Декрет о свободе совести. 3 страница

То есть, здесь имеется очень широкий перечень задач. Наряду с молитвой и Таинствами здесь речь идет и о просвещении, и о христианском благотворении, то есть о том, что практически у нас отсутствует. Тогда же это все вменялось в обязанности прихода. А теперь, собственно, о том, что же такое "приход", из кого он состоит^

Прежде всего, приход предполагает наличие причта. "Приходской причт определяется в составе священника, диакона и псаломщика. Число причта может быть епархиальной


властью увеличено или сокращаемо по просьбе прихода в соответствии с его нуждами. Во всяком случае, причт должен состоять не менее, как из двух лиц: священника и диакона или священника и псаломщика". Эта система сохраняется и сейчас, хотя реально в некоторых деревенских храмах нет штатного псаломщика.

"Избрание и назначение на священно- и церковно-служительские должности принадлежит епархиальному архиерею, который при этом принимает во внимание и кандидатов, о коих ходатайствует приходское собрание. "

То есть, опять таки, был достигнут компромисс. Приходское собрание может избирать из своей среды достойного кандидата в священнослужители, но это избрание не гарантирует, что приход получит именно этого кандидата. Епархиальная власть, в конечном итоге, решает этот вопрос сама. Но это не просто фраза о том, что при этом может архиерей принимать во внимание кандидатов, о которых ходатайствует приходское собрание, на практике так было очень часто, потому что архиерей исходил из того, что известный прихожанам того или иного прихода кандидат в священнослужители будет, безусловно, лучше исполнять свои обязанности.

Дальше очень важное, хотя и кажущееся неконкретным, определение. "Настоятель прихода и прочие священники вместе с другими членами приходского причта ответственны перед Бдгом и своим архиереем за благосостояние прихода со стороны религиозной настроенности, духовного просвещения и нравственного преуспевания".

Обратите внимание, именно это, религиозная настроенность, духовное просвещение и нравственное преуспевание прихода является главным аспектом приходской жизни, который контролирует исключительно архиерей. Хозяйственную жизнь в значительной степени будет контролировать приходское собрание и приходской совет, о которых дальше. Видите, церковная иерархия в епархии, действительно, реально освобождена на уровне приходской жизни от многих внешних дел во имя того, чтобы концентрировать свое внимание на духовном воспитании. А теперь самое важное - прихожане.

"Прихожанами признаются все лица православного вероисповедания, живущие в пределах прихода и сохраняющие живую связь^о своим приходским храмом". Опять таки, в пределах прихода. Это означает то, что в тех условиях за каждым приходом была закреплена определенная территория. В городе - определенный район, в сельской местности определенная деревня.

Здесь мы видим территориальный принцип, без возрождения которого у нас нормальной приходской жизни сейчас быть не может. Хотя, на ваш взгляд, это что-то такое формальное. Почему обязательно за приходом нужно закреплять определенную территорию и определенную группу лиц, на ней проживающую?

"Прихожане обращаются за требоисправлением к своему приходскому священнику, который обязан, руководствуясь церковными правилами, совершать требы для всех прихожан. В указанных законом случаях он обязан совершать требы и для иноприходных, проживающих как в пределах его прихода, так и вне его. "

Имеется ввиду то, что священник обязан любому христианину, живущему на территории его прихода, оказать внимание, в частности, совершить ту или иную требу, о которой просит его прихожанин, даже если его прихожанин не может ему заплатить. Это чрезвычайно важная была дисциплинирующая мера. А теперь мы выясняем, что же такое территориальное деление, территориальное закрепление прихожан?

"Все прихожане с их семействами, имеющие местожительство в пределах прихода, вносятся причтом в особуюлри-ходскую книгу". "В книге в особых графах отмечается фамилия, имя, отчество, звание и род занятий каждого, время его рождения и Крещения, бытие у Исповеди и Святого Причастия..." Значит получается, что на приходе еще и контролируется то, насколько человек приходит к Причастию, причащается ли он. "...и вступление в брак, время смерти, время переселение в приход или убытие из прихода". Вот элементарная вещь, эта приходская книга. У нас их нет.

