Монументальная графика: граффити.
История графити.
Первые "граффити" - надписи и рисунки (от итал. graffiare - царапать) в первоначальном значении сатирического и карикатурного характера были обнаружены на античных памятниках и древних сосудах. Как проявление "низового" творчества, "граффити" заинтересовало многих художников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов. Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю "картинам" уличного творчества. Пикассо ценил в "граффити" "предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, фигуры человека. " Слово “рок” (в смысле, “судьба”), начертанное по-гречески на стене Собора Парижской богоматери, сподвигло Виктора Гюго на написание знаменитого романа.
На настоящий момент
1) термин "граффити" применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств
2) граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры (прежде всего не эстетика, а социология)
3) “колыбелью” граффити по-прежнему считается (и почитается) Нью-Йорк. Именно там родился мир уличного искусства - со своей техникой, стилями и сленгом.
Вопросы:
– Является ли граффити искусством или формой подросткового вандализма?
– Не являются ли граффити искусством протеста?
– Или это неосознанная форма поклонения знакам большой культуры, в которой не нашлось пока площадки для нетерпеливых свободных художников?
Чтобы попытаться на них ответить, рассмотрим это явление подробнее.
Социология граффити.
Термин "граффити" применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств, в рамках которого предпринимаются попытки установить разновидность связанной композиции посредством рисунков и надписей, создаваемых индивидуально либо группами на стенах или других поверхностях, визуально доступных публике.
Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольно сложные монохромные либо мультицветные композиции. Авторов граффити называют РАЙТЕРАМИ - "писателями". Почему не художниками? Дело в том, что корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и не все граффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручные средства, начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками, ручками, ножами... Даже пальцем руки можно было написать граффити на грязном окне.
Существует версия, что поддержали развитие уличных изображений предприимчивые торговцы наркотиков, которые с помощью рисунков и зашифрованных надписей, ни о чем не говорящих ни полиции, ни случайным прохожим, сообщали подросткам место продажи "травки", цены и прочее. Со временем, из секретного вида связи "граффити" превратилось в обычное средство общения подростков. Обычно это объемная, преимущественно красно-черно-синяя "сочная" графика.
Кто может стать «писателем» граффити? Практически любой желающий, но следует понимать, что граффити, как и любое другое искусство, требует многих часов практики и упорного труда. Иначе можно заработать обидное прозвище "toy" ("игрушка"). Так называют неопытного писателя, который не испытывает интереса к изучению этики граффити и не очень-то стремится овладеть необходимыми для росписи стен навыками. Авторами граффити чаще всего выступают непрофессиональные художники.
Есть, конечно, среди граффитистов и “чистые” художники, черпающие вдохновение буквально во всем: от библейских сюжетов до комиксов и телепостановок. Но большинство уличных мастеров обозначают свое амплуа по-другому: “писатель” или “шрифтовик”. Исторически это писательство развилось из так называемых “тэгов” - стилизованных “автографов” или авторских логотипов. По нынешним меркам, довольно простеньких по форме и - соответственно - исполнению. Так что сейчас всякий начинающий писатель именно в качестве “тэггера” постигает азы мастерства.
Мотивациями для занятия такого рода деятельностью могут быть понятное желание прославиться либо потребность в выражении самих себя или своего отношения к различным предметам, историческим фактам, конкретным или абстрактным группам людей и личностям. Писатели граффити для создания своих шедевров используют стены гаражей, домов, складов, метрополитенов, железнодорожные вагоны, автобусы, трамваи, заборы и ограждения. Даже на Луне американские астронавты оставили о себе память в виде граффити.
Идеальным орудием самовыражения является обычный баллончик с краской, действующий по принципу дезодоранта. Он транспортабелен, полностью удовлетворяет потребностям в скорости и удобстве рисования, визуальной эффективности, краска из него отлично ложится на большинство из существующих поверхностей. Различные по размеру насадки и выпускные отверстия баллончиков способствуют достижению всевозможных спецэффектов, созданию мощных графических элементов и иллюзии подвижности изображения. Сочетающий в себе технику кубизма и абстрактного графического искусства, зачастую трудночитаемый, стиль граффити придает композициям некоторую загадочность.
