Архитектура и искусство стран Западной Европы XV века. Готический период

Готикой теоретики эпохи Возрождения называли средневековую архитектуру Северной Европы, которую они оценивали как варварскую, «готскую» (от названия готских племен в Германии). В действительности родина готики — Северная Франция, где этот стиль назывался «ogivat», т.е. стиль стрельчатых арок.

Готический стиль появился в середине XII века. В это время строительное мастерство, развиваемое соперничающими цехами строителей, достигает значительных успехов. Были разработаны новые конструкции, строительные приемы и техника.

 

Основные строительные конструкции и материалы

В готике применялись самые разные строительные материалы. Для жилых и хозяйственных построек часто использовалось дерево — в виде каркасных (фахверковых) конструкций. В странах с традиционным применением дерева (Англии) из него строились многие культовые и гражданские здания.

Наиболее характерным для готики материалом был камень — отесанный и бутовый. Из него выкладывали не только каменные устои и тонкие прочные нервюры сводов, но и вырезали богатейший скульптурный декор фасадов, тонкие ажурные переплеты окна - «розы».

Каменные стены обычно штукатурились изнутри, а иногда и снаружи.

В областях с недостатком камня (Польша, Северная Германия), развивалось строительство из кирпича. В этих странах производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и «роз» (круглых окон).

На севере использовался кирпич. Борьба за облегчение конструкций и экономию материала была направлена на выявление сил распора и умение управлять ими.

Каркасная система нервюрных сводов (рис. 35) позволяла отказаться от массивных стен и сохранить для уравновешивания вертикальных усилий только прочные устои под пятами сводов, а для погашения горизонтального распора использовать систему «контрфорсы — аркбутаны», вынесенную за пределы здания (рис. 36).

В готике преимущественно применялись стрельчатые своды, устраиваемые по гуртам и нервюрам. Нервюры появились еще в поздний романский период. Их выполняли из камня и по ним делали опалубку свода. Пучки нервюр опирались на колонны или столбы.

Детали интерьера и фасадов (оконные проемы, дверные обрамления) выполнялись также стрельчатого очертания. Оконные проемы заполнялись цветными витражами. «Розы» имели сначала простой каменный переплет, а позже — более сложный свинцовый. Но главным украшением являлся сложный причудливый рисунок нервюр.

Опираясь на городские самоуправленческие органы и католическую церковь, король объединяет всю территорию Франции


 

и получает неограниченную власть. Поэтому многие сооружения возводятся по заказу короля.

С завоеванием самоуправления строятся здания городского совета — ратуши, при них создаются ансамбли общественных центров, куда собор мог не включаться. В этом случае возникало два градообразующих центра — культовый и общественный.

Культовое строительство отходит на второй план, зарождается светская архитектура. Городские соборы используются не только для проведения служб, — в них проводятся собрания старейшин города, заключаются торговые сделки. На соборных площадях устраиваются не только суды инквизиции, но и маскарады, театральные представления.

В композиции интерьеров храмов в период готики главное значение уделялось центральному нефу, пронизанному мерцающим светом сверху, в котором каменные формы как бы освобождались от оков земного и стремительно взлетали вверх. Большое значение придается скульптуре. Она используется как внутри здания, так и снаружи. Увеличивается высота центрального нефа, ширина пролетов достигает 30 метров, высота боковых башен —150 метров. Несущие стены заменяются свободно стоящими столбами и ребрами сводов.

 

Стиль готики в своем развитии проходит несколько этапов:

Ранняя готика XII—XIII вв.

Зрелая готика XIII—XIV вв.

Поздняя готика XIV—XVI вв.

 

Характерными чертами готики являются:

• выражение церковной идеологии — стремление души вознестись в небесные сферы, что выявлялось всеми возможными архитектурными и скульптурными средствами;

• вертикальность композиции;

• мотивы стрельчатых арок на фасадах и в интерьерах;

• сложная каркасная система опор;

• ребристый свод.

 

Гражданское строительство в период готики приобретает особое значение. В средневековых городах возникают различные виды построек:

• ратуши — здания для заседаний органов самоуправления городов;

• городские оборонительные сооружения;

• торговые и складские сооружения;

• монастырские и культовые сооружения;

• дворцы.

