Чем надо руководствоваться при выборе музея?

  1. Наличием устойчивого интереса к той или иной области человеческих знаний. Устойчивость интереса определяется длительностью времени, которое ребенок посвящает любимому делу, познавательной активностью, подбором средств и источников информации. Проявляться интерес может в коллекционировании, оформлении альбомов, желании отражать в продуктивных видах деятельности интересующую тему, в целенаправленном выборе телепередач, видеофильмов, в стремлении получить информацию из разных источников, в количестве и глубине задаваемых вопросов.
  2. Уровнем подготовленности ребенка к восприятию информации, отраженной в экспозициях. Это значит, что у ребенка должен быть накоплен определенный объем знаний об интересующем его предмете или явлении. Посещение художественного музея предполагает знакомство с репродукциями картин, их названиями, историей создания; музея-усадьбы – биографией человека или семьи, которая жила в этом месте. Если материал, с которым собираются познакомить ребенка на экскурсии, не входит в серу его интересов, то в процессе подготовки необходимо обратить внимание на такие факты, которые будут стимулировать потребность в получении дополнительных знаний о людях, образе их жизни и деятельности. Целесообразно в процессе бесед, рассматривания иллюстраций, наблюдений на прогулках, праздниках создавать проблемные ситуации. Решение же проблемы можно найти в процессе посещения музея.

Однако подготовительная работа, направленная на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность, возможна с детьми старшего дошкольного возраста. С детьми младшего дошкольного возраста необходимо постепенно накапливать информацию о различных предметах с целью их последующего узнавания в музейных экспонатах.

Известно, что информация усваивается ребенком успешнее, если имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса свидетельствует об эмоциональной окраске. Взаимосвязь эта очевидна. Выделяют особую эмоцию – любопытство, которое может стать основой любознательности. В свою очередь любознательность является проявлением интереса. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. В результате увеличения объема знаний, создания проблемных ситуаций, стимулирования интереса ребенок с нетерпением начинает ожидать встречи с музеем.

Следующее, что надо предпринять – познакомить детей с правилами поведения в музее. Можно побеседовать с ребенком о том, что:

- в залы музея необходимо входить без верхней одежды, а иногда в специальной музейной обуви;

- большие сумки, зонты и т.д. следует оставлять в гардеробе;

- музейные экспонаты нельзя трогать руками;

- рассматривая экспозиции музея, не стоит громко разговаривать;

- переходы из зала в зал должны проходить спокойно.

Наиболее интересной и запоминающейся будет игровая форма усвоения правил поведения в музее. Например, картинки – вопросы, комиксы, занимательные упражнения и т.д.

Последний этап в процессе подготовки к посещению музея связан с выбором содержания экскурсии. Сначала необходимо определиться с целью предстоящего похода в музей. Экскурсия может проводиться с целью:

- формирования представлений о специфике разных музеев;

- расширения знаний о явлениях в природе и обществе;

- развития детского технического и художественного творчества.

В соответствии с целью следует отобрать содержание экскурсии. В музее целесообразно узнать, какие темы экскурсий предлагаются, насколько они адаптированы или могут быть адаптированы для дошкольников.

Если в музее есть экскурсии для детей, родителям и педагогам есть смысл пройти по залам вместе с экскурсионной группой, познакомиться с содержанием экскурсии и составить собственное мнение о ее доступности ребенку. Если в музее не предусмотрены экскурсии для дошкольников, то в этом случае педагог самостоятельно готовиться к роли «экскурсовода».

Работу над содержанием экскурсии следует начинать со знакомства с каталогами, буклетами, проспектами, схемами расположения залов и экспозиций, выпускаемыми музеями, и научно-популярной литературой. Содержание выстраивается в соответствии с видом и структурой экскурсии. Следует обратить внимание на разнообразие приемов преподнесения материала. Это имитационные действия, игровые упражнения, воображаемые путешествия и т.п. Дошкольники с удовольствием воспринимают появление игрового персонажа, который помогает вести экскурсию. Экскурсоводом могут стать Муза искусства (в музее изобразительных искусств); Светлячок или Кузнечик (в музыкальном); домовенок Кузя (в этнографическом или краеведческом); волшебный Фонарь или Ученый кот (в техническом музее) и т.п.

Если экскурсию проводит не сотрудник музея, то брать экспонаты в руки и проходить внутрь экспозиций нельзя.

Образ игрового персонажа, который выбирает взрослый, должен соответствовать профилю музея, а иногда содержанию экспозиций. Фея искусства – это кукла в древнегреческой тунике. В руках у нее факел или фонарик. Несложное устройство с батарейкой может сделать ее живой. Факел загорается и тогда, когда дети правильно выполняют задание, подбирают образное выражение, определяют настроение картины и т.п. Поскольку игровой персонаж живет или работает в музее, то в конце экскурсии он должен остаться там: взрослый либо незаметно прячет его (если это самостоятельно организованная экскурсия), либо уносит в служебное помещение (если экскурсию ведет сотрудник музея). В любом случае у детей должно остаться ощущение сюрпризности.

Другая особенность организации экскурсии заключается в правильном ее завершении. После обобщения, которое делает экскурсовод, или в ходе него дети должны получить подарки – сюрпризы: открытки с репродукциями картин, которые рассматривали, значки, фотографии игровых персонажей с их автографами, аудиокассеты, портреты знаменитых людей, книги и пр. Важно, чтобы подарок-сюрприз соответствовал содержанию экскурсии. Следовательно, его необходимо подготовить заранее и привлечь к этому родителей. Если детей мало (1-3), то подарки-сюрпризы можно изготовить самостоятельно или использовать современные технические средства (фотоаппарат, ксерокс и т.д.). В конце экскурсии детям можно подарить детали, из которых в последующем изготавливаются простые поделки, чертежи их сборки.

