Декрет о свободе совести. 2 страница

Однако, в это время, действительно по промыслу Бо-жию. Собор принял удивительное постановление 25 Января 1918 года, как раз в день гибели м, Владимира. Постановление было принято на основе предложения 36-ти членов Собора, а затем доработано. На него, конечно, очень сильно повлияло сообщение об убийстве м. Владимира. Это было постановление об установлении у нас института патриаршего местобдюстите-

.дя, Речь шла о следующем. В случае, если Церковь наша будет лишена возможности созвать Собор, если патриарх будет устранен из церковной жизни. Церковь не должна остаться без возглавлен™. Поэтому, Собор уполномочил патриарха, именно учитывая исключительность обстоятельств, назначить себе преемника и не просто преемника, а преемника с полнотой патриарших прав, назначить его тайно, назначить не одного, а нескольких, дав каждому соответствующие гоамоты, не сообщая об этом никому даже на Соборе. На Соборе было заявлено патриархом через некоторое время о том, что поручение Собора выполнено, местоблюстители назначены. До сих пор мы точно не знаем, кто были эти первые местоблюстители, тайно назначенные патриархом. Собор понимал, что патриарха могут арестовать, могут убить, а сам Собор могут разогнать. И, действительно, патриарх впервые был арестован уже в 1918 году. Это постановление о патриаршем местоблюстителе, который обладал всей полнотой патриарших прав, явилось решением, которое спасло наше высшее церковное управление в течение многих лет, 20-х, 30-х годов, от разрушения канонического преемства высшей церковной власти, к чему очень стремились большевики. И патриарх это принял, патриарх это реализовал, назначив своих местоблюстителей. Есть основания сейчас предполагать, по крайней мере, два имени среди местоблюстителей. Одно имя не кажется таким уж неожиданным, хотя речь идет о мирянине: Петр Феодорович Полянский, действительный статский советник, чиновник синодального управления, близкий патриарху еще с дореволюционного времени, активный участник Собора, он был назначен одним из местоблюсти-34


телей. Видимо, архиепископ Иосиф (Петровых) ^гот самый Иосиф, который будет потом оппозиционером. Но это пока предположения. Об митрополите Петре вы знаете, что он, действительно, станет патриаршим местоблюстителем в 1925 году уже в качестве митрополита. Сейчас я хочу свое последовательное повествование прервать и рассказать вам о личности патриарха Тихона, о том, что же был за человек это иерарх, каков был его жизненный путь до избрания в патриархи. Потому что, как вы видите, несмотря на то, что Собор пока еще работал, все бремя власти полагалось теперь на патриарха, и он нес главную ответственность.

Сейчас мы невольно прерываем хронологию нашего повествования, чтобы личность п. Тихона вам была более пред-ставима.

Житие патриарха Тихона

В миру Василий Иванович Беллавин родился 19(31) Января 1865 года в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. И здесь перед нами традиционный путь сына священника. Учеба в Торопецком духовном училище, затем, с 1878 года, учеба в Псковской Духовной Семинарии, в которой Василий Беллавин учится весьма успешно. Грубый бурсатский быт всегда проявлялся и в отношениях между семинаристами в том, что среди семинаристов были популярны разного рода прозвища, причем, прозвища, подчас, обидные. А вот Василия Ивановича Беллавина, почему-то, прозвали патриархом. Не Навуходоносором каким-нибудь, а именно патриархом, и никому тогда, наверное, в голову не могло прийти, что этот семинарист, сын простого русского священника, больше напоминавший, даже, крестьянского сына, чем священнического, будет патриархом. В силу того авторитета, которым он невольно пользовался среди своих соучеников, в силу того, что это был человек, в духовном отношении выделяющийся из общей массы семинаристов он получил это странное прозвище, в котором проявлялась любовь к нему семинаристов.