Понятен вам основной принцип? Все православные должны быть прикреплены к тем приходам, рядом с которыми они живут. Но что здесь было важно? Важно было то, что вполне ясно, кто является членами прихода, их легко можно 38


было выявить, пусть и по формальному признаку, но число их было очевидно. Это были не какие-то "мертвые души", это были конкретные люди, которые учитывались. Сейчас ввести приходские книги, что будет? Сугубо православные возопят, что антихрист пришел, переписывает имена православных, надо убегать, скрываться в катакомбы. Индифферентные люди скажут: "Зачем нам брать на себя какие-то обязательства?" - и тоже будут этим смущены. И это, как раз, говорит о неразвитости у нас приходского сознания. Потому что, ведь, здесь речь идет об элементарном - есть такая книга, есть определенный круг членов приходского собрания, есть прихожане.

"Соответственно, при перемене места жительства и причислении кого-либо из одного прихода в другой настоятелем выдается по заявлении причисляемого выпись о нем из приходской книги. Выпись эта вносится в книгу нового прихода". То есть, человек не может, если он православного вероисповедания, никуда деться, и всегда стоит на учете в каком-то приходе.

А теперь относительно того, насколько это духовную жизнь может как-то "подавить". "Исповедующиеся не у приходского своего священника обязаны представлять последнему удостоверение о бытии у исповеди своему приходскому священнику".

"Прихожане того или другого прихода могут одновременно по своему желанию быть приписанными к составу других приходов по месту жительства или местонахождению недвижимого имения при условии уведомления об этом приходского собрания."

Имеется ввиду такая территория, где он может проживать, если у него там есть недвижимое имущество. Почему же нельзя быть прихожанином любого прихода, какого захочешь? Потому что, безусловно, это давало бы возможность для очень широкого волюнтаризма. Какие-то приходы состояли бы из огромного количества людей, где были известные духовники, какие-то приходы обезлюдели бы, и жизнь там приходила бы в упадок. А нужно было бы, даже при условии, если какие-то духовные священники на отдельных приходах окормляют множество людей, чтобы эти люди, так замечательно духовно окормленные хорошими священниками, на свои несовершенные приходы, в силу своего участия в приходском собрании, в приходском совете, несли этот религиозный энтузиазм. Ц.К§Ъс со е О приходском собрании. "Приходское собрание созы-с-^ ^ч ваетсяло постановлению приходского совета не менее одного, ' раза в полугодие".

Обратите внимание, все четко регламентируется. J&ro может созывать собрание?Совет, распоряжение епархиальной. ^ласти,~заявленйе^настоятеля^ ходатайство не менее ,25-ти при-- хожан^ имеющие „право участвовать в собрании. А теперь» на-. конец, может быть, самое главное - круг лиц, входящий в приходское собрание.

"Право участия в приходском собрании с решающим голосом имеют всё члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25-летнего возраста и занесенные в приходскую. "книгу за исключением лиц, указанных в статьях 45-й и 46-й. Право участия с совещательным голосом имеют все прихожане, достигшие брачного возраста и ведущие самостоятельно "свое хозяйство (т.е. 21-го года)".

"Приходское собрание может лишить права участвовать в своих заседаниях и права избрания на приходские должности лиц, грубо нарушавших благочиние в храме (пьяный пришел на службу, например), лиц, упорно уклоняющихся от взносов и общеприходских сборов, лиц, имеющих предосудительные занятия или ведущих предосудительный образ жизни", (какая-нибудь проститутка или уголовник).

