Английское искусство XVIII в.
В то время как многие национальные школы живописи переживали расцвет, английская находилась в зависимом от чужеземных мастеров положении. Только в XVIII в. в английской живописи появляются крупные художники. В период с 1730-х гг. и до 1830 г. английская национальная школа живописи и особенно графики вносит заметный вклад в художественную культуру Европы в трех областях - портрете, карикатуре и пейзаже.
В английской живописи совершенно не привился приподнято-риторический язык барочного искусства. Голландские буржуазные вкусы, утвердившиеся в Англии вместе с королем Вильгельмом II, пережитки собственных пуританских традиций сообщали даже придворным портретам начала века суровость и сдержанность. В жизни Англии не было такого сословного разграничения, как на континенте. Своеобразным проявлением портрета стал семейный групповой портрет: изображение людей в повседневной обстановке, объединенных чаепитием или занятиями с детьми, давало возможность художнику создавать по сути жанровые картины. Интерес к индивидуальному характеру, выступающему из привычных рамок, сказался в портретной живописи.
Родоначальником нового английского искусства был Уильям Хогарт, первый художник-профессионал, считавший, что искусство может и должно улучшать общественные нравы.
Уильям Хогарт (1697-1764) сначала совершенствуется в искусстве гравера. В 1721 г. он выпустил гравюру «Пузыри южного моря», выполненную резцом и офортом. Затем художник увлекся живописью и создал ряд реалистических портретов («Автопортрет»).
Сначала Хогарт писал картину маслом, затем сам воспроизводил ее в гравюре. Идея Просвещения о разумном устройстве общества и о необходимости борьбы с препятствиями на пути общественного прогресса породила работы мастера на нравоучительные темы. В 1732 г. вышла в свет «Карьера проститутки», сразу получившая известность, затем цикл из 8 листов «Карьера мота». Через 10 лет Хогарт создает свой самый известный цикл «Модный брак», состоящий из 6 картин. Один из последних циклов - «Парламентские выборы» составлен из 4 картин, отличающихся сатирической остротой и смелой живописью.
Каждый цикл представлял развернутое повествование, отдельная картина была самостоятельным эпизодом. Так, в первой картине «Модного брака» показана сделка, в которую выливалось зачастую заключение брака. Затем показывались эпизоды жизни молодых людей, их моральное падение и следующая за этим расплата. Гравюры Хогарта пользовались таким спросом, что попадали в самые отдаленные уголки не только Англии, но и континентальной Европы.
Хогарт строит композицию соответственно общей драматургической концепции. Каждая из его картин трактуется художником как сцена, открытая для зрителя. Основные герои располагаются на переднем плане, глубина пространства ограничена, действие развернуто параллельно плоскости картины. Хогарт сдвигает композиционный центр относительно центральной оси, что соответствует открытой им «линии красоты» (трактат «Анализ красоты», 1753 г.). В своих картинах Хогарт стремится к обличению социальных порядков в Англии. Так, в «Марше в Финчли» художник показывает, как через окраину Лондона проходят полки, направляясь к месту сбора, при этом художник подчеркивает сумятицу и неразбериху среди солдат, общую дезорганизованность. Он пишет так называемые «разговорные картины», в которых персонажи связаны общим сюжетом.
В 1757 г. Хогарт стал придворным живописцем. Портреты Хогарта составляют важную часть его творческого наследия, среди лучших - «Продавщица креветок», созданная в начале 60-х гг.
Прогрессивная мысль XVIII в. отвергала прежний сословный идеал как внутренне лживый. В портрете, как и в буржуазной драме и романе, происходит жанризация. Художники все больше обращаются к погрудным изображениям на гладком нейтральном фоне, где человек является в своем естественном виде, в скромном обличье.
Джошуа Рейнольдс (1723-1792), сын пастора, прошедший солидную выучку в Англии и проходивший стажировку в Италии, был одним из самых образованных людей своего времени. Он принимал активное участие в политической жизни, был первым президентом Британской академии художеств, видным политическим деятелем, хозяином модного аристократического салона. Рейнольде внес в традиционный жанр портрета психологическую характеристику личности. Используя аллегорическую форму, художник создает вполне реалистические портреты, подчеркивая личностные качества, богатство духовного мира портретируемых («Леди Гамильтон в образе Венеры»). Рейнольде стремился реформировать аристократическую традицию барочного портрета на основе буржуазных идей, сочетая экспрессию с декоративностью.