А затем, в 1884 году поступление в СПбДА. Материальное положение Василия Беллавина было непростым, и он вынужден был сочетать учебу с работой библиотекарем. Этот период его обучения в СПбДА с 1884 по 1888 год был временем, когда Духовная Академия переживала свой настоящий расцвет. Ректором Академии в это время являлся еп. Антоний (Банковский), о котором мы уже с вами говорили. Инспектором Академии с 1888 года стал архим. Михаил (Грибановский), будущий еп. Таврический, о котором я еще буду вам говорить, но о котором я уже упоминал, как об одном из духовных наставников будущих наших архиереев Антония (Храповицкого) и Сергия (Страгородского). Эта плеяда не только русских архиереев, молодых, энергичных, благочестивых, но и плеяда тех русских богословов, которые осознали необходимость восстановления святоотеческих традиций в академическом русском богословии. В Академии была тогда подлинная творческая жизнь и научная, и религиозная. Редкая ситуация, когда и ректор, и инспектор Духовной школы воспринимались одновременно и как духовные наставники, как духовники. В кругу таких людей вращается будущий патриарх. Как видите, те, кто будут на Соборе главными сподвижниками - это его соученики, это люди, которых он знает с юности, со времени, когда, действительно, отношения между людьми могут сложиться очень глубокими и доверительными. Здесь же он знакомится с иеромонахом Антонием (Храповицким), который становится преподавателем с 1878 года (Антоний (Храповицкий) тоже закончил эту школу). Своеобразным парадоксом тогда являлось то, что этот провинциальный русский попович пишет кандидатскую работу по кафедре истории и разбора западных исповеданий "Кенель и его отношение к ян-сенизму", довольно специальный вопрос, связанный с историей католической церкви на Западе. Но в этом был определенный смысл, ибо случилось так, что именно этому святителю предстояло очень значительную часть своего служения провести в инославной среде. Василий Беллавин не принимает монашество, не вступает в брак и по окончании Академии направляется в Псковскую Семинарию, где с 1888 по 1891 год преподает Французский язык.

А затем, в Ноябре 1891 года он постригается в монахи. Постригает его с именем Тихона в честь святителя Тихона Задонского еп. Псковский Ермоген.


22 Декабря 1891 года его рукополагают в иеромонахи. И продолжается на короткое время преподавание в Псковской Семинарии. Преподает он Основное, Нравственное и Догматическое Богословие. Отличает его удивительно мягкое отношение к семинаристам. Опять таки, характерная черта патриарха, человек удивительно мягкий, деликатный, воспитанный, хотя в провинциальной Семинарии можно было распуститься ему, потенциальному архиерею, но ничего подобного не было.

В Марте 1892 года он попадает на новую должность инспектора Холмской Семинарии, а с июля месяца становится и ректором Холмской Семинарии с возведением его в сан архимандрита. Холмщина - это была особая область в Российской империи, особая епархия в Русской Церкви. Холмщина -это часть царства Польского, это территория, на которой большинство населения - православно-русское, в основном крестьяне и представители низших слоев городского населения. Помещики, в основном, католики, поляки, которые относятся очень сурово к православно-русскому крестьянскому населению. Причем, русская администрация, призванная, казалось бы, защищать интересы православно-русского населения в этих местах, как правило действует в интересах польских помещиков, игнорируя нужды тех, кого она призвана здесь защищать.

В городах тоже ситуация тяжелая. Велика прослойка еврейской буржуазии, и тоже есть напряженность в отношениях и национальная (русские-поляки, русские-евреи) и религиозная (православные - католики, православные - иудеи).

Холмская Семинария только что создана, задача ее -дать православные образованные кадры на этой территории, где с православием не один век активно боролись, поэтому, должность была весьма сложная. Довольно успешно проходило служение архим. Тихона в Холмщине и как преподавателя, и как благочинного монастырей Варшавской епархии, и как ректора Холмской Семинарии.

И 19 Октября 1897 года в Троицком Соборе Александре - Невской Лавры была осуществлена его хиротония в архиепископы Люблинские, викария Холмской епархии. Совершил эту хиротонию м. Петербургский Палладий в сослужении четырех епископов. И вот, святитель Тихон в Холмщине уже в качестве архиерея. Он, действительно, к этому времени приобрел очень большой опыт руководства церковной жизнью там, где православные находились в очень сложном положении. Он, действительно, приобрел опыт диалога с инославными, и, нужно сказать, что с католическим духовенством у него всегда были очень хорошие отношения, несмотря на то, что он очень четко защищал интересы Православной Церкви. Точно также и с еврейством у него отношения там складывались достаточно" мягко. То есть, он всегда старался сглаживать противостояние различных национальных и религиозных групп, и тем самым, по-существу, вел к тому, что престиж православной иерархии в этом, в общем враждебном в чем-то в России крае, повышался.