Эти люди могут периодически отстраняться от участия в приходском собрании, но "не имеют права участия в приходских собраниях живущие менее года на приходе и не записанные в приходскую книгу и уклоняющиеся от ежегодного исполнения христианского долга Исповеди и Святого Причастия за исключением случаев, когда, ввиду особых извиняющих обстоятельств, засвидетельствованных приходским священником, собрание постановит таких лиц в праве участия в собрании". То есть, допускается, если человек раз в год не причастился по каким-то особым обстоятельствам. Настоятель об этом сообщает, приходское собрание может даже такого человека допустить к участию.


Не имеют права "осужденные за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого и получение через обман имущества, ростовщичество, исключая тех лиц, дело о которых окончено примирением,. . "

Обратите внимание, все те, кто осужден был по суду. "...лица, состоящие в открытом сожительстве без церковного брака и лица, отбывшие по суду наказание, если после сего не прошло три года". Человек освободился после уголовного заключения в тюрьме, три года он не допускается в приходское собрание. Далее здесь говорится о процедуре принятия решения на приходском собрании. .Чьчк^ссоС С^аТ

Теперь поговорим о приходском совете. ''В состав приходского ^овета входят все члены причта, церковный староста или его помощник, миряне обоего пола, избираемые из лиц, имеющих право участия в приходском собрании в определенном приходским собранием числе, во всяком случае не меньше числа членов причта^сроком на три года".

Каждые три года избирается состав приходского совета, причем, число его членов может'быть большим, может быть маленьким, но мирян в приходском совете должно быть не меньше, чем членов причта, то есть, священников, диаконов, псаломщиков. Как видите, здесь существует определенного рода паритет, хотя председателем приходского собрания и приходского совета автоматически является настоятель. У нас сейчас этого нет. Настоятель является председателем приходского собрания, но не является автоматически председателем приходского совета. Подробно расписаны полномочия, круг вопросов, который решает приходской совет и приходское собрание, но это вы сами посмотрите. Очень интересная глава 9-я о просвещении населения. То, что у нас очень плохо пока работает. Здесь предполагалось огромное количество церковно-просветительских заведений на приходе.

Можно сказать, что эти определения у нас сейчас не реализованы, но многие считают, что этот приходской устав, безусловно, является лучшим, нежели тот, который существует у нас сейчас.

Коль скоро у нас шла речь об отношении патриарха Тихона к благословению лидеров белого движения, коснемся еще вопроса о его послании по поводу Брестского мира.

Несколько слов о ситуации, которая тогда имела место. На Соборе многие были возмущены брестским миром, который предполагал в момент, когда Германия была обречена на поражение, не только прекращение Русской Армией всех военных действий против Германии, но и выплату Германии огромной контрибуции, оставление за Германией больших территорий (Прибалтика, значительная часть Белоруссии, почти вся Украина, вплоть до Донбасса), это был, с одной стороны, и национальный позор, потому что Россия никогда еще не предавала своих союзников, а, с другой стороны, это был совершенно унизительное для страны решение, которое ее обескровливало перед лицом уже практически поверженного врага.

П. Тихон счел для себя обязательным высказаться по этому поводу. Можно, наверное, спорить о том, нужно было это делать или не нужно, но вы должны отдать себе отчет в том, что брестский мир потряс многих, потряс даже членов большевистского ЦК, настолько это была беззастенчивая акция. Расчет этой акции был вполне понятен. Дело было не только в том, что Ленин выполнял определенного рода обязательства, которые были приняты им в переговорах с немцами, он исходил из следующего. Он, конечно, понимал, что Германия, все равно, обречена на поражение, ему было важно следующее. Он очень опасался, что немцы, если он начнет как-то им перечить, просто двинут свои войска на Москву, займут Москву и свергнут его правительство. У него не было никаких сил противостоять немцам.

С другой стороны, ему казалось желательным пребывание немецких войск на как можно большей территории России, потому что наличие немецких войск в Прибалтике, на Украине могло воспрепятствовать формированию антибольшевистского движения, в частности, могло помешать белогвардейцам собрать свои силы. Вы, наверное, знаете, что, например, та же добровольческая армия генерала Деникина вела одновременно бои и с немцами, и с большевиками. Таким образом, наличие немцев ослабляло силы белогвардейцев, не давало им возможности консолидироваться и отвлекало их внимание от борьбы с большевиками.


