Восприятие графики детьми дошкольного возраста
Восприятие произведений графического искусства может достигать различной степени сложности и полноты.
Оно зависит:
— от подготовленности человека: его эстетического опыта, круга интересов, психологического состояния;
— от самого произведения искусства: его художественного содержания, идей, чувств, которые оно выражает.
Ребенок раннего возраста эмоционального реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. В этом — огромная сила воздействия графического искусства. Оно конкретно, доступно, понятно детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие.
Изучая восприятие детьми графических образов педагоги и ученые раскрыли его психологическую сущность, специфику, структуру, этапы развития эстетического восприятия детьми графики.
А.В. Запорожец, А.А. Люблинская отмечали, что художественное восприятие произведений искусства в дошкольном возрасте носит эмоциональный характер, содействует развитию творческих способностей ребенка. Однако восприятие предмета и восприятие рисунка нельзя отождествлять, они различны по своей природе. Если восприятие предмета — это прямое отражение, то восприятие рисунка является «отражением отражения» (Н.Н. Волков).
Психологи, искусствоведы, педагоги отмечают своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку, причем с возрастом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении реалистичности форм изображений. В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности форм.
Рассматривая иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено. Средства художественно-образной выразительности (линия, форма, цвет, композиция) помогают им узнавать содержание картинки. При восприятии иллюстраций они эмоционально воспринимают образ, проявляют желание еще раз рассмотреть изображение. Исследования доступности восприятия дошкольником средств выразительности в графике показали, что дети способны соотносить рисунок, цвет, форму с характеристикой образа. Рисунок служит наиболее важным фактором в установлении отношения ребенка к персонажам произведения (рассказа, сказки).
Главным в понимании содержания рисунка для детей 3-4 лет является предмет, с которым человек совершает действие, а для детей 5-7 лет — поза изображенного человека и различные композиционные приемы передачи движения. Перспективно уменьшенные на рисунке предметы младшие дошкольники воспринимают маленькими в действительности и только к 5-6 годам начинают понимать уменьшение удаленного предмета (ближе — дальше). Дошкольники понимают сложные по композиции иллюстрации только при слиянии их смыслового и структурного центров.
Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать ее в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение дает возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Р.И. Жуковская, Т.А. Репина подчеркивали необходимость соотнесения текста и картинки. Благодаря умению художника наглядно, выразительно, доступно, эмоционально передать идею произведения, образы в иллюстрациях оказывают огромное воздействие на понимание ребенком текста. Они отмечают, что отношение детей к герою книги меняется после показа иллюстраций. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью.
Художественный образ иллюстраций воспринимается детьми активно, эмоционально. Своими движениями, жестами они часто подражают персонажам, с любопытством рассматривают необычную позу, выражение человеческого лица. Форма, манера рисунка влияют на характер восприятия, глубину наблюдений. Яркий динамический рисунок без загромождающих деталей, без резкого отклонения от действительности более доступен восприятию детей 5-7 лет.
Чтобы художественный образ был понятен, интересен, занимателен для ребенка, художник подбирает соответствующие средства выразительности, характеризующие персонажи, — рисунок, цвет, композицию, своеобразное использование которых в свою очередь определяет творческую манеру автора.
Понятные, доступные и в то же время высокохудожественные графические образы созданы в произведениях книжной графики В.М. Конашевичем, В.В. Лебедевым, А.Ф. Пахомовыад, Е.И. Чарушиным, Ю.А. Васнецовым, Е.М. Рачевым.
Однако если дети не научатся воспринимать графический «язык», огромные возможности по формированию эстетического восприятия иллюстраций могут так и не реализоваться. С другой стороны, и детское изобразительное творчество не получит стимула для развития, так как ребенок в своих рисунках пользуется теми же средствами, что и художник (форма, линия, цвет, композиция). Дети очень любят иллюстрации в книгах о животных. Они предпочитают рисунки с изображением зверей, в которых передано полное сходство («как настоящие», «поправдашные», «лохматые»).
Дети могут воспринимать характерные черты, существенные для выразительного образа данного животного. «Такого же слона с длинным хоботом я видела в зоопарке, — говорит девочка, рассматривая книгу С. Маршака «Детки в клетке» с иллюстрациями Е.И. Чарушина; хочу нарисовать слона и маленького слоненка, чтобы у меня получилась книжка. Можно срисовать много животных — и тигра, и жирафа, и волка». Рассматривание иллюстраций побудило ребенка к собственному творчеству. При описании характерных признаков графических образов дети часто сравнивают их по цвету и форме.
В восприятии графического изображения различают две стороны: а) целостный охват художественного образа произведения; б) восприятие отдельных характерных черт образа, сюжета и композиции произведения. Исследователи подчеркивают, что в основе восприятия произведений искусства детьми лежат эстетические эмоции, эстетические чувства, переживания, эстетическое отношение к окружающему.
В.Я. Кионовой определены показатели развития восприятия книжной иллюстрации старшими дошкольниками:
— понимание содержания иллюстраций;
— осознание ребенком средств выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция);
— эмоциональное отношение к изображенным образам; понимание выразительности как в традиционной манере исполнения, так и с элементами условности.
Таким образом, эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении ребенка описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения.
Следует высоко оценить значение иллюстрации в детской книге, так как с ее рассматривания начинается другой этап в познании окружающего - дети охотно и с интересом включаются в творческий процесс создания иллюстраций.
Еще раз отметим, что, иллюстрация — наиболее понятное по содержанию произведение изобразительного искусства, с которым ребенок встречается уже в раннем возрасте.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 5253;