Архитектура как вид искусства. Особенности положения в ряду пространственных искусств.
Архитектура тесно связана с социальной жизнью человека, с его социальными функциями в обществе, а они в свою очередь регламентируются теми идеальными нормами, которые складывались исторически вместе с системой мировоззрения (воззрения на мир, на его устройство), и первоначально вытекали из синкретического мифологического мировоззрения древних. Таким образом, здания, строения были тесно связаны с их функциональным назначением. Поддержание социального порядка, основанное на мифологическом представлении о мироустройстве, требовало устройства культовых сооружений. Безусловно, первые стоечно-балочные сооружения, которые появились в эпоху позднего неолита – мегалитические постройки, дольмены (рис.12.1.) – не жилища, а культовые сооружения, специфическое воздействие человека на природу ее же материалами, создание «искусственной природы» – то есть искусства.
Первоначально искусство древних было синкретическим, несло ряд функций. Особое положение архитектуры в ряду пространственных искусств состоит в том, чтов своем культовом значении архитектура формировалась как дом Бога, или дом, где человек может осуществить такую связь с Богом (где Бог или Боги персонифицируют целостное мироздание со всеми его взаимосвязями, жизнью и смертью).
Роль смерти в таких культовых сооружениях очень велика. Поэтому первые памятники архитектур связаны с гробницами, ритуальными захоронениями.
Постепенно человек стал ощущать себя представителем Бога на земле, и стал создавать «культовые строения» для себя. Так постепенно к функциям такого искусства как архитектура прибавилась еще одна функция – обеспечение жилища.
Рис.12.1. | Первобытная архитектура Дольмен Пулнаброн в Ирландии. Около 4000 года до н. э. Простейшая стоечно-балочная система |
Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира[2]. Искусство призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности (под этим понятием мы понимаем чувственно-интуитивный опыт человека в построении своей социо-культурной, человеческой жизни). Практика искусства многогранна, но есть одна его сущностная цель – социализация человека и утверждение его самоценности. Искусство непринуждённо и непосредственно воздействует на сокровенное и индивидуальное мировосприятие и мироотношение человека, способствует его развитию.
Искусство как мы видели ранее, многофункционально: оно познаёт, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает сверхсмысловое (магия слов, красок, звуков, форм), внушающее, почти гипнотическое влияние и гедонистическое воздействие на людей, а также имеет другие функции. Полифункциональность искусства многое объясняет в его природе. Его специфика, отличающая его от всех других форм человеческой деятельности, в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме, и через полифункциональность, многогранность образа осуществляет связь человека с целым, в этом смысле оно существует во имя людей, и его высшая цель – гуманизм, счастье и полноценная жизнь человека. Поэтому ни в природе, ни в обществе, ни в духовной жизни человека нет таких явлений, которые были бы недоступны искусству или не интересовали его.
Художественная культура представлена определенными видами искусства. Виды искусства - это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические материалы, краски в изобразительном искусстве и т. д.).
В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
В первую - входят пространственные или пластические виды искусств, для которых существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа, который не изменяются во времени и воспринимаются зрением (архитектура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн, фотография).
Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусства. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция, они воспринимаются зрением и слухом (музыка, литература).
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами (хореография, театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое искусство).
Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.
Пространственные виды искусства называют также пластическими, имеют предметный характер, т.е. выполняются путём обработки вещественного материала. Произведения этих видов искусств существуют в реальном пространстве и имеют объективные пространственные характеристики; образ и форма произведения в них не изменяются во времени, не имеют характера процесса, как в музыке.
Задача художественного решения проблемы пространства стоит перед любым творцом, создающим произведение пространственного искусства. Отсюда проистекает образная значимость в пространственном искусстве плоскостного или глубинного восприятия пространства, прямой или какой-либо другой перспективы, линии горизонта и точки зрения, тектоники и архитектоники.
Художник не копирует реальные пространственные объекты, а передает отношения между ними (напр., в уменьшении или в увеличении, на двухмерной плоскости или в трехмерном объеме, в приближении или удалении и т.д.). Художественная деятельность целенаправленно изменяет (перерабатывает) реальные пространственные структуры в соответствии со спецификой и особенностями материала того или иного вида искусства, а также для выявления сути предметов и выражения идей и чувств художника.
Пространственные искусства входят в состав многих синтетических искусств более или менее полноправным элементом. Живописец, архитектор, а иногда и скульптор участвуют в создании театрального спектакля, кинофильма, в оформлении массовых празднеств. Существуют попытки сочетать средства живописи с музыкой (например, "цветомузыка" композитора А. Н. Скрябина).
Архитекту́ра (греч. αρχη — здесь: основа, происхождение; и лат. tectum — дом, укрытие) — это наука и искусство проектирования и строительства. Архитектура – это система зданий и сооружений, являющая собой художественно организованное пространство. Это «каменная летопись», «музыка в камне».
Специфика архитектуры как вида искусства.
1) двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной сторон, так как она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Архитектура складывается из трёх формообразующих факторов: конструктивного, эстетического и эргономического. Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность, польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Архитектура — это и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств.
2) архитектура как вид искусства статична, пространственна.
3) архитектурные постройки обладают двумя «художественными измерениями» - внутренним (интерьер) и внешним (экстерьер, внешний фасад). Их образы связаны друг с другом определенной художественной логикой.
4) архитектура тяготеет к существованию в виде ансамблей. Ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж.
5) архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Она не изображает действительность, а выражает какие-либо абстрактные идеи как мы сказали первоначально, это идеи выражающие определенное на данном историческом этапе соотношение искусственной природы человека (в том числе ее технических возможностей) к естественной природе.
6) она тесно связана с социальной средой, ярко отражает эпоху и одновременно создает её стиль.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 6441;