Может быть, исходя из этого большого опыта общения св. Тихона с инославными, было принято решение о назначении его уже правящим епископом Алеутским и Аляскинским в Северную Америку. Произошло это 14 Сентября 1898 года.

Несколько слов о Православии в Америке. Вы знаете, что началось оно с Аляски, с Алеутских островов, что и отразилось на титуле иерарха. Но к этому времени в Северной Америке существовала Русская Православная епархия, входившая в юрисдикцию Русской Церкви, но которая постепенно объединяла в своем составе не только русских Православных в Америке, которых было очень немного, но и представителей других этнических групп Православной Америки. Ситуация там со временем изменилась. Началась Православная русская миссия на Аляске и Алеутских островах, причем, направлялась она, прежде всего, в отношении алеутов, эскимосов. Индейцы весьма сложно отзывались на Православную миссию, хотя, наверное, она была не менее успешна, чем миссия протестантская. Православные миссионеры весьма неплохо действовали поначалу, но затем миссии не уделялось там должного внимания и постепенно она локализовалась на Аляске, на Алеутских островах и в Северной Калифорнии. В районе Сан-Франциско существовала с XVIII века русская колония из русских переселенцев, где тоже действовали наши миссионеры, были храмы и т. д. Но это было уже на рубеже XVIII - XIX веков, а потом ситуация изменилась. Россия продала Аляску, лишилась Алеутских островов также, да и русские, жившие в Северной Кали-35


форнии, постепенно ассимилировались среди англоязычного населения. Но одновременно наметился большой поток православных переселенцев в Америку через Северо-Восток, через Нью-Йорк, прежде всего. Там они оседали, и там возникла необходимость в осуществлении Православной церковной жизни для них. И постепенно к концу XIX, началу XX века православные приходы, входившие в юрисдикцию Русской епархии, распространились по различным территориям Америки.

Нужно сказать, что они были в очень бедственном положении, ибо кто были эти самые православные эмигранты? Как правило, представители наиболее обездоленных в социальном отношении групп. Прежде всего, это представители карпато-русского населения Австро - Венгрии, которые большим потоком устремлялись в Америку. Кто-то из них был обуниачен, но в Америке склонен был вернуться в Православие, кто-то был православным. Далее, сербы и в незначительной степени болгары и румыны. Сиро-арабы, представители православных арабов, которые держались особняком, и которых было ничтожно мало. И, наконец, пожалуй, самая состоятельная группа православных в Америке - это греки. Греческая община там самая богатая из православных общин до сего времени, за счет нее и живет Вселенский патриарх. Но уже то-гаа православных греков стремился, в основном, окормлять Вселенский патриарх. А сербы, румыны, албанцы, карпато-руссы все невольно попадали в число прихожан приходов русской епархии.

Все это очень четко осознал св. Тихон. С 1900 года он изменил свой титул на Алеутского и Северо-Американского и перевел кафедру из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Началась его активная работа, работа весьма неординарная. Св. Тихон понял, что эту разноплеменную этническую массу православных в Русской епархии можно объединить прежде всего общим языком богослужения. И при нем стал осуществляться перевод богослужения на английский язык. Действительно, потомки этих эмигрантов в одно поколение совершенно американизировались, но нужно было бороться за сохранение ими Православия, ибо без Православия на английском языке многие из них растворялись в протестантском море. Он построил в Нью-Йорке Никольский Кафедральный Собор, открыл несколько десятков храмов по всей Америке, хотя это было материально очень сложно, дотации были незначительные из России, практически, речь шла, в основном, о добровольных пожертвованиях, а православная паства была очень бедной. Св. Тихон открыл первые монастыри в Америке. Это тоже было очень важно. Вы сами понимаете, что для Православной жизни чрезвычайно важно открытие монастырей. При нем открывается первое Духовное Училище Кливленде и Семинария в Мениаполисе, которая впоследствии была переведена в Нью-Йорк и стала всем вам известной Свято-Владимирской Семинарией. Активизация приходской жизни, активизация церковной проповеди привели к тому, что, буквально в несколько лет в Православие было принято 40 тыс. карпато - руссов униатов. Это была очень существенная акция. Но что самое важное, это то, что будущий патриарх Тихон оказался в условиях уникальных. Он попал в страну, где Церковь была отделена от государства и, может быть, был одним из немногих наших архиереев, который воочию убедился, что может и чего не может Церковь в условиях, когда у нее нет покровительства со стороны государственной власти. Но, может быть, об этом вопросе следует сказать несколько подробнее, имея ввиду, что это был опыт, который помог патриарху в дальнейшем.

