Ранняя философия древнегреческого востока и запада
Античная философия
Античная философия – это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н.э. вплоть до 7 в. н.э.
Всю историю античной философии можно подразделить на 4 периода:
1. зарождение и формирование античной философии (7 в. до н.э.);
2. зрелость и расцвет (5-4 вв. до н.э.);
3. закат античной философии - это греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (3-1 вв. до н.э.);
4. период упадка и гибели в эпоху Римской империи (1-7 вв. н.э.)
Несмотря на длительность этого периода, охватывающего свыше тысячи лет интенсивного развития, существуют веские основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского сознания человечества.
Особенность античной философии в том, что внутри нерасчлененного единства зачаточных философских понятий и научных воззрений, относящихся к природе, она играет роль во многих отношениях решающую: первые греческие философы были не только первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами, их научные представления о мире вместе с тем определяли свойственную для них постановку и решение вопросов философских.
И для науки древних греков, и для античной философии характерно обилие почти одновременно возникавших научных гипотез и типов философских учений. Объясняется это тем, что при рано возникшей острой научной пытливости древние греки могли удовлетворять ее только в тех условиях и границах, которые предоставляло им слабое развитие техники и почти полное отсутствие эксперимента.
Для философии это многообразие гипотез означало многообразие типов философского объяснения мира. Так, уже в 5 в.до н.э., после того как элейцы обосновали мысль о вечности истинно-сущего бытия, которое не может ни возникать, ни исчезать, появились космогонические и физические гипотезы Эмпедокла, Анаксагора и атомистов Левкиппа и Демокрита, в которых по-разному объяснялось происхождение миров и в которых выдвигались различные догадки о природе и свойствах материальных частиц, образующих своими сочетаниями все вещи. Разнообразие возникших в Древней Греции типов философских учений сделало античную философию школой философского мышления для всех последующих времен.
Важным условием последующего развития античной философии было то, что началом и исходной точкой этого развития оказался философский материализм. Философы, действовавшие в 6 в. до н.э. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан полагали, что все вещи, возникающие различным способом и различным способом погибающие, должны были произойти из какого-то одного и притом вещественного начала. Таковы «вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена, «огонь» Гераклита, «земля» Ксенофана и т. д.
В дальнейшем развитии древнегреческой философии, уже рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии могли привести и в ряде случаев действительно привели к возникновению идеализма.
То, что в античной философии 6 в. до н.э. было лишь возможностью, стало действительностью во второй половине 5 и в первой половине 4 в. до н.э. в Афинах. В лице Сократа и особенно Платона здесь складывается учение философского идеализма, который сознательно и непримиримо противопоставляет себя предшествующему и современному материализму, в первую очередь материализму атомистов.
Ранняя философия древнегреческого востока и запада
Древнегреческая философия возникла в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных древними греками. Первые материалистические учения на грани 7-6 вв. до н.э. возникли в Милете. С конца 7 до конца 6 в. до н.э. здесь последовательно жили и учили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 693;