Декрет о свободе совести. 6 страница
Ведь, действительно, прошло несколько десятилетий, и сейчас уже ни в одной православной стране нет не то, что православных государей, а нет, даже, правительства, которое бы ставило своей целью следование православным ценностям. Что же. Церкви не жить при этом? Это было очень трудно осознать тогда, что Церковь должна жить без православного государства и, может быть даже, при враждебном, богоборческом государстве. И патриарх впервые открыто об этом сказал. Мы потом увидим, как на карловацком соборе многим будет трудно примириться с этой идеей, и будут приниматься решения, в которых будет подчеркиваться невозможность существования Церкви без православной монархии. Но патриарх одним из первых заявил, что это может быть, и, конечно, тем самым открыл новую страницу в понимании взаимоотношений Церкви и государства. Церковь самодостаточна, она может существовать при ком угодно, при римском кесаре, при турецком султане, при православном царе или при генеральном секретаре, лишь бы только была для нее дана внешняя физическая возможность исполнять свой пастырский долг.
Вот таково было еще одно послание, которое имело принципиальный характер для выработки позиции нашей церковной иерархии по отношению к этому новому государству.
А что же советская власть в это время? После того, как деникинские войска были остановлены, началось их отступление осенью 1919 года. Точно так же большевики достигали успехов и в Сибири. По существу, уже в конце 1919 года стало ясно, что белое движение потерпело поражение, и серьезных надежд на перелом в ходе гражданской войны не было.
В марте 1920 года в районе Новороссийска окончательно были разгромлены Донская Армия, Кавказская армия, и остатки деникинской армии были эвакуированы в Крым. Врангель сменил Деникина на посту главнокомандующего. В это же самое время окончательно потерпели поражение и колчаков-ские войска, вскоре и Колчак будет арестован и расстрелян в 1920 году. И, казалось, для советской власти критический период гражданской войны уже прошел, хотя проблем было очень много, политика военного коммунизма разрушила всю экономику, ожесточила против большевиков даже тех, кто по началу поверил их посулам.
Законодательные акты 1920 года
В общем, много дел было у большевиков в это время, и, вместе с тем, они не забывали Церковь. Я приведу вам перечень законодательных актов 1920 года, которые появляются еще в ходе гражданской войны, но которые не могут не поразить своим нарочитым богоборчеством.
20 Февраля (4 Марта) 1920 года издается разъяснение пятого ликвидационного отдела Наркомюста. Обратите внимание, в Наркомюсте есть отдел, который называется "ликвидационный", и именно он занимается вопросами Церкви. Разъяснение это говорит о недопустимости со стороны церковной иерархии перемещения духовенства, закрытия храмов против воли групп верующих. Тут начинается очень тонкая политика. Мы уже с вами говорили о ней в связи с разъясняющей инструкцией к Декрету о свободе совести, устанавливающей "двадцатки". Ослабить власть священника на приходе и епископа в епархии и перенести ответственность за приходские дела на группу прихожан. Что стояло за этим? Прежде всего, стремление начать разрушать церковную жизнь изнутри
в надежде на то, что представители трудового народа в Церкви могут бороться с иерархией, как они борются с эксплуататорами, и, тем самым, подорвут единство Церкви. Но это было безусловно, вмешательство во внутренние дела Церкви. Почему-то епископ не имел права перемещать духовенство без согласия верующих, каноны этого не предусматривают, и Декрет о свободе совести этого тоже не предусматривает. Тем не менее, это разъяснение появляется.
26 марта (8 апреля) 1920 года - новое разъяснение пятого отдела Наркомюста о привлечении ко всеобщей трудовой повинности духовных лиц и о перенесении времени богослужения при совпадении его со временем общественно полезных работ. Это, опять таки, на практике могло вызывать постоянные конфликты. Что же, если Рождество совпадет с каким-нибудь субботником или воскресником, его нужно переносить? Или Пасху, например, совпавшую с воскресником? Это все на практике должно было вызывать новые конфликты и новое произвольное вмешательство местных властей в дела Церкви.
