Искусство Франции XVIII в.

Искусство стран Европы эпохи Просвещения

XVIII в. во Франции начался смертью престарелого короля Людовика XIV. Регентом малолетнего племянника был объявлен герцог Филипп Орлеанский. Период Регентства (1715-1723) вошел в историю как время крайнего падения нравов, когда аристократия вознаграждала себя за долгие годы лицемерного смирения при ханжеском дворе старого Людовика XIV.

Вкусам аристократии отвечал стиль рококо, который проявился преимущественно в украшении интерьеров, мебели и декоративных изделий, утратил присущие барокко монументальность и размах, связь с торжественной парадностью. Искусство рококо сближалось с бытом, пресыщенность вкусов требовала все больше эстетических раздражителей в виде живописи, лепки, позолоты, мелкой пластики, изысканной утвари. Мебель, посуда, декоративные ткани, бронза, фарфор, статуэтки оформлялись светлыми, яркими красками, изящными завитками. Дробность формы, ажурный орнамент, строящийся на игре сложных изогнутых линий раковин, цветочных букетов, лент и арабесок - особенность декора рококо.Мебель делалась из лимонного, красного, палисандрового дерева, украшалась резьбой и позолотой, вставками из фарфора, применялся наборной узор из дерева. Изделия из фарфора приобретают форму цветков, они покрыты лимонно-желтой, розовой или сиреневой росписью.

Стиль рококо был обращен к домашнему обиходу и его нуждам. Для французского рококо характерны отказ от ордера в интерьере, внимание к удобству и комфорту и утонченности каждодневного быта. Изобразительное искусство рококо отличает асимметрия композиции, демонстративное легкомыслие, игривость, фривольность сюжетов, изящество, легкие, светлые краски.

Одним из художником, в чьем творчестве проявляются изысканность и фривольность рококо, был Жан-Антуан Ватто (1684-1721), сын кровельщика. Ценой невероятного напряжения Ватто выбился из нужды, добился славы. Неуживчивый, легко ранимый, не имеющий семьи, Ватто был неизлечимо болен, предчувствовал свою раннюю смерть. Он умер в 36 лет, работая до последнего дня. Мизантроп в жизни, Ватто писал галантные сцены, для которых Академия живописи специально ввела это жанровое обозначение. «Галантные празднества» - лирические сцены, полные утонченной грации: кавалеры и дамы встречаются в парках, слушают музыку, танцуют и поют («Общество в парке», «Капризница»). Одна из прославленных сцен - «Отплытие на остров Цитеру» изображает влюбленных, которых ожидает корабль, следующий на остров, где любовь никогда не умирает. Ватто любил изображать и такие будничные сцены войны, как привалы, бивуаки и походы. Среди его друзей были актеры парижских театров, им, а вернее их персонажам, посвящены такие театральные сцены, как «Жиль», «Актеры Французской Комедии». В театральных сценах все чувства заключены в традиционные актерские амплуа. В конце жизни он создает свой шедевр для друга, владельца магазина по продаже картин - «Лавку Жерсена».

 

 

Франсуа Буше (1703-1770) писал эротизирова-нные мифологические картины («Геркулес и Омфала»), пасторали, был первым живописцем короля, автором портретов его фавориток («Портрет мадам де Помпадур»).

 

 

 

Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), наделенный художест-венной впечатлительно-стью, впитавший многие влияния, начинал как исторический живопи-сец, но его бурный темперамент проявлялся и в других жанрах. Он мог быть и рассказчиком, и тонким поэтом, и декоратором («Поцелуй украдкой», «Счастливые возможности качелей»).

 

Скульптура Франции начала XVII в. представлена творчеством Гийома Кусту (1678-1746), чьим лучшим творением стали группы укротителей коней для садов Марли, позже перенесенные на Елисейские поля. Жан-Батист Пигаль (1714-1785) прославился мраморными фигурами Меркурия и Венеры. Этьен-Морис Фальконе (1716-1791) в 1757 г. назначается начальником скульптурной мастерской Севрской фарфоровой мануфактуры. Он исполняет в бисквите десятки моделей - отдельных статуэток и групп. Сюжеты его бесконечно разнообразны - сцены из сказок Лафонтена, из опер и пьес. В 1765 г. русский посол в Париже обратился к мастеру с предложением создать памятник Петру I.

