Подходы понимания сущности религиозного феномена

В современном религиоведении различают три подхода в определении сущности религиозного феномена: апологетический, критический и феноменологический.

Апологетические(от греч. apologia – защита) богословские концепции различных вероисповеданий объясняют религию изнутри как взаимосвязь людей с миром божественных откровений. К ним тесно примыкают религиозно-философские концепции самой различной направленности. Для западной мысли в целом присуще признание за религией целеполагающего начала культурной деятельности. Нераздельность культуры и религии объявляется идеальным состоянием. Ещё И.Кант в трактате «Религия в пределах только разума» рассматривал её как проекцию нравственности, как осознание человеком своих обязанностей в виде божественных заповедей. Г.Ф.Гегель в сочинении «Философия религии» определил её как эмоциональный способ восприятия человеком абсолютной идеи, как самосознание божественного духа, опосредованное человеческими представлениями.

Критический подходпротивоположен апологетическому. Его можно назвать взглядом на религию извне. Согласно нему религия предстаёт результатом переноса свойств человеческой психики, внешних (природных и социальных), или внутренних (инстинктивных и архетипических) сил, господствующих над человеком). Критический взгляд на религиозный феномен развивали английский философ Д.Юм в трактате «Естественная истории религии», австрийский психиатор З.Фрейд в работах «Тотем и табу», «Я и ОНО». Этот подход присущ марксистско-ленинской концепции религии.

Самым популярным у современных исследователей является феноменологический подход, который предполагает описание религиозных феноменов без стремления устанавливать их истинность или ложность.Наиболее ярко и полно его отразил Эрих Фромм в своем знаменитом определении религии: «Под религией я понимаю любую, разделяемую группой людей систему мышления и действия, позволяющую индивидам вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения»(Фромм Э. Психоанализ и религия. // Иметь или быть? – М., 1990. С. 226).

Основатель «гуманистического психоанализа» толкует религиозный феномен предельно широко. Он усматривает религиозность в служении любым идеалам, будь то боги, нация или «светлое будущее всего человечества». С этой точки зрения любой человек оказывается религиозным, а безбожие не означает безрелигиозности. Религиозный опыт не обязательно связан с верой в Бога, ибо идея Бога может рассматриваться как символическая. Религии, таким образом, подразделяются на авторитарные, в рамках которых человек слепо повинуется господствующей над ним силой, и гуманистические, ориентирующие человека на веру в собственные силы на раскрытие его творческого потенциала).

Типология религий

На сегодняшний день выдвигаются следующие основные критерии классификации религий:

1) по предмету веры;

2) по способу обретения веры;

3) по степени распространения веры;

4) по уровню исторического развития религии.

Предмет веры

По предмету веры религии подразделяются на динамистические и теистические комплексы. Эта классификация является сущностной и наиболее емкой. От того, насколько хорошо сумеют её освоить студенты, зависит их ориентация в данной теме курса.

Динамизм– вера в безличные силы, с которыми имеет дело маг. Это может быть единая сила (монодинамизм), множество сил (полидинамизм), господствующие силы (сюпремодинамизм), пара высших противосил (амфидинамизм), личную силу (генодинамизм), всеобщие силы природы (пандинамизм). Подобный тип мышления характерен для самых ранних стадий развития религиозного мышления человечества, которым присущ магическо-фетишистский взгляд на мир. Однако следует заметить, что в эпоху постмодерна (конца XX – начала XXI века) наблюдается возрождение интереса к архаическим динамистическим представлениям.

Теизм, в отличие от динамизма, основан на вере в демонов (духов) или богов, наделённых личными качествами, с которыми вступает в отношение посредник, будь то первобытный шаман, или современный священник. Теистические представления, для которых необходим более высокий уровень абстракции мышления, начали формироваться позднее динамистических, примерно на рубеже неолита и бронзового века (IV-III тыс. до н.э.), и сопровождались возникновением анимизма и манизма. В полную силу этот процесс развернулся в эпоху утверждения патриархата (сер. II – сер. I тыс. до н.э.) у цивилизованных народов Древнего мира.

Так сформировались сначала родоплеменные религии, а затем на их основе – ведические религии. Для них были характерны следующие признаки:

1) трансформация безличных природных сил сначала в иерархию поименованных духов, а затем - в богов;

2) отделение сферы обитания людей от мира богов и царства мертвых непроходимой для большинства представителей человечества границей;

3) совершенствование практики жертвоприношений, превращение жрецов в привилегированную касту;

4) рождение сферы духовной жизни человечества, её силовых полей (веры, аскетизма, экстатизма, фатализма), её основных идей (антропо-тео-космогонии, дуализма мироустройства и миропорядка), её наиболее значимых культов (небесных и хтонических богов, мертвых, героев).

На новой стадии религиозного развития человечества безличные силы природы вырастают в иерархию поименованных духов, за которыми закрепляются определённые функции. Так рождается полидемонизм - вера во множество поименованных духов. Довольно скоро у большинства цивилизованных народов полидемонизм замещается политеизмом (многобожие), а многочисленные духи превращаются в божества. Так произошло в Древнем Египте, Древней Месопотамии, Древней Индии, Древней Греции, Древнем Риме, у древних славян. Живым остатком классического политеизма сегодня является индуизм, в пантеоне которого насчитывается более тысяч божеств, аватар (воплощений) немногих основных. В силу ряда исторических обстоятельств исключение из правил составила Япония, национальная религии которой синтоизм представляется единственной живой законсервированной формой архаического полидемонизма.

