Восприятие скульптуры детьми дошкольного возраста
В теории дошкольного воспитания очень незначительная часть работ посвящена изучению роли произведений скульптуры в эстетическом воспитании дошкольников (исследования Г.М. Вишневой, Н.Б. Халезовой, М.А. Гончаровой).
В окружающей действительности дети встречаются с разными видами произведений скульптуры (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии ими пластического образа необходимо научить детей понимать специфику «языка» скульптуры, дающей трехмерное изображение предмета в реальном пространстве и обогащающей новыми способами художественного видения. В отличие от живописи и графики образы скульптуры имеют реальный объем и специфический материал. Скульптура относится к пространственным видам изобразительного искусства: ее образы требуют кругового осмотра с разных точек зрения. Выразительность образа передается контурной линией, силуэтом, статикой или динамикой композиции, фактурой и цветом материала.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста (специфику психики, малый жизненный и художественный опыт), в работе с детьми целесообразно использовать прежде всего скульптуру малых форм анималистического жанра.
По данным Г.М. Вишневой, в некоторых детских садах скульптура малых форм используется для обучения на занятиях, а также для украшения групповых комнат. Однако методикой работы с нею воспитатели не владеют.
Дети седьмого года жизни правильно определяют назначение скульптуры («для памяти», «для украшения»), вспоминают (по фотографиям) отдельные образы монументальной, станковой скульптуры, а мелкую пластику, как правило, не смешивают с игрушкой. Дети шестого года жизни чаще смешивают скульптуру с игрушкой, не всегда понимают декоративную функцию мелкой пластики. У тех и других отсутствуют в речи слова: «скульптура», «скульптор». Они заменяют их другими: «памятник», «сувенир», «делают люди на заводе», «на работе». Данные представления о скульптуре сложились у детей в их стихийном образе.
Не понимая выразительности объемных форм «языка» скульптурной композиции, значение кругового обзора при ее восприятии, дети не всегда могут достаточно полно выразить свой замысел в лепке.
При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного: «она как настоящая», «эта лиса похожа на живую, а другая очень тонкая, палочная лиса» (условное изображение лисы).
Отсутствие знаний о специфике художественного «языка» скульптуры часто вводит дошкольников к неправильным суждениям. Например, рассматривая скульптуру из чугуна, ребёнок замечает: «Черный олень, как молоток, не может быть красивым».
Восприятие же фигурок из фарфора не вызвало у детей отрицательных реакций, им нравится его белый цвет, гладкая фактура, яркость окраски.
В процессе восприятия скульптуры дети часто самостоятельно характеризуют ее с помощью сенсорных эталонов формы, цвета, фактуры: «У большого оленя голова, спина, ноги более гладкие (плавная линия), видно, что он спокоен. У олененка горбинки на спине, ноги согнуты.., он боится, дрожит.., он не спокоен».
У детей старшего дошкольного возраста может быть сформировано эстетическое восприятие скульптуры малых форм как пластического вида изобразительного искусства. Для них характерны самостоятельность выводов, интересные ассоциативные сопоставления, меткие названия образа.
Педагоги в своих исследованиях отмечают существенные различия эстетического восприятия скульптуры у младших и старших дошкольников. В.А. Езикеева установила, что для малышей 3-4 лет характерно «действенно-игровое» отношение к образам искусства как к обычным предметам. Эмоциональные впечатления у них возникают чаще от сенсорных свойств и качеств. Только в старшем дошкольном возрасте появляется способность воспринимать выразительные средства художественного произведения. При восприятии скульптуры дети понимают ее назначение, узнают образ.
Эстетическую оценку скульптуры они связывают с ее содержанием, отдельными яркими сенсорными признаками (формой, цветом). Интерес к скульптуре проявляется в мимике, активных действиях-обследованиях. Дошкольники могут самостоятельно характеризовать скульптуру, понимают пластику движения, выразительность окраски. У них возникают эстетические эмоции, оценки скульптурного образа: «Корова кажется доброй, она голову повернула и не бодается», «Этот медведь красивее, чем настоящий, и не страшный». Рассказ о том, как скульптор по-разному передает образы животных, помогает детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций, условность цветовой окраски, внимательнее рассмотреть скульптуру с разных сторон. Н.Б. Халезова считает, что предварительное обследование ребенком скульптуры малых форм должно быть не только зрительным, но и тактильным. Воспринимая форму во время специально организованного обследования, ребенок запоминает ее при помощи мышечного чувства пальцев и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур. По ее мнению, в формировании пластического образа в лепке наиболее значим этап обследования, когда вся фигура воспринимается в целом, а затем внимание ребенка направляется на отдельные части, детали. Важность восприятия целостного образа отмечали в своих исследованиях Э.Г. Пилюгина, Н.А. Курочкина и Г.В. Пантюхина, изучавшие сенсорные основы лепки.
Н.Б. Халезова предлагала детям принимать позу какого-нибудь персонажа после слушания текста и рассматривания скульптуры. Подобный прием помогал им лучше понять и увидеть образ.
Изучение педагогического опыта И.Я. Котовой свидетельствует о действенности такого приема. Так, перед занятием по лепке фигурок «лыжников», дети катались с горы. Обучая их различным приемам ходьбы на лыжах — спуску с гор, подъему на гору, педагог фиксировал внимание на положении рук, ног, правильности осанки. Этот метод помог детям в процессе творчества: каждый ребенок старался передать уже знакомую ему пластику движений, позу, наклон фигуры лыжника и т.д. Использование скульптуры на занятиях по лепке значительно обогащает процесс создания детьми пластического образа, выбор ими наиболее выразительных средств для передачи своего замысла.
Обучение способам эстетического восприятия скульптуры малых форм представляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о скульптуре дети подходят к овладению «языком» пластического искусства. Освоение отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о скульптуре дают детям возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает детский сенсорный опыт, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают ее доступной восприятию каждого ребенка.
Скульптура малых форм анималистического жанра эстетически обогащает старших дошкольников, дает им возможность получать новые знания о животных, у детей формируются гуманные чувства к ним.
Специально отобранные педагогом произведения скульптуры малых форм доступны эстетическому восприятию дошкольников благодаря ее специфике, так как:
• выполненные в лучших традициях реалистического искусства образы этой скульптуры не содержат непонятных символов, аллегорий; обобщенность, типичность персонажей передается автором в узнаваемой художественной форме, что помогает детям понять индивидуальность образа;
• особая эмоциональность анималистической скульптуры малых форм, камерность ее содержания, выраженная интимность поведения персонажей делают эту скульптуру близкой ребенку, побуждают к общению с ней;
• жизненность и условность скульптурных образов животных, выполненных в декоративном материале сильно уменьшенными, делает их «нестрашными» для детей;
• скульптурный материал мелкой пластики может вызвать у детей желание любоваться декоративностью цвета, окраской, фактурой поверхности и т.д.;
• небольшие размеры позволяют видеть скульптуру мелкой пластики в совокупности всех частей, а приближенность к детям во время рассматривания создает условия для общения с ней не только зрительным, но и тактильным способом, что значительно обогащает эстетическое восприятие ребенка.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 9021;