Исторические типы культур
Культурология имеет дело, прежде всего, с изучением универсальных сообществ, к каковым относят восточную и западную цивилизации.
Восток суммарно представляет собой ряд цивилизаций, сложившихся в Древности и Средневековье и оказывающих влияние на культурное развитие народов до сих пор. К ним причисляют: древнеегипетскую, индоарийскую, индо-буддийскую, индуистскую, тибетскую ламаистскую, японскую, синтоистско-буддийскую, арабскую исламскую, персидскую исламо-зороастрийскую, древнекитайскую конфуцианско-даосскую и некоторые другие.
Столь пестрое этнолингвистическое и религиозно-культурное сообщество имело изначально сходные условия существования. Народы Востока осваивали район жаркого субтропического климата. В их жизни исключительную роль играли великие реки. Общества и государства складывались здесь под влиянием необходимости организации коллективного труда для освоения водных бассейнов. Восточные общества называют этатистскими(государственными) за ту колоссальную роль, которую играло в их жизни государство. Им был присущ исключительно вертикальный характер общественных связей, замкнутых на властные структуры. Власть верховного правителя ничем не ограничивалась. Монополизм государственной собственности порождал отсутствие частной собственности на основное средство производства – землю. Эту характеристику вслед за К.Марксом принято считать формообразующей и связывать с «азиатским способом производства».
Первичной социальной ячейкой выступала община. Она охватывала все стороны жизни человека, и как самодостаточная единица тяготела к самозамыканию (автаркии). Социальная стабильность восточных обществ достигалась за счет их слабой дифференцированности и отсутствия юридических гарантий на права частных лиц любого ранга. Преклонение подданных перед всесилием власти сочеталось с безграничной верой в её носителей, которых традиция и молва обожествляла. Народные движения на Востоке поэтому никогда не выступали против самой системы власти, а только против её произвола или неугодных носителей. Такой тип общественного сознания называется социоцентричным.Он безоговорочно признает ценность власти как самопроизвольно возникающего иерархически организованного общежития людей, отражающего сокровенный смысл мироздания. Поэтому власти должно подчиняться без постижения её смысла и без критики. Религиозно-философское обоснование подобного мировоззрения нашло своё наиболее яркое воплощение в конфуцианстве, отождествлявшем государство с большой патриархальной семьей.
Восточные общества в течение длительного времени могли существовать в неизменности. Тип исторического развития, при котором существенных изменений не происходит в течение жизни нескольких поколений людей, называют застойным. На уровне культурных отношений застой выражался втрадиционализме сознания, который в свою очередь обуславливался циклическим восприятием времени. Восточное общество впервые осознало себя существующим в историческом времени, однако замкнуло его, так что связь людей и богов привела к возможности их взаимного влияния. Их этого свойства восточной культуры вытекала важнейшая специфика менталитета – его харизматический характер. В соответствии с ним действительность воспринимается сквозь призму веры и мистического опыта, главная ценность состоит в поиске высших идеалов. Вера в предопределенность судьбы и событий рождала интровертивный пассивный склад доминирующего типа личности, ценившейся не своей уникальностью, а, наоборот, всеобщностью.
Особняком в рамках классического Востока стоит мусульманская культура эпохи становления арабо-мусульманской цивилизации (VII-XII вв.). В ней единственной получила распространение идея развития, благодаря которой мусульманский Восток продолжил культурную работу, прерванную в греко-римском мире, и в течение нескольких веков занимал в культурном отношении первое место.
Западное культурно-историческое сообществонаиболее ярко представлено античной греко-римской, средневековой западноевропейской и современной западной цивилизациями. Античная цивилизация в отличие от восточной формировалась как торговая средиземноморская. Её специфической чертой была опора на частнособственническую инициативу, выступавшую структурообразующим элементом в процессе последовательного чередования античной рабовладельческой, средневековой феодальной и современной капиталистической формаций.
Экономический порядок с опорой на частную собственность вызвал к жизни соответствующие политико-правовые и социокультурные институты. Признание личного достоинства, прав и свобод граждан способствовало расцвету личности, творческих потенций человека, его предприимчивости. Интерес к многообразию предметного мира способствовал развитию науки и искусства. Человек впервые обратил пристальное внимание на самого себя, и через поиск универсального ключа к себе проникал в тайны и глубины мироздания. С эпохи греческой классики европейская философия антропоцентрична, а её главная мировоззренческая установка, «человек – мерило вещей», остаётся актуальной и по сей день.
Повышенный динамизм жизни привел европейское человечество к убеждению в первостепенной ценности прогресса. С утверждением христианства эта идея получила духовное обоснование. Прогресс, мыслившийся в христианском ключе как личное духовное самосовершенствование, постепенно начал пониматься узко прагматически, нацеливая человека на извлечение конкретной материальной пользы. Главной ценностью человеческой жизни стала погоня за новизной. Приоритет активной, созидательной личности, отстаивавшей высокий нравственный престиж труда, привел к господству идеологии индивидуализма и её оборотной стороны, социально-политического активизма с его лозунгом «Свобода, равенство, братство».
Идеология прогресса взаимнообратна линейному представлению о времени, получившему свое наиболее законченное воплощение в рамках европейской цивилизации. У европейцев, как и у всех древних народов, изначально господствовало циклическое восприятие времени, хотя для удобства счета и в угоду богам в VIII веке и греки, и римляне установили свои эры счета времени. Христианство окончательно выпрямило дугу времени. Оно стало мыслиться линейным, быстротекущим, трехфазовым, разворачивающимся из единой точки. Христианство начинало историю человечества с момента грехопадения человека, низвержения его в поток времени и смертное состояние. В прошлое, таким образом, помещалось все свершившееся, неизменное, служащее для извлечения уроков. В настоящем человеку надлежало активно действовать во имя будущего.
