Познавательная функция искусства.
- раскрывает картину окружающего мира: быт, труд людей в различных сферах деятельности (в семье, на строительстве, в поле, на фабрике, в школьном классе, в медицинском кабинете и т. д.);
- устанавливает взаимосвязи в содержании произведения (не только что видит ребенок на полотне, но и почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал).
- развитие речи: на занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей (добрый, гуманный, человечный, трудолюбивый, добросовестный, неустанный, отважный, мужественный, бесстрашный и др.), вводя их в активный и пассивный словарь детей, а также специфические изобразительные термины — холодный и теплый тон, светотени, краски яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные, цветовые пятна, гамма цветов; слова, связанные с композиционным построением картины,— план картины, построение в круг, в треугольник, линия, движение. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: тепло-холодность, колорит, воздушность, композиция, равновесие, ритм, симметрия, пространство, динамика, изображение стилизованное, обобщенное.
- развивается мыслительная деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь.
Воспитательная функция искусства.
- развивать у них интерес к живописи,
- формировать первоначальные основы мировоззрения.
- способствовать воспитанию различных чувств.
- обогащать нравственный опыт, формировать нравственное сознание.
Эстетическая функция.
- учить старших дошкольников видеть в жанровой живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений,
- сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью.
Тема: Специфика эстетического восприятия дошкольников.
План.
1. Понятие «художественное восприятие».
2. Особенности художественного восприятия.
3. Предпосылки возникновения эстетической активности в детстве.
4. Особенности восприятия детьми изобразительного искусства:
а) восприятие живописи детьми дошкольного возраста;
б) восприятие графики детьми дошкольного возраста;
в) восприятие скульптуры детьми дошкольного возраста;
г) восприятие декоративно-прикладного искусства детьми дошкольного возраста;
Литература
1. Т.Г. Казакова Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М., 2006.- С. 65 – 103.
2. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. – Орёл, 1992. – С. 54 – 66.
Вопрос.
Искусство, по образному выражению Л.С. Выготского, является – «орудием общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существования. Но это «вовлечение» состоится лишь при условии особой эстетической активности личности в отношении искусства — эстетической деятельности.
Выделяют три вида эстетической деятельности:
- художественное восприятие,
- художественное (продуктивное) творчество,
- исполнительская деятельность.
Существенные характеристики эстетической деятельности:
- ее целостный характер, проявляющийся в способности личности «видеть целое раньше частей и видеть правильно» (Э.Ильенков),
- творческий характер, т.к. в ней реализуется драгоценная способность, без которой нет творческого отношения к миру — творческое воображение;
- ее повышенная эмоциональность. Эмоции художника — один из важных источников возникновения художественного образа.
Художественное чувство — это сложное образование, сплав жизненного эмоционального опыта автора с эмоциями, вызванными образами его воображения.
Развитое художественное восприятие — это эстетическая деятельность, направленная на овладение художественным образом.
Она включает:
- мотивационную,
- эмоциональную,
- интеллектуальную составляющие.
Художественное восприятие – это комплекс высших психических функций: восприятия, воображения, ощущения, эмоций, которые актуализируются в произведения искусства.
Вопрос.
Основой художественного восприятия является эстетическое воображение. Но, если в художественно-творческой деятельности процесс завершается материализованным результатом, то в художественном восприятии (или эстетическом восприятии) он не фиксируется во внешнем предмете.
В основе художественного восприятия лежит художественный образ. Поэтому специфика художественного восприятия определяется природой художественного образа.
Художественный образ — это всегда чувственно-воспринимаемый образ.
Сущность художественного образа состоит в образном выражении мыслей, переживаний, ценностного отношения автора к жизни.
Для эстетического восприятия главное «подлинный вид вещи» как средства изображения и выражения, главное – проникнуть в то, что передают звуки, краски, слова, а это значит проникнуть в смысл художественного образа (Теплов Б.М.).
Итак, рассмотрим особенности эстетической активности, одной из форм которой будет художественное восприятие.
1. Целостность – единство формы и содержания художественного восприятия.
2. Художественная условность – художественный образ всегда условен, он нетождественен отображаемому объекту. Психологические механизмы художественной условности сопряжены с деятельностью мышления и воображения, поэтому художественная условность всегда двойственна («двоякая установка на восприятие произведения искусства»). Благодаря такой установке у читателя (зрителя, слушателя) возникает специфическое отношение к произведению как к художественному отображению. При восприятии искусства человек словно живет в двух измерениях: он одновременно и видит «...движущиеся в поле его зрения образы — образы жизни и понимает, что это не сама жизнь, а только ее художественное отображение.
3. Эмоциональность художественного восприятия. Искусство — это всегда эмоциональное осмысление жизни. В основе акта взаимодействия человека с произведением искусства лежат эмоции (Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон). Действие эмоционального воображения — основа художественного восприятия.
4. Диалогичность художественного восприятия. Эстетическое (художественное) восприятие будет эстетической деятельностью, если «созерцатель» (читатель, слушатель) проявит эстетическую активность, которая тождественна активности автора (Бахтин). Эта активность направлена на преодоление внешней формы и обнаружение замысла художественного произведения. В художественное восприятие входит освоение способа выражения замысла, авторской позиции. В замысле встречается активность зрителя (слушателя, читателя) и активность автора. Человек, воспринимающий искусство, соотносит авторскую позицию со своей, поэтому художественное восприятие диалогично. Благодаря этой особенности происходит реальное воздействие искусства на личность.
5. Оценочный характер художественного восприятия. Художественный образ отражает не только объективную реальность, но и субъективную — духовный мир художника, выражающего в замысле свои мысли, эмоции, свое оценочное отношение к миру. Художественные оценки как оценки эстетические выражаются через эмоции. Художественный образ пробуждает оценочное отношение читателя, зрителя, слушателя.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 3275;