Поместный собор русской православной церкви 1917-1918 годов. Подготовка и открытие поместного собора. 4 страница
"Государственное законодательство относительно условий заключения брака лиц Православного исповедания устанавливаются сообразно с нормами церковного права". То есть, если в церковный брак вступают православные, или Православные вступают в гражданский брак, то, скажем, государство не имеет права зарегистрировать брак троюродного брата и сестры. Государство не имеет права развести православных, вступивших даже в гражданский брак, если они, например, скажут, что они характерами не сошлись. То есть, нужно, чтобы были канонические основы. Какие канонические основы для расторжения брака бывают, мы с вами, отчасти, уже говорили, но можем этого коснуться потом, когда дойдем до соответствующего определения. Единственное, когда государство может расторгать гражданский брак православных вопреки церковному праву, только если они заявят о своем выходе из Православного вероисповедания, тогда такой брак может быть так расторгнут. Он государства требуется укрепление семьи на основе церковной традиции.
"Церковное венчание по православному чину признается законной формой заключения брака".
"Церковные метрические книги ведутся согласно государственным законам и имеют значение актов гражданского состояния". Скажем, свидетельство об отпевании имеет статус свидетельства о смерти, свидетельство о Крещении является свидетельством о рождении. Мы с вами увидим, что как раз метрические -книги будут властями насильственно изыматься уже в первые месяцы советской власти.
"Учреждаемые Православной Церковью низшие, средние и высшие школы, как специально богословские, так и общеобразовательные, пользуются в государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем основании". То есть, закончил человек Академию, он считается человеком с высшим образованием. Семинарию - со средним.
"Во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной Церкви". Даже если есть государственные школы и частные светские школы, раз там есть православные дети, там должно быть преподавание Закона Божия, причем, должность преподавателя Закона Божия должна оплачиваться государством. И более того, воспитание должно соответствовать духу Православной Церкви.
"Удовлетворение религиозных нужд членов Православной Церкви, состоящих в армии и флоте, должно обеспечиваться заботой государства. Каждая воинская часть должна иметь православное духовенство". Но большевики уже через месяц после этого определения ликвидируют все военное и морское духовенство.
"Священнослужители, монашествующие, штатные псаломщики свободны от воинской и других личных натуральных повинностей. Служащие учреждений церковных пользуются правами государственных служащих". Скажем, проработал в церковном учреждении каком-то человек, он имеет право на государственную пенсию, потому что его служба считается службой, приравненной к государственной.
"Имущество, принадлежащее установлениям Православной Церкви не подлежит конфискации или отобранию, а сами установления не могут быть упраздняемы без согласия церковной власти", приходы, какие-то общества церковные и т. д. Что у нас будет в дальнейшем, вы увидите сами: полная конфискация всего и вся.
"Имущество, подлежащее установлениям Православной Церкви, не подлежит обложению налогами, если эти имущества не приносят дохода путем отдачи их в аренду или внаем". То есть, понятно - никакого налогообложения. Другое дело, если какой-то храм взял и здание своей воскресной школы отдал под склад, с арендной платы тут может взиматься налог, а так, никаких налогов Церковь не платит вообще ни за что. И более того,
"Православная Церковь получает из средств государственного казначейства по особой смете ежегодные ассигнования в пределах ее потребностей", то есть, государство еще и обязано финансировать Церковь. Таково было это определение. Кажется, что большевики внимательно его прочитали и все сделали наоборот, издавая свой закон "о свободе совести". Другое дело, что еще до закона о свободе совести, появившемся в Ян- Jiape" T918 года , уже началась массированная атака на Церковь с пренебрежением всем тем, о чем говорилось в этом определении.
Несколько слов о заключительной части первой сессии. ^Декабря патриарх Тихон написал письмо ^дове протоиерея Иоанна^ Кочдрова, убитого в Детрограде. Нужно сказать, что его смерть очень сильно отозвалась на Соборе, в этом видели знак начинающихся гонений на Церковь. Потом на Соборе примут по поводу гонений на Церковь особое определение. Патриарх Тихон лично знал о. Иоанна, поэтому счел для себя обязательным на это отозваться. В Церкви было принято решение о том, что все дети, а у него было шесть человек детей, получат бесплатное образование, получат большую пенсию и т. д. Другое дело, что потом это будет приниматься по отношению ко всем родственникам убиенных за веру и Церковь, но практически Церковь организовать это не сможет, потому что сама окажется в положении гонения. Хочу обратить ваше внимание на удивительную отзывчивость Собора в этом отношении, на готовность его помогать всем тем, кто будет страдать за Церковь, это будет принято на соборном уровне.
