Этапы подготовки и методика проведения музейной экскурсии.

План.

  1. Понятие «музейная педагогика».
  2. Музей, его виды.
  3. Экскурсия как ведущая форма работы музея. Классификация экскурсий.
  4. Методика проведения музейной экскурсии.
  5. Формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии.

Литература.

  1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 208 с.
  2. Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2000. – 256 с.
  3. Российский этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С. А. и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 192 с.

 

Вопрос.

Многими исследователями доказана роль искусства в творческом развитии личности ребенка. Немаловажное место здесь занимает работа в музее.

Специфика учебно-воспитательного процесса на материалах художественного музея состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться воспринимать произведения искусства, пробудить потребность к созданию прекрасного и в своем быту.

В настоящее время все чаще и чаще используется термин «музейная педагогика».

Музейная педагогикаэто новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Предмет изучения музейной педагогики – культурно-образовательный аспект.

Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев – подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой здания, интерьерами залов оказывают эмоциональное воздействие на детей, а это, безусловно, неоценимо в формировании личности и духовно – интеллектуального потенциала общества в целом.

В зрительном контакте ребенка с подлинным произведением искусства – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик образовательных центров.

Расширяются и углубляются исследования музеев по данной проблеме и контакты с детскими садами. Возрастающий интерес родителей к посещению художественных музеев с детьми дошкольного возраста стимулирует музейных педагогов:

-находить специальные помещения для занятий, хорошо оснащенными лабораториями и исследовательскими центрами;

-создавать специальные музейные программы занятий, студии живописи, рисунка, дизайна на базе музея;

-проводить разные формы работы с детьми в музее и детском саду.

Воспитатель становится посредником между детьми и музеем. Это ответственная просветительская работа, направленная в будущее.

 

Вопрос.

Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы, - храм муз.

 

В зависимости от содержания коллекции выделяют музеи:

1.Отраслевые. К ним относятся:

- исторические музеи (их работа связана с изучением исторических событий, памятников, археологических находок);

- художественные музеи (собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства);

- литературные (хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством писателей);

- музыкальные (музеи музыкальных инструментов, музыкальной культуры и мемориальные. Музеи музыкальных инструментов собирают уникальные коллекции музыкальных инструментов разных эпох и народов, а также изготовленных великими мастерами. В музеях музыкальной культуры хранятся архивно-рукописные материалы, музыкальные инструменты, изобразительные материалы, фонотеки. Музыкально-мемориальные музеи создаются, как правило, в домах и усадьбах, где жили и работали известные музыканты);

- этнографические музеи (отражают наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их жизни);

- технические музеи (собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями науки и техники на разных стадиях развития человечества);

- естественно-научные музеи (демонстрируются экспонаты, раскрывающие достижения в области изучения живой и неживой природы, развития сельского хозяйства и землепользования).

2. Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов. Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

3. Мемориальные музеи создаются на базе выдающихся памятников архитектуры, живой природы или на базе краеведческих, литературных, музыкальных и других музеев.

Работа музеев различной направленности регламентируется Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации, о музеях в Российской Федерации».

Собрания музейных предметов классифицируют по типам музейных источников. Выделяют:

  1. Вещевые (орудия труда, оружие, военное снаряжение, предметы быта, предметы декоративно-прикладного искусства, образцы сырья и продукции производства).
  2. Изобразительные (живопись, графика, скульптура, литография, рисунки, диапозитивы и т.д.).
  3. Письменные (рукописные и печатные документы, прокламации, законодательные акты и т.д.)
  4. Документальные, видео- и аудиоматериалы (запись разных шумов, выступлений известных политических деятелей и мастеров искусства и т.п.).

Музейные материалы оформляются в тематические экспозиции, которые строятся на основе принципов научности, предметности, учета особенностей восприятия разнообразной информации разными категориями населения (основной цвет, на котором размещается экспозиция; освещенность, компоновка предметов, аудиосопровождение и т.п.

Основными функциями музея являются: научно-просветительская и научно-исследовательская деятельность. В качестве просвещения выступают как музейные экспозиции, так и экскурсии, музейные кружки и другие формы взаимодействия с населением. Научно-исследовательская деятельность направлена на изучение музейных предметов. Каждый музей в соответствии со своим профилем осуществляет комплектование музейных фондов. Прежде, чем любой предмет займет свое место в экспозиции музея, научные сотрудники музея определяют его ценность с точки зрения уникальности, типичности, а также эстетической и художественной ценности. Результаты исследований обобщаются и публикуются в каталогах, путеводителях, буклетах, научно-популярной литературе, научных трудах.

 

Вопрос.