1(14) апреля 1920 года новое разъяснение пятого отдела Наркомюста о том, что служители культа, как имеющие нетрудовой заработок и занимающиеся непроизводительным трудом, не могут пользоваться полными гражданскими правами. Новое обвинение духовенства - нетрудовые доходы. Вообще, это понятие только в советской стране возможно было придумать, "нетрудовые доходы", что это такое? Это правовой нонсенс.
Но и, наконец, один из самых поразительных за всю историю советской власти декретов в области религиозной политики. 12(25) августа 1920 года появляется циркуляр Наркомюста губисполкомам, который так и называется: "О ликвидации мощей". И вот несколько пунктов из него, которые, конечно же, нуждаются в комментариях.
"Местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей, опираясь на революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий".
А о методах, которые будут использоваться при ликвидации, тут говорить не приходится. Если будут опираться на революционное сознание трудящихся масс, да еще избегать половинчатости, значит начнется настоящий стихийный террор, когда партийные активисты будут буквально подталкивать по-лууголвный люмпенизированный элемент на разгром святынь. На практике именно так и было. Но сама идея ликвидации мощей, что это такое? Столько проблем, вроде бы, у большевистской власти, насущных, сугубо материалистических: экономика, незаконченная гражданская война, полное расстройство финансовой системы страны, а они говорят о ликвидации мощей.
"Ликвидация названного культа мертвых тел, кукол и т. п. осуществляется путем передачи их в музеи".
"Во всех случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организаций бывших официальных вероисповеданный ведомств, прокуратура возбуждает судебное преследование против всех виновных лиц".
Есть какие-то посторонние предметы в раке с мощами, это уже предмет шарлатанства, фальсификации, и можно привлекать к революционному суду клир этого храма, епископа этой епархии и т. д.
Это то, что было уже опробовано в 1919 году при кампании вскрытия мощей, которая носила пропагандистский характер. Но вот, ликвидация мощей, что это такое? Что стоит за этой странной идеей? С чисто практической точки зрения идея была продумана очень серьезно. Действительно, полная ликвидация мощей, по существу, парализует всю евхаристическую, общинную жизнь. И даже уже невозможна реализация одного из определений Собора 1918 года, когда говорилось о том, что если приход закрывается, священник может служить где угодно в подобающей для этого месте на антиминсе, то есть, община сохраняется. А если все мощи изъять, то тут возникает перспектива того, что может быть парализована евхаристическая жизнь Церкви. Трудно сказать, насколько они последовательно продумали эту мысль, но исключать этого не приходится.
Но, наряду с этим, еще поражает и другое. Вдумайтесь в атмосферу страны того периода времени: полный хаос, пол-49
мая разруха, и вдруг, новая власть занимается тем, что забирает мощи у Церкви. Выискивает, забирает, увозит, опечатывает, выставляет в музей, а иногда просто скрывает. И вот здесь перед нами, пожалуй, как никогда ярко проявляется действительно религиозная богоборческая сущность большевизма.
Конечно, большевикам эти мощи нужны были не для того, чтобы делать какие-то магические колдовские манипуляции с ними. Их мировоззрение даже до этого уровня не доросло еще. Но, ведь, что такое мощи? Это, ведь, онтологически конкретные зримые частицы преображенного естества. Они могут быть тленными, нетленными, неважно. Важно то, что любой канонизованный святой - это тот, кто уподобился Христу в большей мере, чем все остальные люди, кто уже преобразил свое естество, кто уже, безусловно, воскреснет в теле. И вот, эти частицы его физического естества почитаются Церковью. Почему Святые Дары ставятся именно на мощи? Просто, не может быть места более достойного для поставления Тела и Крови Христовой, чем мощи святого, тело святого. Но, вместе с тем, не может быть другого, более явного доказательства бла-годатности Церкви, ее подлинности, чем эти самые мощи.