 

Гражданское строительство велось в основном на средства города и богатых горожан. Планировка городов, как и в романский период, в основном остается хаотической, нерегулярной, зависящей от рельефа местности. Но были города и с регулярной планировкой, прямоугольной сеткой улиц, а также с радиальной схемой. Города обносились крепостными стенами, перед которыми по-прежнему устраивался ров с водой. Особенно укреплялись городские ворота, где иногда делались дополнительные башни с подъемными мостами.

Центром города является городская площадь с городским собором и ратушей и торговая площадь. Иногда такие площади совмещались на одной территории. Здесь же находились не только торговые ряды, но и дозорная (набатная) башня, городской фонтан.

Строятся цеховые дома, дворцы для знати. Строительство ведется из камня, кирпича. Рядовая жилая застройка имеет 3-4 этажа. В первых этажах находятся лавки и мастерские, а выше — жилье. Часто верхние этажи делаются фахверковыми — на деревянных каркасах и выступающими над нижними этажами.

Ратуши строились для городских властей и органов самоуправления. В первом этаже с открытыми арочными галереями и пролетами находились склады и подсобные помещения. Во втором этаже — залы заседаний и фойе, в третьем — канцелярия. Часто рядом с ратушей находилась башня с колоколом или часами, крытая конической крышей. Пример — флорентийская ратуша.

В период ранней готики многие сооружения имели черты, характерные как для готики, так и для романского стиля. Ярким примером является

 

Собор Парижской Богоматери (1163—1250 гг.) (архитекторы: Жан из Шелля, Пьер из Монтрейля, Пьер из Шелля, Жан Реви)

Собор был построен на острове Сите на реке Сене. Он был заложен Людовиком VII и папой Александром III в качестве придворной церкви и главного храма Парижа на месте двух существовавших ранее церквей Св. Стефана и Марии.

Главная идея храма — освящение централизованной монархии. Несмотря на долгий срок строительства, собор выдержан в едином стиле — это объясняется тем, что религия, ее влияние и социальный строй оставались неизменными на протяжении всего времени строительства.

Собор представляет собой пятинефную базилику. Длина центрального нефа — 129 м, ширина западного фасада — 42 м, высота центрального нефа — 32 м, высота башен — 69 м (рис. 37). Башни, как и у многих других готических соборов, не достроены. Существует несколько версий на этот счет: нехватка средств; завершения башен не предусматривались по плану; изменение проекта в ходе строительства.

На западном фасаде — 3 портала (средний чуть больше). Порталы стрельчатые, перспективные. Как придворная церковь собор подчеркнут Галереей королей из 28 фигур. Выше — галерея трифорий — арочная галерея на колоннах. Между нею и Галереей королей, над центральным порталом, — окно - «роза», а над боковыми — большие окна — трифорий. На южном и северном фасадах собора имеются «розы» меньшего размера. Средокрестие отмечено небольшой башенкой.


Рис. 37

 

 

Опоры среднего нефа собора — простые цилиндрические столбы, увенчанные по-романски большими капителями (1:5). Поскольку это раннеготическое сооружение, то в нем наряду с готическими чертами присутствуют и романские черты архитектуры:

• Использование не арок, а круглых опор.

• Нет четкого вертикального членения фасадов.

• Ярко выраженное горизонтальное членение.

• Арки хотя и стрельчатые, но слабо выраженные.

 

Характерные черты собора

1. Максимальное использование возможностей новой конст­руктивной системы для направления всех динамических масс и объемов, при которой несущие и весомые элементы свободно и легко переходят один в другой.

2. Трансепт, выступающий очень слабо, отодвигается ближе к нартексу и включает в себя 3 поперечных нефа.

3. Увеличивается пространство хор.

4. Двойной круговой обход в алтарной части.

5. Над боковыми нефами — эмпор (хоры) в виде галереи трифорий.

6. Венец капелл в алтарной части не развит.

7. Переплет «розы» еще очень простой.

8. Широкое использование барельефа и скульптуры, каменной резьбы и витража.

 

В XIV в. между контрфорсами собора были встроены капеллы.

К началу XIII в. во многих странах Западной Европы окончательно складываются стилевые особенности готики. К произведениям зрелой готики можно отнести собор в Реймсе.

 

Собор в Реймсе (1210—1311 гг.) (архитекторы: Жан д'Орбэ, Жак ле Лу, Гоше из Реймса, Бернар из Суассона, Робер де Куси)

Собор использовался как придворная королевская церковь для коронации всех королей (рис. 38).

