации, эмоции, чувства, углубляет его представления и переживания.
1. Прием сравнения вводится в процесс восприятия живописи! постепенно, с некоторыми усложнениями.
- Вначале детям дают для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение картины одного художника, но разного колористического решения: «Золотая осень» и «Март» И. И. Левитана.
- сравнивают по контрасту — настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.
2. Прием классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру. Этот прием используется таким образом: на стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени года.
3. Прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Этот прием интересен для ребенка тем, что как бы ставит его в позицию «сотворчества» с художником (большая предварительная работа.).
4. Прием точных установок использовался и на втором этапе ознакомления детей с живописью. Однако теперь воспитатель несколько усложняет вопросы, чтобы не только учить детей излагать свои мысли в определенной последовательности, но и формировать у них умение мысленно создавать картину по законам живописи, готовить их к самостоятельной творческой изобразительной и словесной деятельности, а также развивать такие мыслительные действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Точные установки (предписание о выполнении некоторых операций в определенном порядке): «Расскажи, о чем будет картина, что в ней ты выделишь главное. Как это будет изображено? Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне? Что будет особенно красивым? Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?»
5. Рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине и расчлененные вопросы.
6. Эффективной будет работа, если дети задают друг другу вопросы о просмотренном произведении. Это повышает интерес к живописи, способствует воспитанию чувства товарищества.
Вопросы детей условно объединили в группы.
1. О средствах выразительности, используемых художником: «Почему художник изобразил таких печальных людей у памятника, а трава ярко-зеленая?» (о картине М. И. Лихачева «Память»), «Как написал художник светлый день, а солнца нет?» (о картине А. А. Пластова «Лето»), «Почему у одного художника все четко вырисовывается, а у другого нечетко?» (о картинах Ю. К. Королева«Космические братья» и Ю. М. Атланова «Над землей»).
2. О нравственных нормах поведения людей: «А для чего ткачихи так много ткут полотна?» (о картине В. В. и Н. П. Родионовых «Красные ситцы»), «А почему дети убирают картошку?» (о картине А. П. и С. П. Ткачевых «Трудовые будни»).
3. О деятельности самого художника: «Как получились у художника такие светлые краски?» (о картине П. Ф. Никонова «Лето»), «Почему братья Ткачевы написали в картине «Трудовые будни» самих себя? Почему художники знают, о чем надо писать картины?»
4. О событиях, предшествующих картине и последующих: «Как дальше будут праздновать рождение железной дороги?» (о картине В. Ф. Жемерикина «Серебряные рельсы»), «Почему люди приходят во время праздника на Красную площадь?» (о картине К. Ф. Юона «Демонстрация на Красной площади»).
5. Об окружающей действительности: «Почему Красная площадь называется Красной?» (при рассматривании картины К. Ф. Юона «Демонстрация на Красной площади»), «Какое солнце в космосе?» (картина Ю. М. Атланова «Над землей»).
Как организовать планирование деятельности воспитателя и детей по ознакомлению их с изобразительным искусством?
1. Специальные занятия по ознакомлению с живописью целесообразно включать в разделы педагогического процесса: ознакомление с окружающим (общественные и природные явления), развитие речи (связной), художественная литература и изобразительная деятельность. В разделе «Изобразительная деятельность» специальные занятия по ознакомлению с изобразительным искусством можно соединить с занятиями по рисованию, лепке, аппликации. Занятия по приобщению детей к изобразительному искусству лучше организовывать после накопления представлений у дошкольников об окружающем мире.
2. Работу по ознакомлению с живописью желательно предусматривать и на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим (как часть занятия). Планируя занятия по ознакомлению детей с искусством в течение года, необходимо предусмотреть все виды изобразительного искусства: декоративно-прикладное, живопись, скульптуру, графику. В схемах перспективного планирования для всех возрастных групп учтен принцип чередования занятий
3. Знакомить дошкольников с искусством можно не только на специальных занятиях или занятиях комбинированного типа. Проводить такую работу можно и в свободное время (утреннее, дневное, вечернее): во время дидактических игр, игровых упражнений, посещения выставок и т. д.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 4608;