Итак, святитель Тихон оказался в стране, которая жила уже много десятилетий в религиозной сфере, опираясь на принцип отделения Церкви от государства. Нужно сказать, что американское законодательство в этом отношении было гораздо более разумным, нежели, скажем, французское. Во Франции Церковь отделена от государства, но этот закон там, безусловно, имеет антиклерикальную направленность. В Америке ситуация была иная, и у святителя Тихона появился очень важный опыт. Он был не просто в государстве, которое четко, строго отделяла себя от Православной Церкви, но он был в стране, которая традиционно исповедывала протестантизм, которая традиционно основывалась на религиозном плюрализме. Какие протестантские конфессии в Америке самые престижные? Баптисты, епископалы, в меньшей степени конгрегацио-налисты и методисты. Там, действительно, лютеране, а в особенности, католики и православные считаются исторически


менее значимыми для Америки конфессиями, чем перечисленные протестантские конфессии. Неслучайно президент - католик был только один в Америке. Но, тем не менее, я хочу это подчеркнуть, в Америке Православная Церковь оказалась в ситуации, когда она могла надеяться только на себя и на свою паству в построении своей приходской жизни, в организации просветительской, благотворительной деятельности. И святитель Тихон удивительно органично в эту ситуацию вошел и смог, действительно, сделать чрезвычайно много, ведь, все то что делалось там, делалось без всякой поддержки государства и русского и американского. Причем, святитель Тихон всегда искал очень неординарных решений.

Св. Тихон видел, что американская епархия со временем станет не просто англоязычной, а станет Американской Церковью, и перспектива создания автокефальной Американской Православной Церкви была для него очевидна. Он хотел сделать этот процесс максимально безболезненным, он хотел, чтобы, став автокефальной Церковью, Американская Православная Церковь сохранила свои духовные узы с Церковью Русской. В то же время он понимал, что Американская Православная Церковь - это Церковь многих этнически различных групп американцев. Св. Тихон направляет проект в Синод, который предполагает в перспективе автокефалию Американской Церкви, но в данном случае он предлагает образовать при нем, правящем архиерее, нескольких епископов - викариев. Епископ - викарий грек, епископ - викарий серб, епископ - викарий албанец, епископ - викарий сиро-араб, с тем, чтобы они, пользуясь авторитетом именно в этих этнических православных группах, смогли бы их активнее включить в жизнь Русской Православной епархии. К сожалению, этот проект в Синоде не прошел, но, зато, проходили другие очень важные установления. Св. Тихон пришел к выводу, что приходы не могут существовать в Америке так, как они существуют в России, нужен новый устав, предполагающий за приходом право юридического лица, право владения собственностью. И вот что интересно, он настоял на принятии нового приходского устава в Америке, который очень напоминал будущий приходской устав, принятый на Соборе 1917 - 1918 годов. То есть, св. Тихон еще в начале XX века реализовал этот новый приходской устав у себя, и приходы в Америке, действительно, вели очень активную жизнь, используя максимально те возможности, которые давал им новый приходской устав.

Святитель Тихон подготовил первый Собор в своей епархии в 1907 году. Впрочем, к тому времени его епархия уже называлась не Алеутская и Северо - Американская, а Русская Православная Греко - Кафолическая Церковь в Америке. Даже сама терминология "Греко - Кафолическая", вы чувствуете, ориентирована на привлечение униатов. И вот, первый Собор прошел в 1907 году. В России еще не было Соборов, а здесь Собор произошел. То есть, св. Тихон в условиях ино-славнон страны, в условиях отделения Церкви от государства смог мобилизовать все возможности церковной иерархии, приходов, своей паствы для того, чтобы наладить полноценную, соответствующую церковным канонам и епархиальную, и приходскую жизнь. Это был, действительно, удивительный опыт. Нужно сказать, что его экспериментам относились в Синоде положительно. В 1905 году он получил титул архиепископа.