И вот, большевики, конечно же не сознавая этого, обнаруживают свою подлинную духовную сатанинскую природу в свой неистребимой, неискоренимой жажде истребления этих физически зримых частиц преображенного естества. И тут нужно говорить прямо об этом. Хотя, конечно, им и в голову не приходил такого рода взгляд на мощи. Подобно тому, как у нацистов происходило их спонтанное обнаружение их языческой сущности, точно так же это происходило и у большевиков. Точно так же, как потом спонтанно у них начнется созидание собственного религиозного культа со своими искусственными мощами, со своими крестными ходами, со своими молитвословиями и славословиями в виде лозунгов, в виде речей, со своим почитанием святых. Вы же знаете, что это -обилие памятников деятелей мировой революции, появляющихся в Москве уже в это время, это - удивительное стремление почитать в качестве святых героев гражданской войны, это - новый сонм "святых", новый культ человекобогов. Все это, в конечном итоге, приходило к тому, что реанимировалась языческая религия в формах якобы научного материалистического мировоззрения. И, конечно же, не размышляли они особенно, когда утверждали проект мавзолея Щусева, который раньше построил десятки монастырей и храмов. И, вместе с тем, мавзолей удивительным образом напоминает языческое капище не потому, что кто-то размышлял над тем, что нужно построить в центре православной Москвы языческих храм, а потому что древние архетипы религиозного сознания человека, когда-то сформировавшиеся под влиянием язычества, проявляли себя и здесь. Либо ты покланяешься Богу, либо ты покланяешься сатане. Иного быть не может для человека. И большевики при всем своем атеизме, при всем своем примитивном понимании религии были, конечно же, сатанистами, и это вдруг обнаруживало себя уже на заре их существования. И не надо здесь строить никаких предположений, что они занимались какой-то сатанинской медитацией, жертвоприношениями в кремлевских кабинетах или чем-то подобным.
Иного объяснения этой кампании по ликвидации мощей быть не может, как не может быть рационально объяснен тот факт, что эта акция не была ими завершена. Мало того, что не были изъяты все мощи из храмов, но даже большая часть изъятых мощей почему-то оказалась ими не уничтожена. Я не знаю здесь никакого объяснения, кроме того, что Господь не попустил. Почему бы им не довести было до конца эту акцию? Почему бы им, наконец, не довести было до конца в 1941 году свою политику полного искоренения Церкви? Какие-то 500 священников и 4 правящих архиерея в 1941 году? Это же работа нескольких часов для НКВД, чтобы их ликвидировать. И, тем не менее, этого не было сделано, и война тут не объясняет, на самом деле, самого главного. Здесь в нашей истории перед нами открывается то, что когда-то открывалось еще древним летописцам, что Господь вторгается в историю в какие-то критические моменты и не попускает совершиться величайшему злу.
Но это мы можем говорить, имея ввиду отстраненный взгляд на эти события, а тогда, ведь, это был полный Апокалипсис в сознании многих, когда правительство изымает мощи. При этом, конечно же, арестовывая, расстреливая многих из тех, кто не мог с этим примириться. При этом заставляют ду
ховенство выносить, выдавать свои мощи. Именно в это время начинаются проявления массового отступничества и среди духовенства, и среди мирян. Страх подвергнуться репрессиям заставляет их отдавать святыни, да еще торопиться сделать это первыми, чтобы получить расположение власти. Начинается глубинное растление церковной среды этой антирелигиозной политикой.
Послание П.Тихона от 28 августа (10 сентября)
Патриарх это воспринимает именно так, а не иначе и отзывается на это в своем послании, очередном послании от 28 августа (10 сентября) 1920 года. Послание это было посвящено Срытию Свято - Троицкой Сершевой Лавры^ Ведь, мы то привыкли, что она была закрыта несколько десятков лет, а, ведь, тогда закрывалась одна из главных святынь Русской Церкви, и это тоже воспринималось, как нечто эсхатологическое.
"Уже много раз за последнее время терзалось религиозное чувство русских людей, и удар за ударом направлялся на их святыни. Не избегла сей печальной участи наша великая святыня - Троице - Сергиева Лавра. Было начато вскрытие мощей прп. Сергия. Этим думали достигнуть того, что народ перестанет стекаться в Лавру и потеряет доверие к своим духовным руководителям.
