Основная задача культурологии

Основная задача культурологии наиболее емко представлена в формулировке Г.В.Драча:

«Задача культурологии – построить генетику культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать этот процесс, в перспективе – управлять им.

Поставленная задача предполагает решение по меньшей мере следующих фундаментальных проблем:

1. Открытие «гена» и «генетического кода» культурных феноменов, то есть базисных структур, которые ответственны за сохранение и передачу социального, человеческого опыта.

2. Изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воздействие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающих их « код».

3. Изучение суммарных последствий таких мутаций…»

(Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В.Драча. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2008. С.13).

Принцип поиска «культурного гена» сродни погружению человека на дно моря. Первоначально исследователь имеет дело с предметами культурного творчества, от них он идёт к усвоению духа культуры, который является отражением второго, коммуникативного слоя культуры и его институтов - образования и воспитания. Наконец, попадает в ядро культуры, её архетип – структуру творческой культурной деятельности, которую идентифицируют по-разному: с языком, принятой системой символики, способом сакрализации, психологическим складом нации и т.д. Однако неизменным должен оставаться поиск единства трех начал: самовыражения личности, развития культурной традиции и специфики духовного пространства этноса. Подобная программа исследований требует вовлечения в научный оборот обширного и разностороннего материала из многих областей социального творчества (искусства, религии, науки, техники, политической деятельности и т.д.). Главным же полем анализа должны оставаться образ жизни, образ деятельности, образ мысли народов как субъектов всемирной истории, включающих при этом в себя мириады неповторимых личностей. Методы такого поиска практически неисчерпаемы, как и он сам: от иллюстративных до концептуальных, от традиционных до современных с использованием компьютерных технологий. Специфическим методом является палеопсихологическая реконструкция текстов на базе дешифровки знаковых систем (семиотический метод) и применением контентанализа.

4. Сущность культуры

Прежде всего, необходимо уяснить представление о сущности культуры и основных подходах, используемые в культурологии для её отражения. Сущностью принято считать то главное в предмете, что характеризует его в плане наиболее важного и значительного. Сущность культуры – это её внутренняя структура, способ функционирования, посредством которого культура воспроизводится как целостная система. В силу предельно общего свойства понятия «культуры» современная культурология отказалась как от суммативных определений, так и от попытки выразить её через какое-то одно адекватное определение на базе формально-логической процедуры причисления культуры к тому или иному роду явлений или выделения совокупности присущих ей признаков. Поэтому определения культуры выступают как её интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения феномена.

Деятельностный подход даёт наиболее целостное понимание сущности культуры и основывается на разграничении сферы природы и области культуры. Под природой понимается всё то, что может быть предоставлено собственному росту, Культура же, напротив, является совокупностью того, что преднамеренно возделывается человеком, ориентированным на определённый идеал. Как следствие формируется культурное пространство – некая искусственная среда обитания людей, создаваемая ими посредством внебиологических способов деятельности на базе межличностной и групповой коммуникации. С позиций деятельностного подхода культура понимается как способ и результат жизнедеятельности человека: «Культура есть специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» (Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. С.292).

Аксиологическая (ценностная) интерпретация культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни в обществе. Культура рассматривается как воплощение должного в реальное, как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общества. Этот подход нацелен на понимание природы ценностей. Однако чисто аксиологический подход к культуре ограничен, поскольку замыкает её в узкие рамки ценимого и приводит к релятивизму воззрений. Наиболее эвристичен и результативен этот подход при решении воспитательно-дидактических задач, в рамках которого оправданы оппозиции «культура – варварство», «культура – невежество» и т.д.

Близкими к аксиологической интерпретации культуры являются гуманитарный и философский подходы. Гуманитарный подход акцентирует внимание на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры, созидании человеком своей родовой сущности, расширении меры человеческого в человеке. Философский подход, как и деятельностный, формулирует наиболее универсальную трактовку культуры. Она понимается как высший человеческий инстинкт, направленный на поиск высшего смысла бытия, духовное преображение личности, обретение ею свободы от природной обусловленности вовне и внутри себя.

При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который позволяет рассматривать общество в виде устойчивой системной целостности, отличной от природы. В рамках этой интерпретации наблюдается отождествление общественных институтов и подсистем культуры. Структуралистский подход конкретизирует социологическое понимание культуры и рассматривает её как совокупность социальных элементов, носителей ценностных отношений, регулирующих общественную человеческую деятельность (брак, семья, обычаи, символы и пр.). Культура может пониматься также как механизм передачи социального опыта через функционирование системы обработки, интерпретации, хранения и передачи информации. Знаковый механизм передачи социального опыта фиксирует семиотический подход, раскрывающий символически коммуникационную природу культуры.