Кроме того, помимо таких глобальных вопросов Собор, ведь, решал и, может быть, не столь значительные церковные вопросы. В частности, на этой уже, первой сессии обсуждался вопрос о церковном проповедничестве, и было принято определение, которое учреждало у нас, например, благовестниче-ские братства, которое устанавливало институт благовестников. То есть, отныне на приходе священник мог благословлять на ношение стихаря и на проповедь тех мирян, которые были должным образом богословски подготовлены и могли вести проповедь. Это было, как раз, признаком того, что, конечное тогда среди наших мирян было немало людей, достойных быть свидетелями Слова Божия. Миряне активно подключались к церковной жизни. Был еще рад Других вопросов. Но основные были те, о которых я вам сказал, и которые были, к счастью, приняты.
Первая сессия Собора завершилась 9 Декабря 1917 года. Члены Собора разъехались на перерыв в свои епархии для ^того, чтобы, с одной стороны, донести соборные решения до своей паствы, а, с другой стороны, для того, чтобы получить возможность донести до Собора на его вторую сессию чаяния своих прихожан, своего духовенства епархиального. Сессия была завершена именно по инициативе самого Собора.
А пока поговорим о ситуации, которая складывалась в целом в стране в момент, когда Собор прекратил свою работу 9 Декабря 1917 года. Работа его должна была возобновиться лишь в Январе 1918 года, но за это время произошли определенного рода изменения в государственной политике. Хотя власть большевиков была номинальна в стране, тем не менее, с самого начала совнарком занимался активным законотворчеством. Очень характерно, что в момент, когда судьба власти еще была неясна, наряду с, вроде бы, необходимыми для власти законами, принимались законы, как бы, прямого отношения к политической ситуации не имевшие, но касавшиеся Церкви. Это удивительное желание уже в первые месяцы дать почувствовать Церкви, что она воспринимается как враг, что она должна сдать все свои многовековые позиции, это - особенность правления большевиков, которая, конечно же, говорит об их нарочитом антицерковном настрое.
11 Декабря 1917 года появляется декрет народноиико-миссара просвещения^ подписанный Ленинрм для пущей убедительности, который конфискует у Церкви все учебные заведения. Теперь уже не просто церковно - приходские школы передают министерству просвещения, оставляя там возможность преподавания церковных предметов, ликвидируется все:
Духовные Училища, Духовные Семинарии, Духовные Академии. Они просто прекращают все свою деятельность. Содержание декрета говорило о следующем: здания их конфисковываются, имущество их конфисковывается, капиталы их конфисковываются. Конфисковываются даже церковные дома священников. То есть, этот декрет уже практически ликвидировал возможность существования системы духовного образования. Это был удар не только по системе духовного образования, но и была огромная экспроприация материальных богатств Церкви. Материальная база духовного образования ликвидировалась.
„IT-18 Декабря 1917 ^рда принимаются декреты, касаю^ щиеся вопросов^ брачного законодательства. В соответствие^ этими декретами законным признается только гражданский брак. Регистрация рождений, браков, разводов и смертей ведется только государственными органами. То есть, это было очень серьезное изменение всей общественной морали. Ведь, что означает, что законен только гражданский брак? Это означает то, что отныне все те многочисленные канонические основания для заключения и расторжения брака из русского общества выбрасываются. Процедура брака и развода становится максимально упрощенной. Супруги приходят, платят небольшую пошлину и они разведены, или наоборот, приходят и вступают в брак, будучи двоюродным братом и сестрой, будучи людьми, незаконно расторгнувшими свой предыдущий брак. И вот, у нас произошло в это время тоже, что произошло во Франции во время революции в начале 90-х годов XVIII века. По стране прошла огромная волна разводов, заключений и расторжении новозаключенных гражданских браков. Был нанесен колоссальный удар по семейной морали. Кстати, всем вам знакомое явление беспризорщины. Обычно как воспринимали беспризорников: это дети тех, кто погиб во время гражданской войны, умер от эпидемий, от голода и т. д. Безусловно
