Степень распространения веры
По степени распространения веры религии подразделяются на локальные, земельные (страновые), региональные и мировые.
Локальные религии почитаются на строго ограниченном небольшом пространстве и представляют собой поклонение местным святыням, которое приобретает определенные специфические культовые черты. Подобные религиозные явления встречаются в местах обретения чудотворных икон или других исключительных манифестаций священного. Земельные (страновые) религии всегда жестко привязаны к месту своего происхождения и распространения, сакрализуют это пространство, то есть утрачивают своё могущество за его пределами. Такими классическими страновыми религиями являются индуизм и синтоизм.
Региональные религии обретают свой статус благодаря распространению тех или иных религий в масштабах достаточно больших территорий, на которых живут близкие по языку, культуре, этническим чертам народы, имеющие общность исторического развития. Например, учение Лао-Цзы (даосизм), Конфуция (конфуцианство) и Бодхидхармы (чань-буддизм) слились в единое целое, которое получило свое распространение сначала в Китае как синизм,а потом широко распространилось по всем странам Дальнего Востока и некоторым странам Индокитая.
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) получили глобальное признание, хотя и неравноценное по весу и различное по характеру реализации. Буддизм имеет 360 млн. последователей, ислам – немногим более 1млрд., христианство – около 2 млрд. чел. Самым наступательным был и остаётся ислам, под зеленым знаменем которого в Средние века осуществлялась священная война за веру (джихад или газават). Ислам утвердил себя сначала региональной религией в ходе арабских завоеваний Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки в VIII веке, а затем в ходе новых волн агрессии тюркских народов (монголо-татар и турок) в XIII-XV вв. превратился в мировую религию. Христианство также не стало мировой религией в одночасье. На стадии средневековья оно утвердилось в границах Восточной Римской империи, на Руси и государствах Западной Европы, а в эпоху Великих географических открытий превратилось в мировую религию благодаря глобальной экспансии европейцев. Относительно более мирным был путь утверждения буддизма. И хотя истории известны воинственные монашеские объединения, однако в своей деятельности они либо преследовали цели самозащиты, либо выступали в роли статистов во внутриполитической борьбе. Глобальное распространение этих трех религий обуславливалось тем, что они не имели никаких иных ограничителей веры, кроме личной воли человека, и последовательно провозглашали принцип религиозного равенства.
3.4. Уровень исторического развития религий
По уровню исторического развития религии принято подразделять на архаические, классические и современные.
Архаические религии включают в себя все разновидности религиозного творчества человечества с эпохи верхнего палеолита до наступления «эпохи оси», то есть с 30 тыс. до н.э. до VII в. до н.э. Общим признаком этих религий была неразделенность понятий «священного» и «мирского» в сознании людей, преобладание безличных аспектов фиксации трансцендентных феноменов, тесная связь сакральных представлений с кровнородственными отношениями, поиск богов в природных стихиях, непроявленность личностного отношения человека к высшим началам. Этот древнейший период делится на три этапа:
1) доисторические палеолитические религии – XXX-V тыс. до н.э.: магия, фетишизм, тотемизм, анимизм, манизм;
2) религии древних цивилизаций – IV-III тыс. до н.э.: иньская, хараппская, шумерская, древнеегипетская эпохи Древнего и Среднего Царств;
3) религии классической древности, связанные с развитием письменности, теологии и практики жертвоприношений – II-I тыс. до н.э.: египетская религия эпохи Нового Царства, чжоусская религия в Китае, ведические религии индоарийского корня, древнегреческая и древнеримская религии.
Классические религии - эторелигии «эпохи оси»: VII в. до н.э. – XVI в.н.э. Термин «эпоха оси» ввел немецкий философ-экзистенциалист К.Ясперс в работе «Об истоках истории» для обозначения времени появления исторических мировых пастырских религий. У истоков таких религий стояли выдающиеся личности и их реформаторская деятельность. Главным признаком осевого времени стало возрастание роли личностного начала в религиозном творчестве. Новые религии требовали личного отношения человека к миру сакрального. С сакральной точки зрения они осмысливали все явления мира. Возникли принципиально новые типы религий этического дуализма (зороастризм) и этического монотеизма: религии-закона (иудаизм, ислам) и религия искупления (христианство). Три из них стали мировыми, благодаря своей проповеди религиозного равенства людей. Классические религии в своем развитии прошли две стадии:
1) раннеклассические религии – VII в. до н.э. – VII в.н.э.: стадия становления религий, формирования их священных текстов;
2) традиционные религии – VIII – XVI вв.: период окончательного созревания религий, размежевания направлений внутри каждой из них, обретение ими статуса мировых.
Современные религии -религии Нового времени. Их характерным признаком является гипертрофия личностного начала во взаимодействии с религиозными феноменами и деструкция традиционных религий, развитие на их базе деистических, панентеистических и атеистических представлений. Современные религии в своем развитии также прошли ряд стадий:
1) раннесовременные реформаторские религии – XVI-XVII вв.: протестантизм, реформированные иудаизм и ислам;
2) современные религии - XVIII – первая половина XX века: массовая секуляризация общественного сознания в связи с утверждением наукоцентризма и атеизма в мировоззрении европейцев, распространение религиозного плюрализма в результате урбанизации;
3) постсовременные религии – вторая половина XX – начало XXI века: возрождение архаических культов, распространение неоязычества, увлечение европейцев восточными религиями, на основе которых усиливается панентаизация религиозного сознания, смыкание его с разного рода оккультными представлениями, окончательное разрушение традиционных религиозных пространств во всех странах мира, синкретизация религий, экуменизм.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1300;