В 1907 году его переводят в Россию. Нужно сказать, что для любого священника служение в Америке было тяжелым испытанием. Это, ведь, были не советские священники, а русские священники, которые прекрасно понимали, что их призвание - быть, прежде всего, в России, и в России чувствовали себя по-настоящему хорошо. Поэтому, могу вам сказать по опыту изучения материалов, связанных с жизнеописанием прот. Иоанна Кочурова, многие священники, пробыв в Америке сколько-то лет, рвались обратно в Россию. И для святителя Тихона это было, безусловно, положительным событием, потому что он провел уже более девяти лет в Американской епархии.

Уезжая из Америки, он оставил очень солидное наследие. Было уже более ста приходов, 113 приходских школ, 4 богословских журнала на разных языках, и около 400 тыс. верующих. 24 Апреля 1907 года святитель Тихон оказывается на Ярославской кафедре. Он впервые в жизни, уже будучи архиереем довольно давно, попадает на русскую кафедру, причем, на одну из лучших. Его ждали, конечно, с трепетом в этой епар-


хии, как у нас всегда ждут нового архиерея. И, действительно, он поразил свой клир.

Во-первых, он начал с того, что стал посещать приходы епархии, ездить по глухим уголкам епархии, чтобы во все вникнуть самому. Общался он с клиром странно. Он отменил очень давний, казавшийся само собой разумеющимся обычай клирика общаться с архиереем. Общение начиналось с земного поклона, который клирик должен был положить перед архиереем. (Антоний (Банковский), правда, такого тоже не допускал. )

Хочу обратить ваше внимание на одну важную деталь. В это время он сближается здесь с епископом Рыбинским Иосифом (Петровых), одной из ключевых фигур нашей церковной жизни в 20-х годах. Это, может быть, косвенно подтверждает версию о том, что епископ Иосиф (Петровых) был одним из кандидатов в местоблюстители в первом тайном завещании патриарха Тихона. Его келейником становится Серафим Самойлович, в последствии архиепископ и тоже известный деятель оппозиции м. Сергию, стоявший почти на "иосифлянских" позициях.

В 1908 году происходит историческая встреча архиепископа Тихона с уже тяжело больным о. Иоанном Кронштадтским в Иоанновском монастыре. О. Иоанн Кронштадтский, всегда почтительно относившийся к архиереям, неожиданно первый закончил разговор, сказав слова, показавшиеся тогда странными, а потом смысл из стал понятен: "Теперь, Владыко, садитесь вы на мое место, а я пойду отдохну".

Более шести лет провел он на Ярославской кафедре, а затем опять попал на кафедру сложную, требовавшую от него общения с инославными - он становится архиепископом Ви-ленским и всея Литвы с 3 Января 1914 года. И опять тоже самое. Он удивительно хорошо строит отношения с католиками, даже католические священники берут у него благословение. Да, с одной стороны, его принимают заочно в члены "Союза Русского народа, о чем потом большевики вспоминали, но мало у нас было архиереев, столь чуждых какому-то национализму, оголтелой ксенофобии, какой был, например, святитель Тихон. Он удивительно легко мог находить контакт с разными конфессиями, с разными этническими группами своей епархии.

Затем начинается первая мировая война, и святитель Тихон эвакуируется с Винницкой кафедры в Москву. Он сопровождает некоторые наиболее почитаемые святыни Вилен-ской кафедры, находится в Москве. С 1915 года он - присутствующий член Святейшего Синода. То есть, как видите, к моменту своего избрания на патриаршество он прошел разные уровни церковного управления. Итак, св. Тихон уже живет в Москве, становится известным в Москве, к тому же член Синода, и, как вы помните, избирается 19 Июня 1917 года на Московскую кафедру, а затем, после возведения 13 Августа 1917 года в сан митрополита, становится председателем Поместного Собора РПЦ, а затем уже возводится в патриархи 21 Ноября 1917 года. Вот, собственно говоря, и все, что следует сказать о его служении до того момента, как он стал патриархом.