Дихотомию «восток-запад» демонстрирует материал таблицы:
Восток | Запад | |
Взгляд на культуру | Способ достраивания единства человека с природой | Форма господства человека в мире |
Темп исторического развития | Замедленный | Быстрый |
Тип общества | Чиновничье | Гражданское |
Принцип построения общества | Вертикально-пирамидальный | Горизонтальный |
Характер общественных связей | Иерархические | Основаны на идее гражданского равенства |
Господствующая форма государства | Деспотия | Республика |
Взгляд на природу | Объект поклонения и обожествления | Объект подчинения |
Представление о времени | Циклическое | Линейное |
Главная культурная ценность | Традиция | Прогресс |
Отношения между поколениями | Почитание старших, культ предков | Проблема отцов и детей |
Базовый принцип общественного сознания | Коллективизм | Индивидуализм |
Критерий ценности человека | Способность не выделяться, а представлять целостность | Уникальность, личная неповторимость |
Творческий потенциал личности | Созерцательность, пассивность, подчиненность общезначимым образцам | Активность, творческий преобразовательный потенциал |
Ориентация личности | Интавертивная ориентация | Экстравертивный тип сознания |
Наряду с универсальными культурными общностями существует целый ряд региональных цивилизаций. К ним относят крупные многонациональные культурные сообщества народов, совместно проживающих в пределах больших регионов, отделенных естественными границами от соседей. Яркими образчиками таких цивилизаций выступают российская срединная евразийская общность, дальневосточная и латиноамериканская цивилизации, африканская тропическая протоцивилизация. В настоящее время всё более приобретает черты цивилизационной самостоятельности культурное сообщество народов Северной Америки.
Региональные цивилизации формировались сходным образом как результат культурного синтеза многочисленных малых народов под влиянием доминирующего начала одного-двух великих народов, либо под влиянием какого-то мощного культурного фактора. Так, цементирующим началом евразийской цивилизации выступали русский народ и его государство, дальневосточная общность оформилась под определяющим влиянием китайской культуры и буддизма, на африканское сообщество оказали воздействие ислам и христианство, а латиноамериканская родилась с приходом на континент европейской культуры конкистадоров в её иберийском (испано-португальском) варианте. Политические формы объединения таких сообществ могут быть ограничены рамками одного государства (российский вариант), а могли включать многие суверенные единицы. Главной, хотя и не всегда действующей в истории, предпосылкой такого масштабного культурного синтеза, является предрасположенность взаимодействующих народов и, прежде всего, носителей доминирующего начала, ккультурной ассимиляции. В силу этого сохраняется не только культурная самобытность народов, но и возникает новое качество культурного сообщества, его уникальная неповторимость. Редким талантом к ассимиляции обладает русский народ, в зоне господства которого сложилась самая загадочная из региональных цивилизаций человечества.
Прямо противоположным способом складывалась североамериканская культурная общность, формировавшаяся на пестром европейском этническом субстрате. Переселенцев объединяла приверженность к радикальным формам протестантизма. Замешанная на религиозной этническая нетерпимость новоприбывших привела к уничтожению местного индейского населения и его культуры. Оказавшись в максимально выгодных для себя условиях, европейцы сумели придать небывалый динамизм развитию Нового Света. Дистанцировавшись от Европы, колонизаторы Северной Америки обрели цивилизационную общность, отличную от материнской культуры. В XX веке это сообщество превратилось в источник глобальных модернизационных влияний, и оставило далеко позади Европу в научно-техническом плане.
Российская цивилизация сложилась в зоне интенсивных перекрестных влияний Востока и Запада, заключила в себе три культурных мира – христианский, мусульманский и буддийский – и осталась при этом великим хранилищем исконных культурных традиций населяющих её многочисленных народов. Зажатая между двумя центрами силы, российская культура утверждала себя в режиме попеременного выбора. Это наложило отпечаток на строй жизни и привело к утверждению своеобразного типа историко-культурного развития сообщества. При каждом новом поворотном витке устойчиво нарушается преемственность традиций, огульно отрицаются ценности предшествующего периода, длительными оказываются периоды перенастройки культуры. Большую роль в истории российской культуры играли длительные периоды воздействия на неё иноземных культур: в IX веке это было скандинавское влияние, в X веке – византийское, в XIII-XV вв. – монголо-татарское, в XVIII веке – западноевропейское, в XX-XXI вв. – американское. Иноземные влияния при внедрении их в гущу народной жизни проходили сложный путь аккультурации, прежде чем отвергались или принимались в культурную традицию. Сотрудничество многочисленных народов России, начинавшееся с диффузного взаимопроникновения культур разных сообществ, в итоге заканчивалось синтезом этих культурных элементов и рождением неповторимой новой обогащенной целостности.
Российский тип культуры определяется строем национального сознания, в основе которого лежит сильный стихийный элемент. Все формы бытия в России оказываются относительными, явления редко совпадают с их общественным восприятием. Человек здесь, как нигде, действует непредсказуемо и зачастую вопреки своим коренным интересам. В его душе могут уживаться одновременно и покорность властям, и неистовое ниспровергательство всякого закона и порядка. Главной чертой русского человека Ф.М.Достоевский считал стремление к справедливости. Особый строй духовности русского народа задает его устремленность к абсолютному, забвение конкретного, максимализм, высокая готовность понимать и принимать достижения других народов, отталкивание на массовом уровне от стяжательства и индивидуализма.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1135;