Церковь Бориса и Глеба в Кидекше.
Возвышение Владимираи усиление всего княжества происходят при князе Андрее Боголюбском, который в своей политической деятельности опирался на горожан и мелких феодалов, заинтересованных в сильной княжеской власти и в ослаблении боярства. Андрею Боголюбскому помогали церковные деятели: церковная традиция хранит многочисленные легенды о покровительстве ему Богоматери.
В эти годы вокруг Владимира воздвигаются земляные валы.
Золотые ворота, названые в память о киевских, сложены из белого камня и ведут в город с запада. Высота проёма ворот настолько велика (около четырнадцати метров), что не позволила мастерам изготовить воротное полотнище таких размеров. Пришлось перекрыть их на половине высоты арочной перемычкой, на уровне которой располагался настил для воинов — защитников ворот.
Кафедральный Успенский собор во Владимире, 1158—1161,(кафедра митрополита перенесена князем Андреем из Киева во Владимир) строится при князе Андрее. Успенский собор был выстроен на высоком берегу реки Клязьмы и стал центром архитектурного ансамбля столицы. Уже в выборе места для собора проявилась основная черта архитектуры этого времени — ее тесная связь с окружающей природой. Собор был трехнефньм и одноглавым. Он стал не толькорелигиозным, но также общественным и культурным центром. Эдесь велось русское летописание. После пожарасобор был перестроен.
Боголюбовский замок (1158—1165 гг.). Среди всех построек времени Андреи Боголюбскоголетопись на первом месте упоминает его княжеский замок. Место для своей резиденции князь выбрал в десяти километрах от Владимира.
Княжеская церковь Рождества Богородицы - в центре Боголюбова, разрушившаяся в конце XVII века. Храм был соединен переходом с дворцом, верхний этаж которого был парадный, а нижний использовался для хозяйственных целей. Зрительно весь комплекс построек непрерывной горизонталью объединял аркатурно-колончатый пояс, делящий стену на два равных яруса. Белый замок возвышался на берегу Клязьмы и был виден издалека, поэтому западный фасад собора, обращенный к дороге, связывающей Киев и Владимир, был подчеркнуто наряден. Сейчас от всего сложного комплекса сохранились одна башня ипереход.
Церковь Покрова на Нерли, 1165.Самая замечательная постройка времени Андрея Боголюбского. Она была посвящена празднику, который был установлен только во Владимирском княжестве с целью укрепить его значение и подтвердить независимость в церковной политике от Византии. Идея праздника Покрова — помощь Богоматери княжеству и его людям, которых она защищает.
Как и храмы Юрия Долгорукого, эта церковь, стоящая на берегу реки Нерли, четырехстолпная, одноглавая и трехапсидная. Но на смену суровостии неподвижности прежней архитектуры приходит динамичность и легкость форм. Среди низких заливных лугов эта маленькая церковь особенно поражает своей устремленностью ввысь. Аркатурноколончатый пояс проходит посередине стены. Колонки тесно сдвинуты и утоньшаются кверху. Арочка между ними приобретает слегка заостренную форму. Апсиды не выступают так сильно, как в постройках Юрия Долгорукого, но средняя несколько выше, чем боковые. Закомары, то есть три полукружия, завершающие стену и соответствующие по размеру полуциркульным сводам, перекрывающим нефы, имеют не такие плавные очертания, как в соборах, построенных Юрием, а тесно сдвинуты и круто подымаются вверх. Высокий барабан, несущий главу, прорезан узкими окнами, между которыми расположены полу колонки.
Резное убранство, характерное для всех построек, относящихся ко времени правления князя Андрея, здесь немногосложно, оно отвечает ясности архитектурного замысла. Резные камни расположены так, чтобы маскировались горизонтали рядов кладки, и подчеркивалось движение вверх.
Царь Давид - рельеф расположен в центральной закомаре каждой из трех стен, кроме восточной с апсидами. Библейский царь Давид поет псалмы, его слушают животные. Ниже проходит полоса девичьих масок, по сторонам прорезающих стены окон изображены львы с открытыми глазами как вечные стражи храма. В трактовке животных ясно ощутимо влияние народного искусства, в манере их исполнения сказалось воздействие резьбы по дереву.
В одухотворенной архитектуре храма, в ее тесной связи с окружающим пейзажем нашла выражение эмоциональность, характерная для всего бурного времени правления князя Андрея, времени борьбы за сильную княжескую власть, за объединение всех русских аемель со столицей во Владимире.
Успенский собор (1185 — 1189) - восстановлен после пожарапри преемнике князя Андрея, его брате князе Всеволоде Большое Гнездо. Строители окружили старое здание с трех сторон новыми стенами, создав таким образом дополнительные боковые нефы. По углам новой постройки поставлены еще четыре главы. Таким образом, этот храм стал пятиглавым, что в XV веке будет повторено в Успенском соборе Московского Кремля Аристотелем Фиораванти, восхитившимся спокойным величием владимирской архитектуры.
Дмитриевский собор, 1194—1197. Рядом со своими дворцовыми постройками князь Всеволод воздвиг небольшую княжескую церковь, посвятив ее своему патрону святому Дмитрию Солунскому. В архитектуре Дмитриевского собора много черт, близкиих церкви Покрова на Нерли. Но велики и отличия, приближающие ее к постройкам, созданным при Юрии Долгоруком. Как и Покровская церковь, здание вытянуто вверх, но вместо динамичности, столь характерной для храма Андрее Боголюбского, вновь появляется торжественно-замедленное движение масс. Перегруженная декором верхняя часть здания, расположение этого декора горизонталями, массивные апсиды, спокойные очертания закомар придают храму мужественное величие. Нижняя, лишенная декора, часть собора оформлена с трех сторон (кроме восточной) перспективными порталами. Стоящие по сторонам от двери полуколонны, на капитель каждой из которых опирается пята арки, подчеркивают толщину стены и как бы ведут к расположенному в глубине входу.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 806;