А теперь мы переходим к описанию событий и посланий патриарха периода работы Поместного Собора. Как я вам уже сказал, на Соборе было немало мирян, причем, мирян, которые занимали активную гражданскую позицию в отношении того, что происходило в стране. И когда прошло первое ощущение того, что большевики - это недоразумение, что они сгинут через несколько недель, а может через месяц, среди тех, кто был на Соборе и кто имел определенный опыт общественной, политической деятельности, возникает желание принять участие в борьбе с большевиками. А борьба с большевиками в это время концентрируется на юге России. И группа членов Собора, куда входили, например, такие известные вам личности, как братья Евгений и Григорий Николаевич Трубецкие, решает отправиться на юг, в армию генерала Корнилова для того, чтобы принять участие в белом движении. Может быть, не обязательно с оружием в руках, это были политические деятели, которые понимали, что белое движение предполагает не только вооруженную борьбу против большевиков, но и создание противостоящих большевикам органов власти, разработку определенной политической линии в стране. И, действительно, мы находим рядом с генералом Корниловым и Алексеевым немало крупных государственных деятелей. Правда, что показательно, в основном это были либералы или умеренные кон


серваторы, крайне правых монархистов там не встречается, они проявили свое полное безволие и дезорганизованность.

Эта группа членов Собора 2 Марта 1918 года посещает п. Тихона и просит его передать благословение белому движению. В последствии князь Григорий Николаевич Трубецкой уже в эмиграции вспоминал об этом и вспоминал об этом, как о событии, их потрясшем. Патриарх отказался благословить белое движение. Он не препятствовал этой группе мирян покинуть Собор и отправиться на юг, но сказал, что Церкви в этой ситуации, даже обличая большевиков за их конкретные преступные деяния, не подобает солидаризироваться с какой бы то ни было политической линией . Раз в стране началась гражданская война, хотя бы Церковь должна быть вне этой самой войны. То есть, конечно, каждый в отдельности священнослужитель, каждый отдельный мирянин может и должен определять свою позицию в это время, но он, как патриарх, как лицо уже уполномоченное выступать от лица всей Церкви, не считает для себя возможным предписывать всему духовенству определенную позицию. Вы знаете, что на Поместном Соборе было принято, даже, специальное определение, которое утверждало, что отныне в Церкви не будет существовать общеобязательной политики, что члены Церкви могут занимать различные политические позиции, даже пребывать в различных политических организациях, но лишь в той степени, в какой их политическая деятельность не препятствует церковной жизни. Патриарх Тихон, как вы понимаете, этот курс на аполитичность Церкви поддерживал.

Вы помните. Русская Армия была разрушена, большевики ее окончательно ликвидировали и стали набирать свою армию.

Армия у них начала действовать, но, по существу, была малобоеспособной. Началось сопротивление на юге, когда группа генералов, бежавших из Быхова (Корнилов, Деникин, Романовский, Мартов и еще ряд генералов), и генерал Алексеев, приехавший вскоре на Дон, тяжело больной, уже умиравший, стали создавать добровольческую армию, то есть заново создавать Русскую Армию, но по принципу добровольческому, отсюда 15 Января, день декларации Русской добровольческой Армии - День Русской Армии, который празднуется в эмиграции. Ситуация у них была очень сложная, потому что, во-первых, все то огромное количество боеприпасов, обмундирования, продовольствия, которое было накоплено для нужд фронта Первой Мировой Войны, попало в руки большевиков. Во-вторых, у белогвардейцев не было никаких баз, они рассчитывали опереться на Донское казачество, но вы, наверное, знаете, что Донские казаки отказали в доверии своему атаману генералу Каледину, который был сторонником генерала Корнилова и хотел мобилизовать Донское казачество на борьбу с большевиками во всероссийском масштабе. Генерал Коледин застрелился, а его преемники заявили о том, что казачество воздержится от вмешательства в гражданскую войну. Впоследствии атаман Назаров был расстрелян (также сторонник генерала Корнилова), и казаки рассчитывали отсидеться, и, более того, они, даже, заявили, что не только не будут помогать Корнилову, но настояли на том, чтобы его армия покинула пределы области войска Донского. Понадобился 1918 год, понадобилось "расказачивание" казаков, чтобы они поняли, что борьба с большевиками для них необходима также, как и для всех честных людей в России. Армия Корнилова уходит на Кубань, и на Кубани начинаются те же проблемы уже с Кубанским правительством. Кубанцы хотят провозгласить свою автономию от России. В общем, в 1918 году добровольческая армия генерала Корнилова оказалась в очень сложном положении, тем не менее, туда отправились многие из тех, кто, действительно, искренне хотел сопротивляться большевикам.

