Искусство XVII века Смута. Воцарение Романовых

ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ - 10 - 17 веков

 

Искусство X – начала XII вв. Киевская Русь. Новгород

Искусство XII – середины XIII в. Удельная Русь. Владимир. Новгород. Псков

Искусство к. XIII - первой половины XV в. Татаро-монгольское иго

Искусство второй половины ХV-ХVI вв. Формирование централизованного государства

Искусство XVII века Смута. Воцарение Романовых

 

Древнерусское искусство, охватывающее период X—XVII веков, при­надлежит к лучшим явлениям мировой художественной культуры. Как и все сред­невековое искусство, оно связано с религиозным народным сознанием, культом, отсюда его кано­ничность, символичность образов, условность художественной формы.

Не­смотря на тесную связь в начале его развития с культурой Византии, древнерусскоеискусствосамобытно. Оно проникнуто глубокой человечно­стью. Его памятники несут в себе черты народной идеологии и содержат жизненные наблюдения.

Произведения древнерусского искусства создавали в большинстве слу­чаев безвестные мастера. Это были архитектурные сооружения, фрески (живопись водяными красками по сырой штукатурке), книжные миниатю­ры, иконы, скульптура, предметы прикладного искусства.

Интерес к национальной средневековой культуре возник более 100 лет назад среди представителей русской прогрессивной общественной мысли. В конце XIX — начале XX столетия начинается изучение иконографии и собирание памятников древнерусской живописи. Коллекционеры были заинтересованы в том, чтобы освободить иконы от поздних записей, так как они неоднократно поновлялись. Новый слой живописи наносился на старые краски с целью придать им больше яркости и четче выявить изображение. Это касалось, прежде всего, икон, первоначальный слой которых древние живописцы всегда покрывали олифой, а она со временем темнела.

Постепенно в России началась систематическая реставрация древнерус­ской живописи. ХХ век принёс разрушение многих памятников древнерусского искусства. Тогда же возникает научное изучение памятников древнерус­ского искусства и их реставрация. Были созданы Централь­ные государственные реставрационные мастерские, в задачу которых вхо­дили не только реставрация памятников, но и их собирание, пополнение ими музейных коллекций страны. Всем этим была заложена основа для дальнейшего углубленного изучения истории древнерусского искусства, как в целом, так и его отдельных памятников.

Славянские племена населяли южные земли Восточной Европы за много веков до образования Киевского государства. Их культура была языче­ской, а потому большинство тех произведений искусства, которые известны нам благодаря археологическим раскопкам, связаны с глубокой верой в ма­гическую силу явлений природы.

Из дерева, глины, земли древние славяне создавали свои жилища, кре­пости. Деревянные части построек они стремились украсить, покрывая резьбой из геометрических или растительных орнаментов, расписывая яркими красками. В центре своих храмов славяне ставили идолов, сделан­ных ими весьма схематично из камня, дерева, реже из металла.

Особенно искусны были славянские мастера в создании ювелирных произведений. Фибулы, подвески, серьги, маленькие амулеты они украша­ли самыми разнообразными орнаментами, применяя сложные техники обработки металла. Именно технические навыки славянских художников прикладного искусства были восприняты в первую очередь ювелирами Киевского государства, прославившимися на весь мир своим высоким мастерством. Их изделия позволяют предполагать, что задолго до образова­ния Киевского государства славяне обладали высокой самобытной культу­рой, уходящей своими корнями в глубокую древность.








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1718;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.