Но, в то же время, Ленин понимал, что Германия обречена, и когда Германии будет нанесено окончательное поражение союзниками уже без России, большевистские войска смогут потом занять территорию, оставляемую немецкими войсками после поражения. Цинизм был страшный, настолько страшный, что даже члены большевистского ЦК призывали Ленина не идти на брестский мир. Он, тем не менее, на это пошел.

Возмущение было всеобщим, и п. Тихон отозвался на это посланием. Досдание^ьшо 5(18) марта 1918 года^я приведу вам некоторые фрагменты. "Благословен мир между народами, ибо все братья, всех призывает Господь мирно трудиться на земле, для всех уготовал Он Свои неисчислимые богатства, и Святая Церковь непрестанно возносит Свои молитвы о мире всего мира, уповая, что восторжествует на земле правда Христова и соединит враждующих братьев в единое стадо под водительством единого небесного Пастыря.

И несчастный русский народ, вовлеченный в братоубийственную кровавую войну, нестерпимо жаждал мира, как некогда народ Божий жаждал воды в палящей зноем пустыни. Но тот ли это мир, о котором молится Церковь, которого жаждет народ?

Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна до их веры, мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России, стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего Крещения, хранилище святых, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу, такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а отечеству неисчислимые потери.

А, между тем, у нас продолжается все та же распря, губящая наше отечество. Внутренняя междоусобная война не только не прекратилась, а ожесточается с каждым днем, голод усиливается, и, чтобы ослабить его, грозят, даже, изгонять из столиц мирных жителей, не знающих, где приклонить голову. Рабочим угрожает лишение заработка, возвращаются из полков воины и не находят работы. Умножаются грабежи, убийства, и для борьбы с ними население часто прибегает к ужасному самосуду. Устранит ли объявленный мир эти, вопиющие к небу, нестроения, не принесет ли он еще больше скорбей и несчастий? Увы, оправдываются слова пророка: "Они говорят: мир, мир, а мира нет". Нет мира, нет радости, спутницы мира.

Святая Православная Церковь, искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство русское, не может оставаться равнодушной при виде его гибели и разложения. "

Далее очень важные слова. Казалось бы, их говорит архипастырь, но, по-существу, это прозрение и человека, очень глубоко размышляющего над историей.

"Этот мир, принужденно подписанный от лица русского народа, не приведет к братскому сожительству народа, в нем нет залога успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества, в нем зародыши новых войн и зол для всего человечества. "

Это слова, действительно, пророческие. Пророческие потому, что вся дальнейшая история Европы показала, что эта невозможность в дальнейшем создать в Европе единый фронт против Германии, когда Германия, пережив военное поражение и национальное унижение, в дальнейшем, играя на противоречиях Советского Союза и западных стран, по-существу, вопреки требованиям Версальского мирного договора, смогла себя оснастить, вооружить, и потом обрушиться на всю Европу. Вся эта ситуация стала возможна, безусловно, именно потому, что Первая Мировая Война не была доведена до конца подлинным миром, потому что Россия вышла из войны. Дело, ведь, было не только в том, что принесшая массу жертв Россия ничего от войны не получила, и, даже, более того, платила контрибуцию умирающей Германии, продлевая ее агонию. Дело было в том, что и в дальнейшем в Европе не было создано внешних условий для невозможности будущей германской агрессии против Европы. И патриарх, по-существу, говорит эту истину уже в своем послании.


Конечно, вы можете представить, как и это послание могло отозваться в сознании большевиков, тем более, что здесь можно было обвинять патриарха в том, что он пишет по вопросу, вроде бы, церковной жизни не касающемуся.

