III. Типология культуры
1. Типология культур
Типология (от греч. tipos – отпечаток, форма и logos – учение) – способ научного познания, в основе которого лежит группировка системы объектов с помощью обобщающей модели. Потребность в типологии возникает тогда, когда наука имеет дело с крайне разнородными по составу множествами объектов и решает задачу их упорядочения, систематизации, описания и объяснения. При изучении культуры типология стала широко применяться в XVIII-XIX вв. Наиболее значимые типологии были созданы в рамках теории культурно-исторических типов (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби), марксистской теории общественно-экономических формаций (К.Маркс, Ф.Энгельс), теории идеальных типов М.Вебера, универсалистской типологии П.Сорокина. В их числе чаще других используют формационную и цивилизационную модели культуры в комплексе с универсалистским пониманием критериев их построения. Концепция М. Вебера не обладает столь широким спектром эвристических характеристик. Его метод разрешает узкий круг познавательных задач. Посредством логического конструирования создаются идеальные модели, которые используются для сопоставления с реальными объектами в целях поиска причин отклонения исторической действительности от идеально мыслимой абстракции. Типология П.Сорокина основывается на выделении культурных общностей путем выделения одного главного критерия:
этноязыковые сообщества формируются на базе принадлежности народов к определенной языковой семье или группе;
этноконфессиональные группы складываются по единству религиозных верований;
этнографические типы определяются сходством бытовой культуры;
культурно-хозяйственные общности центрируются по близости материальной культуры;
культурно-исторические типы цивилизаций формируются по принадлежности к исторически определенному духовному сообществу;
социально-экономические формации складываются по господствующему типу производственных отношений и их влиянию на культуру;
региональные общности определяются местом локализации;
стадиальные сообщества формируются по принадлежности к одной стадии культурной эволюции;
антропологические типы задаются конституцией или концепциями человека;
расово-национальныеобщности определяются расовой и национальной принадлежностью.
Общественно-экономическая формация выделяется по признаку господствующего типа производства, который описывается как исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Каждой исторической формации присущ свой тип культуры. В его развитии решающую роль играют материальные факторы, связанные с доминирующим типом социально-экономических отношений. Марксистская концепция выделяет культуры неантагонистических обществ (первобытную и коммунистическую) и антагонистических (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). Для последних характерна резкая поляризация культур господствующего класса и трудящихся и их противоборство как условие эволюции.
Формационный подход хорошо действует в комплексе с цивилизационным методом, в основе которого лежит понимание сущности цивилизации, данное А.Тойнби в работе «Постижение истории». Он расценивал цивилизацию как крупное межнациональное сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее особые устойчивые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и определяемое психологическим чувством принадлежности индивидов к данному сообществу.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1546;