Скульптурное убранство Дмитриевского собора.
Царь Давид – в центральной закомаре каждой из трех стен (кроме восточной) располагается изображение Давида, со свитком в руке он представлен уже не как псалмопевец, но как проповедник. Вокруг него — сотни зверей, среди них и самые фантастические. Их фигуры чередуются с растениями и светскими (князъ с сыновьями) и религиозными (Крещение) сценами.
Полет Александра Македонского на небо в корзине, которую поднимают птицы,— сюжет из распространенного на Руси средневекового романа «Александрия».
Борис и Глеб- под арками аркатурно-колончатого пояса среди неподвижно стоящих святых изображены первые русские мученики – два брата, князья Борис и Глеб. Легкие и плоские рельефы, словно ковер, покрывают стену. Их строчное расположение напоминает народную вышивку, а резные полуколонки спускаются вниз, подобно бахроме, оторачивающей ткань.
Фрески Дмитриевского собора. Для оформления своего дворцового храма князь Всеволод пригласил мастеров фресковой живописи из того города, где он получил свое воспитание,— из Константинополя. Здесь, в Дмитриевском соборе, мастера, прибывшие из ведущего культурного европейского центра, каким была столица Византийской империи, работали вместе с русскими.
Сцена Страшного суда -одна из основных по своему значению композиций в храме изображена на западной стене и в западной части свода центрального нефа.Сцена Страшного суда - грядущего прихода Христа на землю, напоминает верующим о том, что Христос будет судить их за грехи. В обеих частях огромной торжественной сцены, какой явилось здесь изображение Страшного суда, представлены сидящие апостолы. За их тронами стоят склонившие головы ангелы. Лица святых, написанных русскими мастерами, отличаются той мягкостью и душевной добротой, которой не видно в суровых образах святых, созданных византийскими фрескистами.
Монастырское строительство, совсем иное по своему характеру ведется при Всеволоде Большое Гнездо.
Собор Рождественского монастыря,
Соборо Княгинина монастыря – их облик подчеркнуто аскетичен. Вместо белого камня здесь применен кирпич. Скульптурный декор отсутствует, и даже аркатурно-колончатый пояс заменен более простым, геометрического орнамента.
При преемниках Всеволода уже в первой половине XIII века продолжается строительство многочисленных храмов.
Храм Рождества богородицы в Суздале,
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском -для них характерно введение притвора с каждой из трех сторон здания, за счет чего расширяется внутреннее пространство храма. Таким образом, архитектурный облик соборов этого времени несколько усложняется, внешнее членение фасадов не в полной мере соответствует внутреннему делению храмов.
Купол и части стен Георгиевского собора уже в XV веке были разрушены во время землетрясения. Приглашенный для реставрации этого храма из Москвы В. Д. Ермолин внимательно отнесся к поставленной перед ним задаче и стремился бережно восстановить собор в старых формах. Когда-то рельефы сплошным ковром покрывали апсиды, стены, барабан храма. Ермолин собрал их все, но для некоторых из них не смог установить настоящее место.
Скульптурное убранство Георгиевского собора (ил. 12) создавалось в два этапа: плоские рельефы с растительными орнаментами, составляющие фон для композиций, были выполнены непосредственно на стенах собора, а камни, которые содержат изображения отдельно стоящих святых и подробно переданные христианские сюжеты, выполнены заранее в технике высокого рельефа и перенесены на стену. Здесь этим сценам в отличие от Дмитриевского собора было отведено много места.
Святой Георгий - изображен на северном фасаде, обращенном к городской площади, а потому самом главном. Мужественный воин с мечом и копьем торжественно и неподвижно стоящий среди других святых.
Богоматерь Оранта — покровительница княжества изображена над порталом южного притвора.
Преображение - среди многофигурных сцен особенно выделяется четким построением центрической композиции. В Евангелии повествуется о том, что, поднявшись с тремя своими учениками на гору Фавор, Христос явил им чудо. Внезапно они увидели своего учители, озаренного божественным - Фаворским светом, а по сторонам от него появились два пророка Ветхого Завета - Моисей и Илия, которые жили, задолго до него.
Сцена Троицы - скульпторы изобразили её как повествовательную композицию с включением большого числа бытовых деталей: Авраам и Сарра угощают трех ангелов, пришедших к ним под видом путников.
Икона.
Все соборы Владимиро-Суэдальского княжества были расписаны фресками и украшены иконами.
«Дмитрий Солунский» (ГТТ) - сохранившаяся до наших дней икона относится к самому концу XII столетия.
«Богоматерь Оранта» (называемая Ярославской по месту, откуда она была привезена после революции вТретьяковскую галерею) - осносится к началу XIII века. В этих иконах сказалась та любовь к нарядной орнаментальносги и к ярким красочным сочетаниям с обильным введением кармина, которые свойственны только русской живописи и чужды византийской. Торжественность образов, центричность композиций в обеих иконах придают им репрезентативный характер. Монументальная величественность отличает фигуры Богоматери и Дмитрия на этих иконах, как и во всех домонгольских произведениях русской живописи. Дмитрий на иконе представлен как патрон князя Всеволода (второе христианское имя которого было Дмитрий), поэтому у него на голове княжеская диадема, а ангел (изображение переписано в XVI веке) венчает его короной.
Новгород
АРХИТЕКТУРА.
Во второй половине XII века в новгородской архитектуре появляются новые черты. В это время строятся многочисленные небольшие одноглавые трехапсидные церкви. Невысокие, с маленькими редкими окнами, они удобны для отопления в условиях сурового северного климата:
Церковь Георгия в Старой Ладоге,
Церковь Спаса на Нередице,
Церковь Благовещения в Аркажах,
Церковь Петра и Павла на Синичьой горе,
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1008;