При выборе подарка необходимо учесть и его место в последующих беседах, направленных на закрепление полученных в ходе экскурсий знаний.

Итак, в ходе подготовки экскурсии следует учитывать следующее:

    1. Информация должна быть объективной, научной, доступной.
    2. Игровые приемы и упражнения должны быть связаны с темой экскурсии.
    3. Эмоциональный фон экскурсии должен идти по нарастающей: самый яркий экспонат, рассказ, игровой прием должны быть введены ближе к концу.
    4. Рассказ о разных экспонатах должен обладать внутренней логикой.
    5. Все экспонаты, которые предлагаются для рассматривания и изучения, должны решать основную познавательную задачу экскурсии.
    6. Заключительная часть должна включать вручение подарков-сюрпризов, соответствующих выбранной теме.

Вопрос.

Тщательно продуманная, эмоционально и интересно проведенная экскурсия имеет наибольший познавательный эффект в том случае, если после экскурсии будет правильно организовано закрепление полученной информации.

Не всегда целесообразно обмениваться впечатлениями сразу после посещения музея. В некоторых случаях лучше дать детям время, чтобы осмыслить увиденное и услышанное. Вечером того же дня (с детьми младшего дошкольного возраста), на следующий день или даже через несколько дней (со старшими дошкольниками) необходимо провести итоговую беседу. Выбор времени для проведения беседы зависит от желания и потребности детей еще раз вернуться к теме экскурсии.

Иногда взрослому трудно понять, нуждается ли ребенок в данное время в обмене впечатлениями. В этом случае можно обратиться к подарку-сюрпризу. Рассматривание открыток, чтение книг, сборка изделия из подарочных деталей помогут начать беседу.

Однако, как правило, посещение музея оставляет у детей яркий след и рождает потребность поделиться впечатлениями, не откладывая это на потом.

Обсуждение экскурсии не должно сводиться к вопросам: «Тебе понравилось в музее?», «Что тебе понравилось больше всего?». Вопросы формулируются таким образом, чтобы можно было определить, какой объем знаний есть у детей, насколько эти знания системны и прочны, появился ли интерес к предмету изучения. Для начала беседы вопросы могут быть сформулированы следующим образом.

- В какой комнате дворца тебе хотелось немного пожить? Почему?

- Интересно, чем похожи магнит и обычная батарейка?

- В чьем лесу тебе хотелось бы погулять: Шишкина или Левитана? Почему?

Знания, полученные в процессе знакомства с экспозициями художественных музеев, можно закрепить в играх и игровых упражнениях, которые могут быть направлены на узнавание и называние картин, скульптур, архитектурных сооружений, а могут быть ориентированы на классификацию и систематизацию знакомых произведений изобразительного искусства. Например, из предложенных репродукций отобрать пейзажи, натюрморты или произведения одного художника и т.п.

Все вышеизложенное позволяет выделить формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии:

- беседа;

- коллекционирование;

- продуктивная деятельность;

- создание разнообразных макетов, поделок;

- оформление альбомов;

- подбор и чтение специальной литературы;

- игры и игровые упражнения.

Немного остановимся на коллекционировании.

Коллекциясистематизированное собрание однородных предметов.

Коллекционирование – интересное и полезное занятие. Оно:

1. Стимулирует познавательную деятельность.

2. Подбор экспонатов требует целеустремленности, терпения, находчивости.

3. Коллекция рассказывает окружающим о том, чем жил, чему радовался, чем вдохновлялся коллекционер.

Коллекционировать можно все: открытки, марки, монеты, карандаши, колокольчики и т.д.

Коллекция начинается с понимания того, что несколько предметов объединены какими-то общими чертами.

Вещи в коллекцию собираются в определенной системе.

Систематизировать можно 2 способами:

1. Составлять каталоги. Каталог – это карточки небольшого размера (коробки, в которой они находятся). Он может быть простым и представлять перечень имеющихся в коллекции предметов (могут быть условные знаки, рисунки и т.д.). Когда вещей набирается много, начинают систематизировать по разделам и подразделам. Как вариант заполнения карточек, ставят шифр, который помогает найти местоположение предмета.

2. Оформлять домашние экспозиции музейного типа. Здесь предметы размещают на полках под стеклом. Постоянные экспозиции не меняются, а постоянно пополняются новыми экземплярами. Временные экспозиции - тематические (семейные, общественные события). Оформление экспозиций в домашних условиях связано с решением художественных и научных задач. Надо продумать, на каком фоне и с какими дополнительными аксессуарами экспонаты будут смотреться лучше, дополнительной освещение экспозиции.

Коллекцию можно хранить в ящиках, коробках, оформлять альбомами.

Коллекционирование не должно превратиться в простое накопительство, поэтому надо проводить экскурсии (прием гостей по случаю дня рождения одного из членов семьи). Можно организовать выпуск домашнего журнала, научного бюллетеня, буклета, посвященного одному экспонату или нескольким.

Формы пополнения коллекции: покупка, обмен, самостоятельный сбор и обработка экспонатов (гербарии).

Таким образом, индивидуальное коллекционирование стимулирует познавательное развитие ребенка, формирует навыки музейной работы.

Другие формы закрепления музейных впечатлений см. в учебном тексте «Методика ознакомления детей с экспозициями музея».








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 3016;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.