Собор в это время свою работу продолжал. Мы уже с вами говорили о двух определениях: о мероприятиях, вызываемых происходящими гонениями на Православную Церковь и мероприятиях к прекращению нестроений церковной жизни. Нужно сказать и об этих определениях буквально несколько слов. Определения очень грозные. Обратите на это внимание. Грозные потому, что они говорили о серьезных проблемах внутри церковной жизни, а, одновременно, об усиливающихся гонениях на Церковь.

Итак, определение о мероприятиях, вызываемых происходящими гонениями на Православную Церковь. Оно было принятому апреля 1918 года. Незадолго до принятия этого определения, 31 марта (13 апреля) 1918 года, в храме МДС была отслужена заупокойная Литургия. Эта Литургия служилась по 15-ти, уже известным в Церкви, мученикам. Архиерей, первый поминавшийся на этой Литургии, был м. Владимир Киевский, первый священнослужитель прот. Иоанн Кочуров. И обратите внимание, что служили эту Литургию по 15-ти новомученикам п. Тихон в сослужении 4-х архиереев и 10-ти клириков, тоже 15 человек. И среди этих 15-ти тоже будут мученики и исповедники. Ну а затем появилось это определение. Некоторые фрагменты из него.

"Установить возношение в храмах за богослужении особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках.

Установить во всей России ежегодное поминовение в день 25 Января или в следующий за сим воскресный день вечером всех, усопших в нынешнюю лютую годину гонений, исповедников и мучеников.

Поручить высшему церковному управлению собирать сведения и оповещать православное население о всех случаях гонения на Церковь и насилия над исповедниками православной веры.

Призвать от имени Собора приходские и епархиальные организации к защите гонимых и освобождению заключенных за веру и Церковь, к принятию мер для возвращению отобранного имущества Церквей, монастырей, церковных учреждений и организаций".

Далее говорилось и о тех мерах, которые должны были предприниматься в епархиях для того, чтобы семьи погибших мучеников были обеспечены материально, получили какую-то социальную поддержку. Как видите. Собор с самого начала не просто называет мучеников мучениками, но предпринимает конкретные меры, направленные на то, чтобы каким-то образом защитить своих верных служителей, своих верных чад, и помочь семьям тех, кто будет принимать мученическую смерть.

6(19) Апреля^ принимается определение о мероприятиях по прекращению нестроений церко^нои^ жизни; Я не буду вам подробно об этом определении рассказывать, хочу обратить внимание лишь на следующее. В этом определении, в частности, говорится о мерах церковных наказаний тех архиереев, священнослужителей, монахов и мирян, которые не повинуются священноначалию и которые идут на сотрудничество с богоборческой властью. И это определение, безусловно, было очень грозным знаком, знаком того, что среди клира, среди значительной части мирян появляются случаи отступничества. Там, например, был пункт, который говорил о том, что целые районы, в случае, если миряне в этих районах принимали участие в убийствах священнослужителей и в разграблении Церквей, должны лишаться возможности иметь приходскую жизнь. То есть, там запрещалось служение в качестве наказания. Все это свидетельствовало о том, что не просто богоборческая власть гонит Церковь, но и о том, что среди клира и среди широкой массы мирян появляются люди, способные принимать участие в этих гонениях, идти на сотрудничество с властью. Причем, обратите внимание, что и о монастырях говорится то же самое.

Ситуация в Киево-Печерской Лавре привела к гибели священномученика Владимира. И в других частях страны имели место случаи, когда монашеская братия изгоняла своих игуменов, организовывала какие-то там коммуны в монастыре, разделяя всеобщее убеждение, что если имущество собрать, разделить, то можно будет всем хорошо жить, ничего нс делая. 40


Как видите. Собор, хотя его вторая сессия подходила к концу и закончилась в-апреле 1918 года, вынужден был, наряду 'c важными чисто церковными определениями, определениями о епархиальном управлении, о православном приходе, отзываться на злобу дня, которая проявляла себя, собственно, и в церковной жизни. Так вторая сессия была завершена, и члены Собора должны были отправиться в епархии, чтобы реализовывать постановления Собора, в частности о приходе, о епархиальном управлении, и, одновременно, выяснять ситуацию в различных епархиях. Ситуация в стране была уже очень сложной, потому что линия фронтов разделила ее на территории, между собой практически не связанные, и нужно было попытаться как-то сохранить церковное единство.