Учитывая многообразие подходов в определении сущности культуры, можно попытаться дать синтетическое определение.Культура(от лат. cultura – возделывание земли, воспитание, образование, почитание) является предельным понятием гуманитарного знания, которым обозначают универсальную форму творческой деятельности человечества в духовной и материальной сферах, а также её продукты, передающиеся из поколения в поколение как культурное наследие. Культура является частью общественных отношений, так как она возникла из потребности людей в общении по мере их вовлечения в трудовую деятельность и изменяется вместе с обществом. Культура развивается в сложном взаимодействии с природой, которая выступает по отношению к ней «первичной реальностью», её строительным материалом. Культура направлена на: облагораживание внутреннего и внешнего мира человека, как природного, так и социального; на поиск и обретение высших истин и главной из них – смысла жизни; на расширение зоны свободы человечества, то есть снижение степени его зависимости от природной обусловленности, как внешней, так и внутренней.

Нередко синонимом культуры выступает цивилизация. В настоящее время существует три устойчивых подхода к вопросу о соотношении понятий «культура» и «цивилизация». Наиболее часто их отождествляют, при этом под цивилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений общества, или только материальную культуру. По мнению Э.Тейлора, цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, усвоенных человеком как членом общества.

Второй подход рассматривает цивилизацию как специфическое социокультурное образование, отличающееся характером своего отношения к природному миру. М.Вебер, а за ним А.Тойнби усматривали основу цивилизации в религии, которой придавали строгие пространственно-временные координаты. Некоторые ученые понятие «цивилизация» применяют только к таким образованиям, которые обнаруживают способность к творческой переработке универсальных символов.

Третий подход, заложенный немецкой философией культуры XX века, резко разводит понятия «культура» и «цивилизация», противопоставляя их друг другу. О. Шпенглер определил культуру как совокупность технико-экономических элементов, а культуру – как царство жизненного начала. Цивилизация является заключительным этапом развития любой культуры. Для неё характерен высокий уровень достижений, упадок духовной жизни. Цивилизация предстает внешним по отношению к человеку миром, культура же выступает внутренним достоянием человека и раскрывает меру его развития, являясь одновременно символом его духовного богатства.

Строение культуры

Мир культуры сложен и многообразен. Морфология культуры – раздел культурологии, изучающий типичные формы культуры в целостности их внутреннего строения и иерархической соподчиненности. В зависимости от того, какой критерий мы выбираем, будет высвечиваться та или иная ниша построения культуры.

Самой популярной является модель культуры, созданная на основе разграничения трех её сфер: материальной, духовной и «вертикального сечения». К последней причисляют те подсистемы культуры, которые однозначно не могут быть отнесены ни к одной из первых двух, а как бы пронизывают и ту, и другую в равной мере (экономическая, политическая, военная, технологическая, экологическая подсистемы). Все три раскрывают культуру со стороны её взаимодействия с обществом.

Наряду с этим культура имеет свою специфическую функциональную структуру, которую формируют культурные элементы (идеи, вокруг которых концентрируются функционально связанные с ними другие идеи и предметы), комплексы (совокупность учреждений и представлений, связанных с культурным элементом как своей основой), конфигурации (масштабные целостности, включающие элементы материальной и духовной культуры) и нормы управления ими (письменный язык, устная речь, научная теория, жанр искусства).

Структурируя культуру по её носителям, выделяют культуру личности, групповую культуру (народную, национальную, профессиональную, половозрастную и т.д.), общечеловеческую культуру.

Вводя критерий оценки уровня творческого потенциала культурного сообщества, говорят об элитарной и массовой культуре.

По ценностному критерию культура делится на доминирующую, которой руководствуется большинство членов данного общества, субкультуры – узкие культурные миры, обладающие выраженной замкнутостью и автономной системой ценностей. Если такая субкультура находится в состоянии острого конфликта с доминирующей культурой, её называют контркультурой.

Среди всех форм культуры выделяется духовная культура как социально значимое знание, которое формируется на базе самых устойчивых связей людей с их природным и общественным окружением и которое закрепляется в символической форме с помощью предметных носителей – письменных и музыкальных текстов, живописных и архитектурных памятников и т.д. Это знание выступает в качестве предпосылки всех видов культурной деятельности, является лабораторией человечества, в которой вырабатываются нормы, идеи, значения, ценности.