было очень много детей, которые потеряли родителей таким образом, но немалую роль в том, что у нас появились беспризорники сыграло и то, что семья была разрушена. Беспризорники были - незаконнорожденные дети, внебрачные дети. И вот, я хочу сразу обратить ваше внимание на следующее. Большевики были, конечно же, догматиками. Они считали возможным реализовать коммунизм так, как о нем говорил манифест Маркса и Энгельса, быстро и прямолинейно. Начинается политика военного коммунизма. Мы обычно говорим о ней в связи с экономикой, но, ведь, эта политика касалась и других сторон общественной жизни, а вы помните, о чем говорит манифест: ликвидируется не только собственность, нс только религия, но и семья. Воспитание становится общественным. И, прямо таки, в это время ведущие деятели большевистской партии пишут статьи, в которых говорится о необходимости заменить семейное воспитание детей общественным воспитанием. Уже в начале 20-х годов у нас будут строиться дома нового типа. Вот, посмотрите на Троицкую улицу (улицу Рубинштейна), дом называется "Слеза социализма". Он был построен таким образом, что семьи имели лишь спальни. Столовые, гостиные были общими. Практика коммунальных квартир была не только результатом хронического жилищного кризиса, но и попыткой воспитывать нового человека, который воспитывается обществом. И, действительно, была поставлена идея ликвидировать семью, ликвидировать брак. Коллонтай, человек не второстепенный в большевистском руководстве писала статьи поразительные. Она писала о том, что буржуазный брак, основанный на религии, должен уступить место свободному союзу любящих друг друга людей, что вступление в брак должно основываться на личной приязни и (очень интересная формулировка) должно способствовать улучшению биологического уровня потомства. Социализм всегда приходит к натурализму, что национал - социализм, что интернационал - социализм. Всерьез ставился вопрос о том, чтобы когда кончатся гражданские войны, заменить семейное воспитание детей общественным, поэтому, семья была ненужна, она должна была отмереть. Вот мы до сих пор все это и расхлебываем, потому что ни в одной стране мира такого страшного удара по семейной морали, как у нас, не наносилось.
J6 Января J918 года^ в.момент, коща Собор свою рабо-^ ту приостановил» появился декрет^ который ликвидировал институт духовников в вооруженных силах, то есть новая армия, Красная Армия, должна была быть свободной от священников. Несколько слов о Красной Армии. В это время большевики, опять таки, по своим таким умозрительным представлениям решили создать армию добровольную. Вообще-то, Маркс писал о том, что во время пролетарской революции армия регулярная распускается и заменяется всеобщим вооружением народа. Но большевики, наряду с догматизмом, все-таки, отличались способностью реагировать на реальные проблемы жизни, если они грозили их режиму. Они поняли, что всеобщее вооружение народа в России может привести к совершенно непредсказуемым последствиям, и остановились на полумере. Они ликвидировали Русскую Армию, уже основательно разрушенную, и стали создавать рабоче - крестьянскую Красную Армию по принципу добровольности. По началу это действовало очень хорошо. Дезертиры, которые не хотели работать и которые убежали из Армии и имели на руках оружие, с удовольствием шли в рабоче - крестьянскую Красную Армию, в отряды красногвардейцев. Это давало им возможность ничего не делать, грабить и быть совершенно безнаказанными. И им, действительно, удалось добровольно в начале 1918 года собрать довольно большую армию. Целые полки, бежавшие с фронта, становились сразу частями Красной Армии. Но как только началось организованное сопротивление большевикам, я имею ввиду белое движение на Дону и на Кубани, когда 8-10 тысяч добровольцев разбивали 150-ти тысячную Красную Армию, большевики очень скоро поняли, что с такой армией им не устоять. И вот, летом 1918 года они переходят к созданию, уже с помощью насильственных мобилизации, регулярной рабоче - крестьянской Красной Армии. Организует это все Троцкий. И вот, уже в регулярной Красной Армии была жесткая дисциплина, была система заложничества. Не просто мобилизовывали рабочих и крестьян, но Троцкий прекрасно понимал, что армии нормальной не будет, если не мобилизовывать офицеров. Мобилизовывали принудительно и офицеров, причем, они были связаны со своими семьями. Каждый офицер знал, что его попытка не ис-30
полнить приказ, а уж тем более перейти на сторону белых, будет чревата тем, что его семья будет ликвидирована. При этом, офицеры оказались в Красной Армии в очень сложном положении. В каждой части был особый отдел, комиссар, которые жестко контролировали их деятельность. Впрочем, нужно сказать, что значительная часть русского офицерского корпуса попала в Красную Армию, и в Красной Армии была почти половина всех кадровых офицеров. И очень немногим, в общем-то, удавалось переходить к белым в силу того, что их поставили в условия, очень своеобразные. Система "заград. отрядовл тоже тогда впервые была введена в нашей военной истории именно в Красной Армии. Ну и, конечно, такая Армия не нуждалась ни в священниках, и новый флот не нуждался в корабельных иеромонахах. Кадры военного духовенства оказались просто выброшенными на обочину жизни без средств существования. А ведь, полковые то священники были семейными священниками и приходов не имели. Вот так большевики ввергли в нищету еще одну часть "эксплуататорских классов", а духовенство было, конечно, эксплуататорский класс с их точки зрения.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 767;