Разновидностью политеизма называют сюпремотеизм(веру в господствующую группу богов, как правило, состоящую из трех, пяти, девяти или двенадцати представителей). Классическим не дошедшим до нас, как говорят, «мертвым» (то есть не сохранившим систематической культовой практики) образцом сюпремотеизма является древнеегипетская религия, выдвинувшая эннеаду (девятку) верховных богов.

Параллельно политеизму утверждался монотеизм (вера в единого бога), выраставший из генотеизма (вера в своего бога). Генотеизм присущ стадии утверждения крупных патриархальных сообществ. Признавая многих богов, такие общности могли выбирать из их числа для поклонения лишь одного, с кем связывали свое могущество и статус. Так родилось поклонение богу Яхве у древних евреев, из культа которого вырос классический монотеизм иудейской веры. В наши дни три религии, признающие авторитет «Ветхого Завета» и его пророков (отсюда происходит их общее название «авраамитические») – иудаизм, христианство и ислам– являются образцами строгого монотеизма.

Деструктивной формой монотеизма является деизм, рассматривающий Бога первопричиной мира, помещаемого вне своего творца. В отличие от всех прочих разновидностей теизма, деизм утвердился в Западной Европе довольно поздно, примерно на исходе эпохи Возрождения, благодаря развитию секулярного мышления.

Промежуточное положение между монотеизмом и политеизмом занимает амфитеизм - вера в то, что Бог может иметь качества антропоморфной ипостаси (личности), а может и не иметь их вовсе. Живым образцом амфитеизма является сикхизм,одна из национальных религий Индии с его представлением о сагуне-ниргуне, возникшими в XV-XVI веках.Адепты сагуны-бхакти почитали бога в образах Рамы или Кришны, а последователи ниргуны-бхакти расценивали Раму-Кришну лишь как имена Абсолюта, растворенного в природе, не имеющего видимой формы и жизненной истории, а потому не нуждающегося в жрецах, храмах, обрядах, книгах, паломничествах и аскетических подвигах.

Еще один промежуточный между монотеизмом и политеизмом тип веры – дуализм, который нередко смешивают с амфитеизмом. В основе дуализма лежит идея вечной борьбы двух первичных противоначал Вселенной, сил добра и зла. В эту борьбу включено всё сущее в мироздании – боги, люди, герои. Борьба представляется фундаментальным свойством бытия, она бескомпромиссна, и у каждого существа неизбежно формируется свой выбор – либо порядка, правды (арты), либо лжи, неправды (друджи). Зороастризм– религия древних иранцев, для которых было ярко выражено противопоставление свой-чужой, чистый-скверный, является ярким образцом не только религиозного дуализма, но и уникального религиозного синкретизма. В более или менее законченном виде зороастризм оформился в начале нашей эры на синтезе древних ведических индоиранских религиозных представлений, маздеизма Ахеменидской Персии, идей пророка Зороастра, митраизма, раннего христианства, иудаизма и буддизма махаяны. О том, что добро и зло, несмешиваемые понятия, свидетельствует рассказ о рождении двух братьев-близнецов, Ахуры-Мазды (носителя арты) и Ангро-Манью (проявление други), Зерваном-Временем в разных углах мироздания. Их судьбе предстаёт в непрерывной взаимной борьбе друг с другом, в которой они попеременно выигрывают и проигрывают друг другу. Эпоха торжества Ангро-Манью сопровождается появлением смерти, болезней, несчастий, лжи в мире людей и богов. Победа Ахуры-Мазды восстановит прежнее блаженное равновесие во Вселенной.

Ещё одна форма теизма, в большей мере присущая религиозному мышлению народов Дальнего Востока (даосизму и конфуцианству), - это пантеизм, который утверждает, что Бог слит с природой в единое неразрывное целое. Самым ярким образцом пантеизма является философский даосизм, выросший в Древнем Китае из священного искусства мантики. Форму религиозно-философского учения ему придали Лао-Цзы и Чжуан Чжоу. Конфуций адаптировал идеи даосского пантеизма к социальной практике.

Разновидностью пантеизма является панентеизм. Его главная идея состоит в том, что мир пребывает в Боге, а Бог проявляется в мире. Каждая религия при истинном благоговении и вере есть путь к Высшему Началу, единому для всех живых существ. Цель людей – расплавить устойчивое поклонение своему божеству с тем, чтобы войти в единый духовный океан. Такое мышление характерно для неоведантизма.Он восходит к миссии Рамакришны (1836-1886) и её европеизированному варианту - идеям Свами Вивекананды (1863-1902). Они легли в основу официальной идеологии Партии Индийский Национальный Конгресс. В России разновидностью неоиндуизма стало Рериховское движение Агни Йоги, сомкнувшееся с теософией и антропософией. Образцами классического панентеизма являются буддизм и брахманизм (VII-II вв. до н.э.), глубже других религий Востока проработавшие проблему соотношения конечного-бесконечного и придерживавшиеся идеи относительности истины.








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1203;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.