В рамках духовной практики людей выделяются четыре целевые направленности, формирующие соответствующие сферы духовной культуры: 1) преобразовательная, проективная деятельность, порождаемая созидательной активностью человеческого воображения; 2) познавательная деятельность как социокультурная организация добывания, хранения и передачи знаний; 3) ценностно-ориентационная деятельность, выступающая связующим оценочным звеном всех четырех сфер (оценочными фильтрами выступают мораль, художественная и религиозная культура); 4) духовное общение людей может осуществляться на межличностном уровне, а может актуализировать себя опосредованно через трансляцию духовных достижений во времени и пространстве.

Динамика культуры

Динамическая модель исходит из постулата о культуре как об общем содержании производственной деятельности людей, отражающем единство технологической, духовной и социальной практики человечества. Культурная динамика исследует социокультурные изменения с позиций различения: 1) типов культурной динамики (фазовый, цикличный, инверсионный); 2) характера культурных изменений (обогащение культуры, культурная деградация и её фазы – застой, упадок, кризис); 3) факторов социокультурной детерминации (инновации, трансмиссия, диффузия, аккультурация, инкультурация, трансферт, синтез, симбиоз, конфликт); 4) способов действия (функций)и суммарных результатов действия культуры (ролей). При этом следует учесть тот факт, что современная культурология особый интерес проявляет к культурным изменениям, переходным процессам, взаимовлиянию культур, диагностики кризисов и выявления путей выхода из них.

Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость культуре придает традиция и формирующие её элементы культурного наследия – идеи, ценности, обычаи, обряды и т.д. Единство традиции и обновления – универсальная характеристика любой культуры. Различное соотношение традиций и обновления дает основания делить общества на традиционные и современные.

В традиционных обществах (древневосточных, средневековых) мерилом культуры выступает отношение к истокам и его «первозданным» образцам как к эталонам для подражания. Изменения вносятся в рамки традиции случайным и бессистемным образом, отклонения от нормы не одобряются, авторству не придается значение.

В современном обществе, берущем свое начало в европейском Новом времени, базисной ценностью культуры является новаторство и прогресс. Любая новация имеет индивидуального автора. Действует принцип запрета на плагиат. Однако погоня за новизной приводит к непрекращающемуся изменению культурных подсистем, поэтому они находятся в состоянии непрерывного кризиса, так называемого «культуршока». Он, в свою очередь, усугубляется состоянием так называемого «культурлага», то есть опережающего развития научно-технического прогресса по отношению к процессу совершенствования духовного потенциала современного общества и его морали.

Динамический анализ особое место отводит функциональной модели культуры, связанной с определением познавательных смыслов и прагматических характеристик культурных явлений. В рамках него следует отличать понятия функции, которым обозначают способы действия культуры в обществе, и роли - как оценки суммарного результата такого воздействия. Ядром функционального комплекса культурологии является духовно-нравственная функция, которую иногда называют воспитательной или гуманитарной. Ближайшим образом с ней связаны функции первого круга, нацеленные на аккумуляцию культурного опыта многих поколений людей посредством овладения широким спектром языков культуры: познавательная (гносеологическая) и знаковая (семиотическая).

Второй функциональный круг воспроизводит трансляционные свойства культуры, благодаря которым обеспечивается передача социокультурного опыта во времени посредством формирования единых смысловых полей – базы для коммуникации разных поколений людей. Его обслуживают две функции: трансляционная и коммуникативная.

Ценностная (аксиологическая) и нормативно-регулятивная функции культуры составляют третий комплекс. Он решает задачу поддержания социальной целостности и обеспечения гармонии межгрупповых интересов. Овладение системой обязательных норм и ценностей позволяет человеку стать членом общества. Однако превращение его в полноценного гражданина возможно в результате социокультурной адаптации. Здесь культура выполняет сразу несколько функций: адаптации, социализации, индивидуальной гармонизации, - составляющих последний внешний четвертый функциональный круг.

Таким образом, функциональная структура культуры представляет собой систему четырех концентрических кругов, центрирующихся вокруг одной точки - главной цели культуры. Афористично её выразили древние римляне в крылатой фразе: «Душой культуры является культура души». Движение от центра к периферии этой системы отражает ступени экстериоризации культурной деятельности человека: от постижения культуры изнутри к внешнему овладению ею.

II. Развитие представлений о культуре

Анализ развития представлений о культуре в традициях европейской философской мысли имеет первостепенное значение, поскольку именно эта традиция выступила синтезирующим началом культурологии. В \этой связи целесообразно последовательно осветить: 1) античные представления о культуре; 2) понимание культуры в эпохи классического Средневековья и Возрождения; 3) формирование концепций культуры в Новое и Новейшее время.








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1309;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.