N исследовать то психическое состояние, которое является оптимальным при выполнении человеком самых разных деятельностей.
Существует ряд форм трудовой деятельности, которые ориентированы на процесс, а не на результат: художники, поэты, композиторы, и т.д. нередко проводят дни и ночи напролет за работой, ничего не замечая вокруг себя; но, завершив произведение, могут тотчас потерять всякий интерес к нему. Эта «захваченность», «упоение» самим процессом наблюдается не только в творческих профессиях.
Исследования В.В.Козлова показывают, что притягательная сила творческих (ресурсных, эвристических, потоковых, расширенных) состояний сознания обеспечивается рядом важных признаков:
1)Трансценденция Эго. 2)Трансценденция времени. 3)Трансценденция пространства. 4)Трансперсональность. 5)Апрагматичность.
Трансценденция (от лат. transcendere – переступать; или от лат. transcendens – выходящий за пределы) – философский термин, характеризующий недоступное теоретическому познанию, не основанное на эмпирическом опыте.
Трансценденция Эго.В эвристическом акте сам действующий субъект исчезает, т.е. «чувство себя», «Я-ковость», самосознание и самоидентичность теряется.
Ø Эго перестает быть «кожным».
Ø Личность становится частью действующей системы, большей, чем его индивидуальное «Я».
Ø Возникает интеграция всех языков сознания и чувственного отражения в мышлении человека
Ø В творческом акте человек действует как источник своих сущностных сил.
Ø Творчество дает возможность проявить ресурс жизненных сил человека, его энергии
Трансценденция времени. Феномен искажение восприятия времени в расширенных состояниях сознания в сторону их сокращения или возникает аутизация такого уровня, когда восприятие времени полностью исчезает и личность «обнаруживает себя» в определенном временном промежутке.
Ø Искажение восприятия длительности временных периодов существенно зависит от «поглощенности» деятельностью.
Ø В творческом акте нивелируется граница между объектом и субъектом, между тем, что есть (предметная среда, реальная) и тем, что есть для субъекта.
Ø Тансценденции времени способствуют особые эмоциональные состояния сознания, которые возникают в ходе творческой деятельности: а) творческий экстаз, б) инстаз
Трансценденция пространства. Это идиферентное отношение к качественным характеристикам пространства, их трансформация или полная отрешенность от этих качеств.
Ø Индифферентность по отношению к физическим характеристикам пространства.
Ø Трансценденция социальных характеристик.
Ø Происходит сужение стимульного поля восприятия пространства до значимых переменных, обеспечивающих деятельность. Возможна антроморфизация вещей, объектов.
Трансперсональность. В результате трансценденции Эго происходит замещение сиюминутного пространства своим высшим Я, надличностной составляющей. У человека возникает состояние Боговдохновенности: «Идеи падают с неба», «Открывается Канал».
Апрагматичность. Непрактичность, бессеребренность творческих состояний сознания, их ориентированность на процесс выполнения деятельности, а не на результат.
Подберите описания признаков ПСС в литературе (кинофильме, спектакле, музыкальной литературе…) или выпишите отрывки с полным указанием библиографических данных.
Признак ПСС | Пример |
Трансценденция Эго. | |
Трансценденция времени. | |
Трансценденция пространства | |
Трансперсональность | |
Апрагматичность |
С.м. Литературу:
Козлов, В.В. Расширенные состояния сознания: творчество и игра // ЧФ: Социальный психолог 2008, № 1. – С. 1–18.
Буякас, Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихали) // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1995. Т.2. – С. 53 – 61.
Измененные состояния сознания и культура: Хрестоматия. Автор-составитель О.В.Гордеева. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с.
3. Этапы процесса художественного творчества
Н.В.Рождественская
1. Готовность к работе.
Предпосылки творческой деятельности появляются тогда, когда возникает потребность эмоционального отклика на какие-то явления действительности.
2. Появление замысла.
Часто толчком к появлению замысла служит нечто, необычно притягивающее внимание и потому мобилизующее и концентрирующее силы на одной задаче. Рождение замысла субъективно воспринимается как большое событие.
3. Разработка замысла.
«Стратегия творчества» с одной стороны, определяется художественным методом, а с другой — индивидуальным стилем деятельности.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 1992;