Итак, особенностями художественного восприятия являются: целостность, условность, эмоциональность, диалогичность, оценочный характер.
Вопрос.
Далее рассмотрим предпосылки возникновения эстетической активности в детстве.
Предпосылки творческого развития ребенка исследователи связывают с его игрой. Ребёнок в любой творческой деятельности осваивает и отображает действительность игровым способом. В психологии и эстетике установлена прямая генетическая связь искусства (художественного творчества) и игры. Родство между ними лежит в следующих особенностях игры:
1. Игра — это мир фантазии ребенка, его воображения, рождающегося во взаимодействии ребенка с внешним миром и выражающегося объективным образом в игровых действиях.
2. Мир игры как мир искусства — это не копия внешней действительности, это мир значимых для ребенка и художника переживаний и их выражения.
3. Ребёнок получает удовольствие от процесса деятельности.
4. Игра ребенка является подготовительной ступенью его художественного творчества. Выготский Л.С. писал, что первичной формой детского творчества является творчество синкретическое, т.е. такое, в котором отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированы... Ребенок рисует и одновременно рассказывает о том, что он нарисовал. Ребенок драматизирует и сочиняет словесный текст своей роли. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разъединились все остальные виды детского искусства. Покажем это на примере рисования.
Детское изобразительное творчество вырастает из игры, питается игрой, становится средством игры. Когда малыш овладевает элементарной способностью воспроизвести желаемый образ, лист бумаги для него становится своеобразной игровой площадкой. Игровыми действиями он дополняет графическое построение рисунка: он пыхтит как паровоз, тикает за часы. Ребенок рисует, играя, и играет, рисуя. Вот зайчик сидит, а через минуту он убежал (зачертил).
Игорь Н. (3-3,6). Сам процесс рисования часто превращается в игру, в действие. То вдруг начинает лить дождь, который затопляет и дома, и людей, и зверей, и все, что вокруг находится. То вдруг нарисованные танки, пушки начинают палить, рисунок покрывается траекторией полета снарядов, разрывом бомб и дымом. Самолеты падают, входя в штопор, все сопровождается соответствующими звуками: "бум, бум", "вз-вз". Постепенно рисунок с танками, самолетами, пехотой покрывается слоем краски, и рисование, а вместе с ним "война" заканчиваются.
Игра и рисование у маленького ребенка тесно переплетаются, поэтому для развития воображения, а также и самого процесса рисования педагоги-исследователи предлагают включать в изобразительные задания игровые ситуации или игровые ситуации с изобразительными действиями; нарисуй птичку, покорми птичку и т.д.
В игре развиваются основные психологические основы творчества ребенка: воображение, образное мышление, чувства. Игра — это школа, в которой человек учится воспринимать условность, без чего не может быть художественного восприятия. Разумеется, игровая условность и художественная — не одно и то же, но первая подготавливает возникновение второй. Более того, установка на восприятие художественного произведения развивается в тесной связи с развитием игры, с развитием воображения ребенка (Малахова). Так, активность малыша (2-4 лет) при восприятии сказки проявляется в выразительных движениях, выполняющих функцию "содействия" героям произведения, когда ребенок становится как бы участником происходящих событий. Эта активность по психологической природе близка к игре.
Благоприятными предпосылками для развития эстетической активности ребенка будут особенности его мировосприятия: способность удивляться, одушевлять объекты и явления, пластичность восприятия. Дети близки к так называемому "художественному" типу, для которого характерна яркость восприятия, наглядная образная память, богатство воображения.
Кирилл (2,10,5) играл с резиновыми утками, составил их брюшками одну под другой и вдруг обрадованно закричал: «Смотлите, смотлите, уточка отлажается, уточка отлажается»
Для маленького ребенка это целое открытие, он обращается к взрослому, чтобы тот увидел и разделил с ним эту радость "первого открытия".
Часто взгляд ребенка останавливается на том, что для взрослого не представляет интереса, иногда ребенок дает эстетическую оценку.
Игорь Н. (5-6). Гуляем в лесу. Игорь сорвал пушинку с вербы. "Дедусь, посмотри, какого я котика прелестного сорвал".
Игорь одушевил объект, он его оценил. Этот факт свидетельствует об эстетическом восприятии ребенка.
Проблема развития художественного восприятия в детстве стала разрабатываться А.В.Запорожцем и его сотрудниками в 30-е годы.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1253;