Длина собора 124 м, ширина 30 м, ширина трансепта 50 м, высота среднего нефа 38 м, диаметр «розы» 11,5 м. Западный фасад выходит на городскую площадь. Собор очень динамичен по композиции. Идет сужение западного фасада кверху и отступление вглубь.

Рис. 38

В композиции собора преобладает вертикаль: множество стрельчатых арок, развитый венец капелл, сложный рисунок


«розы». Собор богат скульптурой, барельефом, резьбой по камню. Он очень гармоничен по своим пропорциям и, несмотря на огромные размеры, издали очень изящен. Скульптура отличается реализмом и часто носит портретный характер. Полностью отделка фасадов закончилась лишь в начале XV века.

Собор сильно пострадал в 1914—1918 гг. и в 1940 г. во время германской бомбардировки. Сейчас восстановлен.

 

Амьенский собор Нотр-Дам (1220—1269 гг.) (архитекторы: Робер из Люзарша, Тома де Кормон и его сын Рене)

Это самый высокий собор (высота среднего нефа 42 м). Собор очень правилен в пропорциях и является эталоном готических соборов, поэтому его стиль несколько суховат. Архитектура собора стала как бы обобщающей для всех готических соборов.

Башни собора не достроены и не симметричны: одна чуть выше. Интерьеры и фасады собора отличаются очень тонкой каменной резьбой. Фасады окончены в XV в.

В XIV в., в период поздней готики начинается упадок стиля: архитекторы стремятся к декоративности, поэтому теряется ощущение опоры, вертикальная линия изгибается как пламя, поэтому появляется название «пламенеющая» готика. Этот стиль был основан во Франции. Одним из сооружений, относящихся к «пламенеющей» готике, стал

 

Руанский собор (XIV—XV вв.)

Руан — столица северной провинции Нидерландов. Собор отличается изысканностью стиля. Западный фасад шире восточ­ного. Во время войны собор был очень сильно разрушен. Клод Моне сделал 24 этюда собора в разное время дня.

 

 

Особенности готической архитектуры в странах Европы

Германия

Готика в Германии появилась несколько позже, чем во Фран­ции, сформировавшись к XIII в. Стиль готики носил здесь более суровый и «мужественный» облик.

Памятники западных областей Германии (Рейна и Эльзаса) наиболее близки французской готике. В южной Германии часто строят храмы с одинаковыми нефами. Кирпичная архитектура, характерная для северо-восточной Германии, более массивна, членение фасадов не такое сильное, как на юге, а живописность достигается возведением высоких фронтонов. Каменная кладка стен всегда выполнена основательно и аккуратно.

Внешняя черта, сразу отличающая немецкую готику — мощ­ные башни над центральной частью западного фасада с высокими ажурными шатровыми завершениями. Примерами немецкой готики являются собор во Фрейбурге, Кёльнский собор.

 

Собор во Фрейбурге (1260 — 1350 гг.)

Это трехнефная базилика с двухъярусным членением фасадов. Высота среднего нефа — 25 м, а ширина нефов — 9—11—9 м. Сред­ний неф почти равен боковым, чего не было во французской го­тике. Башни достроены в XIV в. Они имеют шатровые заверше­ния — это типично для немецкой готики. Собор выполнен из се­рого камня, поэтому создает несколько мрачное впечатление.

 

Кёльнский собор (XIII в. — 1882 г.)

Собор построен по типу Амьенского и представляет собой пятинефное здание с поперечным тройным нефом и галереей с капеллами. Ширина главного нефа — 43,5 м. Второй верхний ярус трифориев сквозной. Верхняя часть башен была достроена в 1882 г., их высота 150 м — это самые высокие башни, но выполнены они не совсем в готическом стиле. Сдвоенные башни «сжимают» центральную часть настолько, что она теряет свое значение композиционного центра. Как и многие другие средневековые сооружения, собор был окончательно достроен только в 1882 году, поэтому некоторые элементы сооружения несут на себе отпечаток изменения вкусов.

 

Англия

В Англии, где стиль готики появился несколько позже и продержался до конца XV века, в значительной степени проявилось влияние местной архитектурной школы. В английской готике выделяют:

Раннеанглийский стиль до 1270-х годов;

«Украшенный стиль» до 1370-х годов;

«Перпендикулярный стиль» XV—XVI века.