Полной противоложностью образованному и склонному к публичности Рейнольдсу был Томас Гейнсборо (1727-1788). Сын текстильного фабриканта, не склонный к интеллектуальным занятиям, не любивший городскую жизнь, консервативно настроенный, он работал главным образом в атмосфере провинции. Искусство Гейнсборо эмоционально, лирично. Гейнсборо особо удавались женские портреты («Портрет герцогини де Бофор»). У него встречается своеобычный вид портрета, ограничивающий изображение туманным образом в зеркале. Очень часты у художника парные портреты, где изображенные подчинены общему настроению («Семейный портрет»); большое значение имеет пейзаж. Природа у Гейнсборо всегда погружена в мерцающий розовато-лиловыми и фиолетовыми тонами туман, она наделена чувствами самого художника, меланхоличного и печального. Гейнсборо передает не облик природы, а настроения от ее лицезрения, создавая лирический пейзаж. Самая знаменитая картина Гейнсборо - «Мальчик в голубом».
Интересным живописцем был Джозеф Райт из Дерби (1734-1797). Мастер обращался к необычным для этого художественного направления темам, связанным с научными открытиями своего века, а также проявлял интерес к сценам труда. В известной степени продолжая традиции голландских мастеров XVII в., отдававших дань изображению научных экспериментов, художник с увлечением пишет ученых, демонстрирующих публике физические опыты («Опыт с воздушным насосом», 1768). Он с большой точностью передает обстановку, сложные манипуляции ученого, интерес аудитории, тщательно выписывает лица, одежду, стремясь к достоверности деталей. Однако в целом интерес к научным открытиям окутан в картинах мастера духом таинственности, его полотна оставляют впечатление некоего алхимического сеанса. Сцены погружены в полумрак, прерываемый неровным пламенем свечи, выхватывающим из тени лица участников события
Художник любил писать ночные пейзажи, освещенные луной («Кузница», 1772). Он прекрасно справляется с трудной задачей совмещения в одной композиции освещения от естественного и искусственного источника. Это рождает характерное для картин Райта тревожно-таинственное настроение. Полотна художника приобретают особое романтическое звучание, что делает его одним из ярких предшественников этого художественного направления в искусстве.
Искусство Италии
Антонио Канова (1757-1822) - крупнейший мастер неоклассицизма в скульптуре.
В 1773—1776 для парка виллы сенатора Фалье были исполнены статуи Орфей и Эвридика (Венеция, Музей Коррер). В 1775, отделившись от Феррари, он открыл свою мастерскую в кьостро монастыря августинцев Санто Стефано, где продолжил работу над этими статуями. Это было первое изображение парных фигур, созданных Кановой, оно показало неординарность пластического мышления скульптора венецианской школы, проявившего фантазию, сумевшего синтезировать уроки лучших мастеров.
В 1790-е в Риме были исполнены статуи Кревг и Дамосфен (Бойцы, 1790—1802, Рим, музеи Ватикана), Психея (1789, частное собрание), группы Амур и Психея (1793—1797, Париж, Лувр; 1797, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Геракл и Ликас (1796—1815, Рим, Нац. галерея современного искусства), статуя Персей (1799—1801, Рим, музеи Ватикана), Геба (1789—1796, Берлин, Нац. галерея), Парис (1813, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Венера Италийская (1804—1812, Флоренция, галерея Питти), Три Грации (1816, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Все эти произведения стали подлинной классикой скульптуры конца XVIII — начала XIX в., принесли Канове всеевропейскую известность. В этих произведениях проявились поиск "героических" (его трактовка Кановой часто не устраивала современную критику) и "идиллических" сюжетов, к пластической передаче которых в большей степени тяготело дарование Кановы как мастера венецианской школы. Его интерес, например, к сюжетам Амур и Психея, Три Грации, изображению танцовщиц возник под влиянием распространенного в Венето жанра живописной идиллии, любви скульптора к театру, особенно балету, музыке. В статуях Персея и Париса скульптор пытался вополотить дух античной героики, хотя таланту Кановы было менее всего подвластно воплощение "героического", а тем более "пафосной героики", культивируемой в искусстве эпохи империи. Его статуя Венера Италийская должна была заменить в галерее Уффици Венеру Медичи, увезенную во Францию в 1799, которую он отказался копировать и реставрировать. Скульптор проявлял особое отношение к античным памятникам. В этом шедевре Кановы, расцениваемом современниками как образец классики, с наибольшей силой проявилось его желание "изобретать античное", вдохновляясь подлинниками; в нем ощущается "дыхание" венецианской пластической традиции.
статую сестры Наполеона, супруги князя К. Боргезе — Паулины Боргезе в образе Венеры-победительницы (1805—1808, Рим, галерея Боргезе). Идеалы эпохи воплощены Кановой в традициях венецианской пластики и с высочайшим пиететом к наследию классики. Наполеон у Кановы не волевой монарх или романтический герой, не властный образ исторического лица, олицетворяющий пафос империи, а образ человека в "античном обрамлении", приподнятого на котурны, сила и власть которого, по словам Байрона, хрупка и может "исчезнуть как сон", как и эфемерна его империя. Скульптор создал некую абстрактную маску героя. Так тонко почувствовать и передать это в пластике смог только Канова, никогда не утрачивавший самых высоких представлений о классическом идеале.
Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 1802;