Патриарх же в перерыве между второй и третьей сессией, а третья сессия должна была начаться летом 1918 года, после того, как соборный совет подготовит ряд очень важных материалов к этой сессии, решил посетить Петроград. Петроград не только был первой столицей большевиков, откуда они переместились в Москву, опасаясь захвата города их противниками, но и местом, где, по-существу, впервые на государственном уровне предпринимались акции, направленные против Церкви. Мы уже с вами говорили о нескольких попытках захвата Александре - Невской Лавры. К тому же, убийства нескольких священников, прогремевшее по стране и, безусловно, осуществлявшиеся сторонниками новой власти, происходили в Петро1раде. Ситуация здесь была особенно напряженной между властями и иерархией, и п. Тихон решил приехать именно сюда, чтобы поддержать православных христиан Петрограда.

Его приезд ознаменован был определенного рода оживлением церковной жизни. Православные христиане, пережившие шок от первых репрессивных мер большевиков, почувствовали себя неоставленными патриархом, незабытыми, и вот характерная деталь: большевики в этот момент вынуждены были воздержаться от каких бы то ни было явных прямых мер давления на православную церковную жизнь, и, даже, когда п. Тихон после долгах размышления решился благословить крестный ход по Невскому проспекту, власти не дерзнули сопротивляться, хотя это был шаг очень рискованный. Вы, наверное, знаете, что в начале 1918 года большевики расстреляли демонстрацию рабочих в поддержку Учредительного Собрания, которое, вы помните, было большевиками разогнано после первого заседания. Конечно, опасались, что и крестный ход может привести к таким же последствиям, но, к счастью, крестный ход собрал много народа, и большевики не решились его разгонять, или, тем более, расстреливать.

Но, вместе с тем, этот энтузиазм православных христиан во время приезда в Петроград патриарха заставил власти подумать о целесообразности его устранения из церковной жизни. И вот, я хочу привести вам один эпизод. Эпизод одновременно и драматический, и, в каком-то смысле слова, трагикомический. Патриарх с почетом, с воодушевлением проводит дни в Петрограде, уезжает в сопровождении огромного количества людей, его провожающих, естественно, патриарх не один, там келейники, иподиаконы, духовенство, которое его сопровождает. Он уезжает с Николаевского вокзала в отдельном вагоне (тогда еще была такая возможность) вместе с иподиаконами, келейниками, знаменитым архидиаконом Розовым. Естественно, что хотя в городе сложная ситуация с продовольствием, для патриарха находят все. Но патриарх - человек аскетичный, он, попрощавшись с паствой, с петроградским духовенством, благословив их, уходит в купе вагона, а те многочисленные приношения, которые православные петроградцы приносят патриарху, попадают, естественно, в руки иподиаконов, келейников и прочих.

И вот, то, что вспоминал архидиакон Розов. После того, как поезд отправился, а поезд шел довольно медленно, железные дороги функционировали плохо, патриарх удалился в купе, а иподиаконы во главе с архидиаконом Розовым стали трапезничать в вагоне, в котором ехал патриарх. Дотрапезнича-лись до того, что все заснули, и, вдруг, по дороге на одной из станций поезд был остановлен и какое-то время стоял по непонятным причинам, затем тронулся, поехал дальше, а в Москве уже стало известно то, что по дороге патриарха должны были арестовать. Власти решили это сделать не на территории Петрограда. Но по какому-то чудесному стечению обстоятельств случилось так, что чекисты стали искать патриарха в другом поезде, и патриарху удалось благополучно доехать до