Расчеты, однако, оказались ошибочными. Конечно, при вскрытии не было обнаружено никаких подделок, а были найдены останки преподобного, которые всеми верующими благоговейно почитаются, как его святые мощи. Но, как и следовало ожидать, оскорбление мощей прп. Сергия вызвало великий религиозный порыв, выразившийся в усиленном паломничестве к его цельбоносной раке. Тогда стали выселять монахов из Лавры, закрывать храмы, уже переданные общине по договору, и в местном совете начали усиленно обсуждать вопрос об изъятии мощей преподобного из Лавры, о погоебении их или о передаче в один из московских музеев.
При первом же известии о сем мы почли долгом лично переговорить с председателем Совета народных комиссаров о необходимости оставить Лавру и мощи в неприкосновенности, на что нам было отвечено, что председатель занят обсуждением важных дел, и свидание не может состояться в ближайшие дни. Призванные стоять на страже народных церковных интересов, священным долгом нашим считаем оповестить духовных чад наших о ходе настоящего дела.
Наш знаменитый историк Ключевский, говоря и прп. Сергие, и о значении его и основанной им Лавры, предвещал:
"Врата Лавры преподобного затворятся, и лампада погаснет над его гробницей только тогда, когда мы растратим без остатка весь духовный нравственный запас, завещанный нам нашими великими строителями земли Русской.
Ныне закрываются ворота Лавры, и гаснут в ней лампады. Что же? Разве мы не растратили внешнее свое достояние и остались при одном голоде и холоде? Мы только носим имя, что живы, а на самом деле уже мертвы, уже близится грозное время, и если не покаемся мы, отнимется у нас виноградник Царствия Божия и передастся другим делателям, которые будут давать плоды в свое время.
Да не будет сего с нами. Очистим же сердце наше покаянием и молитвами и будем молить преподобного, дабы не покидал Лавры своей, а поминал стадо, еже собрал..."
Опять послание исполнено глубокого пессимизма, и, в общем-то, говорится о самой сути того, что происходило с нами не только тогда, но и последующие 70 лет. И сказано как нельзя более верно, хотя речь идет, в общем-то, о цитате библейской, обращенной ко всем другим временам. "Мы только носим имя, что живы, а на самом деле уже мертвы". Наверное, в таком состоянии наш народ и пребывал в основной своей части целые десятилетия.
Я почему обращаю ваше внимание на этот, очень важный, момент? Для того, чтобы у вас была точная, правильная точка отсчета для понимания политики нашей церковной иерархии, почему она будет идти на компромисс. Потому что народ перестанет ее поддерживать, перестанет радеть за Церковь, а иерархия знала, что сыновья, внуки, правнуки тех, кто попускает разграблять святыни, попускает закрывать храмы, убивать духовенство и монахов, все равно к Церкви придут, все
равно, им нужна будет пастырская помощь, пастырское окорм-ление.
Для понимания дальнейших действий п. Тихона нужно отдавать себе отчет в том, что он уже со времени гражданской войны не рассчитывал на поддержку народных масс. И они предавали патриарха, предавали многих пастырей. Мы это увидим, когда он целый год будет находиться под арестом в Москве, и никто не попытается даже восстать против этого.
Я пока сознательно не говорю о той ситуации, которая была на тех территориях, где не было большевистской власти, о том духовенстве, которое в этот период времени эмигрировало за гоаницу, у нас будет отдельная тема, посвященная Зарубежной Церкви. Пока нам нужно представить себе ситуацию здесь.
А между тем 1920 год. Гражданская война закончилась почти на всей территории России, только на Дальнем Востоке почти до 1922 года продолжалось локальное сопротивление большевикам, и казалось в этот момент, что в 1921 году должно было бы наступить какое-то изменение в отношениях между большевиками и Церковью. Была гражданская война, большевики боролись за свое выживание, рубили направо и налево, может быть, в Церкви видели какого-то контрреволюционера. Но вот, патриарх всю гражданскую войну занимает позицию, достаточно сдержанную. Никаких призывов к насилию нет, и даже более того - призыв подчиняться советской власти в тех случаях, если она не требует отступления от православного благочестия.