Музейная работа имеет различные формы, которые сложились в результате многолетней научно-исследовательской работы (Бакушинский А.В., Коган М.С., Косова И.М., Левыкин К.Г., Потапова М.В., Рева Н.Д., Романова Н.И., Шацкий С.Т. и др.).

Передача информации может проходить:

- через экскурсии (Кудрина Т.А., Рева Н.Д.);

- музейные уроки и индивидуальные письменные задания (Иванова Е.И., Моисеева В.С.);

- кружки и клубы (Косова И.М.);

- лекции, тематические вечера, музейные олимпиады и конкурсы (Грачев М.Н., Михайловская А.И.).

Ведущей формой работы музея является экскурсия, поэтому необходимо рассмотреть ее классификацию, структуру, этапы подготовки.

Экскурсии классифицируются:

  1. По месту проведения:

- внутри музея;

- на открытом воздухе.

2. По характеру содержания:

а) обзорные (ознакомление с широким кругом вопросов и просмотр большого количества музейных помещений);

б) тематические:

- сквозные (в отведенное время посетителям предлагается познакомиться с рядом исторических событий, уяснить закономерности развития общества, искусства);

- целенаправленные (ознакомление с отдельным периодом, событием, направлением в искусстве или этапом научно-технического прогресса);

- обобщающие (характеристика разных периодов в развитии культуры, науки, искусства, общества и т.п.).

3. По целевому назначению:

- научно-просветительские (просвещение посетителей);

- учебные (углубленное изучение какой-либо темы).

4. По составу экскурсионной группы:

- для студентов;

- для учащихся;

- для детей;

- для специалистов одной профессии;

- для других социальных групп.

Вопрос.

Исследователями выделяются этапы подготовки и проведения музейной экскурсии:

  1. Определение темы и содержания экскурсии.
  2. Составление плана экскурсии (продумывается маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения).
  3. Целенаправленный показ экспозиций (собственно экскурсия).
  4. Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.

Экскурсия состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.

Перед осмотром экспозиций музея экскурсовод определяет тему и задачи экскурсии и подводит посетителей к пониманию основного содержания. Очень важно во вводной части дать установку на восприятие как вербального, как и визуального материала. Это позволит повысить образовательную эффективность экскурсии.

Основная часть экскурсии включает рассказ экскурсовода, зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации посетителей, к которым относятся эвристические вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания и др.

Завершает экскурсию заключительная часть, в ходе которой подводится итог и дается установка на восприятие материала последующей экскурсии.

Следует отметить, что наибольшей эффективностью обладает цикл экскурсий, который позволяет реализовать принципы непрерывности и преемственности в педагогическом взаимодействии «экскурсант – экскурсовод».

 

Теперь более подробно о методике подготовки и проведения экскурсии.

Первая проблема, с которой сталкиваются педагоги и родители, планируя посещение музея, связана с определением возраста, наиболее сензитивного для знакомства с музейными экспонатами. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно.

С одной стороны, в литературе упоминается о довольно раннем приобщении ребенка к музейной культуре. В книге «Поверь в свое дитя» (М.,1993) С. Лупан описывает опыт воспитания своих 5 детей. Важной задачей воспитания она считает художественно-эстетическое развитие, которое осуществляется через ознакомление с изобразительным искусством. Поэтому уже в 1,5-2 года ее дети посещали художественные музеи и выставки.

С другой стороны, в 20-е годы ХХ в. А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий, Ф.И. Шмит и др. доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. Все последующие исследователи (Н.Д. Рева, Т.В. Чумакова, Е.Н. Конухова, Н.Л. Кульчинская и др.) так же подчеркивали целесообразность раннего знакомства детей с фондами музеев, однако все они ориентировались на младших школьников. Ныне ни у кого из специалистов не возникает сомнений в необходимости снизить этот возрастной ценз. С начала 90-х годов проводится работа (А.П. Михеева, Л.В. Пантелеева и др.), направленная на приобщение старших дошкольников к мировой художественной культуре средствами музея.

Из всего вышесказанного следует, что каждому педагогу и каждой семье предстоит самостоятельно решить, с какого возраста следует начать знакомство с музеями.

Второй вопрос, с которым столкнуться взрослые: с каким видом музея следует знакомить дошкольников, а с каким нет; в какой последовательности проводить изучение музейных материалов.

Сегодня уже есть определенный опыт художественно-эстетического развития личности ребенка средствами художественных, литературных, мемориальных и краеведческих музеев. Что же касается других музеев, то изучение их педагогической ценности в работе с детьми дошкольного возраста является новой – и вполне перспективной – областью исследований.








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 9334;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.