Москвы. И вот, когда, пробудившись от такого тяжелого сна, архидиакон Розов, поддерживаемый иподиаконами, спустился на перрон уже в Москве, и когда ему уже сказали о том, что произошло, даже этот человек, весьма эпикурейски настроенный, был потрясен тем, что, действительно, Господь их спас. Сам Розов потом рассказывал, как было бы ужасно, если бы чекисты вошли тогда в вагон. Патриарх, спящий тихо в своем купе, и мы, храпящие, ничего не соображающие, которые нс смогли бы, просто, защитить патриарха, а, ведь, его могли по дороге просто ликвидировать, это был бы самый лучший для большевиков вариант, да еще, соответственно, в газетах дали бы очень живописное описание того, в какой компании едет патриарх, а патриарх был человеком очень смиренным, он никогда в своем ближайшем окружении не стремился менторст-вовать. Ведь это были близкие ему люди, люди, конечно, его любившие, но, увы, отдававшие дань традиционным клерикальным немощам: наесться, напиться, многолетие пропеть, а при этом в стране то происходило жуткое гонение на Церковь. Видите, человеческое естество, всегда слабое, немощное, желающее хоть какой-то маленькой себе радости, и одновременно такая ситуация в России. Но, к счастью, тогда патриарх не был арестован. Он приехал в Петроград 29 мая (11 июня), значит, уже в июне власти готовили его арест.

Политика "Красного террора"

И нужно сказать, что июнь 1918 года стал месяцем переломным во многом для ситуации в России. Большевики, которые до этого времени прибегали к террору, но в значительной степени террор лишь провоцировали своими распоряжениями, указами, с лета 1918 года прямо заявляют о переходе к практике "красного террора", то есть отныне террор становится целенаправленной государственной политикой. Ведь, в начале большевики даже смертную казнь отменили, лживо, фальшиво отменили смертную казнь, хотя людей убивали сплошь и рядом. Тут же они официально заявили, что они переходят, якобы в ответ на белый террор, к красному террору, а это должно было, прежде всего, отразиться на Церкви.

Итак, "красный террор". Я не буду подробно вам рассказывать о том, что эта политика из себя представляла, мы уже отчасти говорили об этом, просто такие штрихи, скажем, убийство Урицкого - десятки, а, может быть, сотни расстрелянных, покушение на Ленина - опять таки, сотни расстрелянных - это система заложничества. По-существу, гонения на людей за их социальное происхождение. Эта политика становится широкомасштабной, уже организованной сверху.

А в церковной жизни проявляется она в ряде случаев. Если вы возьмете книгу протопресвитера Михаила Польского, вы увидите там много очень ярких, драматичных описаний того, что тогда происходило. Первым в ряду архиереев, пострадавших уже во время официально объявленного "красного террора", оказался убитый 3(16) Июня архиепископ Тобольский Ермоген (Долганов). Несколько штрихов к его убийству.

Арестован он был совершенно ни за что, просто как архиерей, который служил. Да, человек, политически правых взглядов, хотя и принципиальный человек (вы помните, он пострадал из-за Распутина), который, несмотря на то, что его незаслуженно отправили на покой императорским указом, во время крестного хода в Тобольске благословил дом, в котором находилась царская семья, человек, который, конечно, сохранил верность государю. Святителя Ермогена арестовывают ни за что. Когда представители епархии, духовенство, уважаемые миряне пытаются выяснить в ЧК, что произошло, им говорят, что архиепископ Ермоген - контрреволюционер, но мы можем его отпустить под залог, и называют громадную сумму. Эту сумму собирают благочестивые сибирские купцы, появляется церковная депутация, приходит в ЧК, приносит эту сумму. Эту сумму забирают, депутацию тоже забирают, епископа не выпускают. (Вот еще одна практика. Кого-то могли арестовать, чтобы заполучить какие-то финансовые средства его ли семьи, людей, которые как-то за этого человека ратуют).








Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 455;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.