Вся образованная Франция 60-70-х гг. XVIII в. находилась под влиянием учения Руссо о преимуществах естественного состояния человека. Под влиянием идей Руссо рождается сентиментализм, для которого характерны интерес к миру чувств, камерность, повышение роли пейзажа, иногда излишние назидательность и слащавость. Жан-Батист Грез (1725-1805) становится самым популярным художником-сентименталистом. Любая картина Греза - это и жанровая сцена и некое моральное поучение, отсюда такие названия его картин, как «Паралитик, за которым ухаживают его дети, или Плоды хорошего воспитания». Выразительность колорита или самой манеры живописи недоступны для Греза. Колорит его картин однообразен, мазок безлично ровен. Соединение сентиментальности и завуалированной эротики характерно для его жеманных и манерных изображений так называемых «женских головок».

Пейзаж второй половины ХУПI в. представлен творчеством Клода-Жозефа Берне (1714-1789), стихией которого было небо и море. В 1753 г. Берне получил заказ на серию полотен портов Франции. В изображение пейзажа Берне вводит отдельные фигуры и группы. Другой пейзажист Франции Гюбер Роббер (1733-1808), проведший в молодости несколько лет в Италии, писал античные руины, изобретательно соединяя античные колонны, статуи, фонтаны, каскады, обелиски.

Портрет достигает развития в творчестве Элизабет-Луизы Виже-Лебрен (1755-1842), которая наделяла своих героинь нарочитой простотой.

Поза, жест и декор - вот основные составляющие парадного репрезентативного барочного портрета, перешедшего в XVIII в. из предшествующего столетия. Портрет должен был говорить зрителю, кто перед ним - непобедимый полководец, великий министр. В обществе того времени существовал строжайший этикет, в портрете художник также руководствовался определенными правилами. Верность правде для портретиста заключалась в умении наилучшим образом воплотить социальный статус и роль своей модели. В середине века в моду входит «мифологический портрет» (портретируемый изображается как герой античных мифов).

Великим художником Франции XVIII в., который прославил быт французского третьего сословия, опоэтизировал простой быт людей, был Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779). Свою жизнь в искусстве он начал как мастер натюрморта. Сначала художник увлекался декоративными эффектами, стремясь изображать дорогие красивые вещи, перегружая картину большим количеством предметов. С годами язык Шардена упростился и достиг классической ясности. В 50-60-м гг. им были созданы лучшие натюрморты, в которых небольшое количество предметов дано в скупых сочетаниях, композиция подчинена строгой закономерности. Особую выразительность у Шардена имеют сами вещи повседневного обихода - баки, связка лука. Они могут говорить о занятиях своего хозяина («Атрибуты наук», «Атрибуты искусств»). Шарден пишет простые обычные вещи необычайно изысканно, тонкими стежками краски. Красочные оттенки становятся неуловимыми. Создает художник и жанровые картины – обычно бытовые сцены из жизни людей третьего сословия («Прачка», «Возвращение с рынка»).

 

 

В последней четверти XVIII в. Франция переживает потрясение всех основ жизни, начало которой положили революционные события 1779 г. Эпоха революции, гражданской войны и отражения внешней угрозы поставили перед искусством задачу прославления человека, который исполняет свой долг перед отечеством. Идеал такой личности был воплощен в искусстве Рима, ставшем для классицизма XVII в. объектом подражания. Теперь, в конце XVIII в., искусство классицизма повторяло эволюцию Рима - от республики к империи.

В отличие от придворного классицизма XVII в. классицизм конца XVIII в. называют революционным. Его самым ярким представителем стал художник, чья судьба неотделима от событий этого времени. Это был Жак-Луи Давид(1748-1825), член революционного Конвента, художник, перед которым заискивали члены Директории, а затем попавший в немилость у ставшего императором Наполеона. Его картины прославляли гражданские добродетели («Клятва Горациев» - юноши перед боем дают клятву верности Риму, «Смерть Марата» - этот деятель революции пал от руки девушки-аристократки). В 1800 г. Давид написал портрет мадам Рекамьев античной тунике и на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, которая вскоре получит название «рекамье».








Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 2272;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.