Существует 7 фундаментальных форм граффити и, хотя существует множество, больше тысячи, различных стилей, формы однозначно определяются среди граффити райтеров. Формы характеризуются сложностью, расположением и своими размерами. Иерархический порядок граффити форм представлен ниже:
1. TAGS (тэги) - являются nickname-ом райтера, росписью псевдонима и простейшей формой граффити. Тэги используются для того, чтобы имя райтера было "на виду", чем их больше, тем больше "слава" райтера. Хотя большинство тэгов выглядят, похоже, для знающего человека, тэг как отпечаток пальца - единственная в своем роде смесь всех элементов райтера.
2. THROW-UPS - (фроу-апс) - "набросок" - более развитая форма тэга, которая обычно быстро наносится на поверхности поездов, стен и т.д. с помощью баллона. Райтеры обычно используют bubble letters (буквы-пузыри) для того, чтобы набросать имя из 2-3 букв.
Обычно используются два цвета, один для outline (контура), а другой для fill-in (заполнения). Эта форма является наиболее быстрым способом создания больших «кусков» работ.
3. PIECES - (писес) - «куски», картины - это термин, используемый для шедевров (masterpieces).
«Куски» считаются наиболее выдающейся формой граффити. В «кусках» обычно используется большее число букв , чем в набросках и они выполнены более тщательно. Super Кool 223 - это ему приписывается создание первого masterpiece в 1972, при помощи технологии 'fat cap' (насадок, дающих широкую линию (от 3см)). Super Kool понял, что, заменив "родную" насадку на широкую, снятую с баллона с пеной для волос, он сможет покрыть большую поверхность быстро и без проблем. Эти технические инновации способствовали превращению граффити в более широко известную форму искусства.
4. Когда часть вагона подземки покрыли «куском» работы более длинным, чем сам вагон и покрывающим окна, зародились еще несколько форм:
TOP TO BOTTOMS (сверху донизу) - это определение относится к «кускам», которые покрывают часть вагона сверху донизу, но не по всей длине вагона.
5. END TO ENDS (от края до края) - судя из названия - работа, покрывающая вагон от одного конца до другого, но не полностью по высоте.
6. WHOLE CARS (целый вагон) - это полностью закрашенный вагон метро - сверху донизу и от края до края (включая окна). Целый вагон" - довольно большая поверхность, это 20 футов в длину и 12 в высоту, около 20 баллонов краски и восемь или более часов работы. Так что эта работа зачастую выполнялась группой райтеров или "crew". Все те, кто делали часть куска, были поделены между собой в соответствии с опытом и положением в команде. Дизайн (конструкцию - контур и цвета) планировался райтерами заранее в "black books" (тетради с набросками). Из-за большого количества краски необходимой на вагон, райтеры обычно воровали краску необходимую для работы.
Райтеры сделавшие "целый вагон" были почитаемы среди других райтеров, особенно когда вагон был выполнен в хорошем стиле. В середине 1970-х "целые вагоны" действительно стали граффити шедеврами, включающие в себя: карикатуры, фоны, послания , различные действия (сценки) и хорошо известные мультипликационные персонажи взятые из американской поп культуры.
7. WHOLE TRAINS (целый поезд) - незадолго до создания первого "целого поезда" - "the freedom train" ("поезд свободы"), "целый вагон" считался наивысшей достижимой формой граффити. Жизнь "поезда свободы" была очень коротка - появилось регулярное обслуживание поездов, и он был перекрашен уже на следующий день.
Однако целые поезда были редкостью, в основном райтеры в поисках своей славы делали по два вагона.
Стили и техники используемые райтерами включали wildstyle (дикий стиль - почти нечитаемый стиль с переплетающимися буквами и с определенным направлением), 3D, fading (плавно меняющиеся цвета), сломанные буквы, готические и компьютерные шрифты и новые модификации старых стилей, как например 3-D с тенями. wildstyle - был зачастую неразборчив для людей далеких от граффити. Это прибавляло интерес к граффити.
Оригинальные идеи всегда были целью райтеров, никто не хотел прославлять себя "biting" (художественным плагиатом). Между райтерами случались конфликты, когда один обвинял другого в плагиате. Райтеры также намеренно делали свои работы поверх чужих, что являлось актом презрения в граффити сообществе. Это часто приводило к стычкам между райтерами и командами. Райтеры ложили свои работы поверх других по нескольким причинам: призыв к соревнованию, ограниченное пространство для работы, месть за другие деяния или за то что этот райтер настучал на другого.