Вот, наступает мир. Проблем масса стоит перед большевиками, страну, действительно, начинает лихорадить от всех их экономических экспериментов, крестьянство начинает подниматься против большевиков. Ведь, что обусловило НЭП? Разумеется, не мудрость Владимира Ильича, а, прежде всего, ощущение того, что если они дальше продолжат такую политику, поднимется крестьянство против большевиков, так называемый "кронштадтский" мятеж это показывал, и надо было срочно искать выход. И Ленин тут проявил, действительно, большую ловкость, большой прагматизм, отбросил марксистские догматы и заменил продразверстку продналогом.
Голод 1921 года
Для нас этот вопрос важен еще и потому, что именно в 1921 году в стране начинается страшный невиданный голод, который, опять таки, будет использован большевиками в качестве повода для наступления на Церковь.
Несколько слов о причинах голода, который возник в стране. Были, конечно, причины объективные, связанные с гражданской войной, которая отторгнула от сельскохозяйственного трупа многие миллионы людей, превратив их в ничего не производящих, но поедающих. Но, конечно же, самая главная причина голода заключалась в той политике, которую проводило большевистское правительство, ибо политика военного коммунизма, предполагавшая продразверстку, то есть изымание у крестьян не только излишнего, но и необходимого для их жизни, привела к тому, что все экономические стимулы для сельскохозяйственного производства были потеряны, и крестьяне резко сократили посевные площади. Насколько это серьезно было для большевиков, свидетельствует тот факт, что крестьянская масса или нейтрально, или, даже, благожелательно относившаяся к большевистскому правительству, в начале 20-х годов начинает прибегать к вооруженным выступлениям. Пример чего - известное тамбовское восстание Антонова.
Произошло то, что прогнозировал генерал Врангель. Начало 20-х годов было временем, когда народ, ощутивший на себе абсурдность большевистской политики, стал выступать против большевиков.
Эта экстремальная ситуация привела к тому, что большевики в 1921 году частично отменили политику военного коммунизма и заменили в деревне продразверстку продналогом, когда крестьянин мог производить столько, сколько хотел, сколько мог, платил определенный налог, а остальное мог реализовывать сам. То есть, это бьш, безусловно, шаг назад, к нормальной рыночной экономике. Ленин дерзнул его сделать, потому что это был человек достаточно прагматичный, тут он почувствовал, что новая опасность назревает над его режимом, еще, может быть, более страшная, чем та, которая была во
время гражданской войны, и он вовремя повернул на нормальные рельсы. Но уже было поздно, голод начался.
И здесь нужно сказать о внешнеполитическом положении страны. Страна была в кольце экономической блокады. Это действительно так. Все западные правительства декларировали именно эту политику. Но уже в годы гражданской войны большевики сумели наладить экономические связи с отдельными фирмами. И, вопреки запретам своих правительств, те или иные западные фирмы торговали с большевиками всем, вплоть до оружия в годы гражданской войны.
Чем расплачивались большевики? Нужно сказать, что продукты питания довольно быстро истощились благодаря их экономической политике, и расплачивались они, в основном, либо золотом, либо произведениями искусства. Сейчас эти архивные материалы достаточно хорошо известны.
Но, в то же время, большая часть западных предпринимателей, все западные правительства продолжали придерживаться политики экономической блокады.
Когда стали поступать сообщения о голоде, реакция была определенной: большевики сами виноваты в своем голоде, и они должны сами эту проблему решать. Тем более, что и в это время продолжаются коммерческие операции большевиков за границей. По прежнему продолжается и в это время финансирование различных коммунистических групп в различных европейских странах, провоцирование так называемой "мировой революции". И, естественно, что Запад рассуждал определенно: если у них есть средства финансировать через Коминтерн подрывную деятельность против западных стран, то найдутся, наверное, деньги и для борьбы с голодом. А возможности у большевиков, действительно, не было в это время, и ситуация была очень и очень сложной. Целые губернии оказались перед угрозой голодной смерти.
