В Киевской Руси закладываются основы последующего развития искусства трех братских славянских народов — русского, украинского, белорусского.
АРХИТЕКТУРА.
С X века деревянные храмы, дворцы, крепости воздвигаются по всей Руси. В условиях борьбы с кочевниками главным было строительство крепостей. Уже тогда появилась та особенность русской архитектуры, которая в дальнейшем продолжала развиваться,— ее тесная связь с окружающим пейзажем.
Церковь Успения Богородицы, получает название Десятинной церкви, построен в 996 году - первый каменный храм.Воздвигнутая в Киеве, недалеко от княжеских дворцов. Своё название онаполучает так, как на ее содержание князь Владимир пожаловал десятую часть своих доходов. Каждый храм по христианскому обычаю должен был быть посвящен какому-нибудь святому или христианскому празднику.Десятинная церковь была посвящена Успению Богоматери.С этого времени многие русские храмы назывались Успенскими: Богоматерь, по представлению христиан, стала защитницей Руси.
В 1240 году стены храма обрушились во время разгрома Киева монголо-татарами. Этот каменный храм известен благодаря археологическим раскопкам. Для строительства Десятинной церкви были приглашены византийские архитекторы. Они привнесли новую систему планового и пространственного решения архитектуры храмов.
С этого времени все русские церкви представляют собой постройки так называемого крестово-куполыюго типа, возникшего еще в VI веке в Византии. В плане этот храм образует квадрат, который внутри делится столпами на отдельные проходы между столбами, называемые нефами. Нефы вытянуты с востока на запад. На западе расположен вход в храм - притвор, на востоке в полукруглом выступе, именуемом апсидой, находится алтарь. Столпы, делящие пространство храма на нефы, создают в его плане крест, который определяет тип церкви так же, как и купол, расположенный над средокрестием храма. Принципы этого типа храма были в дальнейшем усовершенствованы и развиты русскими зодчими.
Десятинная церковь являлась центральным христианским храмом Киева. Она отличалась значительными размерами, была многоглавой. Стены церкви были возведены из рядов тонкого кирпича-плинфы и серого бутового камня на растворе извести с примесью толченого кирпича - цемянки (для прочности). Стены не штукатурились и казались многоцветными благодаря особенностям кладки. Такая кладка называется смешанной и характерна для большинства построек - Киевской Руси.
Интерьер Десятинной церкови богато декорирован. Мозаичные и майоликовые полы, цветные мраморы, облицовывавшие нижние части стен, фрески, покрывавшие своды и купола, золотые и серебряные сосуды, светильники, кресты, иконы, вывезенные князем Владимиром из крымского византийского города Корсуни,— все способствовало тому нарядно-богатому впечатлению, которое производил интерьер храма. Возвышавшийся в центре Киева, среди низких деревянных домов горожан, он поражал своей роскошью, величием, казался чем-то неземным и божественным.
Главная городская площади (Бабин торжок), где стояла Десятинная церковь и распологались каменные двухэтажные дворцовые здания, родственные по убранству и стилю, была украшена квадригой и античными статуями. По периметру площади, вероятно, находились деревянные хоромы феодальной знати. Сам город опоясывала деревянная стена на зямляном валу с монументальными каменными воротами.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1323;