Античная философия классического периода
Гераклит - философ, родом из города Эфес, живший в 5 в. до н.э., написал трактат «О природе». Это сочинение состояло из трех частей: о Вселенной, о государстве, о боге.
Если до него начало начал находили в воде (Фалес), в воздухе (Анаксимен), то Гераклит видел начало сущего в огне.
Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. «ВСЕ ТЕЧЕТ». «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
Важной категорией у Гераклита является мера. Мере подчиняется и вселенский огонь. Гераклит исходит из того, что все изменчиво, нет ничего неизменного. Главным законом мироздания, по Гераклиту, является борьба противоположностей: «борьба всеобща, и все рождается благодаря борьбе и по необходимости». Такого рода борьбу он раскрывает как всеобщую, но скрытую гармонию.
Всеобщий закон борьбы и тождества противоположностей Гераклит называет логосом. Познание мира сводится к познанию логоса.
Гераклита принято называть одним из основоположников диалектики и наивного материализма.
Элейская школа
Парменид был современником Гераклита. Если последний утверждал, что все течет и изменяется, то первый настаивал на том, что в сущности «все неизменно». Учение Парменида стало основой философии элеатов. Главным сочинением Парменида была философская поэма «О природе».
В центре творчества Парменида - две главнейшие философские проблемы: вопрос об отношении бытия и мышления и вопрос об отношении бытия и небытия.
Парменид стремился доказать, что бытие и небытие нетождественны: «бытие есть, а небытия нет». Применительно к вопросу о соотношении мышления и бытия он утверждает, что «одно и то же мысль о предмете и предмет мысли».
Зенон был тоже представителем школы элеатов и учеником Парменида. Всем своим творчеством он стремился доказать тезисы своего учителя. Доказывал он это методом от противного: если допустить, что бытие едино, а не множественно, то мысль заходит в тупик. Такие гносеологические тупики были сформулированы им в виде апорий. Апория, т.о., символизировала собою познавательный тупик, неразрешимую задачу.
Апории Зенона можно рассматривать как логико-философские аргументы в пользу того, что нужно быть очень внимательным, когда с помощью языка хочешь выразить мысль, а с помощью мысли отобразить реальные процессы.
Суть апории Зенона в том, что она, следуя доказательству от противного, начинает как бы с конца. Вначале признает бытие множественным и движущимся, а затем, применяя доводы-апории, приводит рассуждение к абсурду, логическому тупику, противоречию.
Демокрит. Считают, что он жил с 460 по 370 г. до н.э. Главной заслугой Демокрита было создание философского учения под названием атомистика. Согласно этому учению, первоосновой мира является атом, мельчайшая, неделимая частичка вещества. Он неделим, вечен, тождественен самому себе.
Каждый атом объят пустотой. Пустота (небытие) разъединяет атомы (бытие). Соприкосновение, сплетение атомов образует вещи, тела. Атомы парят в пустоте. Сталкиваясь друг с другом, они изменяют направление движения. Будучи учеником греческого философа Левкиппа, Демокрит доказывал, что атомы совершенно бескачественны, однородны, лишены чувственных свойств.
Философия Демокрита как бы примиряла тезисы Парменида и Гераклита; элементы мира неизменны, а сам мир вещей текуч и изменчив.
Умозрительное выдвижение атома в качестве первоосновы мира дало Демокриту возможность практически впервые объяснить причинность в мире, которая связана с движением атомов, их столкновением, следствиями в изменении движения.
Софисты
Во второй половине 5 в. до н.э. в Греции возникло интеллектуальное течение, называемое софистикой. Если слово «философия» происходило из двух греческих слов «филос» - любовь и «софос» - мудрость, а занимающиеся философией называли себя всего лишь любителями мудрости, то софисты открыто провозгласили себя мудрецами.
Софисты стали практиками и теоретиками риторики. В центре их внимания было слово. Их не интересовало содержание предмета, логика. Главное - это не логически доказать, а убедить или переубедить собеседника.
Среди софистов принято выделять старших софистов, и в их числе прежде всего Протагора. Он жил в 5 в. до н.э.
Главным тезисом Протагора был следующий: человек есть мера всех вещей, существующих, в том, что они существуют, и несуществующих, в том, что они не существуют.
Другим известным софистом был Горгий, который жил в 5 в. до н.э. Он в своих трудах доказывал, что бытие и небытие - суть одно и то же. Отсюда делал софистический вывод о том, что вообще ничего не существует, либо существует только небытие
Софист Горгий написал не дошедший до наших дней трактат «О не-сущем, или о природе». Если верить Диогену Лаэртскому, то речь в нем шла о том, что ничто не существует. А если существует, то оно непостижимо. А если постижимо, то невыразимо; а уж если выразимо, то необъяснимо для другого.
Для софистов не было общих законов и понятий, все рассматривалось относительно, субъективно. Софистические аргументы направлены на субъект, а главным было - разубедить или переубедить субъекта в его мнении об объекте, сформировать мнение, посеять сомнение, развенчать уверенность. Практически все софистические аргументы выражают в себе критику абсолютизма в его любой форме - онтологической, гносеологической, логической, моральной и т.д. Софистические доводы, конечно же являются философскими. Но это особые философские доводы, доводы критики, опровержения, сомнения, доводы парадоксов. С их помощью софисты впервые перевели проблему истины в практическую сферу, т.е. из сферы созерцания и теоретического мудрствования в область языковой практики и практики философского спора.
Сократ
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1253;