Послания п. Тихона к народам мира и 6 февраля 1922
И^это время, летом 1921 года п. Тихон пишет воззвание к народам мира и православному человеку, в котором говорит о голоде. Обратите внимание, о голоде говорит тот, кто считается для всего мира единственным авторитетным представителем русского народа. Патриарх гоним большевиками, патриарх последовательно проводил линию на невмешательство в политическую борьбу. Это самый авторитетный и, вместе с тем, независимый от большевистской системы человек в России, и вот он обращается ко всему миру. Несколько фрагментов.
"Пажити и нивы целых областей России, бывших ранее житницей страны, уделявших избытки другим народам, сожжены солнцем. Жилища обезлюдели, и селения превратились в кладбища непогребенных мертвецов. Кто еще в силах - бежит из этого царства ужаса с смерти без оглядки, повсюду покидая родные очаги и земли.
Ужасы неисчислимы. Уже и сейчас страдания голодающих и больных не поддаются описаниям. Многие миллионы людей обречены на смерть от голода и мора, уже и сейчас нет счета жертвам, унесенным бедствием. Но в ближайшие 1ряду-щие годы оно станет для всей страны еще более тяжким. Оставленная без помощи, недавно еще цветущая и хлебородная земля превратится в бесплодную безлюдную пустыню, ибо не родит земля непосеянная, и без хлеба не живет человек. К тебе, человек, к вам, народам вселенной, простираю я голос свой. Помогите. Помогите стране, помогавшей всегда другим. Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода. Не до слуха вашего только, но до глубины сердца вашего пусть донесет голос мой болезненный стон обреченных на голодную смерть миллионов людей и возложит его на вашу совесть, на совесть всего человечества, на помощь немедля, на широкую, щедрую, нераздельную помощь".
При этом, обратите внимание, патриарх оценку причинам голода не дает. Можно было бы сказать, что в результате политики большевиков возник голод, он об этом не пишет. Он просто призывает народы мира помочь. И, конечно же, на его призыв последовал большой отклик. Представители многих западных конфессий, я не говорю о восточных патриархах, папа Римский, архиепископ Кентерберийский развернули кампанию помощи голодающим России. Кроме того, западная общественность тоже сказала свое слово, и правительства не препят-
ствовали этому начинанию. Если обращался патриарх, значит то, о чем он говорит, правда. Ему поверили. И помощь началась весьма широкая.
Но патриарх не ограничился только этим. Он обратился с воззванием и к православным людям. Казалось бы, кто такие православные христиане начала 20-х годов? Не только духовенство, но и миряне - это не только численное меньшинство, ибо большая часть предпочитала в храмы уже не ходить и, уж тем более, не участвовать активно в храмовой жизни. Но это еще представители тех слоев населения, которые уже претерпели гонения от власти. Они потеряли свое имущество, социально очень необустроены. И, тем не менее, п. Тихон призывает их тоже помогать в борьбе с голодом. Вот его воззвание, обращенное к христианам.
"Леденящие душу ужасы мы переживаем при чтении известии о положении голодающих (идет цитата из Известий). Голодные не едят уже более суррогатов, их давно уже нет. Падаль для голодного населения стала лакомством, но этого лакомства нельзя уже более достать. По дорогам и оврагам в снегу находят десятки умерших голодных. Матери бросают своих детей на мороз. Стоны и вопли несутся со всех сторон. Доходит до людоедства. Убыль населения от 12 до 25 процентов. Из 13-ти миллионов голодающего населения только два миллиона получают продовольственную помощь. Необходимо всем, кто только может, прийти на помощь страждущему от голода населению. Все православные христиане откликнулись своими пожертвованиями на голодающих на первый наш призыв. Бедствие голода разрослось до крайней степени. Протяните же руки ваши на помощь голодающим братьям и сестрам и не жалейте для них ничего, деля с ними и кусок хлеба, и одежду по заветам Христа.
