Фрески церкви Спаса на Нередице.
Большинство фресок церкви безвозвратно погибло во время Великой Отечественной войны. Когда-то они единым ковром покрывали все стены, своды и купол храма. Фрески были созданы несколькими мастерами.
«Вознесение Христа» - сцена была помещена в куполе,
«Богоматерь Оранта» с изображением на груди Христа в круге - изображена в апсиде,
два ряда святителей церкви – в апсиде под Богородицей.
«Страшный суд» - на западной стене.
Страсти Христовы -свободно, без заранее продуманного плана, развертывался на стенах церкви евангельский рассказ, в котором большое место было отведено сценам Страстей Христовых.
Вообще искусство нередицких мастеров суровое и даже грозное. Недаром основная композиция здесь - Страшный суд, в которой с особым вниманием художник изобразил адские мучения. Суровые лики апостолов, сидящих по сторонам от Христа, суровые священники в алтаре, грозные пророки в барабане купола окружали вошедшего в храм. Фрески отличались живописностью, широтой и смелостью письма.
Икона.
Иконы Новгорода XII — начала XIII века можно отнести к двум направлениям:
- византизирующему, аристократическому,
- местному, демократическому.
Икона «Ангел Златые власы», XII в. -принадлежит к первому, византизирующему, аристократическому,направлению, — небольшое оплечное изображение, когда-то входившее в композицию Деисуса, состоявшую из нескольких икон. Лицо архангела отличают тонкая красота черт, светлая одухотворенность, с которой может сравниться только лицо Владимирской Богоматери.
Мужественная сила образов, яркая декоративность и орнаментальность характеризуют иконы местного демократического направления.
Икона «Христос на троне», XIII в., ГТГ - принадлежит к местной Новгородской школе. Орнаментальность трактовки волос Христа, морщин на лбу, складок одежд в сочетании с яркой и разнообразной их окраской, в которой преобладает киноварь, придает нарядность иконе, по духу близкой светскому произведению.
«Иоанн, Георгий и Власий», XIII в. - икона Русского музея. Святые Георгий и Власий были особенно почитаемы новгородцами, так как покровительствовали ремесленникам, земледельцам, скотоводам. Сходство орнаментов, колорита, рисунок надписей позволяют сделать вывод, что обе названные иконы, если и не были написаны одним мастером, то вышли из одной мастерской.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО.
XII —XIII века — период расцвета новгородского прикладного искусства.Орнамент, напоминающий плетение из ремней, который так характерен для заставок и инициалов многочисленных рукописных книг этого времени, имеет аналогии и в украшении изделий из металла, родственен «звериному стилю» Северной Европы.
Два сиона (дарохранительницы) из ризницы Софийского собора - особенно примечательны в художественном отношении. Это своего рода модели храмов. Большой сион украшен рельефными фигурами двенадцати апостолов. Они отличаются легкими и стройными пропорциями, тонкой проработкой ложащихся по форме тела складок.
Кратиры - сосуды для причастия – украшены рельефами другой манеры. Ручки украшены гроздьями винограда. Для рельефов типична известная плоскостность. Фигуры святых большеголовы, коренасты и напоминают о новгородской иконописи демократического направления. В надписи на поддоне одного из них указано имя мастера - Коста, на другом — Братила. Как можно определить по характеру начертания букв, сосуды выполнены в первой половине XII века.
Маленькие иконки оклада Мстиславова евангелия XII века, хранящегося в Историческом музее – свидетельствуют о высоком уровне искусства перегородчатой эмали, которым славились как мастера Новгорода, так и Киева.
Псков.
Подобным Новгороду торговым и ремесленным центром был Псков. Как и в Новгороде, городом управляло вече. Здесь оно было еще более демократичным.
Спасо-Преобра-женский собор Мирожского монастыря (1156) - один из первых каменных храмов Пскова. План собора приближается к квадрату. Его двум низким боковым апсидам на западе когда-то соответствовали два низких притвора (позднее их высота была увеличена). Стены, выложенные из местной известняковой плиты, были выровнены розоватой обмазкой.Материалом кровли служила черепица. Прекрасно найденные пропорции придавали этому небольшому одноглавому зданию монументальность и величие.
Фрески Спасо-Преобра-женского собора Мирожского монастыря.Сразу же после постройки собора приступили к его росписи.
«Вознесение Христа» - как в Нередице и Старой Ладоге изображено в куполе.
«Преображение Господне», праздник, которому посвящен храм, изображено на алтарном своде.
Трехфигурный Деисус - помещен в верхней части апсиды.
Большое внимание художники уделили в храме сценам из жизни Божией Матери.
Располагая фрески на стенах храма, живописцы отказались от вертикальных членений, поэтому одна сцена непосредственно переходит в другую. Композиции отличаются уравновешенным и строгим ритмом, тесно связанным с архитектурой церкви. Одухотворенно красивые лица восточного типа, золотые тонкие линии в одеяниях святых, золотистый колорит характерны для этих росписей, авторы которых, несомненно, были знакомы с памятниками современного им константинопольского искусства.
Монголо-татарские нашествия внезапно прекратили тот блестящий расцвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре Киевского государства и Владимиро-Суздальского княжества. Хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла. Прошло много лет, прежде чем освободившиеся от монголо-татарского ига русские люди смогли снова жить и творить, как ранее.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1090;