В большинстве стран граффити запрещено законом, но, тем не менее, существуют понятия "легальной" и "нелегальной" стен. К первым относятся те стены, которые городские власти предоставляют на "растерзание" писателям граффити, руководствуясь стремлением украсить ту или иную часть города и показать свою демократичность и терпимость по отношению к свободному искусству (пример - забор на Октябрьской площади в Минске). Но запретный плод сладок, и поэтому глубокой ночью либо ранним утром писатели выходят на "работу" и полностью отдаются своим фантазиям, расписывая "нелегальные" стены.
Существует 3 разновидности граффити.
1) Первая - содержанием граффити может стать признание в любви, забавные подписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические, социально направленные высказывания. Политические граффити часто оформлены в виде острых памфлетов, лозунгов или стилизованных под газетные полосы сюжетов. Здесь писателями выступают члены политических партий и групп, радикальных студенческих движений или же просто неудовлетворенные жизнью граждане.
2) Другая разновидность граффити - гангстерское граффити, которое встречается только в крупных городах. По форме и содержанию оно сильно отличается от прочих и заключается в зашифрованных кодах, инициалах, жестко стилизованных при помощи специальной каллиграфии. Члены банд используют граффити, чтобы обозначить границы своей группировки территориально и идеологически, а также, чтобы предупредить врагов о последствиях проникновения последних в их владения. Данное граффити, очень близко соприкасаясь с такими формами искусства, как тату и дизайн одежды, образовало даже некую закрытую урбанистическую систему.
3) Третью, наиболее распространенную разновидность граффити, называют "Нью-Йоркским стилем" или "хип-хопом". Произошло оно из традиций граффити, зародившихся в Нью-Йоркском метро в 1970-м году. В принципе, "хип-хоп" - это более широкое движение, появившееся на базе рэп-музыки, брейкданса и граффити. Этими граффити покрыты огромные площади в городах США.
Изучение истории становления искусства граффити позволяет сделать следующие выводы: граффити насчитывает в своей истории уже несколько десятков лет. За это время сложились такие направления, как tags, throw-ups, pieses, top to bottoms, end to ends, whole cars, whole trains. Сфера распространения необычайно широка, целый ряд произведений можно считать художественно ценными. Граффити, как новое явление требует более четкого анализа, структурного подхода, искусствоведческого обобщения.
«Стиль для всякого “писателя” - понятие вполне конкретное. Определяется оно, прежде всего формой самих букв и тем, как они соединяются. А техническое мастерство и индивидуальный стиль достигаются бесконечными часами упорнейших тренировок. Не существует легких способов для освоения сложного стиля, и время, которое ты тратишь на учебу, не заменишь ничем. Лучшая учеба здесь - это повторение. Ты должен еще раз пройти всю историю искусства граффити. От простого к сложному. Как, впрочем, и “черновик”, куда заносятся и где, потом бесконечно шлифуются все новые идеи».[ Символично название одного документального фильма, посвященного граффити, - “Война стилей”. На заре современного уличного искусства основное средство в этой войне было простым и незамысловатым: поверх работы конкурента наносилась собственная картинка или надпись. Иногда - за неимением времени, средств или таланта - поступали еще проще: неугодное граффити жирно перечеркивали крест накрест[1].
Теперь сделаем вывод из сказанного.
Искусство – это способ осмысление бытия. Подлинное творчество созидательно, несет гармонию («красота спасет мир»). Можно ли назвать искусством просто самовыражение? Просто плевок на то созданное человеком, функционирующее в теле культуры, что для «писателей» граффити служит просто поверхностью для их «игры»? Существуют дискуссии, можно ли считать искусством то, что получается когда слон мажет хоботом испачканном в краске лист бумаги? и находятся сторонники того, чтобы называть это искусством – в духе философии игры, описанной в билете №1 . Хорошо, попробуем принять во внимание труд обучения, овладения этой техникой с одной лишь целью – войти в сообщество, а не быть отвергнутым как «Toy». Но тогда это – социология, искусство общения, в том смысле, в каком древние греки называли искусством любое мастерство в какой-то технологии (выпиливание, ковка, кладка камня) – tehne.
Паутина графических надписей ассоциируется с плесенью на теле культуры. Наверно, этот вид искусства – действительно, больной симптом, говорящий о том, что с культурой не все в порядке.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 2596;