Взгляд на культуру в эпоху классического Средневековья (V-XIII)

На этом этапе в Европе утвердилось христианское понимание культуры. Христианская версия культуры основывалась на противопоставлении природы (града земного) и божественной благодати (града небесного). Её сформулировал Августин Аврелий, стоявший на грани античности и Средневековья. Родоначальник христианской философии и догматики, он первым в трактате «О граде Божьем» выступил против власти разума как высшей силы человека, утверждая, что значение разума темно, происхождение его таинственно, а постижение возможно лишь через откровение. После грехопадения мощь разума меркнет, и человек не в состоянии перестроить себя собственными силами, так как не в состоянии обратиться к своей изначально чистой сущности. Возврат возможен только сверхъестественным путем – с помощью божественной благодати. Поэтому жизнь человека должна превратиться в богослужение, а добродетель человека должна определяться его способностью пренебрегать благами и вещами реального мира. В рамках сформулированной Августином иерархии предпочтений на первом месте стоит Бог, которого следует любить как источник всякого существования, на втором – реальный мир, вещами которого нужно научиться пользоваться, не привязываясь к ним душой.

Средневековое мышление породило метание человека между небом и землей. Нематериальная душа противопоставлялась тленному телу. Эта дихотомия вылилась в важнейшую идею, на базе которой сформировались духовность, социальность и культурность европейского человечества, - идею личного бесконечного самосовершенствования человека, для которого культура стала формой прямого диалога с Богом. Сотериологическая доктрина христианства (богословская наука о спасении и Спасителе) опиралась на идею спасения мира любовью, добром, справедливостью, равенством, братством, то есть путем совершенствования нравственных отношений, а вслед за ними и общественного строя.

В лоне схоластики родилась и европейская наука. Основателем теологического реализма, из которого в Новое время вырастет рационализм Р.Декарта, являлся Фома Аквинский, автор произведения «Сумма теологии». Его главная идея «божественного порядка» утверждала, что мироздание есть универсальный иерархический порядок внутри бытия, установленный богом и указывающий всему его природное место. В основе реализма Аквинского лежали три утверждения: 1) приоритет общего (Бога, общей идеи, существующей в разуме Бога) над частным (проявлениями реального мира); 2) божественное творение через разум; 3) признание возможности рационального обоснования существования Бога и постижения его творений.

Таким образом, Средневековье сделало гигантский шаг по пути углубления человеческих представлений о себе. Античная вещественно-телесная антропоморфная культурная картина мира потеряла свою значимость, как только человек осознал, что кроме земной у него есть родина небесная. Человек впервые вышел на необозримый простор, осознав неподвластность действующих законов своему разуму. Культура стала осознаваться не как воспитание меры, гармонии, порядка, то есть рационального поиска на пути к добродетели, а как преодоление ограниченности, культивирование неисчерпаемости личного духовного совершенствования. Теперь счастье и свобода для человека заключались не в превознесении собственной уникальности, а в осознании того духовного родства, в котором он находился с Богом. Человек осознал свою уникальность и через это приобщился к богопознанию.








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1015;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.