Первые поражения, которые потерпели красные от добровольцев, привели наиболее дальновидных их них к мысли о том, что нужно создавать регулярную армию. Несколько слов о создании уже регулярной рабоче - крестьянской красной армии большевиками. С лета 1918 года началась принудительная мобилизация в Красную Армию и не просто рабочих и крестьян, хотя она называлась "рабоче - крестьянской", но и всех тех офицеров, которые находились на территории, занятой большевиками. Офицерам, конечно, доверия не было, но, вместе с тем, Троцкий, который стоял во главе этого процесса, исходил из совершенно верного убеждения в том, что только армия, возглавляемая профессиональными военными, может сопро-37


тивляться белым. И вот, постепенно сложилась очень интересная система. Офицеров под страхом расстрела призывали в Красную Армию, то есть их просто всех брали на учет, кто не становился на учет - расстреливали, кто становился на учет -отправлялся в Красную Армию. И сразу они были поставлены в очень жесткие условия. Семьи их, остававшиеся в тылу, становились заложниками, а армия создавалась по особому принципу. Командир из бывших офицеров мог быть там командиром полка, командиром армии, но при нем существовал, с одной стороны, политический комиссар, который идеологически старался Армию воспитать, и одновременно был, по-существу, соправителем командира. Все решения командира, все его приказы должны были утверждаться комиссаром, он следил за командиром, смотрел, насколько его приказы полезны для дела мировой революции. Кроме того, на всех уровнях создаются особые отделы - филиалы ВЧК в армейских структурах, которые уже просто занимаются настоящим политическим сыском в Армии. Это, конечно, привело к тому, что офицеры были поставлены в очень жесткие условия и вынуждены были, нередко для того, чтобы спасти себя, спасти свои семьи, свой военный талант полагать для победы этой самой "рабоче - крестьянской" Красной Армии. Практически половина офицерского корпуса было у красных. Не важно, как они туда попадали, важно, что они служили большевикам. В общем, ситуация была довольно сложная в это время для белых, но нас, все-таки, интересует не политический расклад, а расклад духовный. И вот, я неслучайно стал вам так подробно говорить о построении рабоче - крестьянской Красной Армии. В дальнейшем этот опыт будет использован Троцким для создания обновленческой "Церкви". Вам это кажется, может быть, несколько странным, какая тут может быть связь, однако связь будет самая прямая, как мы увидим дальше.

Некоторые постановления Собора 1917-18

Итак, снова о постановлениях Собора. Прежде всего, обратите внимание на очень емкое определение самого прихода. "Приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющие часть епархии, находящуюся в каноническом управлении своего епархиального архиерея под руководством поставленного последним священника настоятеля". Обратите внимание на критерий прихода. "Общество православных христиан. пребывающее на определенной местности и объединен-ных ПЕИ храме". То, чего у нас уже не существует сейчас, к Сожалению, и пока не возникло. То есть, принцип закладывается один, что прихожанами того или иного храма становятся люди, пребывающие в данной местности. У нас большая часть посещает приходы, даже сейчас, когда их стало много, нередко в отдаленной части города. С чем это связано? Это связано с тем, что в том или ином приходе у человека есть духовник, есть какой-то опыт духовного общения с прихожанами этого храма и так далее. И не надо ни в коем случае это разрушать, пускай это остается. Вполне понятно, что люди имеют свои приходы, и не надо их от этих приходов отрывать, но, одновременно с этим, если мы хотим восстановить приходскую жизнь, нужно вспомнить об этом принципе территориального комплектования приходов, комплектование его прихожанами по территории, на которой он находится. Дальше мы увидим, как это происходило. А пока еще одна очень важная характеристика. "Назначение прихода состоит в том, что православные христиане, объединенные верой во Христа, молитвами, Таинствами, христианским учением и церковной дисциплиной, содействовали бы друг другу в достижении спасения через христианское просвещение, добрую жизнь и дела христианского благотворения, имели попечение о нуждах своего храма, причта и прихода с его учреждениями. "








Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 467;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.