Английские соборы имеют своеобразное планировочное ре­шение. Алтарная часть вместо апсид имела прямоугольное завершение, поперечных нефов было два, а над средокрестием обычно возводилась мощная башня, а башни на углах западного фасада отсутствовали. Окно - «роза» заменяется проемами с вертикальным членением или сплошным витражом.

К концу XIV века внутреннее убранство английских соборов становится гораздо богаче и сложнее — появляется «украшенный» стиль — черта поздней готики придворного характера — повышение пышности интерьера. В это время появляются веерные сво­ды — нервюры со сложным переплетением, поэтому утрачивается ощущение каркаса. Часто своды имеют звездчатый орнамент. Планы усложняются различными пристройками — дворами, ка­пеллами. Фасадам присуща размельченность деталей.

К образцам раннеанглийской готики можно отнести собор в Уэльсе (1180—1239 гг.). Он имеет трехнефный трансепт, пересекающий середину здания и, в отличие от других, две мощные башни по сторонам широкого фасада, богато украшенного скульптурой. Собор широко известен великолепными веерными сводами.

Вестминстерское аббатство представляет собой целый комплекс разнообразных культовых сооружений. В его ансамбле доминирует здание собора размером 156 х 22 м. Хоры были построены в 1245 — 1269 гг. Архитектор Джон из Глостера.

Италия

Итальянские готические храмы сохраняют тип базилики, где ширина внутреннего пространства преобладает над высотой. Своды в основном крестовые, но часто применялось и плоское перекрытие. Французская каркасная система почти не применялась. Одним из наиболее значительных примеров итальянской готики является Миланский собор, заложенный в 1386 году. Его планировочное решение — в духе итальянских традиций, подверженных французским и немецким влияниям.

В своеобразной форме проявилась готика в северной и центральной Италии: в Венеции, Флоренции, Болонье, Сиене. Ар­хитектуру готического периода XIII — XV вв. принято называть «проторенессансной», т.е. предшествующей Ренессансу XV века.

Полнее всего своеобразие итальянской готики отразилось в архитектуре соборов Сиены и Орьвьетто. В этих зданиях горизонтальные членения фасадов и интерьеров придают их архитектуре спокойствие и ощущение массивности. Характерно чередование темного и светлого камня в отделке колонн и стен — переработанный мотив византийской кладки.

В основном же в Италии наблюдаются лишь отдельные черты готики: «модные» мотивы арок, башни. Трехчастное арочное оформление проемов окон.

В Италии сохранилось много памятников готики светского характера: ратуши, дворцы, лоджии, фонтаны. Из наиболее крупных примеров — палаццо Веккио во Флоренции, палаццо Публико в Сиене, Дворец дожей.

Стилистические особенности складываются в эпоху, завершающую развитие средневекового европейского искусства, где скуль­птурой, цветными витражами создавалось архитектурное пространство, исключительное по силе эмоционального воздействия на человека. Хотя скульптура и живопись в период готики еще не отделились в самостоятельные ветви искусства, но уже в то время живописные работы и крупная пластика отличались высоким мастерством и экспрессией образов.

Струящиеся формы скульптур, арок, переплетов, обилие тонких вертикальных членений были продиктованы не только средневековой эстетикой, но и практическими соображениями: в таких формах не задерживается дождевая вода — главный враг каменных конструкций. Нередко крыши соборов возводились раньше, чем арочные и сводчатые завершения.

Гуманистический характер итальянской архитектуры способствовал преодолению основных противоречий готики: рациональности и стремления к художественной правде, а с другой стороны, избытка декоративности и мистицизма. Развитие реалистических тенденций итальянской готики подготовило расцвет архитектуры Ренессанса.

Основные достижения готики

• Появление новой конструктивной схемы храмов с очень сложной каркасной системой, облегченными сводами на гуртах и нервюрах, позволяющей создать большое свободное внутреннее пространство.

• Хотя готика возникла в процессе развития романской архитектуры, — это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции.

• Синтез различных видов искусств и архитектуры.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Состав ЭВМ с открытой (магистральной) архитектурой. | Сущность межбанковских расчетов и назначение корреспондентских и субкорреспондентских счетов банков




Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 6000;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.