Учитывая тяжесть жизни, для каждой отдельной христианской семьи, в следствие истощения средств, мы допускаем возможность духовенству и приходским советам с согласия общин верующих, на попечении которых находится храмовое имущество, использовать находящиеся во многих храмах драгоценные вещи, не имеющие богослужебного употребления, подвески в виде колец, цепей, браслеты, ожерелья и другие предметы, жертвованные для украшения святых икон, золотой и серебряный лом на помощь голодающим.
Призываю на всех благословение Божие, молю православный русский народ, чад Церкви Христовой откликнуться на этот наш призыв".
Это было написано 6 февраля 1922 года. И помощь имела место и со стороны православных христиан. Не только собирались пожертвования в храмах, но Церковь уже с этого времени начинает жертвовать то, что еще остается у нее и представляет материальную ценность* Здесь это все четко перечислено.
Казалось, бы, эти шаги патриарха, хотя бы из чисто прагматических соображений, должны были заставить большевиков как-то умерить свой антирелигиозный пыл. И, поначалу, так и казалось, потому что в начале 1922 года ВЦИК утвердил создание церковной комиссии помощи голодающим, несколько раз официально была высказана поддержка этих начинаний Церкви. Казалось бы, наступает перелом, общее бедствие должно заставить найти какой-то, хотя бы по этому поводу, общий язык.
Декрет об изъятии церковных ценностей
Но, на самом деле, ничего подобного не происходило, и, даже, более того. 10(23) Февраля 1922 года, через четыре дня после этого очередного воззвания патриарха, которое я только что вам привел, появляется декрет ВЦИКа об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих. Причем, вопрос ставится таким образом, как будто Церковь вообще никакой помощи в борьбе с голодом не оказывает и даже, более того, скрывает свои ценности для того, чтобы не употреблять их на борьбу с голодом. В декрете было сказано, что изъятие ценностей будет происходить таким образом, что изыматься будет все то, что существенно не затрагивает интересы культа. Очень расплывчатая формулировка, под которую подпадает, опять та-ки, многое. Скажем, затрагивает ли существенно интересы культа, если не предназначенные по канонам для употребления в посторонних целях освященные потиры и дискосы будут изымать? Никак не затрагивает, потому что, например, в церк
ви четыре или пять потиров золотых или серебряных, изъять несколько оставить один или два потира (на раннюю и на позднюю), а можно вообще один оставить. Культ может совершаться. То есть, эта формулировка давала возможность очень многое изъять. Точно так же с облачениями. А, ведь, облачения были не только парчовые, но и украшенные драгоценными камнями.
Послание п. Тихона от 15(28) февраля 1922
Патриарх активно участвует в борьбе с голодом, и вдруг появляется такой декрет ВЦИКа, который вызвал шок у патриарха. И патриарх через четыре дня выпускает послание 15(28) февраля 1922 года о помощи голодающим и изъятии церковных ценностей. Очень важное послание, в котором, воспроизводя историю участия Церкви в борьбе с голодом, высказывает свой протест против того, что ВЦИК, игнорируя это реальное участие Церкви в борьбе с голодом, по-существу, толкает церковных людей на канонические преступления.
"Среди тяжких бедствий и испытаний, обрушившихся на землю нашу за наши беззакония, величайшим и ужаснейшим является голод, захвативший обширные пространства с многомиллионным населением. Еще в августе 1921 года, когда стали доходить до нас слухи об этом ужасном бедствии, мы, почитая долгом своим прийти на помощь страждущим духовным чадам нашим, обратились с посланиями к главам отдельных христианских Церквей: православным патриархам. Римскому папе, архиепископу Кентерберийскому, епископу Йорк-скому с призывом во имя христианской любви произвести сборы денег и продовольствия и выслать их за границу умирающему от голода населению Поволжья. Тогда же был основан нами всероссийский церковных комитет помощи голодающим. Во всех храмах и среди отдельных гоупп верующих начались сборы помощи голодающим.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 509;